Правила безопасности при воспитании детей, нуждающихся в оздоровлении, детей достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности - 2022

Межотраслевые правила по охране труда

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 утверждены Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности.

 

ПРАВИЛА

безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности, и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса и процесса воспитания.

Настоящие Правила распространяются на воспитанников, осваивающих программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной деятельности (далее - программы воспитания), в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования (образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные лагеря).

Настоящие Правила направлены на обеспечение безопасности организации образовательного процесса и процесса воспитания, сохранение жизни и здоровья всех участников образовательного и воспитательного процессов в период нахождения в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, на базе которого реализуются программы воспитания.

Настоящие Правила являются обязательными для выполнения участниками образовательного процесса и процесса воспитания в воспитательно-оздоровительном учреждении, на базе которого реализуются программы воспитания.

  1. В настоящих Правилах применяются основные термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании.
  2. Общие требования к мерам безопасности при организации воспитательного процесса с обучающимися включают в себя:
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований к оборудованию и содержанию помещений;
  • обеспечение техническими средствами безопасности зданий и ограждений их территорий;
  • использование форм, методов, средств обучения и воспитания, современных образовательных и информационных технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
  • применение в воспитательном процессе методик и технологий обучения и воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников, обеспечивающих формирование моделей безопасного поведения воспитанников, в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования, повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;
  • создание в воспитательно-оздоровительном учреждении образования условий, необходимых для формирования основ безопасности                                                              жизнедеятельности
  • у воспитанников;
  • наличие и периодическое обновление на официальных сайтах, информационных стендах воспитательно-оздоровительного учреждения образования материалов по пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, обеспечению общественной безопасности и порядка действий работников и воспитанников при возникновении чрезвычайных ситуаций, создающих опасность причинения вреда их жизни и здоровью.

ГЛАВА 2

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  1. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования, на базе которых реализуются программы воспитания, действуют на основании устава (положения), в котором указывается порядок организации образовательного процесса и процесса воспитания.
  2. Воспитательно-оздоровительные учреждения образования, на базе которых реализуются программы воспитания, при организации образовательного процесса и процесса воспитания создают условия для обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников в соответствии с нормативными правовыми актами.
  3. В воспитательно-оздоровительном учреждении образования, на базе которого реализуются программы воспитания, обеспечивается соблюдение санитарно­эпидемиологических требований. Для организации безопасного пребывания в учреждении образования создается доступная среда с учетом комплексного подхода.
  4. Выполнение требований настоящих Правил обязательно для всех работников, постоянно или временно работающих, воспитанников и их родителей (законных представителей), посетителей.
  5. С целью ознакомления участников образовательного процесса и процесса воспитания настоящие Правила размещаются на информационном стенде и на официальном сайте воспитательно-оздоровительного учреждения образования, на базе которого реализуются программы воспитания.
  6. Руководитель воспитательно-оздоровительного учреждения образования:
  • обеспечивает организацию работы по созданию безопасных условий в период организации образовательного процесса и процесса воспитания, жизнедеятельности воспитанников;
  • осуществляет контроль за выполнением правил внутреннего распорядка всеми участниками образовательного процесса и процесса воспитания;
  • утверждает локальные правовые акты, определяющие порядок безопасной организации образовательного процесса и процесса воспитания в соответствии с действующим законодательством;
  • организует мероприятия по недопущению образования очагов возгораний и их раннему обнаружению, принимает незамедлительные меры по ограничению их распространения и ликвидации;
  • утверждает акты готовности используемых помещений, физкультурно-спортивных сооружений, акты обследования спортивного оборудования воспитательно­оздоровительного учреждения образования;
  • обеспечивает наличие стендов с информацией по пожарной безопасности и основам безопасности жизнедеятельности, а также своевременное их обновление;
  • обеспечивает содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, наружных установок, оборудования, инженерных систем, технических средств противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения, средств связи, транспортных средств, эксплуатируемых и применяемых на объекте, организует контроль за их технически исправным состоянием, принимает меры по незамедлительному устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
  1. Заместители руководителя обеспечивают:
  • безопасность организации жизнедеятельности воспитанников в зданиях, помещениях, которые соответствуют требованиям обязательным для соблюдения технических нормативных правовых актов;
  • наличие необходимой локальной документации при организации образовательного и воспитательного процессов при проведении экскурсий, пленэров и походов;
  • необходимые меры по полной занятости воспитанников, присутствующих на реализуемых формах образовательного процесса и процесса воспитания;
  • организацию медицинского обслуживания воспитанников, которое осуществляется медицинскими работниками учреждения образования в порядке, установленном законодательством.
  1. Педагогические работники воспитательно-оздоровительного учреждения образования:
  • создают безопасные условия при организации образовательного процесса и процесса воспитания;
  • информируют руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования при возникновении внештатной ситуации и действуют согласно разработанным инструкциям;
  • обеспечивают выполнение требований безопасности при организации образовательного процесса и процесса воспитания при проведении экскурсий, пленэров и походов;
  • при реализации программы воспитания в обязательном порядке проводят инструктивные беседы с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности;
  • обеспечивают обязательное ознакомление воспитанников с требованиями к пребыванию и поведению воспитанников в образовательно-оздоровительном учреждении образования;
  • организуют образовательный процесс и процесс воспитания согласно единому расписанию, составленному в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и утвержденному руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования;
  • обеспечивают охрану жизни и здоровья воспитанников при организации образовательного процесса и процесса воспитания.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию (с территории) воспитательно-оздоровительного учреждения образования, устанавливаемый в целях защиты воспитанников, педагогических и иных работников от противоправных посягательств.
  2. Пропускной режим в воспитательно-оздоровительном учреждении образования организуется на основании инструкции о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения образования и должен предусматривать:
  • установление работникам воспитательно-оздоровительного учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);
  • определение порядка допуска в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования работников, воспитанников и их законных представителей, а также представителей обслуживающих организаций и иных лиц;
  • определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками в период пребывания в воспитательно­оздоровительном учреждении образования, и доведение его до сведения законных представителей обучающегося;
  • установление порядка движения транспорта на территории воспитательно­оздоровительного учреждения образования;
  • определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, воспитанников;
  • ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.
  1. Допуск работников, воспитанников и их законных представителей, иных лиц на территорию воспитательно-оздоровительного учреждения образования и обратно производится сторожем (работником охраны).

