Правила по охране труда при выполнении работ в цирках - 2022

Межотраслевые правила по охране труда

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства культуры Республики Беларусь от 25.02.2022 № 14/7 утверждены Правила по охране труда при выполнении работ в цирках

 ПРАВИЛА

по охране труда при выполнении работ в цирках

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с организацией и проведением цирковых представлений.

2. Требования по охране труда, содержащиеся в настоящих Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых выполнением работ, связанных с организацией и проведением цирковых представлений (далее – работающие), и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих работы, связанные с организацией и проведением цирковых представлений (далее – работодатели).

3. Для целей настоящих Правил используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З "Об охране труда", а также следующие термины и их определения:

  • антиподные тринки – предметы, используемые при вращении ногами артиста в "икарийских играх";
  • аттракцион "Мотогонки" – исполнение трюков на специальных (трюковых) машинах;
  • ванты – такелажные приспособления (растяжки), предназначенные для крепления мачт передвижного цирка;
  • защитные приспособления – напульсники, накладки ладонные, бандажи, каски и иные приспособления, предназначенные для предохранения артистов от ушибов, вывихов и растяжений;
  • зубники – приспособления, вставляемые в рот артиста, для удержания его на весу в воздухе;
  • корд-де-парель – канаты, предназначенные для подъема и спуска артистов;
  • лебедка – электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для подъема и спуска артистов, работающих на высоте, цирковых аппаратов и другого оборудования;
  • лопинг – вращающийся в воздухе цирковой аппарат;
  • ловиторка – цирковой аппарат, предназначенный для ловли и броска артиста, являющегося партнером в цирковом номере (аттракционе) (далее – партнер), при висе или стойке на нем;
  • машинки вращения – цирковые аппараты, предназначенные для обеспечения свободного и бесшумного вращения артистов вокруг своей оси на высоте во время исполнения циркового номера (аттракциона);
  • обслуживающий персонал – униформисты, рабочие по уходу за животными, другие работающие, обеспечивающие цирковые представления;
  • писта – узкая, трекоподобная дорожка у манежного барьера, служащая опорой для бегущей лошади, позволяющая ей сохранить определенный наклон корпуса, необходимый для устойчивости артиста-наездника;
  • руководитель циркового номера (аттракциона) – уполномоченное должностное лицо нанимателя, обеспечивающее безопасное проведение циркового номера (аттракциона). Руководитель циркового номера (аттракциона) может являться участником циркового номера (аттракциона);
  • средства страховки – предохранительные сетки, цирковые лонжи (далее – лонжи), гимнастические маты и другие средства страховки;
  • талрепы – такелажные грузозахватные приспособления, предназначенные для натяжения канатов;
  • технологические устройства – кольца, крестовины, крюки, торшеры, гребенки, траверсы, стационарные и передвижные перекладины, поручни, передвижные и стационарные утки и другие устройства, предназначенные для крепления и подвешивания цирковых аппаратов, другого оборудования;
  • цирковой аппарат – оборудование (снаряжение, устройство), предназначенное для вращения, подъема, спуска и других цирковых представлений артистов;
  • цирковой реквизит (далее – реквизит) – тумбы, столики, мячи, иные приспособления, используемые в цирковых представлениях артистов;
  • чекели – такелажные грузозахватные приспособления;
  • шапито – брезентовая конструкция купола передвижного цирка;
  • шапитмейстер – лицо, ответственное за организацию работ по установке, эксплуатации и разборке конструкций передвижного цирка;
  • шланги – защитное устройство, предназначенное для спуска артистов по канату;
  • штрабат – страховочная петля, применяемая при подъеме артистов на воздушные цирковые аппараты и спуске с них;
  • шторм-балки – элементы конструкций передвижного цирка для натяжки или послабления шапито.

4. При организации и проведении цирковых представлений работодатели должны соблюдать требования Закона Республики Беларусь "Об охране труда", Правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53, настоящих Правил, а также других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее, если не определено иное, – технические нормативные правовые акты), локальных правовых актов.

5. Работодатель при организации деятельности в цирке обеспечивает принятие локальных правовых актов, обеспечивающих безопасные условия и охрану труда работающих.

6. На основе настоящих Правил, требований эксплуатационных документов изготовителей оборудования, эксплуатируемого в цирке, технических паспортов цирковых аппаратов и средств страховки, требований безопасности при обращении с животными с учетом их биологических особенностей, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг).

7. При выполнении работ, связанных с подготовкой и проведением цирковых представлений, на работающих возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума;
  • отсутствие или недостаток освещения;
  • повышенная яркость света;
  • физические, статические и динамические нагрузки с повышенными затратами энергии, напряженность рабочих поз при перемещении артистов в пространстве;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений от осветительных установок;
  • расположение рабочих мест на высоте относительно поверхности манежного настила (ковра);
  • биологические факторы (при контакте с животными);
  • нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса, в том числе нагрузка на слуховой аппарат, а также голосовой аппарат;
  • другие вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении цирковых представлений.

8. Проведение цирковых представлений не должно создавать ситуаций, опасных для жизни и здоровья зрителей.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦИРКЕ

9. При организации охраны труда в цирке должны соблюдаться требования главы 2 Правил по охране труда.

10. Для обеспечения безопасности труда при организации и проведении цирковых представлений руководитель цирка назначает локальным правовым актом должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в цирке и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

11. Обязанности и полномочия по охране труда уполномоченных должностных лиц определяются должностными инструкциями с учетом настоящих Правил.

12. Руководитель циркового номера (аттракциона) обязан:

  • проводить инструктаж по охране труда и обучение безопасным приемам работы и методам страховки с работающими, участвующими в цирковом номере (аттракционе);
  • обеспечивать исправное содержание, в том числе хранение цирковых аппаратов и реквизита, специальных (трюковых) машин, средств страховки, а также следить за санитарно-гигиеническим состоянием артистических костюмов, обуви, грима, находящихся в личном пользовании артистов;
  • принимать участие в технических освидетельствованиях цирковых аппаратов, средств страховки и такелажных грузозахватных приспособлений (в случае, если они подлежат техническому освидетельствованию), используемых в цирковом номере (аттракционе);
  • не допускать использования артистами циркового номера (аттракциона) неисправных или не прошедших техническое освидетельствование цирковых аппаратов и (или) средств страховки (в случае, если они подлежат техническому освидетельствованию);
  • проверять перед репетициями и цирковыми представлениями состояние покрытия манежного настила (ковра), исправность цирковых аппаратов и реквизита, средств страховки, защитных приспособлений, правильность подгонки артистических костюмов и обуви артистов циркового номера (аттракциона);
  • проверять достаточность рабочего пространства для циркового представления и его освещенность;
  • руководить работами по установке (подвеске), снятию, разборке и упаковке цирковых аппаратов и реквизита циркового номера (аттракциона), средств страховки и такелажных грузозахватных приспособлений;
  • не допускать исполнения артистами циркового номера (аттракциона) трюков, опасных для жизни или здоровья, без использования предусмотренных средств страховки и пассировки, с нарушениями требований по охране труда;
  • не допускать к цирковым представлениям не подготовленных, либо находящихся в болезненном состоянии артистов;
  • контролировать прохождение артистами, обслуживающим персоналом, участвующими в цирковом номере (аттракционе), обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров при ухудшении состояния их здоровья.

13. Работающие в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет могут привлекаться к легким видам работ в цирковых представлениях в соответствии с законодательством.

Возможность участия работающих в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет определяется для каждого циркового номера (аттракциона) руководителем цирка с участием главного режиссера, руководителя циркового номера (аттракциона) и специалиста по охране труда.

Не допускается привлечение работающих моложе восемнадцати лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 "Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".

ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К КАПИТАЛЬНЫМ СТРОЕНИЯМ (ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ), ИЗОЛИРОВАННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ ЦИРКА

14. Полы артистического прохода до манежного настила (ковра) цирка должны изготавливаться из нескользящих материалов.

15. Проходы в закулисные помещения, выходы в сторону манежа, с оркестровой ложи, должны быть свободными.

16. Освещение рабочих мест для музыкантов в оркестровой ложе должно содержаться в исправном состоянии.

17. В осветительных приборах открытого типа, расположенными над зрительным залом или манежем, в которых установлены лампы накаливания, должны быть предусмотрены предохранительные сетчатые ограждения.

