Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования -2022

Межотраслевые правила по охране труда

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 утверждены Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования

 

ПРАВИЛА

безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования (далее - учреждения), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса.
  2. Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса с обучающимися включают в себя:
  • создание безопасных и благоприятных для здоровья обучающихся условий, безопасной образовательной среды и культуры безопасности участников образовательного процесса;
  • предотвращение опасных происшествий и чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление пропускного режима в зданиях учреждения в целях предупреждения возможных противоправных проявлений в отношении обучающихся и работников;
  • предотвращение случаев травматизма при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования во время образовательного процесса и во внеучебное время;
  • постоянное совершенствование деятельности лиц в области безопасности.
  1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по безопасности образовательного процесса как в учреждении в целом, так и в его обособленных и (или) структурных подразделениях, в том числе обособленных структурных подразделениях, а также уровень ответственности организаторов, участников образовательного процесса. Настоящие Правила обязательны для соблюдения всеми участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования.
  2. Руководитель учреждения, в структурных подразделениях, в том числе обособленных, - руководитель структурного (обособленного) подразделения организует обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов в учреждении.
  3. Обеспечение безопасности обучающихся в учреждениях и на их территориях достигается за счет:
  • выполнения установленных законодательством требований к размещению учреждений и их территорий, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, медицинскому обеспечению и питанию обучающихся;
  • соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию зданий и помещений учреждения;
  • осуществления пропускного режима в учреждение;
  • оборудования территории и зданий учреждения техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства в сфере охранной деятельности;
  • создания доступной среды для организации безопасного пребывания в учреждении с учетом комплексного подхода;
  • иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности.
  1. Руководитель учреждения или уполномоченное им лицо обеспечивает выполнение обучающимися и работниками учреждения установленных в соответствии с законодательством требований безопасности.
  2. Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения (с территории учреждения), устанавливаемый в целях защиты учреждения от противоправных посягательств.
  3. Пропускной режим в учреждении устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и других нормативных правовых актов.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ 
В ПОМЕЩЕНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. В лабораториях учреждения оптимальные величины показателей микроклимата должны соответствовать особенностям технологического процесса, категории тяжести работы и санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным к микроклимату производственных помещений.
  2. При реконструкции здания (зданий) учреждения должны быть предусмотрены необходимые конструктивные устройства и оборудование для создания безбарьерной среды для обучающихся, имеющих ограниченные возможности передвижения (в том числе пандусы, разноуровневые перила, специально оборудованные санитарные узлы, достаточные по ширине входы в учебные и технические помещения, лифты).
  1. Лаборатории учреждения должны предусматривать возможность для размещения крупногабаритного оборудования (станков, узлов, макетов, моделей, тренажеров и иного оборудования), тяжелого оборудования, материалоемких объектов на первом этаже, иметь ворота для грузового автотранспорта, средства для подъема и переноса тяжестей.
  2. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые и иные мероприятия, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, которые обозначаются указателями с надписью «Выход», быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (не менее двух огнетушителей), оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляцией.
  3. Все эвакуационные выходы во время проведения культурно-массовых и иных мероприятий должны легко открываться и иметь световые указатели «Выход» во включенном состоянии.
  4. Окна помещений, где проводятся культурно-массовые и иные мероприятия, не должны иметь глухих решеток.
  5. При проведении культурно-массовых и иных мероприятий не допускается заполнять помещение, где проходит указанное мероприятие, людьми сверх установленной нормы, уменьшать ширину проходов между рядами, в том числе устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья.
  6. Руководитель учреждения обеспечивает создание безопасных условий для обучающихся путем выполнения общих требований к планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению и микроклимату помещений, оборудованию и содержанию помещений, медицинскому обеспечению обучающихся.
  7. Учебно-производственные мастерские, лаборатории в учреждении должны оснащаться учебно-производственным оборудованием, средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами, требованиями технологического процесса и безопасности.

ГЛАВА 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Обучающиеся учреждения имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
  2. К участию в образовательном процессе не допускаются обучающиеся, появившиеся в учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем участию в образовательном процессе.
  3. Обучающиеся допускаются к работе в лабораториях только в специальной одежде, которая должна быть застегнута.
  4. Проветривание аудиторий должно осуществляться на перерывах при отсутствии обучающихся. Контроль проветривания аудиторий возлагается на работника, уполномоченного руководителем учреждения.
  5. Правила безопасного поведения при нахождении обучающихся в лабораториях, кабинетах и правила безопасного поведения при проведении занятий в кабинетах, лабораториях разрабатываются заведующими лабораторией, кабинетами или иным работником, уполномоченным руководителем учреждения.

Настоящие Правила размещаются на информационных стендах или хранятся в местах, определяемых руководителем соответствующего структурного подразделения учреждения, с учетом требований обеспечения доступности и удобства пользования ими.