В установленное графиком работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования время допуск на территорию и в здание работников, воспитанников и их законных представителей осуществляется беспрепятственно.

  1. Круглосуточный беспрепятственный допуск на территорию и в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования разрешается:
  • руководителю учреждения образования, его заместителю;
  • представителям обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также сторожам и работникам охраны.

При необходимости допуск в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования иных лиц осуществляется с разрешения руководителя.

  1. Допуск на территорию и в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования представителей обслуживающих организаций, иных лиц осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных лиц сторожем (работником охраны) в журнале регистрации с указанием цели их посещения.
  2. Не допускается:
  • входить на территорию и в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования с животными;
  • проносить на территорию и в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования взрывопожароопасные предметы, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.
  1. Въезд (выезд) служебного автотранспорта на территорию воспитательно­оздоровительного учреждения образования (вывоз твердых бытовых отходов, доставка продуктов, иное) осуществляется согласно графику при предъявлении пропуска либо товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.
  2. Въезд личного автотранспорта на территорию воспитательно-оздоровительного учреждения образования допускается по специальным пропускам.
  3. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт и представители соответствующих служб допускаются на территорию воспитательно-оздоровительного учреждения образования беспрепятственно.
  4. При чрезвычайных ситуациях допуск в здание воспитательно-оздоровительного учреждения образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.
  5. Организация пропускного режима обеспечивается руководителем воспитательно­оздоровительного учреждения образования или его заместителем.

ГЛАВА 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. При организации воспитательного процесса в воспитательно-оздоровительном учреждении руководитель и педагогические работники учреждения обеспечивают создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
  2. Педагогическому работнику воспитательно-оздоровительного учреждения образования необходимо знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, на улице и в быту.
  3. При обнаружении нарушений режима безопасности работники незамедлительно принимают меры по их устранению в соответствии с компетенцией, информируют руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

Организовывать воспитательный процесс до устранения выявленных нарушений не допускается.

  1. Руководитель и педагогические работники учреждения обеспечивают создание безопасных условий при организации воспитательного процесса в воспитательно­оздоровительном учреждении образования в соответствии с законодательством.
  2. Физкультурно-оздоровительную деятельность следует осуществлять с учетом здоровья, возраста воспитанников, времени года в соответствии с санитарно­эпидемиологическими требованиями.
  3. Организация и проведение занятий с воспитанниками с использованием персональных электронно-вычислительных машин должны осуществляться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно­вычислительным машинам и организации работы с ними.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

