Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.08.2019 № 559 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена.
Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, и обязательны для соблюдения юридическими лицами (руководителями, должностными лицами, работниками) и индивидуальными предпринимателями.
- Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.
Для целей настоящих специфических требований применяются термины и их определения в значениях, определенных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Ответственность за невыполнение требований пожарной безопасности в структурных подразделениях метрополитена несут их руководители или лица, их замещающие. Работники несут персональную ответственность за невыполнение требований пожарной безопасности в части, касающейся их профессиональной деятельности, что должно быть отражено в их должностных инструкциях, функциональных обязанностях. Лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий и сооружений, а также технологического и инженерного оборудования, определяет руководитель метрополитена своим приказом (распоряжением). Ведомственный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется отделом пожарной профилактики метрополитена.
- Начальники служб, дистанций, депо и других подразделений метрополитена обязаны:
- распоряжением назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность подразделений, исправное техническое состояние и эксплуатацию технологического оборудования, вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, средств связи, оповещения, средств противопожарной защиты и пожаротушения;
- организовать выполнение противопожарного режима (оборудование мест для курения, определение порядка проведения огневых работ, осмотра и закрытия помещений после окончания работы, пользования электронагревательными приборами и другие мероприятия) и постоянно лично контролировать соблюдение требований пожарной безопасности;
- обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;
- не допускать на территории объекта, в зданиях, сооружениях проведение сторонними организациями работ без предварительного изучения их пожарной опасности и принятия необходимых мер, обеспечивающих пожарную безопасность при производстве данных работ;
- привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности;
- обеспечивать проведение тренировочных занятий по отработке действий работников по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре на объектах метрополитена в соответствии с общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности, но не реже одного раза в год с составлением акта произвольной формы, в котором должны быть указаны дата проведения занятий, отработанные в соответствии с общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности мероприятия, должностные лица, проводившие занятия, количество человек, принимавших в них участие.
- Руководители служб в соответствии с приказом руководителя метрополитена при проверке знания правил технической эксплуатации метрополитена у подчиненных работников, а также при назначении работника на должность или изменении специфики его работы должны комиссионно принимать у них зачеты на знание ими настоящих специфических требований. Результаты зачетов оформляются в журналах, хранящихся в подразделениях метрополитена.
- Машинисты электропоездов, дежурные по станции, диспетчеры служб движения, электроснабжения и электромеханической должны допускаться к работе только после прохождения первичного инструктажа по пожарной безопасности, в том числе изучения на рабочем месте порядка действий в случае возникновения пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации в поезде при нахождении его на станции, перегоне, в тупике, электродепо.
- Руководство тушением пожара, ликвидация чрезвычайной ситуации и организация безопасной эвакуации людей до прибытия пожарных аварийноспасательных подразделений возлагаются на:
- дежурного по станции или поста централизации;
- работников метрополитена на других объектах и подвижном составе согласно должностным инструкциям.
- При возникновении пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации действия должностных лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасной эвакуации людей.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
- При эксплуатации объектов метрополитена запрещается:
- вносить изменения в технологические регламенты на объекты метрополитена без их разработки в порядке, установленном законодательством;
- загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю, устанавливать выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другое имущество, уменьшающее минимальную эвакуационную ширину и высоту;
- складировать под маршами эвакуационных лестничных клеток горючие материалы и устраивать различные помещения, за исключением узлов управления центрального отопления, водомерных узлов. При этом в вестибюлях, холлах и фойе открытых лестниц, на площадках лестничных клеток типа Л1 и Л2, на лестницах всех типов, не являющихся эвакуационными, а также под их маршами допускается устраивать отдельные неэлектрифицированные рабочие места (для торговли, оказания услуг, охраны и другие) при соблюдении минимальной эвакуационной ширины и высоты;
- устраивать склады (кладовые) горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в помещениях, через которые проходят транзитные электрокабели, не защищенные негорючими кожухами;
- хранить легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, горючие газы, щелочи, кислоты и взрывчатые вещества в неустановленных местах;
- применять для промывки, протирки и обезжиривания различных деталей и конструкций легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кроме случаев, когда применение таких веществ предусмотрено технологическими регламентами, при условии соблюдения необходимых мер пожарной безопасности;
- размещать торговые киоски, оборудовать рабочие места (для торговли, оказания других услуг) на платформах станций, в пересадочных сооружениях.
