Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 утверждены Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования
ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования (далее - учреждения), и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса.
- Общие требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса с обучающимися включают в себя:
- создание безопасных и благоприятных для здоровья обучающихся условий, безопасной образовательной среды и культуры безопасности участников образовательного процесса;
- предотвращение опасных происшествий и чрезвычайных ситуаций;
- осуществление пропускного режима в зданиях учреждения в целях предупреждения возможных противоправных проявлений в отношении обучающихся и работников;
- предотвращение случаев травматизма при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования во время образовательного процесса и во внеучебное время;
- постоянное совершенствование деятельности лиц в области безопасности.
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по безопасности образовательного процесса как в учреждении в целом, так и в его обособленных и (или) структурных подразделениях, в том числе обособленных структурных подразделениях, а также уровень ответственности организаторов, участников образовательного процесса. Настоящие Правила обязательны для соблюдения всеми участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ научно-ориентированного образования.
- Руководитель учреждения, в структурных подразделениях, в том числе обособленных, - руководитель структурного (обособленного) подразделения организует обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов в учреждении.
- Обеспечение безопасности обучающихся в учреждениях и на их территориях достигается за счет:
- выполнения установленных законодательством требований к размещению учреждений и их территорий, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, медицинскому обеспечению и питанию обучающихся;
- соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию зданий и помещений учреждения;
- осуществления пропускного режима в учреждение;
- оборудования территории и зданий учреждения техническими средствами безопасности в соответствии с требованиями законодательства в сфере охранной деятельности;
- создания доступной среды для организации безопасного пребывания в учреждении с учетом комплексного подхода;
- иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности.
- Руководитель учреждения или уполномоченное им лицо обеспечивает выполнение обучающимися и работниками учреждения установленных в соответствии с законодательством требований безопасности.
- Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения (с территории учреждения), устанавливаемый в целях защиты учреждения от противоправных посягательств.
- Пропускной режим в учреждении устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и других нормативных правовых актов.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ
- В лабораториях учреждения оптимальные величины показателей микроклимата должны соответствовать особенностям технологического процесса, категории тяжести работы и санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным к микроклимату производственных помещений.
- При реконструкции здания (зданий) учреждения должны быть предусмотрены необходимые конструктивные устройства и оборудование для создания безбарьерной среды для обучающихся, имеющих ограниченные возможности передвижения (в том числе пандусы, разноуровневые перила, специально оборудованные санитарные узлы, достаточные по ширине входы в учебные и технические помещения, лифты).
- Лаборатории учреждения должны предусматривать возможность для размещения крупногабаритного оборудования (станков, узлов, макетов, моделей, тренажеров и иного оборудования), тяжелого оборудования, материалоемких объектов на первом этаже, иметь ворота для грузового автотранспорта, средства для подъема и переноса тяжестей.
- Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые и иные мероприятия, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, которые обозначаются указателями с надписью «Выход», быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (не менее двух огнетушителей), оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляцией.
- Все эвакуационные выходы во время проведения культурно-массовых и иных мероприятий должны легко открываться и иметь световые указатели «Выход» во включенном состоянии.
- Окна помещений, где проводятся культурно-массовые и иные мероприятия, не должны иметь глухих решеток.
- При проведении культурно-массовых и иных мероприятий не допускается заполнять помещение, где проходит указанное мероприятие, людьми сверх установленной нормы, уменьшать ширину проходов между рядами, в том числе устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья.
- Руководитель учреждения обеспечивает создание безопасных условий для обучающихся путем выполнения общих требований к планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению и микроклимату помещений, оборудованию и содержанию помещений, медицинскому обеспечению обучающихся.
- Учебно-производственные мастерские, лаборатории в учреждении должны оснащаться учебно-производственным оборудованием, средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами, требованиями технологического процесса и безопасности.
ГЛАВА 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Обучающиеся учреждения имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
- К участию в образовательном процессе не допускаются обучающиеся, появившиеся в учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем участию в образовательном процессе.
- Обучающиеся допускаются к работе в лабораториях только в специальной одежде, которая должна быть застегнута.
- Проветривание аудиторий должно осуществляться на перерывах при отсутствии обучающихся. Контроль проветривания аудиторий возлагается на работника, уполномоченного руководителем учреждения.
- Правила безопасного поведения при нахождении обучающихся в лабораториях, кабинетах и правила безопасного поведения при проведении занятий в кабинетах, лабораториях разрабатываются заведующими лабораторией, кабинетами или иным работником, уполномоченным руководителем учреждения.
Настоящие Правила размещаются на информационных стендах или хранятся в местах, определяемых руководителем соответствующего структурного подразделения учреждения, с учетом требований обеспечения доступности и удобства пользования ими.