Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 утверждены Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования.
ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов в учреждениях специального образования, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, у индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы специального образования, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее - учреждения специального образования), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного и воспитательного процессов.
Организация образовательного процесса, воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования осуществляется с учетом положений Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением, утвердившим настоящие Правила.
- В настоящих Правилах применяются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.
- Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса с обучающимися включают в себя:
- соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию помещений;
- оборудование территории и здания учреждения специального образования техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства;
- оснащение учреждений специального образования средствами воспитания, обучения, учебными и учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем, надворным оборудованием детских игровых площадок, мебелью, иным имуществом в соответствии с перечнями, определяемыми постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;
- учет особых индивидуальных образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и способностей обучающихся с особенностями психофизического развития при организации образовательного процесса, воспитательного процесса;
- использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
- применение в образовательном процессе учреждений специального образования методик и технологий обучения и воспитания, основанных на результатах научных исследований в области специального образования, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, обеспечивающих формирование моделей безопасного поведения обучающихся в условиях учреждения образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, социальную интеграцию обучающихся;
- обеспечение специальных, здоровьесберегающих условий обучения и воспитания в соответствии с особыми индивидуальными образовательными потребностями обучающихся с особенностями психофизического развития, в том числе доступной среды, социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи, формирование основ безопасности жизнедеятельности у обучающихся;
- установление позитивных, доброжелательных взаимоотношений между обучающимися, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, обеспечение их защиты от всех форм физического и психического насилия;
- наличие и периодическое обновление на официальных сайтах учреждений специального образования, информационных стендах материалов по пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических и иных работников и обучающихся при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью.
- Привлечение обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, к выполнению работ, оказанию услуг, не предусмотренных учебно-программной документацией, не разрешается.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения специального образования (с территории учреждения специального образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения специального образования от противоправных посягательств.
- Пропускной режим в учреждении специального образования организуется на основании инструкции о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения специального образования, и должен предусматривать:
- установление работникам учреждения специального образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
- определение порядка допуска в здание учреждения специального образования работников, обучающихся и их законных представителей, представителей обслуживающих организаций, иных лиц;
- определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимся в период пребывания в учреждении специального образования, и доведение его до сведения законных представителей обучающегося;
- установление порядка движения транспорта на территории учреждения специального образования;
- определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;
- ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.
- Допуск работников, обучающихся и их законных представителей, иных лиц на территорию учреждения специального образования и обратно производится сторожем (работником охраны).
- Круглосуточный беспрепятственный допуск на территорию и в здание
- учреждения специального образования разрешается:
- руководителю учреждения специального образования, его заместителю;
- представителям обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также сторожам и работникам охраны.
При необходимости допуск в здание учреждения специального образования иных лиц осуществляется с разрешения руководителя учреждения специального образования.
- Допуск на территорию и в здание учреждения специального образования представителей обслуживающих организаций, иных лиц осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных сторожем (работником охраны) в журнале регистрации с указанием цели посещения.
- Допуск служебного автотранспорта на территорию учреждения специального образования (в том числе вывоз твердых бытовых отходов, доставка продуктов) осуществляется согласно графику при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.
- Личный автотранспорт на территорию учреждения специального образования не допускается.
- При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт и представители соответствующих служб допускаются на территорию учреждения специального образования беспрепятственно.
- При чрезвычайных ситуациях допуск в здание учреждения специального образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.
- Организация пропускного режима обеспечивается руководителем учреждения специального образования или его заместителем.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ
- Общее руководство по обеспечению безопасного пребывания обучающихся в учреждении специального образования и на его территории осуществляет руководитель учреждения специального образования.
- Руководитель учреждения специального образования в рамках своих полномочий:
распределяет обязанности по обеспечению безопасности образовательного процесса, при организации и проведении экскурсий для обучающихся в рамках изучения образовательных областей, учебных предметов, предусмотренных учебными планами специального образования, между работниками;
- утверждает положение об учебном кабинете, мастерской;
- утверждает правила поведения для обучающихся в групповом, спальном помещении, учебном кабинете, мастерской;
- организует обеспечение безопасности обучающихся, работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством порядке, проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда работников;
- принимает необходимые меры по соблюдению требований безопасности обучающимися в учреждении специального образования и на его территории при проведении учебных занятий, занятий по образовательным областям, по учебным предметам, коррекционных занятий, занятий (факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, а также занятий объединений по интересам предметной направленности), при реализации мероприятий планов воспитательной работы учреждения специального образования.