18. Поверхность манежного настила (ковра) должна быть ровной, писта должна содержаться в исправном состоянии по всему периметру манежа.

19. Манежный настил (ковер) должен быть нескользким, не должен иметь рваных мест, грубых швов и неровностей.

20. С внутренней стороны манежного барьера не должно быть выступающих частей, края манежного барьера закругляются. Верх и края манежного барьера обиваются мягким упругим материалом и обтягиваются износостойкой тканью.

21. Трансформирующийся подъемно-опускной манеж должен содержаться в исправном состоянии, исключающим самопроизвольное его опускание.

22. Репетиционный манеж (зал) должен быть оборудован необходимым оборудованием, средствами страховки, а также технологическими устройствами.

23. Помещение, в котором оказывается медицинская помощь работающим, должно располагаться на одном уровне с манежем, иметь проход для эвакуации пострадавших при несчастных случаях.

ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ. УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ В ЦИРКАХ

24. Помещения, где содержатся животные (вольеры, клетки загоны, террариумы и другое), а также места, где производятся их погрузка, пересадка, выгул и дрессировка, должны быть не доступны для работающих, не связанных с обслуживанием животных.

25. Полы и стены в помещениях для содержания животных покрываются безвредным материалом, позволяющим проводить эффективную уборку и дезинфекцию.

26. Оконные проемы в помещениях для содержания животных должны иметь прочные решетки или сетки, не препятствующие проветриванию этих помещений.

27. Габариты дверей и ворот помещений для содержания животных не должны препятствовать свободному передвижению клеток с животными.

28. Опасных животных необходимо содержать в прочных и надежно запираемых клетках, террариумах.

К опасным животным, используемым в цирке, относятся:

  • хищники: барсы, гепарды, леопарды, львы, пумы, рыси, тигры, ягуары, росомахи, волки, гиены и медведи;
  • копытные: антилопы, бегемоты, быки и козлы дикие, жирафы, лоси, олени, зебры, носороги и тапиры;
  • хоботные и сумчатые: слоны и кенгуру;
  • обезьяны: гамадрилы, гиббоны, гориллы, макаки, мартышки, орангутанги, шимпанзе, собакоголовые;
  • неполнозубые и грызуны: броненосцы, ленивцы, муравьеды, бобры, водосвинки и дикобразы;
  • хищные птицы: грифы, кондоры, коршуны, орланы, орлы, совы, соколы, сычи, филины и ястребы;
  • страусовые: казуары, эму, нанду, африканский страус и крупные попугаи;
  • пресмыкающиеся: крокодилы длиной свыше одного метра, удавы, питоны и другие ядовитые змеи.

К опасным животным работодателем могут быть отнесены животные, используемые в цирке и не указанные в части второй настоящего пункта.

29. Стены клеток со стороны обзора животных по всей длине должны быть ограждены металлическими решетками или сетками в зависимости от вида животных.

30. Ограждение клетки, вольера должно быть таким, чтобы у животного не было возможности просунуть какую-либо часть тела за пределы клетки, вольера. Расстояния между прутьями решетки определяются в зависимости от величины животного.

31. Выходы из клеток, вольеров должны снабжаться запорами, конструкция и техническое состояние которых исключают возможность самопроизвольного выхода животных из них.

32. В манежной клетке необходимо иметь две двери, открывающиеся внутрь, снабженные запорами, удобными для открывания с обеих сторон для обеспечения возможности безопасного выхода из клетки артиста-дрессировщика хищных зверей.

33. Тоннель для выпуска хищников в манежную клетку должен быть закреплен и иметь размеры, достаточные для беспрепятственного их перемещения.

34. При двустороннем размещении клеток ширина служебных проходов должна составлять не менее 2 м.

35. Ручки, поручни и другие приспособления для транспортировки клетки с животным должны располагаться таким образом, чтобы у работающего, переносящего клетку с животным, отсутствовал контакт с ним.

36. У помещений с опасными животными необходимо иметь комплекты аварийного инвентаря, защитных средств и орудий отлова животных. Места нахождения этих средств должны быть четко обозначены.

37. На дверях помещений и клеток с хищниками, пресмыкающимися должны быть размещены знаки безопасности (плакаты) с предупредительными надписями: "Осторожно! Хищники", "Осторожно! Ядовитые змеи" и другие.

38. Животных необходимо содержать в условиях, обеспечивающих безопасность работающих. Оборудование клеток не должно препятствовать уборке и кормлению животных.

39. Работа по уходу и содержанию животных в цирках должна осуществляться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения и регламентирующими требования к безопасности работ и услуг, связанных с содержанием животных.

40. К уходу за животными допускаются рабочие по уходу за животными, прошедшие медицинский осмотр в случаях и порядке, установленных законодательством, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

41. Рабочим по уходу за животными не допускается находиться в пределах досягаемости животных, прислоняться к решеткам, сеткам, шиберам (подъемным дверям) и другим ограждениям, просовывать в клетку руки, гладить животных и поворачиваться к ним спиной, курить, принимать пищу, шуметь, совершать резкие движения, пугать и раздражать животных.

42. Об отклонениях поведения животного от нормального работающие обязаны немедленно сообщить руководителю циркового номера (аттракциона).

43. В случае опасных схваток между животными, грозящих гибелью одному из них, применяются шумовые отпугивающие средства.

44. Прежде чем перевести опасное животное в пересадную или манежную клетку, необходимо убедиться, что перегонные приспособления и запоры исправны, а клетки соединены между собой.

45. Входить в клетки, вольеры, бассейны и загоны с животными допускается только артистам-дрессировщикам соответствующей квалификации.

46. Кормление животных и уборку их помещений рабочему по уходу за животными необходимо производить с помощью специального инвентаря, который должен быть исправным, легким, удобным и достаточно длинным, позволяющим достать любую точку пола клетки, не подходя вплотную к решетке или сетке.

47. Кормление животных непосредственно из рук допускается только артистам-дрессировщикам соответствующей квалификации.

48. При чистке лошади рабочий по уходу за животными должен располагаться сбоку вполоборота к ней, следить за ее поведением и не делать резких движений.

49. В цирке должен быть разработан и утвержден руководителем цирка план действий работающих на случай выхода опасных животных на свободу.

50. Перемещение (транспортировка) животных из одного изолированного помещения в другое разрешается только в клетках, обеспечивающих безопасность работающих и других лиц. Клетки должны быть с прочным дном, стенками, крышкой.

Решетки, сетки и прочие отверстия клетки не должны позволять животным просовывать лапы, рога, клювы, хвосты и морды.

Шиберы (подъемные двери) и другие открывающиеся части клеток должны иметь удобные в обращении запирающие устройства.

51. Для погрузки клеток с крупными животными в транспортное средство, их разгрузки применяют грузоподъемные машины и механизмы, специальные помосты, обеспечивающие безопасность перемещения клеток.

52. Погрузка, разгрузка, пересадка, перевод с места на место, вывоз или вывод для показа, а также другие аналогичные действия с опасными животными должны осуществляться под руководством уполномоченных должностных лиц.

53. Перемещение (транспортировка) хищников в одном транспортном средстве с другими группами животных не допускается.

54. Для сопровождения перемещения (транспортировки) животных транспортным средством руководителем цирка назначаются уполномоченные должностные лица, ответственные за перемещение (транспортировку) животных.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ ПЕРЕДВИЖНОГО ЦИРКА

55. Площадка для размещения передвижного цирка должна быть ровной с твердым покрытием и иметь уклон для естественного стока атмосферных вод.

56. Для предотвращения попадания дождевой воды во внутрь подкупольного пространства передвижного цирка по внешним границам подвесных откидных стен (барабана) возводится специальный манежный барьер.

57. При установке передвижного цирка должны соблюдаться требования технических нормативных правовых актов.

58. Рекламные фасадные щиты должны крепиться с помощью мобильных подъемных рабочих платформ так, чтобы исключить возможность их срыва порывами ветра.

59. Разбивку площадки под передвижной цирк производят в соответствии с техническим паспортом передвижного цирка: определяют и обозначают центры и границы расположения основных конструкций и помещений цирка (мачт, манежного барьера, координат проходов, вестибюля, конюшни), а также мест установки лебедок и закладки якорей.