- Размещение отдельных неэлектрифицированных и (или) электрифицированных рабочих мест (для торговли, оказания услуг) в подземных переходах, являющихся одновременно входами в объекты метрополитена и выходами из них, может быть разрешено собственниками подземных сооружений при подтверждении обеспечения требуемых параметров путей эвакуации.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Горючие отходы из подземных сооружений метрополитена должны удаляться ежесменно. Чистые обтирочные материалы должны храниться отдельно от использованных и промасленных. Для хранения обтирочных материалов устанавливаются металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно по окончании работы промасленный обтирочный материал необходимо убирать из помещений в установленное место. По окончании ремонтных работ места их проведения должны быть убраны от горючих отходов.
- Все накопившиеся за смену горючие отходы и обтирочные материалы должны быть убраны за пределы станций. Спецодежда должна храниться в предназначенных для этих целей бытовых помещениях - в шкафах из негорючих материалов. В помещениях с круглосуточным дежурством персонала допускается хранение спецодежды открытым способом на вешалках. В случае загрязнения промасленную одежду разрешается хранить только в развешенном виде. Оставлять спецодежду на верстаках, ящиках, у рабочих мест, а также промасленные тряпки или обтирочные материалы в карманах спецодежды не допускается. Промасленную (загрязненную) одежду необходимо стирать в сроки, установленные общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности, но не реже одного раза в месяц. При этом в службах должен быть установлен порядок замены промасленной одежды на чистую.
- Ящики для сбора использованных обтирочных материалов должны иметь надпись «Промасленные обтирочные материалы».
- Для сушки спецодежды в бытовых помещениях служб могут устанавливаться сушильные шкафы. Сушить спецодежду разрешается только в развешенном виде. Каждый сушильный шкаф оборудуется нагревательными элементами в закрытом исполнении, соответствующей электрозащитой от короткого замыкания и тепловой защитой от перегрева. Отключающее устройство электросушильного шкафа должно быть защищено кожухом и иметь приспособление для запирания на замок в выключенном состоянии.
- По окончании сушки шкаф отключается, проверяется состояние его камеры, отключающее устройство закрывается на замок. Чистка днища сушильных шкафов от пыли и горючих отходов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Закрывать камеры шкафов на замок запрещается.
В помещениях, где осуществляется сушка одежды, должны быть вывешены инструкция о мерах пожарной безопасности и табличка с указанием ответственного лица.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ, ПРИМЕНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ
- При хранении, применении и транспортировании пожаровзрывоопасных веществ и материалов не допускается:
- применять вещества и материалы неизвестного состава и с неизученными пожаровзрывоопасными свойствами;
- наливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в тару, изготовленную из диэлектрического материала;
- переливать и применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в не установленных общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности местах;
- осуществлять налив и слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей свободно падающей струей;
- применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для операций очистки, промывки и обезжиривания изделий и оборудования;
- заправлять мотовозы в не установленных общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности местах и с нарушением технологии заправки;
- использовать для открывания емкостей с пожаровзрывоопасными веществами искрообразующий инструмент;
- курить, применять открытый огонь, использовать спецодежду из синтетических тканей;
- использовать неисправные устройства против растекания пожаровзрывоопасных веществ;
- сливать пожаровзрывоопасные вещества и материалы, в том числе отработанные, в дренажные лотки и канализационную сеть;
- оставлять неубранными места с пролитыми пожаровзрывоопасными веществами;
- оставлять в тоннеле порожнюю (использованную) тару.
- Завоз пожаровзрывоопасных веществ и материалов в тоннель осуществляется на оборудованном для этих целей моторно-рельсовом транспорте в специальных раздаточных емкостях в нерабочее время после снятия напряжения.
- Применяемые в подземных сооружениях баллоны с горючими газами должны быть объемом не более 5 литров. Хранить баллоны с горючими газами необходимо в наземных сооружениях в специально отведенных для этих целей местах - в металлических ящиках, закрывающихся на замок. Ящики должны иметь вентиляционные отверстия в верхней и нижней частях.
ГЛАВА 6
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗАЖИГАНИЯ
- На объектах метрополитена не допускается:
- разводить костры, применять открытый огонь (свечи, факелы, лампады и другое), сжигать производственные отходы и мусор;
- оставлять без надзора включенные в электросеть электрические приборы и оборудование, за исключением приборов и оборудования, эксплуатационными документами на которые допускается их работа без надзора.
- Во избежание короткого замыкания на контактном рельсе, в электросетях и электрооборудовании необходимо принять меры по предотвращению попадания на них влаги путем установки водоотводных зонтов из негорючих материалов в местах протекания воды.
ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕМОНТНЫХ И ОГНЕВЫХ РАБОТ
- Ремонтные и огневые работы в подземных сооружениях метрополитена проводятся только в нерабочее время после снятия напряжения, за исключением работ аварийного характера. Производство ремонтных и огневых работ в дневное время в служебно-технических помещениях станций, вентиляционных шахтах, водоотливных установках допускается при условии соблюдения технологического регламента.