- Педагогические работники в начале и в конце рабочего дня должны визуально проверять помещения учреждения специального образования (групповые, спальные, учебные помещения, зоны отдыха (игр), общего назначения (в том числе спортивный и музыкальный залы и плавательный бассейн) на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося.
- Обязанности по осуществлению контроля и оценки обеспечения педагогическим работником безопасности организации образовательного процесса по соответствующему учебному предмету возлагаются на заместителя руководителя учреждения специального образования по основной деятельности, который руководит организацией образовательного процесса по основному направлению деятельности.
- Обязанности по осуществлению контроля и оценки обеспечения безопасности организации воспитательного процесса возлагаются на заместителя руководителя учреждения специального образования по основной деятельности, который координирует и направляет идеологическую и воспитательную работу педагогических работников, в том числе выполняющих обязанности классных руководителей.
- Педагогическим работникам не допускается оставлять обучающихся без присмотра.
- Педагогический работник учреждения специального образования при приеме обучающегося в специальном детском саду, в специальной школе, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также до начала занятий, учебных занятий в специальной школе-интернате должен опросить законных представителей или самого обучающегося о самочувствии и осуществить визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание обучающийся должен быть направлен на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска к занятиям, учебным занятиям.
- Для организации безопасного пребывания на территории, в здании, в помещениях учреждения специального образования создается доступная среда с учетом комплексного подхода.
- В целях приобщения обучающихся к трудовой деятельности необходимо соблюдать все меры безопасности с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей (в том числе при выполнении ими полива растений, переносе (перекопке) песка, расчистке снега, уборке опавших листьев, посадке (прополке) в огороде и цветнике) с использованием специальных инструментов.
- При организации прогулки обучающихся дошкольного возраста работники осуществляют осмотр групповой площадки на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося, обеспечивают безопасность выхода (входа) обучающихся из помещения (в помещение), контроль за соблюдением обучающимися правил поведения при выходе на прогулку (возвращении с прогулки).
Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность обучающихся и рациональная одежда в зависимости от погодных условий с учетом времени года.
В случае самовольного ухода обучающегося с прогулки педагогический работник сообщает об этом руководителю учреждения специального образования, законным представителям обучающегося.
- При оборудовании помещений учреждений специального образования должны учитываться санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к соответствующим помещениям в части использования строительных, в том числе отделочных, материалов, мебели (в том числе детской, бытовой и ученической), наглядных и учебных пособий, игр и игрушек, электронных средств обучения, медицинской техники и изделий медицинского назначения, электросветильников, моющих средств и средств дезинфекции, произведенных в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами и разрешенных к применению законодательством.
- Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении специального образования должна быть содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся, трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей обучающихся, полифункциональной, вариативной для обеспечения в помещениях пространства для игровой и учебной деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей, предоставляющей свободный доступ к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности.
- Помещения для осуществления диагностической деятельности, оказания ранней комплексной помощи в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации располагаются на первом этаже здания.
- Для обучающихся с нарушениями зрения помещения должны быть оборудованы преимущественно одноместными универсальными партами и столами с регулируемыми параметрами, специальным оптическим оборудованием для использования остаточного зрения незрячих и слабовидящих детей, приборами для письма рельефно-точечной системой Брайля, для плоского письма, ортоскопической накладной лупой, планосферической строчной лупой и другими средствами обучения.
Все опасные зоны внутри здания (торцевые стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и другое) окрашиваются в красный цвет. При окраске стен синие и фиолетовые цвета не используются.
- Для обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (в том числе передвигающихся на креслах-колясках) предусматриваются поручни на всех путях передвижения обучающихся (коридоры, рекреации, санитарные узлы, лифты и другое), лестницы с поручнями или пандусы при перепаде уровней пола в пределах этажа, устройства, обеспечивающие возможность спуска в чашу бассейна и подъема из нее обучающихся, оборудование поручнями периметра чаши бассейна, лифты, пандусы или подъемники для входа в здание, доступа на первый и другие этажи здания, увеличенное расстояние между рядами парт (столов, конторок) в помещениях при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение.