Внешний периметр территории передвижного цирка должен быть огорожен для предотвращения как проникновения внутрь территории посторонних лиц, так и случайных побегов животных.

60. Откидные части манежного барьера устраиваются со стороны артистического прохода.

61. Оркестровая ложа должна иметь ограждение высотой не менее 0,6 м.

62. Количество зрителей не должно превышать количества посадочных мест, указанного в техническом паспорте передвижного цирка.

63. Цирковые представления в передвижных цирках и аттракциона "Мотогонки" допускаются при скорости ветра до 10 м/сек.

64. При скорости ветра 10 м/сек и более необходимо установить наблюдение за состоянием конструкции передвижного цирка.

При скорости ветра 10–15 м/сек ванты, стропы и оттяжки натягивают до отказа, подтягивают купол передвижного цирка шторм-балками, а проходы центральный, боковые и артистический, а также проходы вестибюля закрывают наглухо.

При ветре больше 15 м/сек необходимо опустить кольцо-колосники с цирковыми аппаратами, сдвинуть нижние концы шторм-балок к центру манежа и опустить купол.

При скорости ветра во время циркового представления более 15 м/сек необходимо провести эвакуацию зрителей из передвижного цирка через главный выход.

65. Во время дождя и сильного ветра натяжение шапито необходимо ослабить.

66. Подвеску или крепление цирковых аппаратов и средств страховок, подъем и опускание части барабана или шапито, устройство якорных креплений и другие работы необходимо проводить с разрешения шапитмейстера и инспектора манежа.

67. Условия хранения цирковых аппаратов и реквизита, оборудования и материалов определяются в соответствии с их техническими паспортами (эксплуатационными документами).

68. Не допускается использовать зрительные залы для складирования цирковых аппаратов, клеток с животными, хозяйственного инвентаря, кормов и другого.

69. Установка, эксплуатация и разборка передвижного цирка должна производиться под руководством шапитмейстера.

70. Не допускается крепление растяжек за деревья, вагончики и другие места, не приспособленные для этого.

71. Все элементы конструкции передвижного цирка, выложенные в соответствии с их маркировкой и в соответствующем порядке, удобном для сборки, тщательно осматривают, а поврежденные ремонтируют или заменяют исправными. Применять детали с поврежденной или изношенной резьбой не допускается.

72. Монтаж и демонтаж шапито необходимо проводить в сухую погоду.

ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИРКОВЫХ АППАРАТОВ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ДРУГОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

73. Цирковые аппараты должны быть укомплектованы техническими паспортами.

74. Юридические лица (индивидуальные предприниматели), изготавливающие цирковые аппараты, обязаны разрабатывать на них технические паспорта, а также вносить в них требования безопасности при их использовании, ремонте и техническом обслуживании.

75. Технические паспорта, на поставляемые из-за рубежа цирковые аппараты, должны быть составлены на русском или белорусском языке.

76. Технический паспорт на цирковой аппарат должен содержать следующие сведения:

  • общие сведения о цирковом аппарате, краткое его описание (в том числе габариты, вес), рисунок или фото циркового аппарата, схема подвески или установки циркового аппарата с указанием нагрузок, условия его хранения;
  • применяемые подъемные механизмы и электрооборудование;
  • указания о мерах безопасности при установке (подвеске), эксплуатации циркового аппарата;
  • методика проведения технического освидетельствования циркового аппарата;
  • исполняемые трюки и средства страховки.

77. Безопасность при эксплуатации цирковых аппаратов обеспечивается путем:

  • использования их по назначению;
  • эксплуатации их работающими, имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • проведения их технического обслуживания, ремонта, осмотров, технических освидетельствований в порядке и сроки, установленные техническими паспортами;
  • вывода из эксплуатации травмоопасных цирковых аппаратов.

78. Работа на цирковом аппарате без технического паспорта не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 79 настоящих Правил.

79. При цирковых представлениях артистов, приезжающих на гастроли из-за рубежа, допуск к работе их цирковых аппаратов в случае отсутствия на них технических паспортов разрешается на основании проведения технического освидетельствования цирковых аппаратов в соответствии с пунктом 117 настоящих Правил.

80. Перед началом работы каждой новой цирковой программы производится проверка манежа, реквизита, правильность подвески цирковых аппаратов, средств страховки, декораций, задействованных в цирковой программе, проверка исправности электрооборудования, противопожарного состояния изолированных помещений, готовности технических средств пожаротушения. Для этой цели приказом руководителя цирка создается комиссия, в состав которой включаются руководители и специалисты цирка по направлениям деятельности. По окончании работы и при наличии положительных результатов проверки, комиссия составляет акт о допуске цирковой программы по форме согласно приложению 1.

81. Технологические устройства должны соответствовать требованиям эксплуатационных документов изготовителей технологических устройств, настоящих Правил.

82. Технологические устройства должны быть прочными и удобными в эксплуатации.

83. Прилагаемые усилия к технологическим устройствам не должны превышать предельных величин рабочих нагрузок, указанных в их эксплуатационных документах. Допустимые величины рабочих нагрузок технологических устройств должны быть нанесены у мест креплений технологических устройств.

84. Используемые технологические устройства должны обеспечивать свободный проход работающим и зрителям. Напольные технологические устройства должны находиться в люках или быть съемными.

85. Люки в полах должны быть плотно закрыты крышками. Крышки люков и ручки для их открывания не должны выступать над полом, а растяжки цирковых аппаратов не должны касаться бортов люков.

86. Перед началом работы каждой новой цирковой программы и по окончании монтажных работ по установке конструкций передвижного цирка на новом месте необходимо производить техническое освидетельствование всех цирковых аппаратов, а также средств страховки (в случае, если они подлежат техническому освидетельствованию), задействованных в цирковой программе, и конструкций передвижного цирка.

87. Долбление, сверление или вырезание отдельных элементов колосников не допускается.

88. Подвешивать цирковые аппараты, фермы и иные устройства непосредственно за брусья настила колосников не допускается.

89. Для контроля за состоянием колосников, верхних технологических устройств и размещенного на них оборудования приказом руководителя цирка назначается уполномоченное должностное лицо, ответственное за техническое состояние колосников (далее – лицо, ответственное за техническое состояние колосников), которое ведет журнал проверки колосников.

90. Выполнение строительно-ремонтных и других работ на колосниках допускается с разрешения и под контролем лица, ответственного за техническое состояние колосников.

91. Осмотр колосников, верхних технологических устройств должен проводиться не реже одного раза в месяц, а также перед началом работы каждой новой цирковой программы и по ее окончании.

92. В осмотре колосников должны принимать участие лица, ответственные за техническое состояние колосников и электрохозяйство цирка, специалист по охране труда, инспектор манежа.

93. При осмотре колосников должны проверяться:

  • состояние настила колосников;
  • состояние несущих конструкций;
  • состояние и исправность люков в колосниках;
  • техническое состояние электрического подъемного устройства;
  • состояние крепления технологических устройств;
  • состояние внутренних лестниц, ведущих на колосники.

Результаты осмотра колосников заносятся в журнал проверки колосников.

94. Строительные, монтажные и другие работы на колосниках или куполе могут вестись только над свободным манежем.

95. Содержать на колосниках незакрепленные предметы, в том числе обрезки канатов, инструмент, крепеж не допускается.

96. Инструмент при работе на колосниках должен прикрепляться к предохранительному поясу работающего или к самим колосникам.

97. Одному работающему находиться на колосниках цирка не допускается.

98. Цирковые аппараты и их крепления не должны иметь резких выступающих граней, углов и заусенцев. Острые кромки (борта) цирковых аппаратов и отдельных их деталей должны быть округлены или иметь фаски.

99. В узлах механизмов, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, клиновые или болтовые крепления, предохраняемые от произвольного разъединения или раскручивания.

100. Растяжки, подвески цирковых аппаратов должны выполняться из стальных канатов, цепей, строп и веревок (кроме органических). Необходимо применять мягкие стальные канаты с органическим сердечником.

101. При необходимости в трубчатых конструкциях цирковых аппаратов (перши, бамбуки и тому подобное) следует пропускать страхующий стальной канат или буж.

102. Подвеска и растяжка цирковых аппаратов, грузоподъемных устройств и средств страховки за элементы конструкций, не предназначенных для этих целей, не допускается.

