Порядок разработки, структура и содержание плана гражданской обороны (примерный образец)

Гражданская оборона

В журнале "Охрана труда" за январь 2022 года в статье «Порядок разработки, структура и содержание плана гражданской обороны» опубликован примерный План гражданской обороны

 

Пример

СОГЛАСОВАНО

Начальник городского (районного) отдела
по чрезвычайным ситуациям –

начальник штаба гражданской обороны

(территориальная единица)

(звание, фамилия, инициалы)

(дата)

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор –

начальник гражданской обороны

(наименование организации)

(фамилия, инициалы)

 

(дата)

ПЛАН ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(наименование организации)

1. Краткая характеристика организации, оценка возможной обстановки и выводы из нее

1.1. Краткая характеристика организации, особенности, влияющие на организацию и ведение гражданской обороны (далее – ГО)

(Адрес и место размещения организации, краткая ее характеристика с точки зрения географии, экономической, государственной и военной важности со ссылкой на приложение 1 к плану ГО.)

(Краткая характеристика состояния ГО со ссылкой на соответствующие приложения.)

1.2. Краткая оценка возможной обстановки, сложившейся в результате нападения противника

В результате воздействия противника с применением современных средств поражения на территории (наименование населенного пункта) организация и ее объекты могут оказаться в зоне (указать степень слабых, средних, сильных разрушений).

Наиболее подвержены разрушению (перечень зданий, сооружений и отдельных объектов организации).

Ориентировочные потери среди рабочих и служащих при ожидаемом нападении противника могут составить _____ чел., или ___ %.

Ориентировочный объем работ при разрушении зданий для аварийно-спасательного отряда в течении двух-трех суток (перечислить необходимые виды работ). Время разбора завала здания (указать место и площадь) составляет (указать примерное время). (Место и площадь других разрушенных зданий, время разбора завалов).

1.3. Выводы из оценки возможной обстановки и особенностей ведения ГО

Основными мерами защиты рабочих и служащих, находящихся на объектах организации и попадающих в зоны разрушения и вторичных факторов поражения, являются:

  • временное отселение персонала в безопасную зону;
  • использование СИЗ;
  • укрытие в защитных сооружениях ГО;
  • оказание первой помощи;
  • (перечислить другие меры).

Для сокращения потерь и ущерба необходимо:

  • усилить личным составом спасательные и аварийно-технические группы (указать, за счет каких рабочих и служащих);
  • создать и обучить дополнительно формирования ГО по охране общественного порядка, пожаротушению, обеззараживанию, (другие формирования);
  • обеспечить СИЗ и средствами медицинской защиты всех рабочих и служащих (указать порядок обеспечения);
  • (последовательно перечислить другие меры).

2. Организация проведения мероприятий ГО при введении в действие плана ГО

При планомерном переводе ГО с мирного на военное положение первоочередные мероприятия выполняются под видом учений или тренировок, на остальных этапах задействуются формирования повышенной готовности (рабочие и служащие) согласно Календарному плану (см. приложение 2).

2.1. Порядок выполнения мероприятий ГО

На выполнение мероприятий отводится:

  • для первоочередных мероприятий – (указать время);
  • для мероприятий общей готовности – (указать время).

При этом основные усилия сосредотачиваются на выполнении комплекса мероприятий по защите рабочих и служащих, повышения устойчивости функционирования объекта и подготовке формирований ГО для ликвидации последствий нападения.

Первоочередными мероприятия ГО, в т.ч. неотложными по повышению устойчивости функционирования организации, являются:

  • (перечислить мероприятия).

Мероприятиями общей готовности являются:

  • (перечислить мероприятия).

2.2. Организация защиты персонала и территории

2.2.1. Организация инженерной защиты

При получении распоряжения на выполнение первоочередных мероприятий приводятся в готовность защитные сооружения (указать, какие именно: убежища, противорадиационные укрытия, подвалы и другие заглубленные сооружения, метрополитен).

По получению распоряжения через ___ ч организуется дежурство во всех приспособленных помещениях, уточняются места укрытия рабочих и служащих по группам, порядок следования и правила поведения. Проводятся тренировки по занятию укрытий. Ответственным начальником службы защитных сооружений ГО является (указать должность, фамилию и инициалы).

