Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2020 № 66 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями устанавливаются требования к условиям труда работающих.
2. Условия труда работающих подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке, установленном законодательством.
3. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований устанавливается в соответствии с законодательством.
4. Для целей настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований используются термины и их определения в значениях, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Трудовым кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и иными законодательными актами, а также следующие термины и их определения:
- вредные вещества – вещества, при попадании которых в организм человека создается угроза его здоровью или жизни либо угроза здоровью или жизни его потомков;
- зона дыхания – пространство в радиусе до 50 сантиметров от лица работающего;
- комплексная гигиеническая оценка условий труда – итоговая гигиеническая оценка параметров всех факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте на соответствие гигиеническим нормативам с установлением класса вредности условий труда согласно критериям гигиенической классификации условий труда;
- напряженность труда – фактор трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работающего;
- производственный объект – одно или несколько производственных и административных зданий и сооружений с собственной инфраструктурой, включая гидро-, энерго- и транспортные коммуникации (далее – объект);
- производственная среда – часть окружающей среды, в которой работающий осуществляет свою профессиональную деятельность;
- производственный фактор – фактор производственной среды и (или) трудового процесса;
- оценка профессионального риска – проведение работодателем оценки соблюдения на рабочих местах субъекта хозяйствования санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов качественных и количественных характеристик производственных факторов, а также уровней и характера заболеваемости работников субъекта хозяйствования;
- рабочая зона – пространство рабочего места, ограниченное по высоте 2 метрами над уровнем пола или площадки;
- тяжесть труда – фактор трудового процесса, отражающий преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работающего (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие), обеспечивающие его деятельность;
- управление профессиональным риском – методы управления людьми и организациями, позволяющие снизить риски травмирования или заболевания работающих;
- факторы производственной среды – физические, химические и биологические факторы;
- факторы трудового процесса – напряженность и тяжесть труда.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ
-
5. Показатели производственных факторов на рабочих местах должны соответствовать:
- гигиеническим нормативам, устанавливающим величины предельно допустимых концентраций (далее – ПДК), ориентировочных безопасных уровней воздействия (далее – ОБУВ) микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимых уровней (далее – ПДУ) загрязнения кожных покровов работающих вредными веществами;
- гигиеническим нормативам, устанавливающим величины ПДУ физических факторов;
- показателям тяжести и напряженности труда.
6. Для обеспечения воздухообмена, выполнения технологических операций свободная площадь помещения на одного работающего составляет не менее 4,5 квадратного метра.
7. Соответствие параметров микроклимата на рабочих местах и концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны требованиям гигиенических нормативов обеспечивается функционированием систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха и подтверждается лабораторным контролем.
8. Не допускается удаление загрязненного вредными веществами воздуха через зону дыхания работающего.
9. Параметры шума и вибрации на рабочих местах от функционирующих вентиляционных и отопительных систем не должны превышать ПДУ согласно гигиеническим нормативам.
10. Работающие обеспечиваются питьевой водой, соответствующей установленным гигиеническим нормативам, определяющим показатели ее безопасности.
11. В помещениях объектов с нагревающим микроклиматом работающие обеспечиваются питьевой подсоленной или минеральной водой с содержанием солей от 0,1 до 0,5 процента, соответствующей установленным гигиеническим нормативам, определяющим показатели ее безопасности.
12. На рабочих местах в производственных помещениях не допускается прием пищи, курение, хранение одежды, обуви, пищевых продуктов, а также химических веществ в таре, не имеющей маркировки.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
13. Женщинам обеспечиваются условия труда, исключающие их контакт с вредными веществами 1 и 2 классов опасности, микроорганизмами-продуцентами, микробными препаратами и их компонентами, веществами, обладающими аллергенным, гонадотропным, эмбриотропным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным действием.
14. Беременным женщинам создаются условия труда, исключающие их контакт: с производственными факторами, не отвечающими гигиеническим нормативам;
с наркотическими анальгетиками, противоопухолевыми лекарственными средствами, средствами защиты растений;
с биологическими факторами (патогенными микроорганизмами, нерегламентированными биологическими веществами).
15. Женщинам, профессионально связанным с работой на персональных электронновычислительных машинах, в конструкциях которых имеются электронно-лучевые трубки (далее – ПЭВМ), в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии ограничивается время работы с ПЭВМ до 3 часов за рабочую смену со дня установления беременности с обязательным обеспечением на рабочих местах допустимых параметров микроклимата, ПДУ физических факторов.
При невозможности организации работ в соответствии с требованиями части первой настоящего пункта по причинам, связанным с особенностями технологического процесса, женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ
16. Работающим инвалидам работодателем создаются условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, исключающие их контакт с факторами, воздействие которых может способствовать усугублению основного заболевания.
17. Инвалидам по слуху создаются условия труда, исключающие их контакт с вредными веществами ототоксического и нейротропного действия.
18. Не допускается использование труда инвалидов вследствие сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний на работах с источниками электромагнитных полей радиочастотного диапазона.
19. Инвалиды по зрению не допускаются к работам с источниками локальной вибрации.
