Инструкция по оценке рисков и установлении целей в области охраны труда - 2020

Система управления охраной труда

В журнале "Охрана труда" №6 за июнь 2020 года в статье «Инструкция по оценке рисков и установлении целей в области охраны труда» опубликован пример Протокола заседания комиссии по охране труда.

УТВЕРЖДАЮ

Директор (наименование организации)

(подпись)

(дата)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Идентификация опасностей, оценка рисков и возможностей.

Цели в области охраны труда и планирование их достижения

1. Назначение и область применения

Настоящая методическая инструкция устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки рисков и их возможностей, разработку целей в области охраны труда (здоровья и безопасности при профессиональной деятельности) при управлении рисками и планирование их достижения.

Практическая реализация требований настоящей методической инструкции позволяет разработать стратегию возможностей и определить тактику достижения целей в области охраны труда (здоровья и безопасности при профессиональной деятельности) при планировании управления рисками в (наименование организации).

Действие настоящей методической инструкции распространяется на все структурные подразделения, виды деятельности и работающих (наименование организации).

Настоящая методическая инструкция разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 18 декабря 2019 г.), в которую интегрированы требования государственного стандарта СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению».

2. Нормативные ссылки

В настоящей методической инструкции использованы ссылки на следующие нормативные правовые акты, в т.ч. технические:

[1] Трудовой кодекс Республики Беларусь.

[2] Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 18 декабря 2019 г.).

[3] СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению».

[4] Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. №130-З «О нормативных правовых актах».

[5] СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

[6] Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 108.

[7] ГОСТ 12.0.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения».

[8] Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (в ред. от 6 марта 2018 г.).

[9] Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 51.

[10] Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98 (в ред. от 30 апреля 2020 г.).

[11] Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (в ред. от 28 января 2020 г.).

[12] Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. №35 (в ред. от 30 января 2020 г.).

[13] Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211 (в ред. от 2 июля 2015 г.).

[14] Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57.

[15] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 74 «Об установлении форм» (в ред. от 30 января 2020 г.).

[16] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 73 «О предоставлении нанимателями документов по аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде».

[17] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 6 марта 2018 г.).

[18] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (в ред. от 31 октября 2013 г.).

[19] Инструкция о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 июля 2005 г. № 86 (в ред. от 26 декабря 2016 г.).

[20] Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 111.

[21] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (ред. от 29 июля 2016 г.).

[22] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда. Размеры доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» (ред. от 28 января 2020 г.).

[23] Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия».

[24] ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».

Примечание – При пользовании настоящей методической инструкцией целесообразно проверить действие ссылочных документов. Если они заменены (изменены), то следует руководствоваться замененными (измененными) документами. Если ссылочные документы отменены без замены, то требования, в которых даны ссылки на них, применяются в частях, не затрагивающих эти ссылки.

3. Обозначения и сокращения. Термины и определения

3.1. Обозначения и сокращения

В настоящей методической инструкции применяются следующие обозначения и сокращения:

ЕКСД – Единый квалификационный справочник должностей служащих.

ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

ЛПА – локальный правовой акт.

НПА – нормативный правовой акт.

ОТ – охрана труда.

ПДК – предельно допустимая концентрация.

ПДУ – предельно допустимый уровень.

СИЗ – средство индивидуальной защиты.

СОТ – служба охраны труда.

СУОТ – система управления охраной труда.

ТНПА – технический нормативный правовой акт.

3.2. Термины и определения

В настоящей методической инструкции применяются следующие термины и определения:

Акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство (п. 1 ст. 2 [4]).

Документ – информация и носитель, на котором она содержится (п. 3.8.4 [5]).

Документированная информация – информация, требующая управления и поддержки, а также носитель, на котором она содержится (п. 3.24 [3]).

Примечания:

a) документированная информация может быть представлена в любом формате и на любом носителе и получена из любого источника;

b) свидетельства достигнутых результатов (записи) также относятся к документированной информации.

Заинтересованная сторона – лицо или группа лиц на рабочем месте или вне его, которые заинтересованы в результативности ОТ в (наименование организации).

Законодательные и другие требования – требования, которые установлены в НПА, ТНПА и ЛПА по ОТ.

Примечания:

a) Законодательные требования – требования, которые установлены в НПА и ТНПА по ОТ.

b) Другие требования – требования, которые установлены в ЛПА по ОТ.

Законодательство – система НПА, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений (п. 1 ст. 3 [4]).

Законодательство об охране труда – законодательство, основанное на Конституции Республики Беларусь и состоящее из [1], [2], Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных НПА и ТНПА регулирующих отношения в области ОТ и являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения (ч. 2 ст. 2 [2]).

Запись – документ, в котором сформулированы достигнутые результаты или представлены свидетельства осуществленной деятельности (п. 3.8.10 [5]).

Идентификация опасности – процедура обнаружения (выявления и распознания) опасности и определение ее характеристик (абз. 2 п. 9 [6]).

Карта опасностей и рисков – документ, содержащий расчеты величин рисков от воздействия идентифицированных опасностей и подтверждающий результаты выполненной работы по идентификации опасностей по профессиям рабочих, должностям служащих и выполняемым ими видам работ. В карте опасностей и рисков также ведется учет динамики изменения величин рисков после реализации мероприятий по управлению рисками, в т.ч. после аварии, несчастного случая или профессионального заболевания.

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или нежелательной ситуации и предотвращения повторного их возникновения.

Локальные правовые акты, содержащие требования по охране труда; ЛПА по ОТ – документы, принятые (изданные) работодателем, устанавливающие обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности по обеспечению безопасного труда и сохранения жизни, здоровья работающих в процессе профессиональной деятельности.

Непрерывное совершенствование; постоянное улучшение – последовательно повторяющийся процесс повышения результативности СУОТ, направленный на улучшение деятельности организации по ОТ (абз. 4 п. 9 [6]).

Неустранимый риск – стойкий минимальный остаточный риск при всей совокупности проведения возможных профилактических мероприятий при данной технике, технологии и экономических затратах (п. 2.2.64 [7]).

Неприемлемый риск – риск, превышающий установленный в (наименование организации) норматив уровня приемлемого риска.

Нормативный правовой акт; НПА – официальный документ, принятый нормотворческим органом (должностным лицом), который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (п. 8 ст. 2 [4]).

Обучение по вопросам охраны труда; обучение по вопросам ОТ – процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение работающими содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности (абз. 8 ч. 1 ст. 1 [2]).

Опасность – источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего.

Остаточный риск – величина риска в балах, рассчитанная при проведении повторной оценки риска после выполнения мероприятий по снижению риска (обозначается «РО»), или при проведении внеплановой оценки риска после несчастного случая (обозначается «РНС»).

Охрана труда (здоровья и безопасность при профессиональной деятельности); ОТ – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (абз. 11 ч. 1 ст. 1 [2]).

Оценка риска – процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников, а также для принятия решения о приемлемости риска (абз. 7 п. 9 [6]).

Политика в области охраны труда; Политика в области ОТ – декларация нанимателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по обеспечению требований по ОТ (п. 10 [6]).

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события.

Приемлемый риск – риск, уменьшенный до уровня, который в данной ситуации и на данном этапе развития (наименование организации) может допустить в процессе своей деятельности.

