Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 16.02.2018 № 19 (в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 5 декабря 2022 г. № 114) утверждено Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Изменения в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 5 декабря 2022 г. № 114 вступают в силу с 1 января 2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда
1. Настоящим Положением устанавливается порядок определения критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Выборочные проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда проводятся государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент).
2. Для целей настоящего Положения используются термины в значениях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска».
3. В перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства о труде и об охране труда (далее - перечень субъектов), включаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели (далее - субъекты) при наличии одного и более из следующих факторов риска:
3.1. субъектом допущены случаи производственного травматизма;
3.2. в отношении работников субъекта имели место факты несвоевременной выплаты заработной платы;
3.3. свыше 50 процентов работников субъекта в течение суммарно десяти рабочих дней и более работали в режиме неполного рабочего времени;
3.3. свыше 50 процентов работников субъекта работали в режиме неполного рабочего времени;
3.4. свыше 50 процентов работников субъекта в течение суммарно десяти рабочих дней и более находились в социальных отпусках без сохранения заработной платы.
3.4. свыше 50 процентов работников субъекта находились в социальных отпусках без сохранения заработной платы;
3.5. имели место факты допуска к выполнению работ (оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности) граждан без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений в порядке, установленном законодательством;
3.6. имели место факты неисполнения субъектом требований пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций.
4. При формировании сводного плана проверок Министерства труда и социальной защиты:
4.1. на первое полугодие года, в котором планируется проведение выборочных проверок, в перечень субъектов включаются субъекты при наличии у них фактора (факторов) риска, указанного (указанных) в:
- подпунктах 3.1 и 3.2 3.1, 3.2, 3.5 и 3.6 пункта 3 настоящего Положения, в течение первого полугодия года, предшествующего году, в котором планируется проведение выборочных проверок, и второго полугодия года, предшествующего году формирования сводного плана;
- подпунктах 3.3 и 3.4 пункта 3 настоящего Положения, в течение второго квартала года, предшествующего году, в котором планируется проведение выборочных проверок;
4.2. на второе полугодие года, в котором планируется проведение выборочных проверок, в перечень субъектов включаются субъекты при наличии у них фактора (факторов) риска, указанного (указанных) в:
- подпунктах 3.1 и 3.2 3.1, 3.2, 3.5 и 3.6 пункта 3 настоящего Положения, в течение года, предшествующего году, в котором планируется проведение выборочных проверок;
- подпунктах 3.3 и 3.4 пункта 3 настоящего Положения, в течение четвертого квартала года, предшествующего году, в котором планируется проведение выборочных проверок.
5. Из перечня субъектов, сформированного в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения, исключаются субъекты:
- которые по данным Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь находятся в стадии ликвидации (банкротства);
- в отношении которых проведение проверок запрещено в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 или иными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;
- в текущем календарном году планом выборочных проверок запланировано проведение выборочной проверки;
- не истекло три календарных года с момента окончания последней выборочной проверки, проведенной Департаментом и его обособленными территориальными подразделениями;
- со среднесписочной численностью работников менее 16 человек.