  1. При проведении экскурсии за пределы территории воспитательно­оздоровительного учреждения образования руководитель:
  • определяет приказом ответственных сопровождающих лиц из числа работников, иных лиц для проведения экскурсии за пределы территории воспитательно­оздоровительного учреждения образования (далее - сопровождающие лица), их обязанности по обеспечению безопасности воспитанников с учетом требований настоящих Правил и иных актов законодательства, утверждает маршрутный лист;
  • обеспечивает прохождение подготовки и проведение инструктажа сопровождающих лиц по соблюдению мер безопасности в пути следования воспитанников, а также оказанию потерпевшим первой медицинской помощи;
  • регистрирует проведение инструктажа сопровождающих лиц в журнале регистрации инструктажа по обеспечению безопасности воспитанников при проведении экскурсии (иных мероприятий за территорией воспитательно-оздоровительного учреждения образования) по форме согласно приложению;
  • обеспечивает укомплектование сопровождающих лиц медицинской аптечкой, сигнальными флажками, жилетами.
  1. Сопровождающие лица перед проведением экскурсии должны:
  • провести с воспитанниками тематические беседы о соблюдении мер безопасности в пути следования, при возникновении экстремальных ситуаций;
  • убедиться в наличии медицинской аптечки и ее укомплектованности необходимыми лекарственными средствами и перевязочными материалами, питьевой воды, сигнальных флажков и жилетов;
  • заранее ознакомиться с участком местности, где будет организована экскурсия, и маршрутами передвижения;
  • проконтролировать, чтобы воспитанники были одеты в соответствующую сезону и погоде, а также выбранному маршруту одежду и обувь.
  1. К участию в экскурсии воспитанники допускаются с учетом состояния их здоровья и физической подготовленности.
  2. При пешеходном движении по дорогам и улицам сопровождающими лицами и воспитанниками должны соблюдаться правила дорожного движения.
  3. При перевозке обучающихся к месту назначения с использованием автомобильных транспортных средств необходимо соблюдать следующие требования:
  • при перевозке групп воспитанников каждый воспитанник и сопровождающие лица обеспечиваются отдельным посадочным местом;
  • посадка (высадка) воспитанников осуществляется после полной остановки автомобильного транспортного средства, его движение начинается после размещения воспитанников по посадочным местам и закрытия дверей;
  • во время движения автомобильного транспортного средства не допускается сопровождающим лицам и воспитанникам: отвлекать водителя от управления транспортным средством, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, высовываться в оконные проемы, открывать двери автомобильного транспортного средства, осуществлять прием пищи;
  • по прибытии к месту назначения выход из автомобильного транспортного средства воспитанников осуществляется сопровождающими лицами в организованном порядке.
  1. Сопровождающие лица при проведении экскурсии:
  • принимают необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников, вплоть до изменения маршрута или прекращения экскурсии в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания медицинской помощи пострадавшему;
  • при проведении в рамках экскурсии различных форм организации физкультурно­оздоровительной деятельности (в том числе физические упражнения, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность воспитанников) проверяют исправность спортивного инвентаря, оборудования, обеспечивают необходимую страховку при использовании гимнастических снарядов.
  1. Различные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками проводятся только на площадках и местах, специально отведенных для этого. При этом обучающиеся должны быть одеты в спортивную одежду и обуты в спортивную обувь.
  2. При обнаружении подозрительных предметов не разрешается прикасаться к ним. Сопровождающие лица при необходимости уведомляют об их обнаружении службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112 и руководителя учреждения дошкольного образования.
  3. При несчастных случаях или внезапных заболеваниях воспитанников сопровождающие лица принимают меры по оказанию (оказывают) заболевшему (потерпевшему) первой медицинской помощи, незамедлительно уведомляют о произошедшем службу спасения по единому номеру вызова экстренных служб 112, руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования, организуют доставку пострадавшего в ближайшую организацию здравоохранения (при необходимости).
  4. По окончании экскурсии сопровождающие лица проверяют наличие всех участников экскурсии.

Приложение

к Правилам безопасности организации образовательного процесса,

организации воспитательного процесса при реализации

образовательной программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении,

программы воспитания детей, достигших высоких показателей

в учебной и общественной деятельности

Форма

Обложка

(наименование организации)

ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа по обеспечению безопасности
воспитанников при проведении экскурсии
(иных мероприятий за территорией воспитательно-
оздоровительного учреждения образования)

Начат                                       

Окончен                                  

Последующие страницы

№ п/п

Дата проведения инструктажа

Фамилия и инициалы лица, прошедшего инструктаж

Должность лица, прошедшего инструктаж

Наименование места работы лица, прошедшего инструктаж

Фамилия и инициалы лица, проводившего инструктаж

Должность лица, проводившего инструктаж

Подписи

лица, проводившего инструктаж

лица, прошедшего инструктаж

                 

nefox