Примечания:

a) Для установления уровня приемлемого риска применяется термин норматив уровня приемлемого риска.

b) Норматив уровня приемлемого риска утверждает наниматель, при необходимости – с допустимыми исключениями.

c) Норматив уровня приемлемого риска документально оформляется:

– первоначально, после выполнения работ по расчету рисков, протоколом заседания рабочей группы по идентификации опасностей и оценке рисков, который утверждает руководитель организации;

– в дальнейшем, после выполнения мероприятий по управлению рисками и оценки остаточного риска, решением при подведении итогов в отчете по анализу функционирования СУОТ.

d) Допустимые исключения рекомендуется применять при большом количестве рисков с одинаковыми баллами, которые превышают планируемый норматив уровня приемлемого риска. В таких случаях делаются допустимые исключения для включения части таких рисков с одинаковыми баллами в категорию приемлемых рисков.

e) Также допустимые исключения можно применять для рисков, величина которых ниже планируемого норматива уровня приемлемого риска, но текущая ситуация в области ОТ по соблюдению законодательных и других требований, собственной Политики в области ОТ, а также рекомендаций или требований заинтересованных сторон требует включения их в категорию неприемлемых рисков.

f) Кроме того, допустимые исключения можно применять для рисков, которые имеют малую величину, но такую же опасность и мероприятия по управлению риском, как и у того, величина которого превышает норматив уровня приемлемого риска.

g) Решение по утверждению допустимых исключений рисков принимает руководитель организации.

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса (п. 3.26 [3]).

Примечание – Процедуры могут быть документированными и недокументированными.

Процесс – набор взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (п. 3.25 [3]).

Работающие – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством (абз. 14 ч. 1 ст. 1 [2]).

Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (абз. 8 ст. 1 [1]).

Рабочее место – место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности (абз. 2 ст. 31 [1]).

Реестр документации и записей по охране труда и системе управления охраной труда; реестр документации и записей по ОТ и СУОТ – систематизированные по разделам перечни ЛПА и записей по ОТ, которые необходимо разрабатывать, оформлять и вести в соответствии с требованиями НПА и ТНПА об охране труда и по разработке СУОТ.

Реестр нормативных правовых актов, в т.ч. технических, по охране труда; Реестр НПА и ТНПА по ОТ – систематизированные по разделам перечни актов законодательства об охране труда, применимых к деятельности (наименование организации).

Реестр ранжирования рисков – документ, оформляемый для систематизации работы по оценке риска и поочередного рассмотрения рисков и достигнутых возможностей, а также планирования целей в области ОТ и их достижения, в котором из всех карт опасностей и рисков обобщается информация по опасностям, и риски с наибольшими баллами ранжируются по величине.

Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (п. 3.13 [3]).

Ресурсы – средства (финансы, материалы, трудовые ресурсы (люди), время, оборудование, технологии, инфраструктура и т.п.), позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.

Риск – сочетание вероятности воздействия опасности и тяжести последствий от воздействия опасности (повреждение здоровья или утрата трудоспособности либо смерть работающего) (обозначается «Р»).

Руководитель структурного подразделения – руководитель, подчиненный непосредственно либо руководителю организации, либо его заместителю.

Руководитель работ; непосредственный руководитель – должностное лицо, в непосредственном подчинении которого находятся другие работники (абз. 3 п. 5 [9]), а также должностное лицо, которое работает непосредственно с исполнителями процессов (п. 59 [8]).

Примечание – Между непосредственным руководителем работ и подчиненными работниками нет никаких промежуточных руководящих должностей. Руководитель структурного подразделения, который работает непосредственно с исполнителями процессов, также является руководителем работ (непосредственным руководителем).

Система управления охраной труда; система менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности; СУОТ – совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (абз. 24 ч. 1 ст. 1 [2]).

Совмещение и совместительство:

a) совмещение – выполнение работником у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст. 67 [1]);

b) совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 [1]).

Примечание – При совмещении работа выполняется на основании одного (т.е. ранее заключенного трудового договора, контракта). Совместительство осуществляется при заключении другого трудового договора (контракта).

При совмещении работа по другой профессии (должности) выполняется в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего дня. По совместительству выполнение работы допускается только в свободное от основной работы время.

Совмещение возможно только у одного и того же нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору (контракту). По совместительству работа может выполняться как у того же нанимателя, так и у другого.

При совмещении работнику производится доплата за совмещение профессий (должностей). По совместительству заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.

Стажировка по вопросам охраны труда; стажировка по ОТ – практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем (абз. 27 ч. 1 ст. 1 [2]).

Структурное подразделение – официально выделенная часть организации, возглавляемая руководителем, который непосредственно подчинен либо руководителю организации, либо его заместителю.

Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации; ТНПА в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, общегосударственные классификаторы Республики Беларусь, технические условия и стандарты организаций. (п. 1 ст. 26 [4]).

Уполномоченный в соответствии с системой управления охраной труда; уполномоченный в соответствии с системой менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности; уполномоченный в соответствии с СУОТ – лицо, назначаемое приказом из числа заместителей директора, с особой ответственностью за ОТ (независимо от других обязанностей), на которое возлагается ответственность по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и непрерывного совершенствования СУОТ (ч. 7 ст. 20 [2]; п. 19 [6]; абз. 2 п. 5 [9]; п. 4 [10]).

Управление риском – целенаправленная деятельность по разработке и реализации мероприятий для снижения неприемлемых рисков, а также удержания их в пределах установленного норматива.

Цель в области охраны труда; цель в области ОТ – цель, устанавливаемая для достижения результативности ОТ (абз. 12 п. 9 [6]).

Человеческий фактор – случайные ошибочные или осознанные действия, или решения работающих, в т.ч. невыполнение законодательных и других требований по предотвращению воздействия опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Вероятность проявления человеческого фактора применяется при расчете рисков и обозначается «Ч».

Примечание – В связи с различием применяемой терминологии в законодательстве об ОТ Республики Беларусь и в [3] в СУОТ (наименование организации) используются термины, определения и сокращения, которые соответствуют законодательству, а именно являются идентичными и взаимозаменяемыми:

– термин управление охраной труда и термины менеджмент охраны труда, менеджмент здоровья и безопасности при профессиональной деятельности;

– сокращение СУОТ и сокращения СМЗиБПД, OH&S.

4. Идентификация опасностей, оценка рисков и возможностей

4.1. Общие положения

Идентификация опасностей, оценка рисков и управление рисками состоит из двух составляющих:

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда по процедуре, установленной требованиями [11] и [12];

– проведение идентификации опасностей, а также выявление условий работы, которые не исследовались при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка рисков от этих опасностей и управление рисками по процедуре, установленной настоящей методической инструкцией.

4.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда

4.2.1. В соответствии с требованиями п. 2 [11] и п. 4 [12], аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на рабочем месте, на котором работник занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день (п. 12 [12]).

4.2.2. Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводит аттестационная комиссия, которая назначается приказом в соответствии с требованиями п. 3 [11].

4.2.3. Состав аттестационной комиссии определяется согласно п. 4 [11].

4.2.4. Аттестационная комиссия определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (п. 5.3 [11]).

4.2.5. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, оформляется по форме, приведенной в приложении А.

4.2.6. В перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, в соответствии с требованиями абз. 2 и абз. 5 п. 51 [11] включаются профессии рабочих (должности служащих) и виды работ (независимо от результатов предыдущей аттестации), которые предусмотрены в [18] и [14].

4.2.7. По решению аттестационной комиссии в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии:

– занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и подтверждения данных условий результатами предыдущей аттестации (абз. 6 п. 51 [11]);

– наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше ПДК и (или) ПДУ, подтвержденных протоколами измерений и исследований (абз. 7 п. 51 [11]).

4.2.8. Перед началом измерений и исследований в соответствии с требованиями п. 5.6.1 [11] аттестационная комиссия самостоятельно или с привлечением своих специалистов обследует рабочие места в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям ОТ с принятием мер по устранению выявленных недостатков.

4.2.9. Результаты обследования и запланированные (принятые) меры по устранению выявленных недостатков оформляются протоколом по форме приложения 1 к [15].

4.2.10. В соответствии с требованиями п. 5.6.2 [11] и п. 13 [12] аттестационная комиссия выполняет самостоятельно или с привлечением своих специалистов фотографии рабочего времени и оформление карт фотографий рабочего времени по форме приложения 4 к [12].

4.2.11. На основании информации из карт фотографий рабочего времени формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованию на конкретном рабочем месте. Перечень оформляется по форме приложения 2 к [15].

