Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ - 2018

Межотраслевые правила по охране труда

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ - 2018

 

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА

по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Настоящие Межотраслевые правила (далее - Правила) устанавливают требования по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

2. Требования по охране труда, содержащиеся в настоящих Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых проведением погрузочно-разгрузочных работ (далее - работающие), и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы (далее - работодатели).

3. Для целей настоящих Правил:

  • используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059);
  • под инструментом и приспособлениями понимаются гвоздодер, молоток, лопата, кувалда, багор, штанга специальная, слеги (покаты), носилки, иные инструмент и приспособления, применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ (далее, если не установлено иное, - инструмент);
  • под погрузочно-разгрузочными работами понимается комплекс мер, направленных на поднятие материальных ценностей и иных грузов (далее - грузы) с целью их погрузки, разгрузки (выгрузки) (далее - разгрузка) как вручную, так и при помощи подъемно­транспортного оборудования, средств механизации и приспособлений для грузоподъемных операций, перемещение, транспортирование и складирование грузов;
  • под подъемно-транспортным оборудованием понимаются грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом и краны- манипуляторы, грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, электрическая таль (далее, если не установлено иное, - грузоподъемные краны), вилочные автопогрузчики общего назначения, электропогрузчики и иные погрузчики, предназначенные для погрузочно-разгрузочных работ, электроштабелеры (далее, если не установлено иное, - напольный безрельсовый транспорт);
  • под средствами механизации понимаются лебедки, конвейеры, транспортеры, элеваторы, грузовые тележки и иные средства, предназначенные для механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования грузов;
  • под приспособлениями для грузоподъемных операций понимаются грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и другое), съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и другое), тара;
  • под транспортными средствами понимаются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный, воздушный транспорт.

4. При проведении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования настоящих Правил, Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 8/9818; 2011 г., № 125, 8/24335), других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, промышленной и пожарной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, регламентирующих особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, соответствующих отраслевых правил по охране труда и локальных нормативных правовых актов (далее, если не установлено иное, - нормативные правовые акты).

5. Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

  • выбором способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно­транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций;
  • подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • применением работающими средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты;
  • проведением медицинского осмотра работающих, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

6. При организации работ, связанных с подъемом и перемещением грузов вручную, необходимо учитывать параметры, характеризующие тяжесть и напряженность труда, установленные Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211 (Национальный правовой Интернет­портал Республики Беларусь, 27.04.2013, 8/26895).

7. На работах с применением женского труда должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22874).

8. На работах с применением труда несовершеннолетних должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).

9. На основе настоящих Правил, других нормативных правовых актов с учетом конкретных условий труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ работодателем в установленном порядке принимаются или приводятся в соответствие с ними инструкции по охране труда для работающих, выполняющих погрузочно­разгрузочные работы.

10. При отсутствии в настоящих Правилах требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособность работающих, занятых проведением погрузочно-разгрузочных работ.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-
РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ РАБОТАЮЩИМ

11. Для организации и обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно - разгрузочных работ работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам, приказом (распоряжением) назначает должностное лицо (должностных лиц), ответственное (ответственных) за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (далее - уполномоченное должностное лицо работодателя).

12. Уполномоченное должностное лицо работодателя:

  • организует и обеспечивает безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;
  • выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов;
  • указывает работающим место складирования грузов;
  • проводит с работающими целевой инструктаж по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд- допуск;
  • обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий;
  • принимает меры по устранению возникшей опасности, а при необходимости обеспечивает эвакуацию работающих из опасной зоны при возникновении опасности для их жизни и здоровья, прекращает погрузочно-разгрузочные работы;
  • выполняет иные мероприятия по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренные настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами.

13. К проведению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медицинский осмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

14. Уполномоченное должностное лицо работодателя, работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209), постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20455).

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

15. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на специально отведенных погрузочно-разгрузочных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств (далее - площадки).

16. Площадки должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков - не более 3 градусов.

17. На площадке для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

18. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.

При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.

19. Места проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно­разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

В случае разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 0,02 м и имеющие упоры для исключения их смещения.

20. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры.

21. Мостики и сходни изготовляются из качественного, легкого и прочного дерева без сквозных сучков и должны быть шириной не менее 0,6 м, изготовлены из досок толщиной не менее 0,05 м и снизу скреплены планками с интервалом не более 0,5 м. Угол их установки должен быть не более 30 градусов к горизонту. При необходимости подъема более 30 градусов к горизонту необходимо устраивать лестницы со ступенями и перилами.

