Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 16.02.2018 № 19 утверждено об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании.
ПОЛОЖЕНИЕ
об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании
1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании.
Выборочные проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании проводятся Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) и его территориальными органами (областные и Минское городское управления) с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (секторы).
2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска».
3. В перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства о государственном социальном страховании (далее - перечень субъектов), включаются плательщики обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда), состоящие на учете в областных, Минском городском управлениях Фонда, городских, районных и районных в городах отделах (секторах).
4. Из перечня субъектов, сформированного в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения, исключаются субъекты:
юридические лица, находящиеся в стадии ликвидации (банкротства);
индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы в бюджет фонда;
в отношении которых запрещено проведение проверок в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510;
в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение выборочной проверки;
не истекло три календарных года с момента окончания последней выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной Фондом, его территориальными органами.
5. Каждому субъекту, включенному в перечень субъектов, начисляются баллы в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, критериев оценки степени риска согласно таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Критерий оценки степени риска* |
Количество баллов |
1 |
Наличие в календарном году расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (до 6 процентов от суммы начисленных обязательных страховых взносов) |
3 |
2 |
Наличие в календарном году расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (более 6 процентов от суммы начисленных обязательных страховых взносов) |
10 |
3 |
Наличие в календарном году месяцев (6 и более месяцев), в которых сумма выплат, начисленных в пользу застрахованного лица, ниже размера минимальной заработной платы |
9 |
4 |
Наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления отчетности о средствах бюджета фонда в случаях и сроки, установленные законодательством |
5 |
5 |
Наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления сведений о приеме и увольнении по форме ПУ-2 в случаях и сроки, установленные законодательством |
3 |
6 |
Наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления индивидуальных сведений по форме ПУ-3 в случаях и сроки, установленные законодательством |
3 |
7 |
Наличие в календарном году двух и более случаев непредставления, несвоевременного представления индивидуальных сведений на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 в случаях и сроки, установленные законодательством |
3 |
8 |
Наличие в календарном году расхождения более чем на 10 процентов между общей суммой выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц по данным отчетности о средствах бюджета фонда, и данными, представленными в индивидуальных сведениях по форме ПУ-3 |
7 |
9 |
Наличие в календарном году превышения среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу над среднедневным размером заработной платы по субъекту |
6 |
10 |
Наличие в календарном году превышения среднедневного размера пособия по беременности и родам застрахованному лицу над среднедневным размером заработной платы по субъекту |
6 |
11 |
Наличие в календарном году двух и более случаев привлечения к административной ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда |
8 |
12 |
Наличие в календарном году льготного размера обязательных страховых взносов |
2 |
13 |
Наличие в календарном году случаев возврата излишне поступивших сумм обязательных платежей в бюджет фонда |
4 |
14 |
Предоставление в календарном году финансирования из средств бюджета фонда |
6 |
15 |
Наличие индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц с неполной уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда |
5 |
16 |
Наличие рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования |
5 |
17 |
Предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась от 5 до 10 лет назад |
1 |
18 |
Предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась более 10 лет назад |
5 |
19 |
Начисление обязательных страховых взносов в бюджет фонда из сумм выплат, размер которых не менее средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, при условии отсутствия в течение календарного года случаев несвоевременной уплаты указанных взносов |
минус 5 |
* При отсутствии у субъекта конкретного критерия оценки риска ему присваивается 0 баллов.
6. Оценка степени риска субъектов проводится один раз в год в автоматическом режиме на основании информации, содержащейся в базах данных информационных систем Фонда.
7. На основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, определяется значение индикатора высокой степени риска, которое рассчитывается по формуле:
где:
ИВ - индикатор высокой степени риска;
ПК - повышающий коэффициент, равный 1,2;
Кn - количество субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
КБn - количество баллов, присвоенных одной группе субъектов;
i - количество групп субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
ОК - общее количество отобранных субъектов, входящих в перечень.
8. На основании полученного значения индикатора высокой степени риска формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска. Отнесение субъекта к группе с высокой степенью риска осуществляется, если сумма баллов, начисленных субъекту, превышает значение индикатора высокой степени риска.
Субъекты, у которых начисленная сумма баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска, относятся к низкой группе риска и не рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Субъекты, отнесенные к группе с высокой степенью риска, рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
9. При отборе субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, для выборочной проверки Фондом, его территориальными органами учитывается информация, в том числе:
полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица;
по результатам предыдущих проверок;
о наличии жалоб и обращений в отношении проверяемого субъекта;
размещенная в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.
10. По итогам анализа имеющейся в распоряжении Фонда, его территориальных органах информации о субъекте, отнесенном к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления Фондом, его территориальным органом и (или) устранения субъектом нарушений законодательства о государственном социальном страховании без назначения выборочной проверки.
11. При невозможности выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании Фондом, его территориальным органом и (или) устранения субъектом нарушений иными формами контроля Фондом, его территориальным органом принимается решение о включении субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
12. Включение в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь субъектов осуществляется с учетом имеющихся у Фонда и его территориальных органов ресурсов для проведения проверок.
При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, Фондом в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.