4.2.12. При аттестации рабочих мест по условиям труда измеряются уровни факторов и показателей производственной среды, которые в соответствии с требованиями п. 8 [12] оформляются протоколами по форме приложения 2 к [12] на основании измерений и исследований, выполненных в течение года:

  • – химический фактор (гл. 3 [12]);
  • – биологический фактор (гл. 4 [12]);
  • – содержание в воздухе рабочей зоны пыли, аэрозолей (гл. 5 [12]);
  • – шум, вибрация общая, вибрация локальная, инфразвук и ультразвук (гл. 6 [12]);
  • – электростатическое и электромагнитное поля, лазерное и ультрафиолетовое неионизирующие излучения (гл. 7 [12]);
  • – при работах с источниками ионизирующего излучения (гл. 8 [12]);
  • – микроклиматические условия (гл. 9 [12]);
  • – параметры освещения рабочих мест (гл. 10 [12]);
  • – воздействие аэроионизации (гл. 11 [12]).

В соответствии с требованиями п. 5.5.1 [11] инструментальные замеры проводят аккредитованные испытательные лаборатории.

Также исследуются тяжесть и напряженность трудового процесса в соответствии с требованиями п. 5.5.2 [11].

4.2.13. Исследования тяжести и напряженности трудового процесса проводят специалисты (наименование организации) или на договорной основе сторонние организации, аккредитованные на оказание услуг в области ОТ по проведению аттестации.

4.2.14. Показатели тяжести трудового процесса измеряются и рассчитываются в соответствии с требованиями п. 9 и гл. 12 [12], оформляются протоколами по форме приложения 3 к [12], которые удостоверяются подписями проводивших ее специалистов.

4.2.15. Показатели напряженности трудового процесса оформляются в соответствии с требованиями п. 15.4 и гл. 13 [12] согласно таблице 11 приложения 1 к [12].

4.2.16. Оценка вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по каждому вышеуказанному параметру проводится путем сопоставления их фактических величин, полученных в результате измерений и исследований, с гигиеническими критериями (ч. 2 п. 7 [12]).

4.2.17. Условия труда исходя из гигиенических критериев в соответствии с п. 8 [13] и ч. 1 п. 61 [12] подразделяются на четыре класса:

  • – 1-й – оптимальные (относят к безопасным);
  • – 2-й – допустимые (относят к безопасным);
  • – 3-й – вредные;
  • – 4-й – опасные.

4.2.18. Вредные условия труда (3-й класс) в соответствии с п. 9 [13] и ч. 2 п. 61 [12] подразделяются на четыре степени вредности (3.1–3.4).

4.2.19. На основании оценок по всем факторам производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гл. 14 [12] проводится общая оценка условий труда по классу (степени).

4.2.19. При общей оценке условий труда, соответствующих 3-му и 4-му классу, для работников устанавливаются различные компенсации, а также обязанность нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников, в частности:

– при оценке условий труда, соответствующих 3-му классу 3-й степени вредности (3.3) и выше, подтверждаются особые условия труда на рабочих местах работников, профессий рабочих, должностей служащих, показатели работ которых предусмотрены Списком № 1, утвержденным [18], занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (абз. 1 п. 91 [12]);

– при оценке условий труда, соответствующих 3-му классу 2-й степени вредности (3.2) и выше подтверждаются особые условия труда на рабочих местах работников, профессий рабочих, должностей служащих, показатели работ которых предусмотрены Списком № 2, утвержденным [18] (п. 92 [12]).

4.2.20. Результаты измерений и исследований вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также оценки и установления класса (степени) условий труда заносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда по форме приложения 5 к [12] (п. 14 и п. 15 [12]).

4.2.21. Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии (п. 98 [12]).

4.2.22. Итоги аттестации утверждаются приказом.

4.2.23. В соответствии с требованиями абз. 1 п. 19 [11] срок действия результатов аттестации составляет пять лет.

4.2.24. Приказ об утверждении очередной аттестации должен быть издан в день, следующий за последним днем действия результатов предыдущей аттестации. Если день утверждения очередной аттестации приходится на нерабочий день, то приказ о ее утверждении издается в рабочий день, непосредственно предшествующий дню утверждения очередной аттестации (абз. 2 п. 19 [11]).

4.2.25. Для снижения (устранения) воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, для которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлен 3-й (вредный) или (4-й (опасный) класс условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда в соответствии с требованиями п. 12.5 [11] и п. 100.5 [12] по форме приложения 13 к [12].

4.2.26. ОК доводит под роспись итоговые документы по результатам аттестации (абз. 3 п. 13 [11]) работникам, на рабочих местах которых проводилась аттестация:

– карту аттестации рабочего места по условиям труда (подписывается работником в п. 6.5 карты);

– приказ по итогам аттестации.

4.2.27. В соответствии с требованиями п. 15 [11] документы по результатам аттестации в месячный срок после издания приказа ее по итогам представляются в государственную экспертизу условий труда по месту регистрации нанимателя в электронном виде с использованием сети Интернет путем обращения на сайт http://mintrud.gov.by.

Порядок представления документов по аттестации в электронном виде установлен в [16].

4.2.28. Проведение внеочередной аттестации (переаттестации) установлено в п. 17 [11].

4.2.29. Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей. В соответствии с требованиями п. 18 [11], приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в шестимесячный срок со дня создания новых рабочих мест.

4.3. Идентификация опасностей, оценка рисков, документальное оформление результатов. Этапы работ по идентификации опасностей и оценке рисков

4.3.1. При аттестации рабочих мест по условиям труда охватываются не все рабочие места, а также исследуются не все условия работы и опасности, которые могут воздействовать на работающих.

4.3.2. В целях исследования воздействия всех опасностей на работающих в процессе их производственной деятельности, а также полного охвата рабочих мест выполняются работы по идентификации опасностей, которые не исследовались при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а также оценка рисков от воздействия этих опасностей по методике, установленной ниже.

4.3.3. Результаты оформляются в картах опасностей и рисков по форме, приведенной в приложении Б.

4.3.4. При идентификации опасностей и оценке рисков исследуется:

  • – деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту;
  • – воздействие на работающих производственной среды;
  • – источники опасности, которые не связаны с рабочим местом, но способны отрицательно воздействовать на работающих;
  • – плановая и внеплановая деятельность.

4.3.5. Выполнение данной работы делится на следующие этапы:

  • – предварительный анализ;
  • – идентификация видов выполняемых работ;
  • – идентификация опасностей;
  • – условия работы;
  • – расчет величины риска от воздействия опасности и оценка возможностей;
  • – оценка риска и установление норматива уровня приемлемого риска;
  • – актуализация результатов идентификации опасностей, оценки рисков и возможностей.

4.3.6. Все этапы по идентификации опасностей и оценке рисков выполняет назначенная приказом рабочая группа под методическим руководством СОТ.

4.3.7. Качественный состав рабочей группы формируется таким образом, чтобы каждый ее член имел осведомленность и компетентность, позволяющую объективно и профессионально идентифицировать опасности для каждого рабочего места и в (наименование организации) в целом, оценить вероятность проявления и тяжесть воздействия опасности с учетом возможностей СУОТ по устранению опасностей и снижению рисков в области ОТ, а также других возможностей для улучшения СУОТ.

4.3.8. В состав рабочей группы также включаются уполномоченные представители профессиональных союзов.

4.4. Предварительный анализ

4.4.1. Предварительный анализ проводится с целью формирования исходных данных, необходимых для выполнения последующей работы по идентификации опасностей и оценке рисков.

4.4.1. При предварительном анализе используется информация:

  • – из Устава (наименование организации) ;
  • – из штатного расписания;
  • – об организационной структуре;
  • – из инструкций по ОТ;
  • – результатов проверок соблюдения законодательства об ОТ;
  • – о несчастных случаях, в т.ч. из информационных писем о несчастных случаях, имевших место в подобных организациях;
  • – о планируемых изменениях в производственной деятельности, технологических процессах, оборудовании или материалах;
  • – от заинтересованных сторон.

