Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых - 2022

Межотраслевые правила по охране труда

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 утверждены Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых.

 

ПРАВИЛА

безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых (далее - учреждения), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса.
  2. Настоящие Правила являются обязательными для выполнения учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения (с территории учреждения), устанавливаемый в целях защиты учреждения от противоправных посягательств.
  2. Пропускной режим в учреждении устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и иных нормативных правовых актов.
  3. Руководитель учреждения или уполномоченное им лицо организует обеспечение пропускного режима в учреждении.
  4. Обеспечение безопасности обучающихся в учреждении и на его территории достигается за счет:
  • выполнения установленных законодательством требований к размещению учреждения и его территории, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса, медицинскому обеспечению обучающихся в учреждении;
  • соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию зданий и помещений учреждения;
  • осуществления пропускного режима в учреждение;
  • оборудования территории и зданий учреждения техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства в сфере охранной деятельности;
  • создания доступной среды для организации безопасного пребывания в учреждении с учетом комплексного подхода;
  • иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности.
  1. В целях создания здоровьесберегающей и безопасной среды, предупреждения травматизма обучающихся в учреждении необходимо:
  • использовать мебель, наглядные и учебные пособия, электронные средства обучения, произведенные в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством;
  • закреплять стационарное оборудование в учебных кабинетах, не использовать и не хранить в помещениях неисправное оборудование, мебель и инвентарь.
  1. Образовательный процесс в помещениях учреждений должен быть организован в условиях сохранения здоровья участников образовательного процесса и поддержания работоспособности оборудования в течение учебного дня, недели, учебного года и соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования при работе с данными устройствами.
  2. Руководитель учреждения организует обеспечение безопасности обучающихся при эксплуатации оборудования в учреждении при организации образовательного процесса.

ГЛАВА 3

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Безопасность при эксплуатации оборудования обеспечивается путем: использования его по назначению;
  • проведения технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, эксплуатационными документами;
  • внедрения более совершенных моделей (марок) оборудования, установки конструкций оградительных, предохранительных, блокировочных, ограничительных и тормозных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, обеспечивающих защиту работающих (обучающихся);
  • вывода из эксплуатации травмоопасного оборудования.
  1. Оборудование, используемое в образовательном и воспитательном процессах, должно быть укомплектовано эксплуатационными документами организаций- изготовителей.
  2. Работа на неисправном оборудовании не допускается. Неисправное, а также неиспользуемое длительное время оборудование должно быть отключено от всех видов энергоносителей и технологических трубопроводов и обозначено соответствующими знаками (плакатами) безопасности.
  3. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования допускается проводить работникам, имеющим соответствующую группу по электробезопасности.
  4. Учебные рабочие места организуются с учетом эргономических требований и удобства выполнения обучающими движений и действий при эксплуатации оборудования.

ГЛАВА 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Образовательный процесс в учреждении должен осуществляться в соответствии с учебно-программной документацией, разрабатываемой в установленном законодательством порядке, организовываться с учетом необходимости сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года.
  1. Обеспечение безопасности образовательного процесса в учреждениях осуществляет его руководитель, в структурных подразделениях - руководители структурных подразделений.
  2. В целях создания для участников образовательного процесса безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий в учреждении необходимо обеспечить:
  • профилактическую работу с участниками образовательного процесса по обеспечению их безопасности;
  • выполнение требований безопасного поведения в здании (зданиях) и на территории учреждения всеми участниками образовательного процесса;
  • охрану жизни и здоровья участников образовательного процесса (личная безопасность, профилактика дорожно-транспортного травматизма; обеспечение противопожарной безопасности, организация питания участников образовательного процесса);
  • соблюдение санитарных норм к условиям и организации образовательного процесса при определении режима учебных занятий;
  • выполнение мер безопасности при организации образовательного процесса на учебных занятиях, дополнительных занятиях, образовательных и иных мероприятий;
  • отработку с обучающимися, работниками действий в случае возникновения пожара, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, аварийных ситуаций, обнаружения подозрительных веществ и предметов, при несчастном случае.
  1. Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса включают:
  • определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий;
  • проведение постоянной информационно-разъяснительной работы с обучающимися по вопросам безопасности жизнедеятельности и профилактики травматизма;
  • пропаганду здорового образа жизни.
  1. В учреждении допускается объединять учебные занятия по одной учебной дисциплине переподготовки (по близким темам повышения квалификации). Между учебными занятиями, в том числе при объединении двух учебных часов, должны быть перерывы продолжительностью не менее 10 минут и не менее 20 минут для организации питания.
  2. При разработке учебных планов, учебно-тематических планов учреждения предусматривается проведение аудиторных занятий в сочетании с самостоятельной работой слушателей.
  3. Планирование аудиторных занятий необходимо осуществлять из расчета:
  • 6-10 учебных часов в день при очной (дневной) и заочной формах получения образования;
  • 4-6 учебных часов в день при очной (вечерней) форме получения образования, до 6 учебных часов при дистанционной форме получения образования.
  1. Планирование самостоятельной работы обучающегося необходимо осуществлять из расчета:
  • 6-10 учебных часов в день при очной (дневной) форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день;
  • 2-4 учебных часа в день при очной (дневной), заочной и дистанционной формах получения образования при совмещении с аудиторными занятиями в этот день. При этом общее количество учебных часов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся должно составлять не более 12 учебных часов в день; 4-6 учебных часов в день при очной (вечерней), заочной формах получения образования, не более 6 учебных часов в день при дистанционной форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.

ГЛАВА 5
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

  1. Воспитательная работа во внеучебное время в учреждениях при проведении культурно-массовых мероприятий включает следующие мероприятия:
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни, нравственного, безопасного и ответственного поведения;
  • соблюдение обучающимися санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • профилактику употребления алкогольных, наркотических психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ;
  • проведение постоянной широкой информационно-разъяснительной работы с обучающимися по вопросам безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма.
  1. Перед началом проведения культурно-массовых и иных мероприятий руководителем учреждения назначаются лица, ответственные за проведение данных мероприятий.
  2. Лица, ответственные за проведение культурно-массовых и иных мероприятий (далее - организаторы), определяются приказом руководителя учреждения.
  3. С организаторами проводится целевой инструктаж по соблюдению мер безопасности с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа.
  4. Организаторами проводится с обучающимися беседа по правилам безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий.
  5. Руководитель учреждения организует обеспечение безопасности воспитательного процесса в учреждении.

nefox