- Проведение ремонтных и огневых работ в действующих тоннелях допускается только с использованием специальных агрегатов.
ГЛАВА 8
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТОННЕЛЕЙ И ТОННЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
- Из мест работ, проводимых в ночное время в тоннелях и притоннельных сооружениях, горючие, строительные отходы и инструмент должны быть убраны в безопасное место до подачи напряжения в контактную сеть.
- Горючие отходы из подземных сооружений метрополитена должны удаляться ежесменно. Контейнеры для сбора отходов, установленные в тоннельных сооружениях и тупиках, должны быть постоянно закрыты и вывозиться не реже одного раза в месяц.
- Хранение смазочных материалов в камерах тоннельных металлоконструкций не допускается.
- Шпалы, уложенные в путь в местах отстоя подвижного состава, должны ежесменно очищаться от горючих отложений.
- Пространство под электроприводами стрелочных переводов должно тщательно очищаться от горючих материалов, смазки и постоянно содержаться в чистоте.
- Выделяемые наплывы битума необходимо своевременно собирать и удалять из действующих тоннелей.
- В действующих пунктах технического осмотра подвижного состава, расположенных в тупиках, переходные мостики, стрелки и смотровые канавы должны содержаться в чистоте.
- Все переходные мостики должны быть выполнены из негорючих материалов.
- В действующих тоннелях запрещается:
- проводить работы с газогенераторами;
- пропитывать креозотом шпалы, коротыши, подкладки, а также разогревать битум, кроме небольшого количества, в закрытых тигельных устройствах заводского изготовления объемом не более 3 килограммов;
- укладывать щиты и уплотнения из горючих материалов между нитками ходовых рельсов и устраивать сходные мостики из горючих материалов со станционных платформ.
ГЛАВА 9
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭСКАЛАТОРОВ И МАШИННЫХ ЗАЛОВ
- В помещениях эскалаторов, машинных залов, демонтажных камер, а также в наклонных, натяжных, под маршами и на площадках лестниц запрещается складирование горючих отходов, запчастей, смазочных и других материалов.
- Смазочные материалы для эскалаторов должны храниться в изолированных помещениях в металлической, герметически закрываемой таре. На видном месте размещается информация о допустимых нормах хранения смазочных материалов. Тара должна иметь надписи, указывающие ее емкость и вид смазочного материала. Емкости в кладовых должны быть приспособлены для разлива жидкости в расходную тару. Помещения кладовых должны быть обеспечены постоянно действующей вентиляцией с рассчитанной кратностью воздухообмена.
- Обтирочные материалы в машинных залах должны храниться в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками и удаляться по окончании рабочей смены.
- Бункеры и поддоны приводной и натяжной станций должны ежесменно очищаться от мусора и горючих отложений.
- Металлические конструкции под балюстрадами и движущимися частями эскалатора должны ежесменно очищаться от горючих отложений.
- Кабельные каналы в машинных залах должны ежесменно очищаться от горючих отходов и пыли.
- До начала на эскалаторах ремонтных работ, связанных с их установкой и заменой оборудования, должны разрабатываться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и безопасности пассажиров.
- Сливаемое отработанное масло из редукторов должно немедленно вывозиться из машинных залов в места его утилизации. Слив допускается только после закрытия станции либо при аварии.
- В машинных залах эскалаторов и на платформах станций не допускается:
- хранить в кладовой масляного хозяйства порожнюю тару, ящики с обтирочными материалами и другие посторонние предметы, кроме расходной тары, емкостью соответствующей нормам хранения горюче-смазочных материалов;
- хранить резервные поручни (хранение допускается только в вестибюлях в закрытых кожухах, исключающих попадание внутрь посторонних предметов).
- Запрещается перевозить на эскалаторах во время работы метрополитена пожаровзрывоопасные вещества и материалы, баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами. Допускается перевозить на эскалаторах пожаровзрывоопасные вещества и материалы, баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами в нерабочее время и только в герметичной таре.
ГЛАВА 10
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОДСТАНЦИЙ И ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ
- В подземных помещениях совмещенных тяговых подстанций и понизительных подстанций не допускается:
проводить раздачу масла, хранить посторонние материалы, предметы, а также горючие отходы;
использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки корпусов при ремонте трансформаторов.
- Для оперативного обесточивания электрокабелей в тоннелях и коллекторах в случае возникновения пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации службой электроснабжения должна быть разработана схема (инструкция), определяющая порядок обесточивания. Схема (инструкция) должна находиться у дежурного электродиспетчера и быть изучена в установленном порядке всем эксплуатационным персоналом службы.