103. Подвесные канаты, растяжки и цирковые аппараты не должны касаться токоведущих частей электрооборудования и осветительных устройств, препятствовать безопасному выполнению трюков.

104. При сильном натяжении канатов вдоль натяжных устройств (ручных лебедок, талрепов) необходимо устанавливать дополнительные (страхующие) канаты минимальной длины. При натяжении полиспаста необходимо следить, чтобы нити каната не касались друг друга и не перекручивались, а блоки не перекашивались.

105. Не допускается скручивание канатов при натяжке талрепов.

106. Нагрузки на колосники и другие конструкции при креплении цирковых аппаратов должны распределяться равномерно и в местах их крепления не должны превышать допустимых величин.

107. При креплении циркового аппарата к конструкциям некруглого сечения (фермам, таврам) для устранения излома или перетирания под канаты необходимо ставить деревянные подкладки.

108. Подвеска цирковых аппаратов и средств страховки на карабинах или соединительных крюках разрешается на растяжках с усилием, не превышающим допустимые пределы, установленные изготовителем для этих изделий.

109. Для обеспечения устойчивости подвешиваемых или устанавливаемых цирковых аппаратов необходимо устанавливать достаточное количество прочных растяжек, располагаемых симметрично к манежу под одинаковым углом наклона с равным натяжением, не превышающим расчетное. Во избежание значительных дополнительных напряжений в канатах и конструкциях циркового аппарата наклон растяжек выдерживается в пределах, указанных в техническом паспорте.

110. При значительных габаритах цирковые аппараты должны быть разборными или складными.

111. Длинномерные цирковые аппараты не должны загромождать артистические проходы и предманежное пространство. Допускается их хранение на настенных кронштейнах.

112. Цирковые аппараты с подъемными устройствами и такелажными приспособлениями должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения в области технического нормирования и стандартизации, и настоящих Правил. Они должны быть надежны, прочны, устойчивы и удобны для цирковых представлений, доступны для осмотра и ремонта. Нормативные коэффициенты запаса прочности цирковых аппаратов принимаются согласно приложению 2.

113. Машинки вращения должны быть доступными для контроля их технического состояния. Они должны обеспечивать свободные и бесшумные повороты вокруг оси. Обоймы, в которых заключаются подшипники, должны быть защищены от загрязнения.

114. Лонжи и предохранительные сетки, не являющиеся составной частью цирковых аппаратов, должны иметь технические паспорта.

115. Цирковые аппараты в сборе с подъемными устройствами, канатами, такелажными приспособлениями, креплениями и средствами страховки подвергаются техническому освидетельствованию:

  • в период приемки перед началом их эксплуатации;
  • на каждом новом месте установки, но не реже одного раза в шесть месяцев;
  • после реконструкции, капитального ремонта, замены элементов, канатов и деталей узлов.

116. Техническое освидетельствование цирковых аппаратов проводится комиссией, назначенной приказом руководителя цирка. В состав комиссии включаются: инспектор манежа, специалист по охране труда, руководитель циркового номера (аттракциона), а при наличии в цирковом аппарате электрооборудования – лицо, ответственное за электрохозяйство цирка, и другие лица (при необходимости). Комиссия обязана также удостовериться в достаточности средств страховки артистов, работающих на цирковом аппарате и других условиях безопасной работы.

Весь реквизит, используемый в цирковой программе, подлежит тщательному визуальному осмотру комиссией, указанной в части первой настоящего пункта.

117. Если в техническом паспорте подвешиваемого циркового аппарата не указана методика проведения технического освидетельствования, то техническое освидетельствование проводится по следующей методике: статические испытания производят нагрузкой на 50 %, а динамические – на 10 % превышающей предельную рабочую нагрузку на цирковой аппарат. Динамические испытания проводят двукратным подъемом и опусканием груза с одновременной проверкой действия всех механизмов. В качестве испытательной (пробной) нагрузки применяют заранее подготовленные мерные грузы. Продолжительность фиксаций груза – не менее 5 минут.

118. Для подвески, крепления цирковых аппаратов должны применяться стальные канаты, стропы, цепи, такелажные грузозахватные приспособления с запасом прочности по отношению к предельной рабочей нагрузке не менее, чем указана в приложении 2.

119. Штрабаты испытывают под воздействием динамических нагрузок в 1,1 раза превышающей предельную рабочую нагрузку. Длина штрабата более 6 м не допускается.

120. Лонжи, предохранительные пояса, ручные и ножные петли испытывают статической нагрузкой, равной 300 кг.

121. Трюковые страховочные обвязки испытывают в соответствии с эксплуатационными документами.

122. Предохранительные и батутные сетки подвергаются динамическому испытанию на прочность.

123. Трамплины и подкидные доски испытываются приложением статической нагрузки 240 кг к середине верхнего края щита.

124. Цирковые аппараты типа гимнастических брусьев при испытании на прочность пятикратно нагружаются статическим грузом весом 250 кг в середине перекладины. После 30–60 секунд фиксации брус должен прогнуться на 110±30 мм, а после снятия нагрузки вернуться в первоначальное положение. При испытании на упругость к середине бруса прикладывается однократно вес 135 кг, при этом стрела прогиба должна составлять 60±6 мм.

125. Гимнастические кольца в сборе, подвешенные в рабочее положение, испытываются статической нагрузкой весом 250 кг, прилагаемой к поверхности кольца на дуге 120 мм. Упругая деформация кольца по наружному диаметру не должна превышать 3 мм.

126. Перекладина (гриф) турника, шарнирно-закрепленная на опорах, испытывается пятикратным приложением статической нагрузки весом 220 кг, в середине пролета, на участке длиной 50 мм. Величина прогиба должна составить 100±10мм. Продолжительность одной выдержки под грузом 60 сек. После снятия нагрузки не должно быть остаточных деформаций. Кривизна стержня перекладины не может превышать один миллиметр на один метр длины. Отклонение от горизонтального положения допускается не более 5 мм на всю длину перекладины. Растяжки, талрепы и крюки турника испытываются на растяжение нагрузкой 600 кг.

127. Веревочные лестницы (трапы) испытываются подвешиванием груза весом 75 кг к середине балясины.

128. После снятия испытательной (пробной) нагрузки, необходимо тщательно осмотреть и проверить в работе все узлы и агрегаты цирковых аппаратов.

129. Детали цирковых аппаратов должны удовлетворять следующим требованиям:

  • резьбовые соединения должны исключать возможность самоотвинчивания и должны быть чистыми, без заусенцев, вмятин, оборванных ниток;
  • сварные соединения не должны иметь пропусков, пережогов и наплывов металла;
  • литые детали не должны иметь раковин, наплывов, острых ребер, трещин и грубых следов обработки;
  • заварка, заделка и закраска дефектов изделий не допускается;
  • трубы не должны иметь деформаций (вмятин, трещин, дефектов сварки);
  • грузоподъемные детали и приспособления (в том числе блоки, крюки, чекели, карабины, машинки вращения, талрепы) должны иметь клейма или маркировки, указывающие допустимую нагрузку.

130. Изношенные стальные канаты, имеющие оборванные, заломанные, перекрещивающиеся и сплющенные пряди, оборванный сердечник, коррозию или обрывы отдельных проволочек подлежат замене.

Текстильные канаты, имеющие пороки в прядях (в том числе заломы, узлы, скрутины), бурые пятна, плесень, запах гари и гнили, к эксплуатации не допускаются.

131. Блоки должны удовлетворять следующим требованиям:

  • блоки должны свободно проворачиваться на осях обойм от руки, без касания ободом щек обоймы;
  • поверхности ручья ролика, оси, серьги, траверсы и крюка должны быть чистыми, без раковин, заусенцев, трещин, подсеков и острых углов;
  • износ ручья ролика должен быть не более 3 мм;
  • размеры ручья ролика должны обеспечивать свободное, без заклинивания, набегание и сбегание каната; зазоры между канатом, уложенным в ручей ролика в рабочем положении, и прилегающими частями блочной обоймы – не менее 3 мм;
  • допустимый диаметр блока, огибаемого стальным канатом, определяется формулой D = 16d, где d – диаметр каната. Если диаметр блока меньше допустимого, то блок должен быть заменен;
  • крюки в траверсах и траверсы в обоймах в незагруженном состоянии должны свободно вращаться от руки, диаметр отверстия в траверсе не должен превышать диаметр стержня крюка более чем на 1 мм.