22. Сходни оборудуются планками сечением 0,025 x 0,04 м для упора ног через каждые 0,25-0,4 м.

23. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм.

24. Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.

25. Проход, подъем работающих на рабочие места осуществляются по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, соответствующим требованиям безопасности, установленным маршрутам служебного прохода.

26. Площадки и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

27. Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ИНСТРУМЕНТА

28. Подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент, применяемые при проведении погрузочно­разгрузочных работ, должны быть безопасными при эксплуатации.

29. Техническое состояние подъемно-транспортного оборудования должно соответствовать требованиям, установленным эксплуатационными документами организаций - изготовителей подъемно-транспортного оборудования, изложенным в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. № 37.

30. Части подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, представляющие опасность, окрашиваются в сигнальные цвета, обозначаются соответствующими знаками безопасности.

31. При проведении погрузочно-разгрузочных работ не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза подъемно­транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент.

32. При проведении погрузочно-разгрузочных работ с применением электрической тали должен быть обеспечен свободный проход для работающего, управляющего электрической талью.

33. При перемещении груза с помощью подъемно-транспортного оборудования, средств механизации масса груза вместе с приспособлениями для грузоподъемных операций не должна превышать грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования.

В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.

34. Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.

35. На производственной таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.

36. Тара, поддоны и другие средства пакетирования грузов должны соответствовать следующим требованиям:

тара должна быть чистой, исправной, без торчащих гвоздей, окантовочной проволоки или металлической ленты, не иметь бахромы, заусенцев, других дефектов. Выступающие концы гвоздей должны быть загнуты и утоплены в древесину, концы скоб должны быть подогнуты и плотно прижаты к древесине. Запорные и фиксирующие устройства не должны допускать самопроизвольного раскрытия при погрузочно­разгрузочных работах;

устанавливаемая в штабель тара должна иметь единые конструкцию и размеры фиксирующих устройств;

мешки должны быть целыми, чистыми, без пропуска стежков. Нити швов должны быть закреплены и не иметь свободных концов;

поддоны ящичные и стоечные должны иметь фиксаторы для устойчивого многоярусного штабелирования и выдерживать нагрузку не менее четырехкратной их грузоподъемности.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

37. Выбор способов проведения погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов путем:

  • механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • применения подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, отвечающих требованиям безопасности;
  • применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием, средств механизации;
  • правильного размещения и укладки грузов в местах проведения погрузочно­разгрузочных работ и в транспортные средства;
  • соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

38. Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования.

39. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.

40. При проведении погрузочно-разгрузочных работ опасные зоны должны быть ограждены соответствующими средствами коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов и обеспечены соответствующими знаками безопасности.

41. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

42. Погрузочно-разгрузочные работы с применением:

  • грузоподъемных кранов проводятся в соответствии с требованиями Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.08.2012, 8/26107);
  • напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек проводятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 20, 8/10471; 2011 г., № 36, 8/23469);
  • конвейеров, транспортеров и других транспортных средств непрерывного действия проводятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2007 г. № 54 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 8/16366).

43. Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.

44. Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и другого) необходимо проводить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

45. Перед подъемом и перемещением груза проверяется устойчивость груза и правильность его строповки.

46. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

47. Крыши контейнеров и приспособления для грузоподъемных операций должны быть очищены от посторонних предметов, грязи.

48. Работающие не должны находиться на контейнере или внутри контейнера во время его подъема, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

49. При проведении погрузки, разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством должно быть не менее 0,8 м.

ГЛАВА 6

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОГРУЗКЕ, РАЗГРУЗКЕ ГРУЗОВ

50. При погрузке, разгрузке грузов с:

  • автомобильного транспорта должны соблюдаться требования главы 6 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (Национальный реестр правовых актов
  • Республики Беларусь, 2008 г., № 173, 5/27990), других нормативных правовых актов, настоящих Правил;
  • железнодорожного транспорта должны соблюдаться требования правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 58 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 122, 8/18752), других нормативных правовых актов, настоящих Правил;
  • воздушного транспорта должны соблюдаться требования раздела VI Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 августа 2009 г. № 70, других нормативных правовых актов, настоящих Правил;
  • внутреннего водного транспорта должны соблюдаться требования Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2005 г. № 3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 94, 8/12719), других нормативных правовых актов, настоящих Правил.

51. При погрузке, разгрузке опасных грузов должны соблюдаться требования соответствующих технических нормативных правовых актов в области безопасности перевозки опасных грузов, настоящих Правил.

52. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением подъемно-транспортного оборудования, средств механизации.