6. Каждому субъекту, включенному в перечень субъектов, начисляются баллы в зависимости от допущенных нарушений (факторов риска) в течение периодов, указанных в пункте 4 настоящего Положения (далее - базовый период), согласно таблице:
Таблица
Критерии оценки степени риска
Критерий оценки степени риска* |
Количество баллов |
1. Количество работающих, пострадавших в базовом периоде в результате несчастного случая на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и приведших к тяжелым производственным травмам) |
|
1.1. от 1 до 3 человек |
10 15 |
1.2. от 4 до 10 человек |
20 35 |
1.3. от 11 до 20 человек |
30 50 |
1.4. от 21 человека и больше |
40 80 |
2. Количество работающих, пострадавших в базовом периоде в результате несчастного случая на производстве, приведшего к тяжелым производственным травмам |
|
2.1. от 1 до 3 человек |
30 |
2.2. от 4 до 6 человек |
50 60 |
2.3. от 7 человек и больше |
75 90 |
3. Количество работающих, погибших в результате несчастного случая на производстве |
|
3.1. один человек |
50 |
3.2. от 2 до 4 человек |
100 75 |
3.3. от 5 человек и больше |
150 100 |
4. Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем в базовом периоде о несчастном случае на производстве и (или) нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая (статья 10.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)) |
|
4.1. один случай |
30 25 |
4.2. два случая |
50 45 |
4.3. три и более случаев |
70 |
5. Количество месяцев в базовом периоде, в которых был допущен факт несвоевременной выплаты заработной платы |
|
5.1. один месяц |
30 20 |
5.2. два месяца |
60 40 |
5.3. три и более месяцев |
100 60 |
6. Количество месяцев в базовом периоде, в которых был допущен факт выплаты субъектом заработной платы в нарушение законодательства о минимальной заработной плате |
|
6.1. один месяц |
30 20 |
6.2. два месяца |
60 40 |
6.3. три и более месяцев |
100 60 |
7. Привлечение в базовом периоде должностного или иного уполномоченного лица субъекта к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, не повлекших травмирование работающих (часть 1 статьи 10.13 КоАП) |
|
7.1. один случай |
5 |
7.2. два случая |
10 |
7.3. три и более случаев |
15 |
8. Привлечение в базовом периоде должностного или иного уполномоченного лица субъекта к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, повлекших травмирование работающих (часть 2 статьи 10.13 КоАП) |
|
8.1. один случай |
15 |
8.2. два случая |
30 |
8.3. три и более случаев |
45 40 |
9. Привлечение в базовом периоде к административной ответственности за нарушение требований охраны труда работающего, не являющегося должностным или иным уполномоченным лицом субъекта (часть 3 статьи 10.13 КоАП) |
|
9.1. один случай |
1 5 |
9.2. два случая |
2 10 |
9.3. три и более случаев |
3 15 |
10. Привлечение в базовом периоде лица, уполномоченного в соответствии с законодательством представлять субъекта, к административной ответственности за непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров (часть 2 статьи 10.12 КоАП) |
|
10.1. один случай |
3 5 |
10.2. два случая |
5 10 |
10.3. три и более случаев |
10 15 |
11. Привлечение в базовом периоде должностных лиц субъекта к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством (часть 3 статьи 10.12 КоАП) |
15 |
12. Повторное (в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) привлечение в базовом периоде должностных лиц субъекта к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством (часть 4 статьи 10.12 КоАП) |
|
12.1. один случай |
30 25 |
12.2. два случая |
55 45 |
12.3. три и более случаев |
75 60 |
13. Привлечение в базовом периоде должностных лиц субъекта к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, иные нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику (часть 6 статьи 10.12 КоАП) |
|
13.1. один случай |
5 |
13.2. два случая |
10 |
13.3. три и более случаев |
15 |
14. Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение субъектом в базовом периоде письменного требования об устранении нарушений, выданного уполномоченным должностным липом Департамента, либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования |
|
14.1. один случай |
50 30 |
14.2. два случая |
100 60 |
14.3. три и более случаев |
150 90 |
15. Привлечение в базовом периоде должностных или иных уполномоченных лиц субъекта к административной ответственности за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов по письменному запросу Департамента либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения (статья 24.11 КоАП) |
|
15.1. один случай |
30 20 |
15.2. два случая |
60 40 |
15.3. три и более случаев |
90 60 |
16. Наличие обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и (или) об охране труда в отношении субъекта (включая обращения, переадресованные в Департамент иными органами управления, организациями, средствами массовой информации) |
|
16.1. один случай |
5 |
16.2. два случая |
10 |
16.3. три и более случаев |
15 |
17. Факт работы свыше 50 процентов работников субъекта в режиме неполного рабочего времени | 10 |
17.1. от десяти до двадцати рабочих дней включительно |
30 |
17.2. от двадцати одного до тридцати рабочих дней включительно |
50 |
17.3. свыше тридцати рабочих дней |