132. Крюки и чекели должны удовлетворять следующим требованиям:

  • детали должны быть без трещин, расслоений и других повреждений;
  • поверхности должны быть чистые без заусенцев и ржавчины, с округлением острых кромок;
  • в месте, где цилиндрическая часть крюков переходит в резьбу, недопустимы даже незначительные (волосяные) трещины;
  • недопустимы отгиб рога крюка и стирание зева, износ или загрязнение опорного подшипника;
  • головка штыря чекеля плотно прилегает к боковой опорной поверхности проушины скобы;
  • заедание штырей в проушинах или резьбе не допускается.

133. Результаты технического освидетельствования цирковых аппаратов оформляются актом технического освидетельствования циркового аппарата циркового номера (аттракциона) по форме согласно приложению 3 и вносятся в технический паспорт циркового аппарата. Результаты технического освидетельствования цирковых аппаратов записываются инспектором манежа также в журнал технического освидетельствования цирковых аппаратов.

134. Частичное техническое освидетельствование (внешний осмотр) цирковых аппаратов проводит руководитель циркового номера (аттракциона) перед каждой репетицией и цирковым представлением. При обнаружении неисправностей, остаточных деформаций, трещин руководитель циркового номера (аттракциона) ставит об этом в известность инспектора манежа и до устранения выявленных недостатков цирковой аппарат к работе не допускается.

135. До начала эксплуатации цирковых аппаратов руководитель циркового номера (аттракциона) обязан:

предъявить цирковой аппарат со всеми вспомогательными и предохранительными приспособлениями инспектору манежа для проведения технического освидетельствования и проверки соответствия циркового аппарата техническому паспорту;

согласовать с инспектором манежа место подвески (установки) циркового аппарата и средств страховки. Места подвески и крепления цирковых аппаратов в концертных и театральных залах согласуются с лицами, ответственными за эксплуатацию этих объектов.

136. Работы по установке, подвеске и снятию цирковых аппаратов и средств страховки ведутся артистами циркового номера (аттракциона) с участием его руководителя и под контролем инспектора манежа. Привлекать к ним необученных лиц не допускается.

137. Отверстия для пропуска канатов в перекрытиях и потолках делают таких размеров, чтобы обеспечить свободный без трения проход канатов.

138. Для рассредоточения нагрузки от цирковых аппаратов над перекрытиями, поперек балок укладывают круглые бревна или стальные трубы длиной от 2 до 3 м и диаметром от 12 до 15 см, к которым вяжутся канаты подвески.

139. Сверления или другие нарушения стен и перекрытий производятся лишь с разрешения работодателя, в собственности (владении, пользовании) которого находится капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение.

140. Канаты вяжут узлами и петлями, исключающими самопроизвольное их развязывание.

141. "Тугие канаты" со значительным натяжением (более 3 тс) необходимо крепить за несколько технологических устройств с каждой стороны прохода. Во время установки таких цирковых аппаратов и работы на них боковые проходы освобождаются от зрителей. Растяжки при установке таких цирковых аппаратов, как "тугая проволока" и "тугой канат", проходят в одной вертикальной плоскости с рабочим канатом, а угол их наклона к горизонту не превышает указанного в техническом паспорте. Стойки необходимо нагружать равномерно и без перекоса. При креплении растяжек за кольца манежного барьера барьерными крюками надевать их зевом наружу.

142. Штамборты, мостики, трапеции, турники и другие цирковые аппараты необходимо подвешивать (устанавливать) строго горизонтально.

143. Складные батуты по всему периметру должны иметь мягкую обивку.

144. Батутные столы необходимо устанавливать так, чтобы не допустить перевертывания или перекоса. Батутные стойки располагать строго вертикально. Батутную сетку и растяжки натягивать равномерно по всему периметру. Равномерность натяжения и величину упругости батутной сетки проверяет руководитель циркового номера (аттракциона).

145. Новогодние елки должны иметь страхующий канат подвески.

146. Полы для цирковых представлений велофигуристов, а также "тугие канаты" и другие цирковые аппараты не должны быть влажными или скользкими.

147. Допускается работа на влажных, но не скользких цирковых аппаратах, специально разработанных для цирковых программ на воде.

148. Условия эксплуатации, хранения и транспортировки цирковых аппаратов, средств страховки и такелажных грузозахватных приспособлений должны предохранять их от повреждений, преждевременного износа и коррозии.

149. Вносить изменения в конструкции отдельных деталей или узлов, входящих в цирковой аппарат или предохранительное приспособление, без согласования с инспектором манежа и специалистом по охране труда не допускается. Вносить изменения в конструкции ответственных деталей и узлов циркового аппарата разрешается после проведения необходимых расчетов на прочность, устойчивость с последующими техническим освидетельствованием циркового аппарата и внесением произведенных изменений в технический паспорт циркового аппарата.

150. Зубники необходимо изготавливать по индивидуальному прикусу артиста. Пользование зубниками, принадлежащими другим артистам или изготовленными по прикусу иных лиц, не допускается. Зубники перед работой дезинфицируются.

151. После работы налобники першей, зубники укладывают в чистые чехлы.

152. Холодное оружие (сабли, шашки, мечи, рапиры, кинжалы, секиры) должно быть бутафорским.

153. Грузы на концах баланс-штоков должны быть закреплены.

154. Балансы артистов-эквилибристов необходимо крепить на мостиках до и после их применения.

155. После броска в штрабаты расстояние от вытянутых рук артиста-воздушного гимнаста до манежа должно быть не менее 1,5 м.

156. Настилы мостиков, трамплинов и подкидных досок в местах "прихода" и "отхода" артистов-акробатов, других артистов должны быть покрыты нескользкими материалами.

157. Цепи для удержания ловиторов партерных полетов необходимо крепить к специальным поясам из сыромятной кожи, подстрахованным стальным канатом или синтетической стропой (лентой).

158. Ножные и ручные трюковые страховочные петли цирковых аппаратов, изготовленные из сыромятной кожи, необходимо подстраховывать стальными канатами небольшого сечения или синтетической стропой (лентой). Петли должны быть оснащены тренчиками (шлевкой) или одеваться на запястье руки артиста удавкой.

159. Вертикальное покачивание перша с находящимися на нем артистами допускается лишь до пределов безопасного изгиба, указанных в техническом паспорте циркового аппарата.

160. Замки для лопингов должны быть прочными и удобными, с индивидуальной подгонкой.

161. Репетиции и цирковые представления артистов-акробатов (прыжковой акробатики) необходимо проводить на акробатической дорожке, длиной не менее 12 м и шириной не менее 1,5 м или на манежном настиле (ковре), размером не менее 6 x 6 м. Акробатические дорожки не должны иметь рваных мест, грубых швов и неровностей.

162. Для подъема, спуска или другого вида движения цирковых аппаратов и артистов необходимо применять лебедки. Лебедки должны быть предназначены для целей использования, иметь необходимый комплект эксплуатационной документации, быть компактными, транспортабельными, малошумными в работе.

163. В процессе эксплуатации лебедки должны подвергаться техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, а также эксплуатационных документов их изготовителей.

164. Лебедки необходимо комплектовать приспособлениями для крепления в полах прохода. Рама лебедки должна крепиться с таким расчетом, чтобы при двойной максимальной рабочей нагрузке лебедка не могла сдвинуться с места.

165. Лебедки, имеющие одновременно электрический и ручной приводы, должны быть снабжены блокировкой, отключающей электропривод при переходе на ручное управление.

166. К управлению электрическими лебедками и другими подъемными механизмами допускаются работающие, имеющие соответствующую квалификацию по профессии рабочего и группу по электробезопасности не ниже II.

ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ К СТРАХОВКЕ И ПАССИРОВКЕ АРТИСТОВ

167. Страховке подлежат:

  • артисты, исполняющие трюки, связанные с возможностью непредвиденного падения независимо от его высоты;
  • артисты, исполняющие прыжки на третьего артиста или на перш;
  • артисты, исполняющие трюки на першах, лестницах, мачтах и других аналогичных цирковых аппаратах независимо от их высоты;
  • артисты, переносимые на голове или плечах партнеров;
  • третьи и последующие артисты при плечевой работе в пирамидах, на лошадях или на таких цирковых аппаратах, как шары, мотоциклы, велосипеды и тому подобное;
  • артисты, висящие на зубниках;
  • вольтижеры в "икарийских играх";
  • артисты, спускающиеся по канату на шланге.