4.4.2. При предварительном анализе:

  • – проверяется соответствие наименования профессий рабочих (должностей служащих) [23] и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках ЕТКС, ЕКСД;
  • – оценивается полнота наличия и соответствие актам законодательства об ОТ имеющейся документации по предотвращению воздействия опасностей: инструкций по ОТ, технологической и другой технической документации;
  • – идентифицируются виды работ, выполняемые подрядчиками.

4.4.3. В ходе предварительного анализа формируется проект Реестра карт опасностей и рисков по форме приложения В.

4.4.4. В Реестр карт опасностей и рисков заносятся все должности служащих и профессии рабочих (в т.ч. при выполнении работы по совместительству и при совмещении).

4.4.5. Перечни должностей служащих и профессий рабочих оформляются в Реестре карт опасностей и рисков отдельными разделами: «По должностям служащих» и «По профессиям рабочих».

4.4.6. Допускается объединять карты опасностей и рисков для должностей служащих, которые работают в аналогичных условиях и на которых воздействуют аналогичные опасности.

4.4.7. Для разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по профессии рабочего или должности служащего, а также по совместительству и при совмещении, в Реестре карт опасностей и рисков оформляется отдельный раздел «По видам работ, при работе по совместительству или при совмещении по профессиям рабочих и должностям служащих». Виды работ, выполняемые подрядчиками, также оформляются в данном разделе.

4.4.8. В ходе выполнения работ по идентификации опасностей и оценке рисков проект Реестра карт опасностей и рисков может корректироваться.

Окончательный вариант Реестра карт опасностей и рисков утверждается руководителем организации после подписания рабочей группой карт опасностей и рисков.

4.4.9. Реестр карт опасностей и рисков является документом, на основании которого регистрируются карты опасностей и рисков, а именно: каждой из них присваивается номер раздела в реестре и далее через дробь указывается ее номер в разделе.

Примечание – Например, для карт по должностям служащих регистрационный номер начинается с 1, по профессиям рабочих – со 2, по видам работ, при работе по совместительству или при совмещении по профессиям рабочих и должностям служащих – с 3.

4.5. Идентификация видов выполняемых работ

4.5.1. При оформлении карты опасностей и рисков в столбец 2 заносятся виды работ, которые выполняются в процессе деятельности по данной профессии рабочего (должности служащего) в соответствии с характеристиками работ по ЕТКС, ЕКСД. Также в столбец 2 могут заноситься виды работ, которые не включены в характеристики работ по ЕТКС, ЕКСД, но работающий постоянно их выполняет (по таким видам работ, как правило, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте и повторные инструктажи по ОТ).

4.5.2. Кроме обычной деятельности, рассматривается различные ситуации, а также возможная деятельность случайного или эпизодического характера (например, запуск и остановка производства; уборка территории; техническое обслуживание оборудования, механизмов, их ремонт и т.п.). Такие ситуации также заносятся в столбец 2 карты.

4.6. Идентификация опасностей

4.6.1. Все потенциальные опасности должны быть проанализированы. В ходе анализа определяются те из них, которые оказывают или могут оказать влияние на работающих и состояние условий труда.

4.6.2. Анализируемые опасности должны охватывать всю деятельность и стать основными направлениями планирования работы по ОТ.

4.6.3. Для систематизации и упрощения работ по идентификации опасностей может оформляться Реестр опасностей, которые имеют потенциальную возможность воздействия на работающих в процессе производственной деятельности, по форме, приведенной в приложении Г. При формировании реестра в качестве источника информации об имеющихся опасностях используются инструкции по ОТ и [24]. Также при формирования реестра опасностей можно использовать информацию из приложения 1 к Инструкции о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной[17].

4.6.4. Отдельным разделом в реестр включаются опасности, которые могут воздействовать на работающего, но определения для них отсутствуют в [24].

4.6.5. Идентификация опасностей выполняется отдельно по каждой профессии рабочего (должности служащего). При этом для каждого вида работ, указанного в столбце 2 карты опасностей и рисков, поочередно рассматривается возможность воздействия каждой из опасностей, перечисленных в реестре.

4.6.6. Опасности, имеющие потенциальную возможность воздействия на работающего, заносятся в столбец 3 карты.

Примечание – При выполнении работ по идентификации опасностей могут быть выявлены новые опасности, которые отсутствуют в инструкциях по ОТ или в технологической и другой технической документации. Выявление новых опасностей служит основанием для пересмотра этих документов.

4.7. Условия работы

4.7.1. Риск от воздействия опасности необходимо рассматривать в нормальных условиях (плановая деятельность), а также при потенциальных отклонениях от нормы (аварийные ситуации, аварии, инциденты и др.).

4.7.2. Результат оценки условий работы для каждой идентифицированной опасности заносится в столбец 4 карты опасностей и рисков и обозначается:

  • – для нормальных условий работы – буквой «Н»;
  • – для аварийных условий работы – буквой «А».

4.8. Расчет величины риска от воздействия опасности и оценка возможностей

4.8.1. Величина риска Р рассчитывается членами рабочей группы по идентификации опасностей и оценке рисков отдельно для каждой опасности по формуле

Р = Т × В × [(С + Д + Ч)/3],

где Р – величина риска. После расчета заносится в соответствующую строку столбца 10 карты опасностей и рисков с округлением до 0,1;

Т – величина тяжести вреда от воздействия опасности субъективная. Определяется каждым членом рабочей группы индивидуально по приложению Д с учетом информации о несчастных случаях в (наименование организации), а также из информационных писем о подобных несчастных случаях в других организациях. Заносится в соответствующую строку столбца 5 карты;

В – величина вероятности воздействия опасности субъективная. Определяется каждым членом рабочей группы индивидуально по приложению Е. Заносится в соответствующую строку столбца 6 карты;

[(С + Д + Ч)/3] – величина поправочного коэффициента вероятности возникновения опасности; вычисляется как среднеарифметическая величина от полученных коэффициентов:

С – величина статистики проявления опасности. Определяется рабочей группой на основании имеющейся статистики о несчастных случаях в (наименование организации) за последние 10 лет по приложению Ж. Заносится в соответствующую строку столбца 7 карты;

Д – величина длительности воздействия опасности в течение рабочего дня субъективная. Определяется каждым членом рабочей группы индивидуально по приложению И. Заносится в соответствующую строку столбца 8 карты. Информация о длительности воздействия опасности может браться из карт фотографий рабочего времени;

Ч – величина вероятности проявления человеческого фактора субъективная. Определяется каждым членом рабочей группы индивидуально по приложению К. Заносится в соответствующую строку столбца 9 карты.

4.8.2. Величина вероятности проявления человеческого фактора определяется с учетом анализа следующих источников (отдельно по каждой опасности):

  • – информация по результатам всех видов контроля о случайных ошибочных или осознанных действиях либо решениях работающих по невыполнению установленных требований, которые могли привести к несчастному случаю;
  • – информация о несчастных случаях в (наименование организации), а также из информационных писем о несчастных случаях, имевших место в подобных других организациях.

4.8.3. Коэффициенты Т, В, Д, Ч определяются в баллах каждым членом рабочей группы индивидуально и заносятся в соответствующий столбец карты как среднеарифметическая величина в зависимости от количества членов рабочей группы с округлением до 0,1.

4.8.4. Возможности СУОТ по устранению опасностей и снижению рисков в области ОТ, а также других возможностей для улучшения СУОТ оцениваются рабочей группой при определении величины вышеуказанных коэффициентов для расчета рисков от идентифицированных опасностей.

4.8.5. При оценке возможностей по устранению опасностей и снижению рисков для каждой опасности идентифицируются существующие мероприятия управления воздействием опасностей с учетом информации из следующей документации:

  • – инструкции по ОТ по профессиям и видам работ;
  • – инструкции по эксплуатации оборудования, машин, механизмов, инструментов;
  • – паспорта на оборудование;
  • – технологическая и другая техническая документация;
  • – планы (программы) в области ОТ;
  • – гигиенические сертификаты на материалы;
  • – результаты мониторинга и оценки соответствия.