Ручная погрузка и разгрузка грузов, указанных в части первой настоящего пункта, допускается только на площадках под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя при условии, что нагрузка на одного работающего не превышает 50 кг.

53. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью соответствующего подъемно-транспортного оборудования.

54. При постановке транспортного средства под погрузку, разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.

55. Погрузка, разгрузка, размещение и складирование опасных грузов при несоответствии тары и упаковки требованиям технических нормативных правовых актов, при неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и знаков опасности не допускаются.

56. Железнодорожный подвижной состав, поставленный под погрузку, разгрузку, закрепляется при помощи тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон, и ограждается сигналами безопасности. Автомобильный транспорт закрепляется при помощи противооткатных устройств.

57. Погрузка груза в кузов автомобильного транспорта должна проводиться от кабины автомобильного транспорта к заднему борту, разгрузка груза - в обратном порядке.

58. При нахождении на железнодорожных путях при выполнении погрузки, разгрузки железнодорожного подвижного состава работающему необходимо:

  • проходить на рабочие места и уходить с рабочих мест по установленным маршрутам служебного прохода. При этом следует обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования в междупутье и на обочине пути. Проход внутри железнодорожной колеи и по концам шпал не допускается;
  • переходить через железнодорожные пути на территории железнодорожной станции по пешеходным мостам и настилам;
  • прежде чем перейти железнодорожный путь, необходимо остановиться и убедиться в отсутствии железнодорожного подвижного состава, приближающегося по этому или соседнему пути;
  • переходить путь следует под прямым углом. При переходе пути не допускается становиться на рельс, между остряком и рамным рельсом, в желоба крестовин и контррельсов на стрелочном переводе;
  • при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, следует пользоваться исправными переходными площадками вагонов, а при сходе с них необходимо располагаться лицом к грузовому вагону, держась за поручни;
  • перед тем как подняться или сойти с переходной площадки, необходимо убедиться в исправности поручней, подножек и настила пола, а также в отсутствии приближающегося по соседнему пути подвижного состава. При переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, подлезать под вагонами и автосцепками, подниматься на крышу подвижного состава не допускается;
  • переходить через путь вблизи стоящего подвижного состава допускается на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива), а между расцепленными вагонами - при расстоянии между ними не менее 10 м;
  • при приближении подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда или остановки подвижного состава и после этого продолжить переход.

59. Перед тем как открыть двери крытых вагонов железнодорожного транспорта (далее - вагоны), необходимо наружным осмотром убедиться в исправности их закрепления.

60. Неисправные двери вагонов должны открываться под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

61. При открывании дверей вагонов работающим не допускается находиться напротив дверей, так как при этом не исключена возможность падения двери или груза, находящегося в вагоне.

62. При открывании двери вагона работающие находятся сбоку и открывают дверь на себя, держась за ее поручни. При закрытии двери вагона работающие находятся сбоку и двигают дверь за поручни от себя.

63. Открывать двери вагонов на эстакадах, не имеющих ходовых настилов, не допускается.

64. Использовать погрузчики для открывания и закрытия дверей грузовых вагонов не допускается.

65. При открывании борта железнодорожной платформы работающие находятся со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом.

66. Открывать борта платформ и освобождать материалы от такелажа следует после проверки устойчивости уложенных материалов, при необходимости делается дополнительное временное крепление.

67. Закрывать борта железнодорожных платформ следует в таком порядке: поднимается торцовый борт, при этом работающие должны находиться со стороны торцов борта и после того как один из работающих, находясь на вагоне, будет удерживать торцовый борт, остальные работающие должны поднимать продольные борта. Не допускается при этих операциях находиться против борта железнодорожной платформы.

Открывание и закрытие неисправных бортов платформы должны производить работающие под непосредственным руководством уполномоченного должностного лица работодателя.

68. Открывать люки хопперов и полувагонов на эстакаде разрешается при свободных от материалов предыдущей выгрузки ходовых настилах.

69. Работы по разгрузке смерзшихся грузов проводят под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

70. Откалывание крупных глыб смерзшегося груза производится с использованием ломов, кирок, клиньев, отбойных молотков и иного инструмента. При разгрузке грузовых вагонов со смерзшимся грузом необходимо следить, чтобы работающие в грузовом вагоне располагались так, чтобы исключалась опасность травмирования рядом работающего, от обрушения висящих смерзшихся глыб, разлетающихся при этом кусков груза.

71. При разгрузке хопперов и полувагонов на эстакадах не допускается открывать люки, если под эстакадой или вблизи эстакады находятся работающие, другие лица, транспортные средства, подъемно-транспортное оборудование.