С введением общей готовности в течение ___ ч организуется постоянное дежурство во всех приспособленных помещениях защитных сооружений.

2.2.2. Организация радиационной и химической защиты

Радиационная и химическая защита рабочих и служащих осуществляется путем обеспечения СИЗ, установлением и соблюдением режимов радиационной защиты, организацией наблюдения, разведки и контроля за окружающей средой и ликвидацией последствий радиоактивного и химического заражения.

При ухудшении радиационной и химической обстановки проводятся следующие мероприятия (последовательно перечислить).

2.2.3. Организация медико-биологической защиты

Медицинскую защиту рабочих и служащих осуществлять путем использования медицинских средств защиты (указать).

2.2.4. Организация эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы

Организацию и проведение эвакуации материальных ценностей осуществляет эвакуационная комиссия, созданная приказом начальника ГО – генеральным директором организации от (дата) (номер). Председателем комиссии является (должность, фамилия и инициалы), приказ о назначении от дата) (номер).

В состав эвакуационной комиссии входит ___ человек.

Для эвакуации материальных средств используется транспорт организации (указать виды и количество).

Порядок вывоза определяется Планом эвакуации (приложение 7).

Ответственным за размещение вывезенного имущества, архивов и другой документации, охрану и обеспечение порядка является начальник оперативной группы – заместитель начальника ГО (должность, фамилия и инициалы).

2.3. Организация и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации

Основными мероприятиями по повышению устойчивости работы объектов (кроме защиты рабочих и служащих и организации управления), проводимыми с введением в действие планов ГО, являются:

  • обеспечение безаварийной остановки производства по сигналу «воздушная тревога» – (указать ответственного);
  • проведение мероприятий по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения – (указать ответственного);
  • мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и оборудования – (указать ответственного);
  • мероприятия по противопожарной защите – (указать ответственного);
  • (указать другие мероприятия).

Перечень основных мероприятий по устойчивости функционирования отражен в Плане-графике наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы организации согласно приложению 8.

2.4. Состав сил и средств ГО, организация и проведение АС и ДНР

Для проведения АС и ДНР на объектах созданы следующие формирования ГО:

  • аварийно-техническая группа – (человек личного состава);
  • спасательная группа – (человек личного состава);
  • расчеты пожаротушения – (количество расчетов, человек личного состава);
  • пост разведки – (человек личного состава);
  • (другие формирования, человек личного состава).

Перечисленные формирования оснащены (перечислить элементы оснащения с указанием их количества).

(Состав сил и средств ГО организации указывается со ссылкой на приложение 9.)

Порядок приведения в готовность формирований ГО определены Планом приведения в готовность гражданских формирований ГО, где указаны их задачи: (перечислить).

2.5. Организация основных видов обеспечения при выполнении мероприятий ГО, осуществлении защиты персонала и территории, проведении АС и ДНР

 

2.5.1. Ведение разведки складывающейся обстановки

Наблюдение и разведка местности ведутся постом радиационно-химического наблюдения, переводимом на круглосуточное дежурство при выполнении первоочередных мероприятий.

В общей готовности дополнительно каждое формирование ГО в местах своего размещения выставляет пост наблюдения. Полученная информация докладывается начальнику службы радиационно-химической защиты.

2.5.2. Противопожарное обеспечение

В общей готовности все формирования и пожарные расчеты укомплектовываются и приводятся в готовность к работе на своих постах.

Противопожарное обеспечение осуществляется в постоянной деятельности в соответствии с требованиями инструкции по противопожарной безопасности. При возникновении угрозы пожара наблюдение ведут все формирования общей разведки, т.е. наблюдатели и пост радиационно-химического наблюдения. Организуют работу расчеты пожаротушения на этажах, которые контролируют выполнение противопожарных мероприятий. Ответственный – начальник противопожарной службы (должность, фамилия и инициалы).