4.8.6. В результате выполненной работы величина коэффициентов, применяемых для расчета рисков, устанавливается с учетом оценки возможностей выполнения мероприятий управления воздействием по каждой опасности, а также других возможностей для улучшения СУОТ.

4.8.7. Оценка возможностей для улучшения СУОТ может являться основанием для:

  • – модернизации или замены оборудования, машин, механизмов, инструментов;
  • – установки блокировочных и предохранительных устройств;
  • – проведения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, освидетельствования, диагностики;
  • – улучшения состояния рабочих поверхностей, полов;
  • – изменения технологии выполнения работ;
  • – замены применяемых материалов;
  • – пересмотра инструкций по ОТ, технологической и другой технической документации, планов реагирования в аварийных ситуациях (в случае выявления в вышеуказанных документах отсутствия полноты отражения требований по ОТ);
  • – разработки инструкций по ОТ, технологической и другой технической документации, планов реагирования в аварийных ситуациях;
  • – обучения или повышения квалификации работающих;
  • – проведения инструктажей и проверок знаний по вопросам ОТ;
  • – проведения медицинских осмотров;
  • – применения смывающих и обезвреживающих средств;
  • – предоставления компенсаций по условиям труда;
  • – выдачи и применения СИЗ, не предусмотренных в типовых нормах.

4.9. Оценка риска и установление норматива уровня приемлемого риска

4.9.1. Для систематизации работы по оценке риска рабочая группа по идентификации опасностей и оценке рисков из всех карт опасностей и рисков выбирает опасности, имеющие самые большие риски в баллах, и оформляет Реестр ранжирования рисков по форме приложения Л.

4.9.2. Минимальную величину рисков в балах, которые рабочая группа вносит в данный реестр, устанавливает СОТ с таким расчетом, чтобы в реестр было включено примерно 20–30 рисков.

4.9.3. Риски в реестре сортируются сначала по столбцу 2 «Величина риска» в порядке убывания баллов по числу. Затем риски сортируются по столбцу 3 «Описание опасности» в порядке убывания по тексту, а затем, при необходимости, по столбцу 4 «Профессия рабочего (должность служащего)» в порядке убывания по тексту.

4.9.4. Реестр ранжирования рисков является «путеводителем» при формировании очередности для установления норматива уровня приемлемого риска на очередной период.

4.9.5. Оформленные карты и реестр подписываются членами рабочей группы и сдаются в СОТ.

4.9.6. Контрольные экземпляры карт СОТ хранит в отдельной папке с Реестром карт опасностей и рисков в качестве документального подтверждения выполненных расчетов величин рисков для идентифицированных опасностей.

4.9.7. Доведение карт до работающих не требуется, но при необходимости СОТ по согласованию с уполномоченным в соответствии с СУОТ может принять решение о доведении до работников карт в части, их касающейся. Данное решение оформляется распоряжением уполномоченного в соответствии с СУОТ, в котором определяется порядок доведения карт и исполнители.

4.9.8. По результатам рассмотрения Реестра ранжирования рисков с учетом предложений рабочей группы руководитель организации утверждает норматив уровня приемлемого риска.

4.9.9. Первоначальное решение по нормативу уровня приемлемого риска оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждает руководитель организации.

В дальнейшем норматив пересматривается (при необходимости повышается или снижается) при проведении анализа функционирования СУОТ с учетом выполненных (невозможности выполнения) мероприятий и (или) возможности (невозможности) выделения ресурсов для снижения рисков.

4.9.10. Новый норматив уровня приемлемого риска на очередной период документально оформляется в отчете анализа функционирования СУОТ.

4.10. Актуализация результатов идентификации опасностей, оценки рисков и возможностей

4.10.1. Различают полную и локальную актуализации результатов идентификации опасностей, оценки рисков и возможностей.

4.10.2. Полная актуализация проводится с периодичностью, аналогичной аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно: пересмотр карт опасностей и рисков осуществляется не реже одного раза в пять лет рабочей группой по идентификации опасностей и оценке рисков.

4.10.3. Если в течение пяти лет условия труда на рабочих местах не изменились, то действие карт продлевается приказом на следующий срок, о чем делается запись на первой странице карты: «Срок действия продлен. Приказ от «__» ____ 20 __ г. № __».

4.10.4. Локальная актуализация результатов идентификации опасностей, оценки рисков и возможностей осуществляется непрерывно в повседневной деятельности в случаях:

  • – идентификации новых опасностей, риски от воздействия которых в картах не оценены;
  • – замены (модернизации) производственного оборудования, сырья и материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса, условий работы, средств коллективной защиты;
  • – введения новых или внесения изменений и дополнений в НПА, ТНПА, ЛПА, содержащие требования по ОТ, изменяющих условия работы;
  • – реализации мероприятий по управлению рисками;
  • – при несчастном случае или профессиональном заболевании либо аварии.

В первых трех случаях в зависимости от объема изменений или дополнений разрабатываются дополнения к картам либо они заменяются на новые. В остальных случаях порядок внесения изменений или дополнений в карты установлен в следующем разделе методической инструкции.

5. Цели в области ОТ и возможности, планирование их достижения 

5.1. Общие положения

5.1.1. Настоящий раздел методической инструкции определяет порядок установления и достижения целей, планирования мероприятий в области ОТ и управление неприемлемыми рисками.

5.1.2. Основой для установления целей и реализации Политики в области ОТ являются результаты идентификации опасностей и оценки рисков.

5.1.3. Основой для планирования мероприятий в области ОТ и управление неприемлемыми рисками являются цели и Политика в области ОТ.

5.1.4. Разработка и реализация мероприятий в области ОТ для сохранения жизни, здоровья и обеспечения безопасности при профессиональной деятельности являются инструментом для достижения целей и реализации Политики в области ОТ.

5.1.5. Планы и программы в области ОТ для сохранения жизни, здоровья и обеспечения безопасности при профессиональной деятельности должны содержать:

  • – наименования мероприятий;
  • – распределение ответственности (исполнителей);
  • – сроки выполнения;
  • – необходимые ресурсы для выполнения мероприятий.

5.2. Цели в области ОТ и возможности

5.2.1. Для реализации Политики в области ОТ устанавливаются и документально оформляются цели в области ОТ.

5.2.2. Цели в области ОТ должны быть понятны, обеспечены соответствующими ресурсами, определены количественно (где это возможно), иметь реальные сроки выполнения.

Цели в области ОТ направлены на удержание рисков на приемлемом уровне и (или) их снижение до приемлемых уровней.

Для удержания рисков на приемлемом уровне разрабатываются планирующие документы:

  • – план мероприятий по охране труда;
  • – планы по устранению несоответствий, выявленных при проведении внутренних и внешних аудитов;
  • – планы по устранению нарушений, выявленных при проверках государственными органами надзора и контроля.

Целью выполнения таких мероприятий является удержание рисков на приемлемом уровне.

Для каждого риска, превышающего норматив приемлемого уровня, устанавливается согласованная с Политикой в области ОТ цель, направленная на его снижение, которая документально оформляется в программе управления неприемлемыми рисками.

5.2.3. Для оценки возможностей и достигнутых результатов в Положении о СУОТ устанавливаются показатели по оценке функционирования СУОТ. К ним относятся показатели оценки:

  • – организации работы по ОТ;
  • – организации обучения по вопросам ОТ;
  • – состояния ОТ на рабочих местах;
  • – контроля за соблюдением законодательства об ОТ.

5.2.4. В зависимости от полученной результативности в прошедшем периоде и планирования результативности с учетом возможностей на следующий отчетный период можно устанавливать дополнительные показатели снижения:

  • – количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • – рисков до приемлемых уровней;
  • – общего травматизма;
  • – частоты производственного травматизма;
  • – тяжести травматизма;
  • – затрат в связи с несчастными случаями;
  • – несоответствий по результатам аудитов СУОТ.