72. После разгрузки крышки люков хопперов и полувагонов закрываются до фиксированного положения. Не допускается оставлять железнодорожный транспорт с открытыми люками.

73. При погрузке, разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств.

74. При проведении погрузочно-разгрузочных работ не допускается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре.

75. При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

  • тара загружается не более номинальной массы брутто;
  • способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций
  • тары;
  • груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;
  • открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;
  • перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

76. Производственную, штабелируемую тару следует устанавливать на обозначенных линиями или огражденных площадках.

77. Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению.

78. Зависший в процессе разгрузки порошкообразный материал удаляется при помощи вибраторов или специальными лопатами (шуровками) с удлиненными ручками.

79. Работающие к работам с пылевидными материалами без средств индивидуальной защиты, респираторов и противопыльных очков не допускаются.

80. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения.

При перемещении по сыпучему материалу работающие должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

81. Тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы при погрузке, разгрузке необходимо перемещать при помощи подъемно-транспортного оборудования под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

82. Спуск работающих в силосы и бункера может производиться лишь в исключительных случаях с соблюдением мер безопасности, указанных в наряде-допуске, выданном в установленном порядке.

83. Складские работы внутри силосов, бункеров выполняются не менее чем тремя работающими, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающего в силосе или бункере. В случае необходимости оказывают помощь потерпевшему работающему в силосе или бункере.

84. При складировании в силосе, бункере сыпучих и пылевидных материалов следует принимать меры против их распыления в процессе погрузки, разгрузки. Загрузочные воронки силоса, бункера необходимо закрывать защитными решетками, а люки в защитных решетках запирать на замок.

85. Во время проведения погрузочно-разгрузочных работ в помещениях и сооружениях превышать установленные проектной документацией предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки обслуживания оборудования не допускается.

ГЛАВА 7

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ ВРУЧНУЮ

86. Проведение погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей работающим (мужчиной) не более 50 кг.

87. Для ручной погрузки, разгрузки транспортных средств с рамп, платформ, эстакад или специально оборудованных площадок, имеющих неодинаковую высоту с полом транспортного средства, необходимо использовать трапы, слеги и иные приспособления, имеющие упоры для исключения их смещения.

88. Грузы в бочках, барабанах, рулонах (катно-бочковые грузы) допускается грузить вручную путем перекатывания или кантования при условии, что пол складского помещения находится на одном уровне с полом вагона или кузова транспортного средства.

Если пол складского помещения расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобильного транспорта, погрузка, разгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам (покатам) двумя работающими при массе одной единицы груза не более 80 кг, а при массе более 80 кг необходимо применять канаты или безрельсовый напольный транспорт.

89. Работающему не допускается находиться перед скатываемым грузом или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов.

90. При проведении погрузочно-разгрузочных работ несколькими работающими необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментом или грузом. При переноске грузов расстояние между работающими (или группами работающих) должно быть не менее 2 м.

91. При перемещении ящичных грузов работающим необходимо соблюдать следующие требования:

  • во избежание ранения рук каждый ящик предварительно осматривается. Торчащие гвозди забиваются, концы железной обвязки убираются заподлицо;
  • при необходимости снятия ящика с верха штабеля следует предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть;
  • перемещать груз по горизонтальной плоскости, толкая его за края, не допускается.

92. При перемещении тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

  • тяжеловесные, но небольшие по размерам грузы перемещаются по лестницам зданий с применением троса по доскам, уложенным на ступенях лестниц. Для облегчения перемещения под основание груза подкладываются катки;
  • находиться на ступенях лестницы за поднимаемым или перед опускаемым при помощи троса тяжеловесным грузом не допускается;
  • тяжеловесные грузы перемещаются по горизонтальной поверхности при помощи катков. При этом путь перемещения очищается от всех посторонних предметов. Для подведения катков под груз применяются ломы или домкраты. Во избежание опрокидывания груза следует иметь дополнительные катки, подкладываемые под переднюю часть груза;
  • при спуске тяжеловесного груза по наклонной плоскости применяются меры по исключению возможного скатывания или сползания груза под действием собственной тяжести или его опрокидывания.

93. Перемещение длинномерных грузов вручную производится работающими на одноименных плечах (правых или левых). Работающим не допускается переносить на плечах лесоматериалы сразу после их обработки антисептиком.

94. Работающие без специальной одежды и средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа к работам с лесоматериалом, обработанным антисептиками, не допускаются.

95. При перемещении груза на носилках работающие идут в ногу. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, подает работающий, идущий сзади.