168. Пассировке подлежат все "приходы" на манежный настил (ковер).

169. Вид и способы страховки артистов определяются при разработке нового циркового номера (аттракциона) комиссией, создаваемой руководителем цирка. В состав комиссии включаются главный режиссер, руководитель циркового номера (аттракциона), специалист по охране труда. Решение комиссии о способе страховки артистов вносится в технический паспорт циркового аппарата.

170. При выполнении трюков с использованием цирковых аппаратов (турников и так далее), а также в прыжках с трамплинов и подкидных досок в местах "прихода" и возможного падения артистов необходимо укладывать гимнастические маты и (или) ставить работающих, обеспечивающих страховку артистов (далее – пассировщики).

Гимнастические маты укладываются точно в местах "прихода" без просветов.

171. В случаях возможности падения артиста с высоты 3 и более метров необходимо ставить для страховки не менее двух пассировщиков.

172. Число пассировщиков в "икарийских играх" должно соответствовать количеству антиподных тринок.

173. При лонжевой страховке одного артиста удерживают два пассировщика, а двоих при страховке одной лонжей – три. При лонжевой страховке пассировщики должны пользоваться кожаными перчатками.

174. Перед использованием лонжи необходимо убедиться внешним осмотром в ее исправности, надежности, правильности закрепления и заправки.

Не допускается жесткое закрепление страхующего конца центральной лонжи.

175. Пассировщик должен выбирать лонжевый канат в соответствии с ритмом движений страхуемого артиста.

В случае непредвиденного падения (срыва) артиста пассировщик должен натягивать лонжу плавно, без рывка.

176. Пассировщики должны стоять или двигаться туда, где возможен срыв или падение артистов, быть внимательными, не отвлекаться.

При страховке или пассировке артистов, участвовавших в групповом цирковом номере (аттракционе), каждый пассировщик должен точно знать свои обязанности и местонахождение.

177. Страховка артистов-эквилибристов, выступающих на высоких канатах, должна проводиться с помощью залонжированных балансов.

178. Спуск артиста по канату на шланге без предохранительной петли с подвижной шлевкой не допускается.

179. При вращении на лопинге обувь артиста должна соединяться с цирковым аппаратом замками. Если артист не страхуется к лопингу местной лонжей, то одна его рука должна находиться в петле.

При исполнении трюков на ренском колесе, соединенном с шестом (мачтой), верх шеста прикрепляется к центральной лонже, а конечности артиста страхуются при помощи надежного прикрепления к вращающемуся цирковому аппарату.

180. Опасные трюки, страховка которых не может дать полной гарантии безопасности артистов, а также броски в штрабаты над жестким полом не допускаются.

181. Страховка должна осуществляться при помощи лонж, предохранительных сеток, гимнастических матов, петель, других средств страховки или опытных пассировщиков (партнеров) в зависимости от конкретных условий исполнения трюков, устройства цирковых аппаратов и скорости их движения, количества участников циркового номера (аттракциона) и степени опасности.

182. Основным средством страховки артистов-воздушных гимнастов, артистов-эквилибристов, артистов-наездников, артистов-акробатов (при "высоких отходах") являются одинарные, двойные и гроздевые лонжи.

183. Местные лонжи необходимо прикреплять непосредственно к цирковым аппаратам, на которых работают страхуемые артисты.

184. Центральные лонжи следует крепить за технологические устройства на колосниках или иных конструкциях.

185. Предохранительный пояс должен быть хорошо подогнан к артисту и быть шириной не менее 3 см. Предохранительный пояс должен быть изготовлен из материалов, обеспечивающих амортизацию для снятия амплитудной величины усилия, воспринимаемого артистом при возможном срыве. Для увеличения прочности предохранительный пояс усиливается стальным канатом диаметром 1,6–3,0 мм.

Перед началом циркового номера (аттракциона) артист должен визуально проверить:

  • целостность узлов крепления металлических деталей (пряжки, карабина, боковых колец и тому подобное);
  • отсутствие признаков разрушения на элементах предохранительного пояса;
  • отсутствие пережога и разрыва прядей фала амортизирующего устройства и ремня, трещин в металлических деталях.

При обнаружении одного из указанных в части второй настоящего пункта дефектов предохранительный пояс необходимо изъять из эксплуатации.

Для проверки технического состояния предохранительных поясов один раз в месяц инспектор манежа совместно с руководителем циркового номера (аттракциона) должны визуальным осмотром проверить состояние всех эксплуатируемых в цирке предохранительных поясов, с записью в журнале технического освидетельствования цирковых аппаратов.

186. В качестве лонжи необходимо применять мягкие стальные канаты с органическим сердечником или синтетические веревки (фалы). При использовании хлопчатобумажных крученых веревок, в них должен вплетаться стальной канат. Длина каната местной лонжи должна быть минимальной, чтобы уменьшить свободное падение артиста при срыве.

187. Лонжевый канат необходимо соединять с предохранительным поясом при помощи чекеля или карабина с предохранителем от самораскрытия.

188. При обучении прыжковой акробатике артистов, исполняющих сальто, необходимо страховать лонжей, а к пассировке переходить лишь после уверенного и точного исполнения.

189. В ряде воздушных цирковых номеров (аттракционов), где использование лонжи и других средства страховки не представляется возможным, в том числе воздушные полотна, воздушные ремни, корд-де-парель, при выполнении трюков допускается страховка артиста за счет заплета материала циркового аппарата, стропы вокруг частей тела артиста (талии, запястья рук и лодыжек ног).

190. Ручные и ножные трюковые страховочные петли должны быть оснащены тренчиками (шлевкой) или одеваться на запястье руки артиста удавкой.

191. При выполнении партерных полетов в качестве средства страховки допускается использовать пневматические маты, габариты и конструкция которых должны обеспечивать безопасное приземление артистов в случае непредвиденного падения.

192. При выполнении групповых и одиночных воздушных полетов, а также для артистов-эквилибристов (туго натянутая проволока, слабо натянутая проволока) в качестве средства страховки допускается использовать предохранительную сетку.

193. Размер предохранительной сетки должен быть такой, чтобы обеспечивалась страховка артиста при срыве из любого положения, но не уже 6 м для артиста-эквилибриста (туго натянутая проволока, слабо натянутая проволока), 5 м для групповых полетов и 4 м для одинарных воздушных полетов. Длина предохранительной сетки должна быть больше расстояния между крайними частями циркового аппарата на 2 м с каждой стороны. За мостик предохранительная сетка должна заходить не менее, чем на один 1 м. Высота подвески предохранительной сетки и ее натяжение должны обеспечивать расстояние не менее 1 м в свету между предохранительной сеткой и манежным настилом (ковром) при "приходе" в нее максимального числа артистов.

194. Предохранительную сетку воздушного каната натягивать необходимо так, чтобы мостик, ловиторка и вольтижерка находились над серединой (по ширине) сетки, располагаясь симметрично относительно ее длинной оси.

195. В предохранительных сетках не допускается применять поддержки в виде стоек.

196. При всех видах воздушных полетов с обоих концов предохранительной сетки необходимо натягивать откосы шириной, равной ширине сетки. Для предупреждения обратного выбрасывания артистов, откосы должны натягиваться под углом к горизонту не более 80 градусов со стороны амфитеатра. Верх откоса должен превышать верхнюю точку подъема артистов при полете или каче не менее, чем на 1 м.

197. Страховка артистов-эквилибристов, выступающих на высоких канатах, может осуществляться с помощью залонжированных балансов.

198. Конструкция цирковых аппаратов (требующих при их подвеске (установке) или эксплуатации особых мер предосторожности), их страховочные приспособления, а также трюки, исполняемые на этих цирковых аппаратах, должны указываться в техническом паспорте циркового аппарата.

199. Для нужд страховки, самостраховки, ухода за цирковыми аппаратами и реквизитом артистам необходимо выдавать мел, канифоль, магнезию и другие вещества в количествах, определяемых руководителем циркового номера (аттракциона), или указанных в техническом паспорте циркового аппарата.

200. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в цирке необходимо иметь подвесные центральные лонжи, аварийную веревочную лестницу для непредвиденного спуска артистов с циркового аппарата, предохранительную сетку размером не менее 4 x 4 м.