- Для обучающихся с нарушением слуха помещения должны оснащаться хорошо различимой визуальной информацией, световой сигнализацией наряду со звуковой системой пожарной сигнализации, применяться звукопоглощающие поверхности в помещении.
Допускается расстановка парт (столов) полукругом вокруг стола педагогического работника при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между партами (столами) в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время занятия, учебного занятия.
- Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью помещения должны быть оборудованы преимущественно одноместными столами.
Оборудование мастерских должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, технических кодексов установившейся практики. Инструменты и оборудование должны иметь специальные приспособления, обеспечивающие предупреждение травматизма и учитывающие сенсорные и двигательные нарушения у детей. Необходимо наличие аптечек первой медицинской помощи в учебно-производственных мастерских, кабинетах обслуживающих видов труда.
- Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в помещении оборудуется зона для релаксации, обеспечивается при необходимости наличие игровой комнаты рядом с учебным помещением во избежание неадекватного поведения и аффективных реакций у обучающегося, осуществляется визуализация распорядка дня, расписания учебных занятий.
Помощь при организации образовательного процесса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, при передвижении в здании учреждения образования оказывают воспитатель дошкольного образования, воспитатель, осуществляющие персональное сопровождение обучающегося.
ГЛАВА 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
- Образовательный процесс в учреждении специального образования осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ специального образования.
- Распорядок дня обучающихся в учреждении специального образования должен соответствовать их возрастным особенностям, предусматривать гигиенически обусловленную длительность сна и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
- Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного обучающегося на занятиях, учебных занятиях, количество и виды занятий, учебных занятий, коррекционных занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическими работниками в соответствии с учебными планами специального образования и программами специального образования с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности обучающегося.
- В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, не требующие повышенной умственной нагрузки.
- Средства отображения информации (в том числе интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели) должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
- Между занятиями по учебным предметам и коррекционными занятиями в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, занятиями в пунктах коррекционнопедагогической помощи в учреждениях общего среднего образования должен быть перерыв не менее 30 минут.
- Во время перерывов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, устанавливается дежурство обучающихся по учреждению образования и учебным кабинетам, которое осуществляется с соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Во время перерыва обучающимся необходимо:
- соблюдать меры безопасного поведения;
- выполнять распоряжения дежурных обучающихся, дежурного учителя, дежурного администратора.
- Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования осуществляется с соблюдением следующих требований:
- использование электронных средств обучения (далее - ЭСО) должно осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в учреждениях образования не допускается;
- одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается;
- для образовательных целей мобильные средства связи не используются, размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории специальных школ, специальных школ-интернатов не допускается;
- оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами;
- линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО, шрифтовое оформление электронных учебных изданий, непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должны соответствовать гигиеническим нормативам;
- организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см, использование планшетов предполагает их размещение на столе под углом наклона 30°;
- при необходимости использования наушников время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа, внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования;
- интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено.
- Обучающимся во время занятий, учебных занятий необходимо поместить все имеющиеся в наличии средства коммуникации в установленное место либо хранить в рюкзаке (портфеле), предварительно поставив на беззвучный режим. Использование мобильных телефонов и других средств коммуникации во время учебного занятия допускается с разрешения педагогического работника в соответствии с содержанием программы специального образования.
- Общие требования к мерам безопасности при организации воспитательного процесса включают в себя:
- учет индивидуальных особенностей развития обучающихся при организации воспитательного процесса;
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающимся и оказания им психологической помощи;
- формирование положительных установок на здоровый образ жизни, личной ответственности обучающихся за состояние своего здоровья;
- воспитание психологической культуры в целях развития психологической устойчивости к негативным воздействиям социума;
- обеспечение профилактики потребления алкоголя, психоактивных веществ и курительных смесей;
- обеспечение профилактики интернет-зависимости, зависимости от гаджетов и иных видов зависимостей;
- обеспечение профилактики буллинга, суицидального поведения обучающихся.