5.2.5. Установленные числовые критерии для показателей относятся к документально оформленным целям в области ОТ.

5.3. Планирование мероприятий по охране труда

5.3.1. Для планирования мероприятий по ОТ разрабатывается план мероприятий по ОТ по форме, приведенной в приложении М.

Наименования столбцов шапки плана мероприятий по ОТ сформированы с учетом требований, установленных в п. 4 [20].

Разделы в плане мероприятий по ОТ формируются с учетом требований в п. 7 [20] для решения основных задач:

  • – «Мероприятия по устранению (снижению) профессиональных рисков, улучшению условий и ОТ, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости»;
  • – «Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия»;
  • – «Обучение по вопросам ОТ»;
  • – «Информационное обеспечение деятельности по ОТ»;
  • – «Внедрение передового опыта и научных разработок по ОТ».

5.3.2. Мероприятия, включаемые в план мероприятий по ОТ, разрабатываются уполномоченным должностным лицом нанимателя с участием комиссии по охране труда (если таковая создана в организации) или работниками структурных подразделений, определяемых приказом нанимателя, с участием профессионального союза (п. 6 [20]).

5.3.3. Планирование мероприятий осуществляется на год. Мероприятия, которые требуют значительных финансовых затрат и длительного периода времени на их выполнение, могут планироваться на срок два-три года (п. 5 [20]).

5.3.4. Контролируют выполнение плана мероприятий по ОТ руководители структурных подразделений, СОТ, другие специалисты при проведении контроля за соблюдением законодательства об ОТ.

5.4. Планирование мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

5.4.1. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями п. 12.8 [11] и п. 100.5 [12] разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда по форме, приведенной в приложении 13 к [12].

5.4.2. В разработке плана мероприятий по улучшению условий труда принимают участие все структурные подразделения с участием представителей профсоюзного комитета.

5.4.3. Основой для разработки мероприятий по улучшению условий труда является информация о превышениях ПДК и ПДУ факторов производственной среды и трудового процесса, выявленных по результатам аттестации по профессиям рабочих и должностям служащих, включенных в перечни, которые составляются аттестационной комиссией.

5.4.4. Перечень рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, разрабатывается в соответствии с требованиями п. 12.1 [11] и п. 100.1 [12], по форме приложения 9 к [12].

Списки № 1 и № 2 установлены в [18], порядок применения списков установлен в [19].

5.4.5. Перечень рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывается в соответствии с требованиями п. 12.5 [11] и п. 100.2 [12], по форме приложения 10 к [12].

Размеры дополнительных отпусков установлены в [21].

5.4.6. Перечень рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых работающим подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, разрабатывается в соответствии с требованиями п. 12.4 [11] и п. 100.3 [12], по форме приложения 11 к [12].

Перечень установлен в [14].

5.4.7. Перечень рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывается в соответствии с требованиями п. 12.6 [11] и п. 100.4 [12], по форме приложения 12 к [12].

Размеры доплат установлены в [22].

5.4.8. Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых по результатам аттестации не подтверждены условия труда, дающие право на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников, разрабатывается в соответствии с требованиями п. 12.7 [11] по форме приложения 4 к [15].

5.4.9. Через реализацию плана мероприятий по улучшению условий труда уменьшается вредное влияние факторов производственной среды и трудового процесса, выявленных по результатам аттестации.

5.4.10. Контролируют выполнение плана мероприятий по улучшению условий труда руководители структурных подразделений, СОТ, другие специалисты при проведении контроля за соблюдением законодательства об ОТ.

5.5. Планирование мероприятий по управлению неприемлемыми рисками

5.5.1. Для управления рисками, которые превышают установленный норматив уровня приемлемого риска, рабочая группа разрабатывает программу управления неприемлемыми рисками по форме, приведенной в приложении Н (далее – Программа).

5.5.2. Программа разрабатывается на год. Планирование мероприятий, которые требуют значительных финансовых затрат и длительного периода времени на их выполнение, может осуществляться на срок два-три года.

5.5.3. При разработке мероприятий для управления рисками применяется следующая иерархия:

  • – устранение опасности (ее источника);
  • – замена опасности (ее источника) на другую (другой) с меньшей величиной риска;
  • – реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • – реализация административных методов управления, включая обучение;
  • – использование СИЗ.

5.5.4. При разработке мероприятий для управления рисками также можно использовать информацию из приложения 2 к [17] «Классификатор причин несчастных случаев».

5.5.5. Мероприятия для управления рисками предварительно анализируются на предмет появления новых опасностей и связанных с ними рисков.

5.5.6. Программа после согласования с председателем профкома утверждается директором.

5.5.7. Оригинал Программы хранится в СОТ.

5.5.8. СОТ доводит мероприятия Программы до руководителей структурных подразделений (исполнителей), заинтересованных сторон и контролирует их выполнение.

5.5.9. Руководители структурных подразделений (исполнители) организуют выполнение мероприятий Программы.

5.5.10. После выполнения мероприятий Программы рабочая группа, ранее назначенная для идентификации опасностей и оценки рисков, проводит повторную оценку перечисленных в Программе рисков и определяет величины остаточных рисков (РО) с оформлением акта по форме, приведенной в приложении П.

5.5.11. Повторная оценка перечисленных в Программе рисков выполняется ежегодно до проведения анализа функционирования СУОТ для установления нового норматива уровня приемлемого риска.

5.5.12. По результатам повторной оценки рисков делаются записи:

  • – в столбце 6 Реестра ранжирования рисков – о программе управления неприемлемыми рисками (указать величину остаточного риска, номер и дату акта). Данная запись дает информацию для ежегодного учета динамики снижения рисков и достигнутых возможностей;
  • – в столбце 7 Программы – о выполнении мероприятий по управлению рисками (указать величину остаточного риска, номер и дату акта);
  • – в столбце 11 соответствующей карты опасностей и рисков – о величине остаточного риска (РО) (указать дату акта).

5.5.13. Акт повторной оценки риска подшивается к контрольному экземпляру соответствующей карты опасностей и рисков.

5.5.14. После выполнения мероприятий Программы и повторной оценки риск, сниженный до норматива уровня приемлемого риска, переходит в категорию приемлемых рисков.

5.5.15. Риск, величина которого после реализации таких мер управления, как инженерные (технические) и (или) административные меры, использование СИЗ, осталась выше норматива уровня приемлемого риска, а применение таких мер, как устранение или замена источника опасности при данной технике, технологии и экономических затратах, невозможны, временно переходит в категорию неустранимого риска.

5.5.16. Неустранимый риск управляется через ужесточение контроля выполнения существующих мер управления воздействием опасности до реализации решений технического прогресса.

5.6. Актуализация программы управления неприемлемыми рисками

5.6.1. Новая Программа на очередной период разрабатывается с учетом возможностей и утверждается после проведения анализа функционирования СУОТ с учетом принятых решений.

5.6.2. В течение отчетного периода в Программу при необходимости могут вноситься дополнения. Причинами дополнений могут быть:

  • – результаты повторной оценки риска после выполнения мероприятий по снижению риска, когда величина остаточного риска превышает норматив уровня приемлемого риска;
  • – невозможность выполнения отдельных мероприятий в установленные сроки по причине недостаточности ресурсов;
  • – появление дополнительных ресурсов для разработки и выполнения мероприятий по управлению рисками;
  • – изменение норматива уровня приемлемого риска по результатам проведенного анализа функционирования СУОТ;
  • – проведение внеплановой идентификации опасностей и оценки рисков по результатам расследования несчастных случаев (см. подраздел 5.7);

– выявленные несоответствия при проведении аудитов СУОТ и др.

5.6.3. Решение о внесении дополнений в Программу принимается руководителем организации на основании предложений в акте повторной или внеплановой оценки риска.

