При трудовой деятельности происходит то или иное воздействие производственной среды и трудового процесса на организм человека. Это воздействие обуславливается особенностями технологического процесса (степень автоматизации и механизации производственных процессов, герметичность оборудования, удобство его обслуживания и др.), характером трудового процесса (рабочая поза, степень нервно-эмоционального и мышечного напряжения и др.), санитарными условиями труда (метеорологические условия, загрязнение воздуха пылью и вредными газами, наличие шума, вибрации, ультразвука и др.).
Если человек трудится в благоприятных условиях, это приводит к повышению работоспособности, сокращению расхода его энергии на единицу выполненной работы, способствует сохранению здоровья и всестороннему развитию личности.
Однако при некоторых условиях факторы производственной среды могут оказывать вредное воздействие на организм работающих.
Недоработки оборудования также нередко приводят к тому, что человек вынужден восполнять ее недостатки: вынужден работать в повышенном темпе, с перенапряжением физиологических функций, в неудобной рабочей позе.
Нужно стремиться к тому, чтобы не человек с известными трудностями и издержками приспосабливал себя к уже внедренной в производство технике, а наоборот - необходимо, чтобы проекты новых машин и оборудования учитывали создание наиболее благоприятных условий труда.
Следует иметь в виду, что на стадии конструирования легче найти правильное решение, обеспечивающее безопасность машины, нежели в процессе эксплуатации приспособить ее к требованиям охраны труда. Любая машина должна быть сконструирована так, чтобы работать на ней было удобно, легко и безопасно.
Таким образом человек изменяет, приспосабливает производственную среду к своим потребностям и в то же время сам приспосабливается к выполняемой работе, к требованиям безопасного ее выполнения.
Для'успешного и безопасного выполнения любой работы работник должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Знания, умения и навыки - это различные ступени совершенствования трудовых действий. Можно знать, как следует выполнять то или иное действие, но не уметь его выполнить эффективным образом. После известного периода упражнений и обучения человек может превратить свои знания в умение. Доведенное до совершенства умение переходит в навык.
Практика показывает, что формирование трудовых навыков зачастую происходит довольно медленно и со значительными трудностями.
Обучение отдельным операциям можно организовать непосредственно на рабочем месте или на специальных учебных установках - тренажерах, которые позволяют формировать необходимые умения и навыки.
На тренажере следует создавать возможность тренирующемуся ощущать результат своих действий и осуществлять самоконтроль.
Наряду с обучением работающего важными формами приспособления человека к окружающим условиям в процессе труда служат профессиональный отбор работников по профессиональным данным, состоянию здоровья, психофизиологическим качествам, их психологическая подготовка к труду, а также изучение роли личностного фактора в происшедших несчастных случаях, авариях и случаях брака в работе.
Эти вопросы являются предметом технической психологии, которая изучает возможности психики человека в производственных условиях, определяет, например, его способность сохранять внимание к производственным сигналам и опасностям до конца рабочего времени, не допуская ошибок, зависимость этой способности от окружающей обстановки.
Использование закономерностей этой науки позволяет успешно решать задачи приспособления человека к выполняемой работе и наоборот.