Особенности охраны труда в организациях розничной торговли

Статьи по охране труда

Свое дело я открыл пять лет назад. Взял в аренду помещение, отремонтировал, закупил торговое оборудование, нанял продавцов и торгую продуктами питания. Человек я законопослушный и хочу, чтобы у меня все было правильно. Положено что-то по закону делать, я делаю, чтобы претензий ко мне со стороны государства не было.

 

Одной из задач которую я решил реализовать в своей организации в полном объеме, стала охрана труда. Дело нужное, но не простое, сколько бумаг надо подготовить и вести! Только хороший специалист по охране труда это знает, поэтому систему управления охраной труда мне разработать помогли, оформили, все по полочкам разложили, а дальше я уже сам.

Сроки соблюдаю, медосмотры и инструктажи провожу, журналы необходимые веду, сам проверку знаний по вопросам охраны труда в администрации района регулярно раз в три года прохожу.

Чтобы максимально труд своих продавцов облегчить и обезопасить с поставщиками договорился, чтобы товар прямо к стеллажам доставляли, а продавцам только и оставалось, что его на прилавки и на полки разложить.

Для кратковременного отдыха, когда покупателей нет, стулья купил, пусть продавцы сидят, тем более девушки молодые на работе в босоножки на каблуках переобуваются, благо тепло в магазине круглый год.

Так и работал все годы без происшествий и потрясений, пока не пришло письмо из контролирующего органа, уполномоченного проводить проверки – проверять Вас будем по охране труда!

Ну что ж, проверяйте! Я к этому давно готов был, хотя законодательство соблюдал не для того чтобы проверку пережить, а чтобы себя и своих работников от нежелательных событий уберечь.

И вот в назначенный день, приходит проверяющий.

«Все документы, – говорит, – по охране труда на стол сложите, я их просмотрю и скажу, что у вас не так и чего не хватает».

Принес я ему папку с документами, инструкции по охране труда, журналы, чай-кофе, работай мил-человек.        

Долго он записи мои по охране труда сортировал-изучал. В журналах и первую страницу и последнюю проверил и подписи работников сличил, даты сравнил. Потом попросил по рабочим местам его провести, чтобы их на предмет безопасных условий труда проверить и с продавцами побеседовать. Все осмотрел, во все углы заглянул, грустный стал, неразговорчивый.

Спрашиваю: «А были у Вас организации, которые без замечаний проверку прошли?».

«Нет, – отвечает, – у меня таких организаций еще не было, я уже много лет в этом бизнесе и свое дело хорошо знаю!».

После этих слов грустно мне стало, что же я делаю не так по охране труда в своей организации и почему обязательно надо что-то найти отрицательного в моей работе, я же стараюсь? Может правда, проверяющие знают больше? В любом случае, думаю, даже если я нарушения какие допустил, то польза от проверки очевидна, исправлю и дальше правильно делать буду.

Прошло несколько дней, и вручили мне итоговый документ по результатам проверки.

Не буду останавливаться на мелких несоответствиях, которые были устранены прямо во время проверки, но тщательно, видимо для количества, переписаны в итоговый документ, напишу только о тех «нарушениях» которые, на мой взгляд, являются спорными, если не абсурдными.

Пункт 1. Отсутствует технический журнал по эксплуатации здания магазина, акты общих осмотров здания также отсутствуют.

Пункт 2. Отсутствуют настилы деревянные на полу под ногами работников профессии «продавец».

Пункт 3. На рабочих местах продавцов эксплуатирующих электрооборудование (в моем случае это – бытовые холодильники и кассовые аппараты) на токопроницаемых полах помещение магазина (полы в магазине покрыты керамической плиткой!?), отсутствуют – в качестве дополнительного средства защиты от поражения электрическим током – ковры электроизолирущие.    

Итак, по первому пункту.

Магазин мой находится не в отдельно стоящем здании. Таких арендаторов как я, в этом здании десятки. По договору затраты по обслуживанию здания несет арендодатель.

Согласно п. 15 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 141 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений», контроль за техническим состоянием здания осуществляется его собственником (эксплуатирующей организацией) путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров собственными силами, а при необходимости – путем проведения обследования специализированной организацией.

Я не являюсь собственником, и арендодатель не делегировал мне в договоре полномочия по систематическому наблюдению здания в процессе эксплуатации.

Теперь по второму пункту.

Да, действительно, в п. 15 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 63 «Об утверждении Правил охраны труда в организациях торговли», указывается, что для снижения утомляемости, профилактики заболеваемости следует:

по возможности оборудовать рабочие места продавцов стульями или откидными сиденьями для кратковременного отдыха. Не допускается использовать для этих целей ящики и другие случайные предметы. На полу между прилавком и пристенным оборудованием должен быть исправный деревянный настил для предохранения ног от переохлаждения.