75 |
18. Факт нахождения свыше 50 процентов работников субъекта в социальных отпусках без сохранения заработной платы | 10 |
18.1. от десяти до двадцати рабочих дней включительно |
30 |
18.2. от двадцати одного до тридцати рабочих дней включительно |
50 |
18.3. свыше тридцати рабочих дней |
75 |
19. Отсутствие выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда в результате последней проведенной Департаментом выборочной проверки |
минус 100 |
20. Отсутствие выявленных нарушений законодательства об охране труда в результате проведенного в базовом периоде Департаментом мониторинга |
минус 50 |
21. Проведение в базовом периоде Департаментом надзорного мероприятия по заявлению субъекта и выполнение им рекомендаций по устранению выявленных нарушений (недочетов) |
минус 25 |
19. Факт допуска к выполнению работ (оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности) граждан без оформления трудовых или гражданско- правовых отношений в порядке, установленном законодательством | |
19.1. один случай | 20 |
19.2. два случая | 35 |
19.3. три и более случаев | 50 |
20. Факт неисполнения субъектом требований пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» при приеме на работу |
|
20.1. один случай | 5 |
20.2. два случая | 10 |
20.3. три и более случаев | 15 |
21. Факт непредоставления (несвоевременного предоставления) субъектом характеристики в соответствии с требованиями пункта 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и (или) предоставление ее не по форме, установленной законодательством |
|
21.1. один случай | 5 |
21.2. два случая | 10 |
21.3. три и более случаев | 15 |
22. Отсутствие выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда в результате последней проведенной Департаментом выборочной проверки | минус 100 |
23. Отсутствие выявленных нарушений законодательства об охране труда в результате проведенного в базовом периоде Департаментом мониторинга | минус 50 |
24. Проведение субъектом в базовом периоде самостоятельной оценки соответствия осуществляемой деятельности требованиям законодательства о труде и об охране труда путем заполнения контрольных списков вопросов (чек-листов) и направление их копий в Департамент с информацией об устранении выявленных недочетов | минус 20 |
* При отсутствии у субъекта конкретного критерия оценки степени риска ему присваивается 0 баллов по данному пункту.
7. Баллы, начисленные субъекту в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, суммируются.
8. На основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, определяется значение индикатора высокой степени риска, которое рассчитывается по формуле:
где:
- ИВ - индикатор высокой степени риска;
- ПК - повышающий коэффициент, равный 1,2;
- Кn - количество субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
- КБn - количество баллов, присвоенных одной группе субъектов;
- i - количество групп субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
- ОК - общее количество отобранных субъектов, входящих в перечень.
9. На основании рассчитанного значения индикатора высокой степени риска формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска. Отнесение субъекта к группе с высокой степенью риска осуществляется, если сумма баллов, начисленных субъекту, превышает значение индикатора высокой степени риска.
Субъекты, у которых начисленная сумма баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска, относятся к низкой группе степени риска и не рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты.
10. Субъекты, отнесенные к группе с высокой степенью риска, рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты.
Для этого Департаментом (его обособленным территориальным подразделением) субъекту с учетом вида осуществляемой им деятельности направляются контрольные списки вопросов (чек-листы).
11. При отборе субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, для выборочной проверки Департаментом учитывается информация, в том числе:
- представленная проверяемым субъектом по контрольным спискам вопросов (чек-листам);
- полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
- полученная от органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, судов по находящимся в их производстве делам;
- о результатах предыдущих проверок;
- размещенная в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.
12. По итогам анализа имеющейся в распоряжении Департамента информации о субъекте, отнесенном к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления Департаментом и (или) устранения субъектом нарушений законодательства без назначения выборочной проверки.
13. При невозможности выявления Департаментом нарушений законодательства и (или) устранения субъектом нарушений иными формами надзора Департаментом принимается решение о включении субъекта, отнесенного к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты.
14. Включение в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты субъектов осуществляется с учетом имеющихся у Департамента ресурсов для проведения проверок.
При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, Департаментом в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов, начисленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.