ГЛАВА 8
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕПЕТИЦИЙ И РАЗМИНОК

201. Репетиции артистов должны проводиться систематически с целью поддержания на должном уровне физической формы, отработки трюков и их комбинаций, последовательности действий во время работы циркового номера (аттракциона).

202. Артисты должны знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении трюков, способы благополучного выхода из них, заранее отработать до автоматизма свои действия на случай неточного (неблагоприятного) хода трюка.

203. Артисты, выступающие над предохранительной сеткой, должны быть обучены приемам безопасного падения на предохранительную сетку, а также на гимнастический мат, манежный настил (ковер) из любых положений, при которых может произойти их падение (срыв).

204. Падение артисту необходимо отрабатывать с участием пассировщика, одновременно с отработкой фазы нормального "прихода" сначала на предохранительной или батутной сетке, а затем на манежном настиле (ковре).

При неожиданном срыве артисту нельзя выставлять "жесткие" руки в сторону падения. Артист должен напрячь мышцы туловища и конечностей, сгруппироваться, втянуть голову в плечи и прижать подбородок к груди.

После исполнения прыжка "приход" на манежный настил (ковер) должно всегда происходить мягко, на носки слегка согнутых ног.

В момент "прихода" на предохранительную или батутную сетку, в том числе при неудавшемся трюке, мышцы артиста должны быть напряжены, руки находиться в воздухе или прижаты к телу. Опираться руками на предохранительную или батутную сетку во время "прихода" не допускается.

205. Трюки на батуте должны исполняться артистами без значительных горизонтальных перемещений.

206. Репетиционные прыжки с манежного барьера должны исполняться при снятой барьерной дорожке.

207. Артисты, цирковые представления которых связаны с повышенной физической нагрузкой, должны делать общую и специальную разминку, проводить ее спокойно, без спешки, с соблюдением последовательности, чтобы исключить возможность травм в период самой разминки.

Разминка должна соответствовать индивидуальности артиста и характеру трюков.

Время разминки колеблется в зависимости от особенностей физического развития, индивидуальной подготовленности артиста, величины и интенсивности рабочей нагрузки.

Общая и специальная разминки должны длиться не менее 15 минут.

208. Разминка заканчивается за 10–15 минут до выхода на манеж.

209. При перерывах в работе продолжительностью более 15 минут артист должен надеть теплый халат, чтобы сохранить в теле тепло, до 1 часа – сделать дополнительную разминку, состоящую только из специальной части, более 1 часа – сделать повторную разминку.

210. Выход на манеж или лед артистов, цирковые представления которых связаны с повышенной физической нагрузкой, без предварительной разминки, не допускается.

ГЛАВА 9
ТРЕБОВАНИЯ К ЦИРКОВОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НА МАНЕЖЕ И В ВОЗДУХЕ

211. К участию в цирковых представлениях допускаются физически здоровые и подготовленные артисты, правильно и уверенно исполняющие трюки, и имеющие соответствующую квалификацию.

212. Во время работы артисты должны быть предельно собраны и внимательны, уверенно исполнять трюки в строго заданном темпе, соблюдая их последовательность, и добиваться их правильного исполнения.

213. Наиболее сложные трюки, а также трюки, требующие повышенного внимания и темпа, необходимо исполнять в конце циркового представления.

214. Артист коверный и артист-буффонадный клоун, исполняющие или имитирующие отдельные трюки, связанные с физической нагрузкой, должны соблюдать меры безопасности соответствующего жанра.

215. Подвешиваемые предметы реквизита и детали, в том числе вращающихся цирковых аппаратов, необходимо крепить и страховать от падения.

216. Реквизит с подвешенного циркового аппарата допускается сбрасывать в манеж в исключительных случаях и только по согласованию с инспектором манежа.

217. Движение по манежу и над ним, как правило, необходимо осуществлять против хода часовой стрелки (если смотреть на манеж сверху).

218. Направление полета катушек, диаболо, тарелок и другого реквизита, бросаемого во время репетиций или циркового представления через манеж, необходимо выбирать вдоль главного и артистического проходов.

219. Условия безопасного исполнения трюков на жестком полу (на сцене) определяются главным режиссером, руководителем циркового номера (аттракциона) с участием специалиста по охране труда.

220. Перед исполнением трюков на турниках, трапециях, кольцах и других подобных цирковых аппаратах артисты обязаны вытереть рабочую поверхность циркового аппарата, чтобы удалить влагу и избыток магнезии.

221. На манеже артистам не допускается:

  • демонстрировать трюки, исполняемые на пределе возможностей своего организма;
  • исполнять трюки, связанные с патологическим разъединением суставов, с проглатыванием горючих жидкостей, живых организмов и каких-либо предметов (стекла, шпаг и иных);
  • исполнять прыжки сквозь обручи с натуральными ножами или другими острыми предметами;
  • стрелять и метать острые и тяжелые предметы в щиты рядом с "живой мишенью" (партнерами, обслуживающим персоналом и другими лицами);
  • применять в качестве мишеней керамические, стеклянные и металлические изделия;
  • выступать на влажных или мокрых цирковых аппаратах или полах (если это не предусмотрено цирковым номером (аттракционом);
  • исполнять трюки над зрителями без предохранительных сеток либо иных приспособлений, гарантирующих безопасность зрителей;
  • находиться под спускаемыми или подвешиваемыми цирковыми аппаратами, тяжелым реквизитом или другими грузами.

222. Длительность перерывов между репетициями и цирковыми представлениями в цирковых номерах (аттракционах), связанных с повышенной физической нагрузкой, должна составлять не менее 3 часов.

Между цирковыми представлениями артистам необходимо предоставлять перерыв не менее 2,5 часов.

В государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством нерабочими, в выходные дни, а также в дни школьных каникул, когда артисты могут участвовать в трех представлениях, перерыв между ними должен быть не менее 1,5 часов. Перерывы от окончания вечерних и до начала утренних цирковых представлений – не менее 10 часов.

223. Участие в цирковых представлениях артистов в гриме, покрывающем большую часть тела, чаще 2 раз в день не допускается.

224. После заболеваний, травм, а также перед началом работы на новом манеже артистам, участвующим в цирковых номерах (аттракционах) с повышенной физической нагрузкой, необходимо предоставлять время для репетиций и восстановления физической формы.

ГЛАВА 10

ТРЕБОВАНИЯ К ЦИРКОВЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ С ЖИВОТНЫМИ

225. Во время вывода хищников на манеж и в период работы с ними нахождение посторонних лиц и артистов других цирковых номеров (аттракционов) в манеже, закулисных проходах, на пути следования от помещений для содержания хищников до манежа, не допускается.

226. Репетиции и цирковые представления с хищниками, должны проводиться в условиях, обеспечивающих оказание незамедлительной помощи артисту-дрессировщику хищных зверей, находящемуся в любом месте манежной клетки. С наружной стороны манежной клетки в течение всего представления или репетиции должны находиться рабочие по уходу за животными либо униформисты, имеющие наготове средства предохранения и защиты артиста-дрессировщика хищных зверей от возможного нападения хищников. Артист-дрессировщик хищных зверей должен иметь при себе личное средство защиты.

227. Без разрешения артиста-дрессировщика хищных зверей, находящегося в клетке, перемещать реквизит не допускается.

228. Медведей необходимо выпускать на манеж в намордниках и ошейниках. Намордник надевает артист-дрессировщик хищных зверей вне клетки, предварительно привязав медведя.

229. При нахождении на манежном барьере медведь должен быть на поводке у артиста-дрессировщика хищных зверей.

230. Вывод медведей за манежный барьер не допускается.

231. Если перед репетицией или работой циркового номера (аттракциона) с медведями на манеж попадает даже незначительное количество крови, о случившемся артист-дрессировщик хищных зверей должен немедленно сообщить инспектору манежа для того, чтобы снять с репетиции или работы цирковой номер (аттракцион), в котором участвуют медведи. Во избежание непредсказуемых действий медведей необходимо сразу провести санитарную обработку манежа.

232. Подготовку лошадей к выходу на манеж (надевание сбруи, наложение бинта на ноги и тому подобное), а также сопровождение их из конюшни до манежа и обратно необходимо осуществлять под руководством артиста-дрессировщика лошадей в номерах конной дрессуры.

