Охрана труда как системная категория неразрывно связана с системой управления этой деятельностью.
Исходя из современных воззрений охрана труда и управление этой деятельностью в организации как системные категории состоят из следующих элементов:
политика организации в области охраны труда; цели по реализации политики в области охраны труда; программы управления, включающие задачи по достижению целей управления охраной труда и мероприятия для решения указанных задач;
ресурсы (материальные, трудовые и финансовые) на осуществление мероприятий по охране труда; функции управления охраной труда; методы управления охраной труда; органы управления охраной труда; объекты управления охраной труда;
законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляются работа по охране труда и управление этой деятельностью.
В ряде литературных источников задачи и мероприятия именуются целями второго и третьего уровней. Указанное означает лишь различие в терминологии, не меняя существа дела - мероприятия занимают подчиненное положение по отношению к задачам, а задачи - подчиненное положение по отношению к целям, т. е. указанные три категории составляют иерархическую систему. Данное обстоятельство также означает, что каждая из поставленных целей может быть достигнута лишь при решении всех связанных с ней задач для чего необходимо выполнить соответствующие задачам мероприятия. Или, иными словами, без выполнения каких-либо мероприятий не будет решена полностью соответствующая задача и как следствие не будет достигнута соответствующая цель.