96. При перемещении груза на грузовой тележке необходимо соблюдать следующие требования:

груз на платформе грузовой тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;

борта грузовой тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;

при перемещении груза по наклонному полу вниз работающий находится сзади грузовой тележки.

ГЛАВА 8

ТРЕБОВАНИЯ К СКЛАДИРОВАНИЮ ГРУЗОВ

97. Складирование грузов должно осуществляться в соответствии с требованиями к хранению, установленными техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации на изделия конкретных видов.

98. Загромождать территорию склада пустой тарой не допускается. Ее следует отправлять для хранения на специально отведенные площадки.

99. Размещение грузов на стеллажах следует производить с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.

100. Не допускается укладка грузов на неисправные стеллажи, подмости, беспорядочное складирование грузов.

101. Грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность их падения и опрокидывания и при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки.

102. Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

  • устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;
  • возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;
  • безопасность работающих на штабеле или около него;
  • безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;
  • циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов;
  • соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

103. Укладка грузов вплотную к стенам зданий, колоннам, оборудованию, столбам, деревьям, штабель к штабелю не допускается.

104. Просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м, между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м, между грузом и светильником - не менее 0,5 м.

105. При размещении грузов не должны возникать помехи безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, безопасному проведению погрузочно­разгрузочных работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работающих в аварийных ситуациях.

106. Размещение грузов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи).

107. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м.

108. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки.

109. Для легко замерзающих веществ высокой вязкости должны предусматриваться системы быстрого разогрева без изменения их химических свойств и без выделения в атмосферу вредных паров и газов.

110. При размещении металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

  • между рядами штабелей или стеллажей должны обеспечиваться проходы не менее 1 м, между штабелями или стеллажами в ряду - не менее 0,8 м;
  • высота штабеля или стеллажа при ручной укладке металлопроката не должна превышать 1,5 м;
  • высота штабеля или стеллажа при механизированной укладке металлопроката зависит от допустимой нагрузки на пол и схемы укладки, обеспечения устойчивости штабеля или стеллажа и безопасности производства работ;
  • во избежание раскатывания металлопроката не допускается заполнение ячейки выше стоек стеллажа;
  • не допускается складировать металлопрокат и металлические конструкции, заготовки в зоне расположения линий электропередачи без согласования с организацией, эксплуатирующей эти линии.

111. При размещении пиломатериалов необходимо соблюдать следующие требования:

  • расстояние от зданий до штабелей пиломатериалов должно быть не менее 30 м; при сильном ветре (6 баллов и более), ливневом дожде, густом тумане (видимость менее 50 м), снегопаде укладка и разборка штабелей высотой более 2 м не допускается;
  • при укладке в штабеля пиломатериалы должны располагаться длинной стороной вдоль проезжей части складского помещения. Концы прокладок не должны выступать из штабеля;
  • при укладке штабеля пиломатериалов необходимо отходить не менее чем на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению, для направления пакета следует пользоваться крюком с рукояткой длиной не менее 1 м, захватные приспособления необходимо снимать после полного опускания груза, стропы из-под пакета пиломатериалов необходимо вытаскивать вручную так, чтобы не развалить пакет;
  • не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него;
  • пакеты пиломатериалов, укладываемые в штабель, должны быть одинаковой высоты. Ширина пакетов в вертикальном ряду также должна быть одинаковой. Разница в длине пакетов не должна превышать 20 % их средней длины;
  • пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками - деревянными брусками сечением 100 х 100 мм из древесины хвойных пород;
  • высота штабелей пиломатериалов, укладываемых автопогрузчиками, не должна превышать 7 м, кранами - 12 м, формируемых вручную - 4 м;
  • при формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работающих не допускается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.

112. При разборке пачковых штабелей лебедками не разрешается выдергивать пачки из нижних рядов. Должна применяться ступенчатая разборка штабеля или разборка штабеля по рядам.

113. Фанера и шпон должны укладываться в штабеля на подстопные места. Основания подстопных мест должны быть выверены по горизонтали и иметь высоту от пола не менее 0,2 м для обеспечения естественной вентиляции.

114. Высота штабеля фанеры при механизированной укладке должна быть не более 5,2 м, при ручной укладке - не более 1,5 м.

115. Интервалы между штабелями поперечного ряда должны быть не менее 0,5 м, продольного - 0,2 м.

116. Древесные плиты должны укладываться в штабеля на подстопные места, имеющие высоту от пола не менее 0,1 м. Высота укладки плит в стопы погрузчиками не должна превышать 4,5 м. Допускается укладка плит в стопы выше 4,5 м на механизированных складах, обслуживаемых грузоподъемными кранами.

nefox