- Воспитательный процесс с обучающимися, направленный на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности учащегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ
- При проведении экскурсии за пределы территории учреждения специального образования руководитель:
- определяет приказом ответственных сопровождающих лиц из числа работников учреждения специального образования, иных лиц для проведения экскурсии за пределы территории учреждения специального образования, их обязанности по обеспечению безопасности обучающихся с учетом требований настоящих Правил и иных актов законодательства;
- обеспечивает прохождение сопровождающими лицами подготовки и инструктажа по соблюдению мер безопасности в пути следования обучающихся, а также оказанию первой медицинской помощи обучающимся и другим потерпевшим;
- оформляет инструктаж в журнале регистрации инструктажа по обеспечению безопасности обучающихся при проведении экскурсии (иных мероприятий за территорией учреждения специального образования) по форме согласно приложению;
- обеспечивает укомплектование медицинской аптечкой, сигнальными флажками, жилетами.
- Сопровождающие лица перед проведением экскурсии должны:
- провести с обучающимися тематические беседы о соблюдении мер безопасности в пути следования, при возникновении экстремальных ситуаций;
- убедиться в наличии медицинской аптечки и ее укомплектованности необходимыми лекарственными средствами и перевязочными материалами, питьевой воды, сигнальных флажков, жилетов;
- ознакомиться заранее с участком местности, где будет организована экскурсия, и маршрутами передвижения;
- проконтролировать, чтобы обучающиеся были одеты в соответствующую сезону и погоде, а также выбранному маршруту одежду и обувь.
- К участию в экскурсии обучающиеся допускаются с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности.
- При пешеходном движении по дорогам и улицам сопровождающими лицами и обучающимися должны соблюдаться правила дорожного движения.
- При перевозке обучающихся к месту назначения с использованием автомобильных транспортных средств необходимо соблюдать следующие требования:
- при посадке в транспортное средство, в пути следования и при высадке обучающихся сопровождающие лица обеспечивают дисциплину и порядок в группе обучающихся;
- при перевозке групп обучающихся каждый обучающийся и сопровождающие лица обеспечиваются отдельным посадочным местом;
- на автомобильных транспортных средствах, выполняющих перевозку обучающихся (одиночных или следующих колонной), независимо от времени суток должен быть включен ближний свет фар, спереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей»;
- посадка (высадка) обучающихся осуществляется после полной остановки автомобильного транспортного средства, его движение начинается после размещения обучающихся по посадочным местам и закрытия дверей;
- во время движения автомобильного транспортного средства не допускается отвлекать водителя от управления транспортным средством, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, высовываться в оконные проемы, открывать двери автомобильного транспортного средства, осуществлять прием пищи;
- по прибытии к месту назначения вышедшие из автомобильного транспортного средства обучающиеся в организованном порядке отводятся сопровождающими лицами от места высадки.
- Сопровождающие лица при проведении экскурсии принимают необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, вплоть до изменения маршрута или прекращения экскурсии в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему обучающемуся.
- Во время проведения экскурсии не допускается:
- пребывание обучающихся в общественных местах без сопровождающих лиц;
- купание в водоемах;
- снимать обувь и ходить босиком, трогать и пробовать на вкус растения, плоды и грибы, пить воду из открытых непроверенных водоемов, трогать руками колючие кустарники;
- прикасаться к подозрительным предметам. Сопровождающие лица при необходимости уведомляют об их обнаружении службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112 и руководителя учреждения специального образования.
- При проведении экскурсии следует остерегаться ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных и насекомых.
- При несчастных случаях или внезапных заболеваниях обучающихся сопровождающие лица принимают меры по оказанию или оказывают заболевшему или потерпевшему первую медицинскую помощь и незамедлительно уведомляют о произошедшем службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112, руководителя учреждения специального образования, организуют доставку пострадавшего в ближайшую организацию здравоохранения (при необходимости).
- По окончании экскурсии сопровождающие лица проверяют наличие всех обучающихся группы.
Приложение
к Правилам безопасности организации
образовательного процесса,
организации воспитательного процесса
при реализации образовательных программ
специального образования
Форма
Обложка
(наименование организации)
ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа по обеспечению безопасности
обучающихся при проведении экскурсии
(иных мероприятий за территорией учреждения специального образования)
Начат
Окончен
Последующие страницы
№ п/п |
Дата проведения инструктажа |
Фамилия и инициалы лица, прошедшего инструктаж |
Должность лица, прошедшего инструктаж |
Наименование места работы лица, прошедшего инструктаж |
Фамилия и инициалы лица, проводившего инструктаж |
Должность лица, проводившего инструктаж |
Подписи |
|
лица, проводившего инструктаж |
лица, прошедшего инструктаж |
|||||||