2.5.3. Транспортное обеспечение

Транспортные формирования территориального назначения обеспечивают транспортом организацию согласно плану ГО района. При этом привлекаются:

  • команда подвоза СИЗ – (количество) грузовых машин от автопарка (номер);
  • автосанитарный отряд – (количество) автобуса от автопарка (номер).

Ответственный за обеспечение автотранспортом организации – (должность, фамилия и инициалы).

2.5.4. Материальное обеспечение

Материальное обеспечение всех мероприятий, выполняемых в особый период, возложено на отдел (наименование), начальник отдела – (должность, фамилия и инициалы).

Для проведения ремонтных работ используются сохранившиеся запасы строительных материалов (указать каких).

Транспорт следует заправлять на государственных АЗС: (по возможности перечислить).

2.5.5. Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение осуществляется в соответствии с заявками, поданными в городской (районный) отдел по чрезвычайным ситуациям, через аптеки (номер аптеки, ее адрес, контактные телефоны). Освежение комплектации санитарных сумок проводится за счет средств организации по истечении сроков годности вложений.

Индивидуальные аптечки закупаются по заявкам и могут использоваться по указанию начальника управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и представителей здравоохранения.

В случаях возможного бактериального заражения учреждениями здравоохранения проводится иммунизация всего населения по указанию начальника управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и представителей здравоохранения. Для этого определяется медицинское учреждение.

2.5.6. Инженерное обеспечение

На объекте имеется инженерная техника, а для созданных формирований – инструмент (лопаты, ломы, топоры, пилы для проведения вспомогательных работ по расчистке и разборке завалов).

Необходимое количество инструмента находится на складе (номер), в гараже и инженерно-технических службах, которое выдается при приведении в готовность формирований ГО.

2.5.7. Охрана общественного порядка

Общественный порядок охраняется силами штатных дежурных сторожей организации, которые переводятся на двухсменный график работы. С введением общей готовности охрана может быть усилена за счет личного состава спасательных групп.

(Детально все вопросы обеспечения мероприятий ГО отражаются в планах обеспечения соответствующих служб ГО.)

2.6. Организация взаимодействия, необходимого для выполнения задач ГО

Для поддержания взаимодействия, отработки документов и организации контроля создаются оперативная группа (указать по должностям, фамилиями и инициалам количество человек).

Задачами оперативной группы взаимодействия являются: (перечислить).

Для ведения АС и ДНР привлекаются следующие формирования:

  • аварийно-техническая группа – (человек личного состава);
  • спасательная группа – (человек личного состава);
  • (другие формирования, человек личного состава).

При ухудшении обстановки для ведения АС и ДНР в дополнение к формированиям организации привлекаются формирования районного уровня:

  • санитарные звенья – (количество звеньев, человек личного состава);
  • погрузочно-разгрузочная группа – (человек личного состава);
  • команды подвоза средств защиты – (количество команд, человек личного состава);
  • (другие формирования, человек личного состава).

(Направления и вопросы взаимодействия более подробно отражаются в табличном виде в Плане взаимодействия (приложение 10). При необходимости детализации вопросов взаимодействия кроме таблиц может разрабатываться текстовая пояснительная записка.)

2.7. Организация управления, связи и оповещения

Управление выполнением мероприятий ГО производится с пункта управления, размещенного в кабинете генерального директора. Радиосвязь осуществляется из штаба ГО – кабинета заместителя генерального директора.

С получением распоряжений на проведение первоочередных мероприятий через Ч + час следует привести в готовность пункт управления, установить в нем круглосуточное дежурство, проверить систему оповещения по ГО, подготовить к работе средства радиосвязи.

С введением первоочередных мероприятий привести в готовность звено оповещения и связи и организовать дежурство на пункте управления.

Оповещение руководящего состава, рабочих и служащих, управление силами и средствами проводится согласно схемам (приложение 11).

Время на прибытие руководящего состава на пункт управления для доведения обстановки и предстоящих задач: в рабочее время – __ мин, в нерабочее – __ мин. Сроки оповещения руководителей формирований – __ мин, личного состава формирований – __ мин, рабочих и служащих – __ мин.