Пожалуй, я, конечно же, соглашусь с подобным требованием, если труд моих работников будет проходить в условиях, где необходимо предохранения ног от переохлаждения.

Холодные, сырые полы или, например выездная торговля зимой.

Хотя с другой стороны постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 марта 2003 г. № 26 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам торговли и общественного питания», продавцам предусмотрены средства индивидуальной защиты  в холодный период года на наружных работах и даже в неотапливаемых помещениях:

№ п/п

Наименование профессии, должности

Наименование средств индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средства индивидуальной защиты по защитным свойствам

Срок носки в месяцах

7

Продавец продоволь­ственных товаров

При продаже мясных и рыбных продуктов:

фартук прорезиненный с нагрудником

Вн

12

нарукавники прорезиненные

Вн

12

При продаже рыбных товаров дополнительно:

   

перчатки латексные с шероховатой поверхностью

Мп Ми Вн

До износа

При разрубке мяса:

фартук прорезиненный

с нагрудником

Вн

12

очки защитные

ЗП

До износа

В холодный период года на наружных работах (выставки-продажи, рынки, ярмарки и т.п.) и при работе в неотапливаемых помещениях (торговые киоски, лотки, павильоны, палатки и т.п.):

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

Тн

36

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке

или

Тн

36

рейтузы женские полушерстяные

Тн

24

валяная обувь

Тн20

48

галоши на валяную обувь

 

24

 

Кроме того, какие это должны быть настилы, сплошные или решетчатые, какой высоты и как продавцу в босоножках на каблуках или шлепанцах не споткнуться о такой настил и не сломать палец на ноге?

Я обошел несколько магазинов и нигде не увидел деревянных настилов между прилавком и пристенным оборудованием.

А вот интересно, если между прилавком и стеной нет пристенного оборудования значит и настил не нужен?

Если искать аналогии, то в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 64 «Об утверждении Правил охраны труда в организациях общественного питания» в п. 22  записано, что в холодных помещениях поверх пола на рабочих местах должны быть предусмотрены утепляющие настилы, а в п. 57 что на рабочих местах в производственных помещениях по предварительной обработке продуктов (мяса, рыбы, овощей и другого) в холодных цехах, в моечных столовой и кухонной посуды под ногами работника должен быть исправный деревянный решетчатый настил.

Получается, что даже в организациях общественного питания настилами надо оборудовать не все рабочие места «между прилавком и пристенным оборудованием», а только в отдельных «холодных» согласно технологическому процессу помещениях.

Это пункт правил по охране труда в организациях торговли связанный с настилами, наверное, и применять тоже надо избирательно в зависимости от условий, в которых работает работник, потому что трудно себе представить современный торговый зал и прыгающих по деревянным настилам продавцов и где-то покупателей.

Наконец по третьему пункту.

Проверяющий сослался на главу 17 «ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ» постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» на п. 287-290, в которых идет речь исключительно об эксплуатации электроустановок, к которым отнести бытовой холодильник или кассовый аппарат довольно проблематично.

В п. 3.38 ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденных и введенных в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 228, термин электроустановка, поясняется как совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.

Поэтому с лозунгом: «Каждому продавцу по диэлектрическому коврику!», я бы не спешил.

Проверка организации, в том числе и по охране труда для руководителя процедура довольно нервозная и ответственная.

За правильным, точным и единообразным исполнением своих должностных обязанностей и соблюдения требований по охране труда в организации в целом стоит сохранение здоровья и жизни работников и то, что в организации не происходит несчастных случаев, это не случайность, а элементарная забота работающих о своем здоровье.

Если к этому добавить еще и старания администрации организации по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда, то эффективность функционирования системы охраны труда будет на самом высоком уровне.

  Поэтому выполнение некоторых требований по охране труда целесообразно связывать с оправданной необходимостью их применения в зависимости от условий, в которых их надо применять обязательно.

В Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» на первое место ставится приоритет направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.

Какая же это получается мера профилактического и предупредительного характера, если к субъекту хозяйствования предъявляют требования, которые вызывают некоторые сомнения в необходимости их общеобязательного применения…

Поэтому я не представляю, что мне делать с этим представлением контролирующих органов о моих нарушениях?

 

Качественная разработка документов по охране труда индивидуально для Вашей организации:

telephone-green

+375 (29) 35-70-911 (A1)

+375 (33) 35-70-911 (mts)

 

nefox