20. Нормы освещенности на рабочих местах инвалидов по зрению устанавливаются индивидуально с учетом нозологической формы заболевания и обеспечиваются путем устройства комбинированного освещения.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
21. Несовершеннолетним работающим создаются условия труда, исключающие их контакт:
- с производственными факторами, не отвечающими гигиеническим нормативам;
- с нерегламентированными биологическими веществами;
- с контактным ультразвуком.
22. При организации рабочих мест несовершеннолетних в производственных помещениях с эквивалентным уровнем звука более 70 дБА обеспечиваются 15-минутные перерывы через 45 минут работы с отдыхом в помещении с максимальным уровнем шума не более 70 дБА.
23. Допустимое время работы несовершеннолетних при различных уровнях звука устанавливается согласно приложению.
24. Станки, оборудование, инструменты, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития несовершеннолетних.
ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРОХОЖДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ
25. Работа без средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), предусмотренных нормативными правовыми актами, не допускается.
26. СИЗ работающих, выполняющих работу, сопровождающуюся пылеобразованием, ежесменно подвергаются механическому обеспыливанию в специальных помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
Стирка специальной одежды производится в сроки, установленные в соответствии с характером работы, но не реже 1 раза в месяц.
27. СИЗ работающих, подвергающихся в процессе трудовой деятельности воздействию вредных веществ 1 и 2 классов опасности и инфицированных материалов, перед стиркой, химчисткой обеззараживаются в соответствии с эксплуатационной документацией к СИЗ и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к дезинфекции, дегазации, дезактивации.
28. Сбор и перемещение СИЗ к месту стирки осуществляется в закрытой таре.
29. Работающие проходят обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством.
30. Работодатель организует прохождение работающими обязательных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РИСКОМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ И ДОПУСТИМЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ
31. На объекте осуществляется производственный контроль, в том числе лабораторный, за соблюдением специфических санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая контроль производственных факторов на рабочих местах.
32. Перечень производственных факторов с указанием периодичности их контроля на рабочих местах ежегодно разрабатывается и утверждается работодателем в соответствии с требованиями настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований, а также с учетом специфики деятельности объекта.
33. Контроль содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ, микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов осуществляется:
- один раз в год – в случаях, когда интенсивность выделения в воздушную среду промышленных штаммов микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ 3 и 4 классов опасности сохраняется на протяжении двух последних лет (по данным лабораторных исследований) на уровне ПДК или ОБУВ и ниже их;
- один раз в полугодие – в случаях имеющихся превышений ПДК или ОБУВ промышленных штаммов микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ 3 и 4 классов опасности в предшествующем году, а также в первые два года проведения контроля производственных факторов;
- один раз в полугодие – при стабильной регистрации в воздухе рабочей зоны содержания вредных веществ 1 и 2 классов опасности на уровне ПДК или ОБУВ и ниже их за два последних года;
- один раз в квартал – в случаях имеющихся превышений ПДК или ОБУВ в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 и 2 классов опасности в предшествующем году, а также в первые два года проведения контроля производственных факторов.
34. Контроль показателей естественного и искусственного освещения, уровней шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, неионизирующего, лазерного, ультрафиолетового, инфракрасного излучения на рабочих местах
осуществляется с учетом условий труда и результатов лабораторных исследований:
- один раз в два года – в случаях отсутствия нарушений гигиенических нормативов на протяжении двух последних лет (по данным лабораторных исследований);
- один раз в год – в случаях имеющихся превышений уровней факторов производственной среды в предшествующем году, а также в первые два года проведения контроля производственных факторов.
35. Контроль параметров микроклимата осуществляется два раза в год (в холодный и теплый периоды года).
36. На объектах в течение 6 месяцев после проведения реконструкции, модернизации производства, замены оборудования, выполнения мероприятий по улучшению условий труда, при подозрении у работающего профессионального заболевания, расследовании случаев профессиональных заболеваний работодателем проводится контроль производственных факторов.
37. На объектах, где по результатам лабораторных и инструментальных исследований установлены несоответствия уровней производственных факторов гигиеническим нормативам, по данным медицинских осмотров у работников выявляются общие заболевания, препятствующие продолжению работы, или профессиональные заболевания, а также регистрируются уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше среднегородских (районных) уровней, работодателем не реже 1 раза в 5 лет проводится комплексная гигиеническая оценка условий труда, а также оценка профессионального риска и разработка мер по управлению профессиональным риском в соответствии с актами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
38. Работодателем разрабатывается и выполняется план профилактических мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, где показатели факторов производственной среды, факторов трудового процесса не соответствуют гигиеническим нормативам, условия труда по результатам комплексной гигиенической оценки отнесены к вредным или опасным.
Приложение
к специфическим санитарноэпидемиологическим требованиям к условиям труда работающих
ДОПУСТИМОЕ ВРЕМЯ
работы несовершеннолетних при различных уровнях звука
Уровни звука, дБА |
Возраст |
||
14-15 лет |
16-18 лет |
||
71-75 |
|
3,5 ч |
5 ч |
76-80 |
|
3 ч |
4 ч |
Примечание. При импульсном шуме время работы несовершеннолетних, указанное в настоящем приложении, должно сокращаться на 30 минут.