- Аварийное освещение должно постоянно находиться в работоспособном состоянии.
ГЛАВА 11
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ
ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ
- На случай пожара или задымления станций и тоннелей метрополитена должна быть разработана инструкция по режиму работы шахт тоннельной вентиляции. С диспетчерами электромеханической службы ежегодно должны проводиться практические занятия по отработке действий согласно данной инструкции.
- Очистка вентиляционных систем (воздуховодов, камер, фильтров, вытяжных воздуховодов в буфетах, комнатах приема пищи) должна проводиться в установленные сроки, но не реже двух раз в год, о чем делается запись в специальном журнале или составляется соответствующий акт.
- Двери вентиляционных камер и наземных вентиляционных киосков (в том числе на перегонах) должны быть постоянно закрыты на замок. Запасные ключи от них должны храниться на аварийной доске у дежурного по станции.
- Складирование горючих веществ и материалов в помещениях вентиляционных установок, вентиляционных шахтах, вентиляционных каналах и помещениях воздушнотепловой завесы, теплопунктов и водомеров не допускается.
- Металлические стационарные лестницы вентиляционных шахт должны содержаться в исправном состоянии.
- Размещение строений из горючих материалов, автостоянок, гаражей, складирование горючих материалов и мусора, а также разведение костров, проведение работ с выделением дыма или горючих газов ближе 25 метров от вентиляционных киосков метрополитена запрещается.
ГЛАВА 12
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДЕПО И МОТОДЕПО
- Проезды на территорию электродепо и мотодепо должны быть свободными от загромождений и освещаться в ночное время. Оставлять подвижной состав и другие транспортные средства на проездах запрещается.
- Продувочная канава, главный вентиляционный короб продувочной камеры, нижняя зона, скрубберная должны очищаться от горючих отходов и пыли и промываться водой по графику, но не реже одного раза в 6 месяцев. Вентиляционные короба в камерах продувки и промывки аппаратов вагонного оборудования должны не реже одного раза в 6 месяцев очищаться от накопившихся в них горючих отложений.
- Конструкция масляных ванн для подогрева механического оборудования и ванн прожировки манжет пневматического и электрического оборудования вагонов должна исключать возможность перегрева и выброса масел.
- Окраску подвижного состава непосредственно в цехе подъемочного ремонта можно выполнять только местным способом (кистью) с обеспечением пожарной безопасности проведения окрасочных работ.
- Смотровые канавы и полы в местах отстоя подвижного состава должны регулярно очищаться от горючих отходов, разлитых горюче-смазочных материалов.
- В каждом депо должен быть составлен план эвакуации подвижного состава на случай пожара, который не реже одного раза в год изучается работниками и отрабатывается на практике.
- Ремонт мотовозов, дрезин и другой техники должен проводиться в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
- Отработанные горюче-смазочные материалы следует хранить в металлических емкостях в специальных помещениях или кладовых горюче-смазочных материалов.
- Проводить заправку моторно-рельсового транспорта в помещениях стоянки, обслуживания и ремонта, а также осуществлять его стоянку в депо при наличии подтеканий топлива из бака без предварительного слива топлива не допускается.
- В электродепо и мотодепо не допускается:
- проводить ремонт спецплатформ при наличии на них пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
- проводить ремонтные работы на моторно-рельсовом транспорте с баками, наполненными топливом, и картерами, заполненными маслом, за исключением работ, согласованных отделом пожарной профилактики;
- проводить сушку свежеокрашенных вагонов электронагревательными приборами открытого типа;
- осуществлять стоянку в депо цистерн, мотовозов и автомобилей, груженных пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
- применять для промывки и обезжиривания деталей, мытья стен и полов помещений, удаления старой краски с кузовов вагонов пожаровзрывоопасные вещества и материалы.
ГЛАВА 13
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТРОПОЛИТЕНА
- Ответственность за пожарную безопасность электропоезда, находящегося на линии, возлагается на машиниста поезда. Ответственность за обеспечение выхода на линию технически исправного и укомплектованного средствами пожаротушения электропоезда возлагается на мастера комплексной бригады.
При техническом осмотре поезда перед выходом его на линию следует проверить исправность электрооборудования, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, устройств поездной радиосвязи громкоговорящего оповещения, экстренной связи «пассажир - машинист». При наличии нарушений выход поезда на линию запрещается.
- Для хранения чистой ветоши в электропоездах должны быть установлены плотно закрывающиеся металлические ящики.