233. Артисту-дрессировщику лошадей в номерах конной дрессуры садиться в стойлах на лошадей не допускается.

234. Вывод лошадей из конюшни и начало их разминки необходимо производить заблаговременно до начала работы циркового номера (аттракциона).

235. Темповая работа на лошади (джигитовка и тому подобная работа) допускается после предварительного осмотра руководителем циркового номера (аттракциона) правильности крепления седла, стремян и подпруг.

236. По окончании работы лошади должны быть расседланы, приведены к обычному состоянию и размещены в конюшне.

237. Привлекать зрителей к участию в цирковых номерах (аттракционах) с животными не допускается.

ГЛАВА 11
ТРЕБОВАНИЯ К ЦИРКОВЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ НА ЛЬДУ

238. Ледяное поле для цирковых представлений должно быть сплошным, без выступов и выбоин, без посторонних предметов.

239. Обувь артистов, выступающих на льду, подбирается с учетом индивидуальных особенностей стопы.

240. Оркестр и концертмейстер должны размещаться не ближе 2 м ото льда.

241. Нахождение артистов на льду во время перерывов и отдыха не допускается.

242. Суммарное время нахождения артиста на льду не должно превышать 3,5 часов в течение суток, включая время репетиций и разминок.

ГЛАВА 12
ТРЕБОВАНИЯ К ЦИРКОВЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ НА ВОДЕ

243. Температура воды в бассейне должна быть не ниже 24 °С и не выше 35 °С.

244. Пребывание работающих в воде допускается не более 90 минут в день с обязательным двухчасовым перерывом через каждые 30 минут. Находиться в воде во время перерывов и отдыха не допускается.

245. От бассейна до сушилки необходимо укладывать настил или резиновую дорожку, проходить по которым работающим можно лишь в резиновых тапочках.

246. Закулисные помещения, через которые проходят работающие из бассейна до мест переодевания, должны быть защищены от сквозняков.

247. Температура воздуха в закулисной части бассейна должна быть не ниже 18 °С.

Приложение 1

к Правилам по охране
труда при выполнении
работ в цирках

 

Форма

АКТ
о допуске цирковой программы

"____________________________________"

(название цирковой программы)

___ __________ 20___ г.

 

________________________

(дата составления акта)

 

(место составления)

Комиссия, созданная приказом руководителя цирка от _________ №_____, в составе:

председателя комиссии ____________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

заместителя председателя _________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

членов комиссии: ________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

_____________________________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

провела осмотр цирковой программы с соответствующим техническим освидетельствованием и проверкой цирковых аппаратов и средств страховки.

Комиссия установила, что:

руководители цирковых номеров (аттракционов), артисты, рабочие по уходу за животными и другой обслуживающий персонал, прибывшие для участия в цирковой программе, прошли вводный инструктаж по охране труда. Лицо, проводившее вводный инструктаж по охране труда _____________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы, дата проведения

_____________________________________________________________________________

вводного инструктажа по охране труда, подпись)

с участниками цирковых номеров (аттракционов) проведен __________________________

(название инструктажа

________________ инструктаж по охране труда. Лицо (лица), проводившее (проводившие)

по охране труда)

инструктаж по охране труда ____________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы, дата проведения

_____________________________________________________________________________

инструктажа по охране труда, подпись)

капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения находятся в исправном состоянии и соответствуют их техническим паспортам ___________________

(должность служащего,

_____________________________________________________________________________

фамилия, инициалы ответственного лица, подпись)

места крепления и подвески цирковых аппаратов проверены и готовы к работе циркового номера (аттракциона), подвеска цирковых аппаратов осуществлена _____________________________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы ответственного лица, подпись)

проведены технические освидетельствования цирковых аппаратов и средств страховки воздушных и акробатических цирковых номеров (аттракционов) ____________

(должность

_____________________________________________________________________________

служащего, фамилия, инициалы ответственного лица, подпись)

инженерное оборудование манежа, звуковое оборудование, оборудование постановочного освещения проверены, исправны и готовы к работе ___________________

(должность служащего,

_____________________________________________________________________________

фамилия, инициалы ответственного лица, подпись)

электротехническое оборудование и освещение, в том числе эвакуационное, а также оборудование автоматизированной системы управления, технические средства противопожарной защиты и санитарно-техническое оборудование проверены, технически исправны и готовы к работе ____________________________________________________

(должность служащего, фамилия,

_____________________________________________________________________________

инициалы ответственного лица, подпись)

помещения для содержания животных соответствуют ветеринарно-санитарным правилам ____________________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы

_____________________________________________________________________________

ответственного лица, подпись)

противопожарное состояние изолированных помещений соответствует требованиям по обеспечению пожарной безопасности __________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы

_____________________________________________________________________________

ответственного лица, подпись)

На основании изложенного комиссия приняла решение о допуске к работе в ___________________________________________________ новой цирковой программы

(название цирка)

"___________________________________________________________________________"

(название цирковой программы)

Приложение:

акты технических освидетельствований цирковых аппаратов, другие документы на ____ листах.

Председатель комиссии

________________________

_________________________

 

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Заместитель председателя

________________________

_________________________

 

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Члены комиссии:

________________________

_________________________

 

(подпись)

(фамилия, инициалы)

 

________________________

_________________________

 

(подпись)

(фамилия, инициалы)

 

Приложение 2

к Правилам по охране
труда при выполнении
работ в цирках

НОРМАТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
запаса прочности цирковых аппаратов

Наименование

Запас прочности

Стальные канаты, применяемые при:

 

подъеме и спуске артистов, подвеске цирковых аппаратов

8

строповке и подъеме грузов, запасовке полиспастов, стяжек и заякоривании конструкций и механизмов

6

подвеске цирковых аппаратов, на которых не работают артисты

4

установке вант и растяжек

4

Канаты органические, синтетические, арамидные, кевларовые, веревки и шнуры независимо от назначения

8

Изделия из кожи и резины, стропы:

 

петли, ремни, трюковые страховочные обвязки, тесьма, шнуры, амортизаторы

8

Цепи и такелажные грузозахватные приспособления:

 

цепи

5

талрепы (тендерки)

3

чекели, коуши, крюки, карабины

2,5

Резьбовые и заклепочные соединения:

 

резьбовые соединения из легированной стали с неконтролируемой затяжкой

5

резьбовые соединения из углеродистой стали с неконтролируемой затяжкой

4

резьбовые соединения с контролируемой затяжкой

1,5

заклепочные соединения

2

Цирковые аппараты и детали цирковых аппаратов:

 

металлоконструкция цирковых аппаратов, в том числе с приводами

2,25

перекладины воздушных турников, трапеций

2,25

перекладины партерных турников, перши

2,0

Технологические крепления для подвески, растяжки и оттяжки цирковых аппаратов

2,25

Приложение 3

к Правилам по охране
труда при выполнении
работ в цирках

Форма

Акт № __
технического освидетельствования циркового аппарата
циркового номера (аттракциона) "_______________________________________"

(название циркового номера (аттракциона)

___ __________ 20___ г.

 

________________________

   

(место составления)

Комиссия в составе: председатель _______________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

члены комиссии: _____________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

_____________________________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, инициалы)

и руководитель циркового номера (аттракциона) ___________________________________

(должность служащего,

_____________________________________________________________________________

фамилия, инициалы)

составила настоящий акт в том, что предъявленный к испытанию цирковой аппарат _________________________________________________ визуально осмотрен и испытан _____________________________________________________________________________

(название циркового аппарата)

_____________________________________________________________________________

(изложение методики проведения технического освидетельствования)

После проведенного технического освидетельствования цирковой аппарат тщательно осмотрен. Дефектов и деформаций не обнаружено, внешних повреждений и износа не выявлено.

Комиссия считает, что цирковой аппарат _____________________________________

(название циркового аппарата)

прошел техническое освидетельствование.

По результатам технического освидетельствования установлено, что цирковой аппарат соответствует требованиям безопасности и признан годным к эксплуатации.

Председатель комиссии

_____________

_____________

_____________________

 

(дата)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Члены комиссии:

_____________

_____________

_____________________

 

(дата)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

 

_____________

_____________

_____________________

 

(дата)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Руководитель циркового
номера (аттракциона)

_____________

_____________

_____________________

 

(дата)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

 

nefox