5.6.4. СОТ ежегодно проводит оценку степени выполнения мероприятий Программы. Данные этой оценки являются составной частью для оценки возможностей при оформлении отчета анализа функционирования СУОТ.

5.7. Корректирующие действия после несчастного случая 

5.7.1. Одним из механизмов корректирующих действий после несчастного случая является внеплановая оценка риска.

5.7.2. При расследовании несчастного случая разрабатываются мероприятия по снижению риска, устранению причин несчастного случая и предупреждению повторения подобных происшествий, а также оформляется акт внеплановой оценки риска после несчастного случая по форме, приведенной в приложении Р.

В акте внеплановой оценки риска также рассчитывается величина остаточного риска после несчастного случая (РНС).

5.7.3. Предлагаемые мероприятия по снижению риска, устранению причин несчастного случая и предупреждению повторения подобных происшествий в зависимости от классификации несчастного случая заносятся в:

  • – п. 16 акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1;
  • – п. 13 акта о непроизводственном несчастном случае по форме НП;
  • – п. 19 акта о профессиональном заболевании по форме ПЗ-1.

5.7.4. Величина риска после несчастного случая (РНС) заносится в столбец 11 карты опасностей и рисков с указанием даты составления акта.

5.7.5. Акт внеплановой оценки риска подшивается к контрольным экземплярам соответствующих карт опасностей и рисков.

5.7.6. После выполнения мероприятий по снижению риска, устранению причин несчастного случая и предупреждения повторения подобных происшествий проводится повторная оценка риска с оформлением акта по форме, приведенной в приложении П, для определения величины остаточного риска (РО), которая заносится в столбец 11 карты опасностей и рисков с указанием даты составления акта.

6. Документированная информация

Свидетельством достигнутых результатов или осуществленной деятельности при выполнении работ по идентификации опасностей и оценке рисков, установлении целей в области ОТ и возможностей, а также при планировании их достижения является приведенная ниже документированная информация:

Наименование документированной информации

Приказ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда»

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации

Протокол результатов обследования рабочего места в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям ОТ и запланированных (принятых) мер по устранению выявленных недостатков

Карта фотографии рабочего времени

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованию на конкретном рабочем месте

Протокол измерений и исследований при аттестации рабочих мест по условиям труда

Протокол количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Приказ «Об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда»

Реестр карт опасностей и рисков

Карта опасностей и рисков

Реестр ранжирования рисков

Реестр опасностей

Документ об утверждении норматива уровня приемлемого риска

Приказ «О пересмотре карт опасностей и рисков»

План мероприятий по ОТ

План мероприятий по улучшению условий труда

Программа управления неприемлемыми рисками

Акт повторной оценки риска после выполнения мероприятий программы управления неприемлемыми рисками

Акт внеплановой оценки риска после несчастного случая

 

Приложение А

(обязательное)

Форма перечня рабочих мест, подлежащих аттестации

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель аттестационной комиссии

__________________________________

«____» __________ 20 __ г.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ, ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ

№ п/п

Наименование структурного подразделения

Наименование профессии рабочих или должности служащих, код по ОКРБ 014-2017 «Занятия»

Код выпуска ЕТКС или ЕКСД

Номер списка, производств, работ, профессий рабочих, должностей служащих и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда; раздел; пункт; подпункт

Пункт списка производств, цехов, рабочих, должностей служащих с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени

Аттестацию проводить по решению аттестационной комиссии

Численность работающих на рабочем месте (аналогичные рабочие места)

Примечание

Результаты предыдущей аттестации (при наличии класса условий труда и степени вредности от 3.1 и выше); или аттестуется впервые

Вредные и опасные факторы производственной среды выше предельно допустимых концентраций и уровней, подтвержденные протоколами измерений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

 

Приложение Б

(обязательное)

Форма карты опасностей и рисков

КАРТА ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ № __ / ___

Профессия рабочего или должность служащего (при необходимости указать наименование структурного подразделения) __________________________________________________________________

Вид работы ___________________________________________________________________

п/п

Виды выполняемых работ, ситуации

Описание опасности

Условия работы
Н; А

Т

В

Поправочные коэффициенты

Величина риска

Р

Величина остаточного риска РО или РНС, дата

С

Д

Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                     

Дата разработки карты опасностей и рисков: «____» ________________ 20___г.

Подписи членов рабочей группы

           
   

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка подписи)

Примечания:

1. При оформлении Карты по конкретной профессии рабочего или должности служащего в разделе I записать профессию рабочего или должность служащего. При необходимости в разделе I можно указать наименование структурного подразделения. Раздел II не заполнять.

2. При оформлении Карты для вида работы, выполняемой работниками различных профессий рабочего или должности служащего в аналогичных условиях, в разделе I перечислить все профессии рабочих (должности служащих), которые выполняют данный вид работы в аналогичных условиях. При необходимости в разделе I можно указать наименование структурного подразделения. В разделе II указать вид работы.

3. При оформлении Карты для видов работ, выполняемых подрядчиками, в разделе I записать слово «Подрядчик», в разделе II указать виды работ, выполняемых подрядчиками.

4. В столбце 11 Карты «Величина остаточного риска РО или РНС, дата» указывается величина риска, полученная при выполнении повторных работ по оценке риска после выполнения мероприятий Программы управления неприемлемыми рисками РО или после несчастного случая РНС.

Приложение В

(обязательное)

Форма реестра карт опасностей и рисков

РЕЕСТР КАРТ ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ

1. По должностям служащих:

№ карты в разделе

Наименование вида работ, профессий рабочих, должностей служащих

   

2. По профессиям рабочих:

№ карты в разделе

Наименование вида работ, профессий рабочих, должностей служащих

   

3. По видам работ, при работе по совместительству или при совмещении по профессиям рабочих, должностям служащих:

№ карты в разделе

Наименование вида работ, профессий рабочих, должностей служащих

   

 

Приложение Г

(справочное)

Форма реестра опасностей

РЕЕСТР ОПАСНОСТЕЙ

I. Источники опасности по ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», не исследуемые при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

1.

 

2.

 

II. Источники опасности по ГОСТ 12.0.003, исследуемые при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

1.

 

2.

 

III. Идентифицированные опасные ситуации, определения которым отсутствуют в ГОСТ 12.0.003

1.

 

2.

 

 

Приложение Д

(обязательное)

Тяжесть вреда от воздействия опасности (Т)

Величина

Описание тяжести последствий

1

Травма без утраты трудоспособности, болезненное состояние, переутомление

2

Травма, не относящаяся к тяжелой

3

Тяжелая травма с временной утратой трудоспособности

4

Травма или профессиональное заболевание с утратой возможности работать по профессии

5

Травма или профессиональное заболевание со стойкой утратой трудоспособности

6

Несчастный случай со смертельным исходом

7

Групповой несчастный случай со смертельным исходом

Приложение Е

(обязательное)

Вероятность возникновения опасности (В)

Величина

Описание вероятности возникновения опасности

1

Вероятность возникновения опасности незначительная. Невозможно предположить возникновение этой опасности

2

Вероятность возникновения опасности низкая. Подобного рода опасности возникают, но шансы для этого невелики

3

Вероятность возникновения опасности на среднем уровне. Опасность может неожиданно возникнуть

4

Вероятность возникновения опасности высокая. Опасность возникает достаточно регулярно, но непродолжительно

5

Вероятность возникновения опасности очень высокая. Опасность имеется регулярно на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени

Приложение Ж

(обязательное)

Статистика проявления опасности (С)

Величина

Периодичность проявления опасности

1

Отсутствие случаев за последние 10 лет

2

Один случай за последние 10 лет

3

Два-три случая за последние 10 лет

4

Четыре-пять случаев за последние 10 лет

5

Шесть-семь случаев за последние 10 лет

6

Восемь-девять случаев за последние 10 лет

7

Один случай в год и чаще

8

Один случай в месяц и чаще

Приложение И

(обязательное)