 

План разработал:

(должность лица, разработавшего план, подпись, фамилия, инициалы)

(дата)

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

План откорректирован

по состоянию на (дата)                                                                    (инициалы, фамилия, подпись)

План откорректирован

по состоянию на (дата)                                                                    (инициалы, фамилия, подпись)

План откорректирован

по состоянию на (дата)                                                                    (инициалы, фамилия, подпись)

 

 

Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ, ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОЙ ОБСТАНОВКИ

(Приложение представляет собой план организации с пояснительной запиской.

На план наносятся следующие данные:

  • границы организации;
  • основные структурные подразделения и объекты;
  • дорожные сооружения и коммуникации, системы газо-, электро-, водо-, теплоснабжения и канализации, обеспечивающие устойчивое функционирование организации;
  • подведомственные радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты с возможными зонами загрязнения (заражения), а также аналогичные объекты других организаций, в зоны загрязнения (заражения) которых попадает организация, в т.ч. в 30- и 100-километровые зоны АЭС сопредельных государств;
  • структурные подразделения и объекты, по которым возможно воздействие диверсионно-разведывательных групп противника и незаконных вооруженных формирований;
  • данные обстановки в результате нападения противника: зоны радиоактивного загрязнения, очаги химического и биологического (бактериологического) заражения, очаги пожаров, разрушения участков дорог и дорожных сооружений, оказывающих влияние на устойчивость функционирования организации и др.;
  • границы зон возможного катастрофического затопления, в пределах которых находятся структурные подразделения и объекты организации;
  • места нахождения защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов;
  • другие необходимые данные.
  • С учетом конкретных особенностей организации может наноситься и другая информация.

В пояснительной записке отражаются:

  • место (территория) размещения организации с указанием особенностей рельефа, климата, гидрографии, растительности, густоты застройки и плотности населения;
  • характеристика зданий, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения, обеспечивающих устойчивое функционирование организации;
  • перечень радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов (элементов) организации и объектов на ближайшей периферии от нее, а также имеющихся аварийно химически опасных, пожаро- и взрывоопасных, биологически опасных вещества, наличие железнодорожных станций, магистралей, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами;
  • количество людей, находящихся одновременно (наибольшая работающая смена) в организации;
  • характеристика организации с точки зрения экономической, государственной и военной важности с необходимой степенью детализации;
  • характеристика состояния ГО с необходимой степенью детализации (основные показатели, наличие и состояние системы управления, оповещения и связи, наличие и состояние сил ГО, средств коллективной защиты, СИЗ и др.

В записке дается оценка вероятного(ых) удара(ов) противника:

  • вероятные цели нанесения удара(ов);
  • вероятные цели действия диверсионно-разведывательных групп и незаконных вооруженных формирований;
  • характер последствий удара, действий диверсионно-разведывательных групп и незаконных вооруженных формирований;
  • степень разрушения организации, потери персонала и сил ГО;
  • возможная радиационная, химическая, пожарная, медико-биологическая обстановка, образование зон катастрофического затопления и их влияние на устойчивость функционирования организации;
  • возможные потери от вторичных факторов поражения.

В записке обосновывается ориентировочный объем предстоящих АС и ДНР. Приводятся расчеты и данные, необходимые для обоснования принятых решений.)

(В конце пояснительной записки указываются должность лица, оформившего план и записку, его подпись, фамилия и инициалы, дата.)

Приложение 2

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГО


п/п

Мероприятия

Объем выполняемых работ, единицы измерения

Продолжительность выполнения работ

Сроки проведения мероприятий

Исполнители

Первые сутки

Вторые сутки

Последующие сутки, Д+

минуты

часы

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

                           

2

                           

                           
                               

Все мероприятия планируются и осуществляются соответственно степеням готовности ГО.

(должность лица, разработавшего Календарный план)

(подпись, фамилия и инициалы)

(дата)

Внимание

Подписчики журнала "Охрана труда" имеют возможность бесплатно по e-mail получать электронные версии ранее вышедших номеров (в формате PDF).
Заявки просим присылать на следующие адреса электронной почты:
ohrana-truda@tut.by
135@tut.by

ПОДПИСАТЬСЯ

nefox