- Первичные средства пожаротушения в вагоне должны размещаться в соответствии с технической документацией на вагон и с учетом их доступности для применения. При этом место расположения первичных средств пожаротушения должно обозначаться на стене вагона.
- Локомотивной бригаде запрещается:
- открывать защитные кожухи у электропечей;
- перевозить в кабинах и вагонах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, а также баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами.
- В целях недопущения загрязнения, замасливания оборудования и конструкций вагонов на карданные муфты должны устанавливаться щитки.
- Машинист поезда должен обеспечиваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения, электрическим фонарем.
ГЛАВА 14
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ, ЗДАНИЙ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
- Двери и люки чердачных помещений должны постоянно содержаться закрытыми на замок. Ключи от них должны храниться в доступном для их получения в любое время суток месте. На дверях чердака указывается место хранения ключей.
- Все двери помещений станций должны иметь нумерацию и надписи служебной принадлежности, обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности и закрываться на замок. Резервные ключи от помещений, кроме помещений с электроустановками высокого напряжения, должны храниться на аварийной доске у дежурного по станции и на постах централизации и иметь маркировку с нумерацией помещений.
- Для проверки противопожарного режима в помещениях станций и кабельных коллекторах используются ключи, находящиеся на аварийной доске. Проверка помещений станций осуществляется с обязательным уведомлением руководителя объекта в присутствии дежурного по станции или представителей служб.
- Все помещения депо, мастерских, складов по окончании работы должны быть очищены от горючих отходов и отходов легковоспламеняющихся жидкостей, электроосвещение в них должно быть отключено, двери помещений должны быть закрыты на замок. Запасные ключи от помещений хранятся на аварийной доске у дежурного по объекту.
- На каждой станции должны быть:
- оперативный план пожаротушения;
- общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности;
- план эвакуации людей при пожаре;
- инструкция о порядке действий работников в случае задымления или пожара.
Указанные документы хранятся в помещении дежурного по станции или на посту централизации и должны выдаваться по первому требованию руководителя тушения пожара. Дополнительно в помещении дежурного по станции на видном месте должны быть размещены общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности, инструкция о порядке действия работников в случае задымления или пожара, табель расчета, план эвакуации людей при пожаре, номер телефона пожарного аварийно-спасательного подразделения.
- Леса и конструкции временных ограждений, применяемые при проведении ремонтных работ, должны быть инвентарными, металлическими.
- Кабельные каналы в помещениях блок-постов, кроссовых, диспетчерских должны закрываться щитами, выполненными из негорючих материалов.
- Противопожарные и дымонепроницаемые двери, двери лестничных клеток должны быть исправны, отрегулированы, обеспечивать плотное самозакрывание и иметь уплотнение в притворах.
ГЛАВА 15
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ СВЯЗИ, СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ
- У средств связи размещаются таблички с информацией о порядке вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений. На неисправных приборах систем пожарной сигнализации и телефонных аппаратах должны быть таблички с надписью «Не работает». Каждая станция должна быть укомплектована исправным мегафоном, находящимся в помещении дежурного по станции или на посту централизации.
- Использование пожарного инструмента и оборудования для хозяйственных, производственных и прочих целей, не связанных с пожаротушением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций, не допускается.
- Пожарные краны в оборотных съездах, тоннелях и местах отстоя подвижного состава должны иметь световые указатели.
- О всех ремонтных работах, связанных с отключением систем пожаротушения и оповещения о пожаре, служба, производящая работы, должна ставить в известность отдел пожарной профилактики, диспетчера поездного, дежурных диспетчеров служб, дежурного по метрополитену, руководителей метрополитена и его структурных подразделений, органы государственного пожарного надзора.
- Отключение водопроводных сетей станций от тоннельных участков перекрытием задвижек в торцах станций не допускается. Разрешается временное перекрытие задвижек в аварийных ситуациях и при проведении работ по ремонту водопровода.
- В помещениях насосных станций с насосами-повысителями должны быть размещены схемы внутреннего водопровода и инструкции о порядке пуска пожарных насосов.
- Трубопроводы внутреннего противопожарного водопровода, проходящие в зоне вентиляционных шахт и других участков с возможной отрицательной температурой, должны быть утеплены и обеспечивать бесперебойную подачу воды в случае пожара в любое время года. При невозможности утепления пожарно-хозяйственный водопровод должен прокладываться сухотрубами с установкой в конце линии электрозадвижек.
- О неисправностях противопожарного водоснабжения, закрытии отдельных участков дорог или проездов, препятствующих свободному подъезду пожарных аварийноспасательных автомобилей к объектам метрополитена, необходимо сообщать в пожарные аварийно-спасательные подразделения.