Длительность воздействия опасности в течение рабочего дня (Д)

Величина

Длительность воздействия опасности

1

Менее 10 %

2

От 10 % до 25 %

3

От 25 % до 50 %

4

От 50 % до 75 %

5

От 75 % и более

Приложение К

(обязательное)

Вероятность проявления человеческого фактора (Ч)

Величина

Описание вероятности проявления человеческого фактора

1

Практически невозможно предположить, что подобное нарушение может возникнуть

2

Подобного рода нарушения возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики

3

Такие нарушения несистематические

4

Нарушения возникают достаточно регулярно и (или) в течение определенного интервала времени

5

Нарушения обязательно возникают на протяжении продолжительного промежутка времени

Приложение Л

(обязательное)

Форма реестра ранжирования рисков

РЕЕСТР РАНЖИРОВАНИЯ РИСКОВ


п/п

Величина риска

Описание опасности

Профессия рабочего (должность служащего)

Виды выполняемых работ, ситуации

Программа управления неприемлемыми рисками, номер и дата акта повторной оценки риска, величина остаточного риска

1

2

3

4

5

6

           

Приложение М

(обязательное)

Форма плана мероприятий по охране труда

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

______________________________

(фамилия, инициалы)

______________________________

(подпись)

«___» _________ 20___ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________________________

(фамилия, инициалы)

______________________________

(подпись)

«___» _________ 20___ г.

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА 20 __ г.

№ п/п

Наименование (содержание) мероприятий по охране труда

Ответственные за выполнение мероприятий

Сроки выполнения мероприятий

Стоимость выполнения мероприятий

Ожидаемая социальная эффективность мероприятий

Отметка о выполнении

I. Мероприятия по нормативному обеспечению охраны труда и безопасности

1.

           

2.

           

II. Проведение контроля за соблюдением законодательства по охране труда

1.

           

2.

           

III. Мероприятия по устранению (снижению) профессиональных рисков, улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

1.

           

2.

           

IV. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия

1.

           

2.

           

V. Обучение по вопросам охраны труда

1.

           

2.

           

VI. Информационное обеспечение деятельности по охране труда

1.

           

2.

           

Приложение Н

(обязательное)

Форма программы управления неприемлемыми рисками

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

______________________________

(фамилия, инициалы)

______________________________

(подпись)

«___» _________ 20___ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________________________

(фамилия, инициалы)

______________________________

(подпись)

«___» _________ 20___ г.

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ НЕПРИЕМЛЕМЫМИ РИСКАМИ НА 20___ г.

Описание опасности.

Величина риска

Пункты Политики в области охраны труда.

Цели в области охраны труда

Наименование мероприятий

Исполнитель

Сроки выполнения

Затраты

Величина остаточного риска, номер и дата акта

1

2

3

4

5

6

7

(Указывается наименование профессии рабочего или должности служащего либо вид работы)

             
             

Примечания:

1. Столбец 1 заполняется на основании решения об установлении норматива уровня приемлемого риска.

2. В столбец 2 заносится номер пункта обязательства Политики в области ОТ, на реализацию которого направлено мероприятие и цель, связанная со снижаемым риском.

3. В столбце 3 указываются мероприятия, направленные на устранение риска, или его замену, или на его снижение.

4. В столбце 6 указываются ресурсы, выделяемые на реализацию мероприятия.

Приложение П

(рекомендуемое)

Форма акта повторной оценки риска

АКТ ПОВТОРНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА
после выполнения мероприятий программы управления неприемлемыми рисками
№ _____ от «___» ________ 20 ___ г.

Рабочая группа в составе: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

провела повторную оценку риска после выполнения мероприятий Программы управления неприемлемыми рисками на 20__ г. по профессии рабочего (должности служащего), по виду работы

________________________________________________________________________________

(указать профессию рабочего или должность служащего либо вид работы)

по снижению риска от опасности _____________________________________________________

(указать наименование опасности)

________________________________________________________________________________

величиной ___ баллов.

Мероприятия выполнены в полном объеме __________________________________________

(при невыполнении мероприятий указать причины)

________________________________________________________________________________

Остаточный риск (Ро) составляет: Ро = Т  В  [(С + Д + Ч) / 3];

Т = ______; В = ______; С= ______; Д= ______; Ч= ______; Ро = ______.

Выводы и предложения:

1. Цель достигнута, величина риска снижена до норматива уровня приемлемого риска.

Предлагаем: перевести риск в категорию приемлемого риска.

2. Цель не достигнута, величина риска не снижена до норматива уровня приемлемого риска.

Предлагаем: применить следующие мероприятия по снижению величины риска: ____________     

3. Цель не достигнута, величина риска не снижена до норматива уровня приемлемого риска.

3.1. Меры управления (инженерные (технические); административные, включая обучение; использование СИЗ) исчерпаны полностью.

3.2. Применение таких мер, как устранение или замена опасности: невозможно, экономически нецелесообразно (ненужное зачеркнуть).

Предлагаем: данный риск временно перевести в категорию неустранимого риска. Управление данным риском осуществлять через ужесточение реализации существующих мер управления воздействием опасности до реализации решений технического прогресса.

4. Требуется пересмотр инструкции по охране труда № ___ и технологической карты № ___ с включением в них мероприятий по управлению воздействием опасности: _________________________________

________________________________________________________________________________

(перечислить мероприятия с указанием номеров документов)

________________________________________________________________________________

5. Другие предложения: _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Подписи рабочей группы:

Приложение Р

(рекомендуемое)

Форма акта внеплановой оценки риска

АКТ ВНЕПЛАНОВОЙ ОЦЕНКИ РИСКА
после несчастного случая
№ _____ от «___» ________ 20 ___ г.

Рабочая группа в составе: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

выполнила работы внеплановой оценки риска после несчастного случая «___» ___ 20__ г.:

от воздействия опасности ________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(указать наименование опасности)

по профессии рабочего (должности служащего), по виду работы __________________________     

(указать профессию рабочего или должность служащего либо вид работы)

Риск после несчастного случая (Рнс) составляет: Рнс = Т  В  [(С + Д + Ч) / 3];

Т = ______; В = ______; С = ______; Д = ______; Ч = ______; Рнсс = ______.

Предложения: в целях устранения причин несчастного случая, недопущения подобных случаев и снижения риска от воздействия опасности предлагаем выполнить следующие мероприятия:

1. Мероприятия по устранению опасности (перечислить мероприятия. В случае невозможности или экономической нецелесообразности таких мероприятий сделать запись: «Невозможно» или «Нецелесообразно») ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Мероприятия по замене опасности (перечислить мероприятия. В случае невозможности или экономической нецелесообразности таких мероприятий сделать запись: «Невозможно» или «Нецелесообразно») ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Инженерные (технические) мероприятия (перечислить мероприятия) ____________________

________________________________________________________________________________

4. Мероприятия административные, включая обучение (перечислить мероприятия) ___________

________________________________________________________________________________

5. Мероприятия по использованию СИЗ (перечислить мероприятия) ______________________

________________________________________________________________________________

6. Другие мероприятия (перечислить мероприятия) ____________________________________

_______________________________________________________________________________ ,

которые, в зависимости от классификации несчастного случая, занести в соответствующий акт (формы Н-1, НП и ПЗ-1).

Подписи рабочей группы:

Лист регистрации изменений

№ изменения

Дата внесения изменений

Номер раздела, подраздела Методической инструкции

Номера листов

Фамилия, инициалы лица, вносившего изменения

Подпись лица, вносившего изменения

аннулированных

новых

             

 

Внимание

Подписчики журнала "Охрана труда" имеют возможность бесплатно по e-mail получать электронные версии ранее вышедших номеров (в формате PDF).
Заявки просим присылать на следующие адреса электронной почты:
ohrana-truda@tut.by
135@tut.by

ПОДПИСАТЬСЯ

nefox