Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда частично отражены в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года № 424-3 «О Совете Министров Республики Беларусь».
Основными документами, регламентирующими деятельность указанных органов в этом направлении, являются их положения и уставы, утвержденные Правительством Республики Беларусь.
Задачи данных органов государственного управления и государственных организаций сформулированы в ТК, Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61-3).
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:
государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;
разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих сферах деятельности;
разработку и реализацию отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных или входящих в их состав (систему) организациях, в том числе в их обособленных подразделениях, имеющих учетный номер плательщика, разработку и реализацию мер по их профилактике;
контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль);
организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных организаций;
организацию и координацию проведения научно-исследовательских работ по вопросам условий и охраны труда;
информационное обеспечение подчиненных организаций по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных организациях;
международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
Для практического осуществления деятельности по охране труда в соответствующих отраслях указанными органами создаются в своих аппаратах службы или вводятся должности специалистов по охране труда, которые в своей работе руководствуются Типовым положением о службе охраны труда республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства груда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 172.
Задачи указанной службы (специалиста по охране труда) разнообразны. Ими, в частности, являются:
подготовка предложений по формированию и осуществлению государственной политики в области охраны труда, совершенствованию
отраслевой системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению в подведомственных организациях здоровых и безопасных условий труда;
подготовка предложений по разработке и принятию отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
оказание организационно-методической помощи по вопросам охраны труда подведомственным организациям;
участие в организации обучения, повышения квалификации и организация проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;
осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в подведомственных организациях в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
информационное обеспечение подведомственных организаций по вопросам охраны труда;
распространение передового опыта в области охраны труда в подведомственных организациях.
Для решения этих задач указанные службы (специалисты) наделены необходимыми для этого полномочиями. В частности, они имеют право:
проводить проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в подведомственных организациях, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда;
выдавать работодателям, их должностным лицам обязательные для исполнения требования (предписания) об устранении нарушений требований законодательства об охране труда;
приостанавливать (запрещать) путем выдачи требования (предписания) эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;
вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.