Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена - 2019

Специфические требования по ПБ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.08.2019 № 559 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена.

Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, и обязательны для соблюдения юридическими лицами (руководителями, должностными лицами, работниками) и индивидуальными предпринимателями.

  1. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.

Для целей настоящих специфических требований применяются термины и их определения в значениях, определенных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Ответственность за невыполнение требований пожарной безопасности в структурных подразделениях метрополитена несут их руководители или лица, их замещающие. Работники несут персональную ответственность за невыполнение требований пожарной безопасности в части, касающейся их профессиональной деятельности, что должно быть отражено в их должностных инструкциях, функциональных обязанностях. Лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий и сооружений, а также технологического и инженерного оборудования, определяет руководитель метрополитена своим приказом (распоряжением). Ведомственный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется отделом пожарной профилактики метрополитена.
  1. Начальники служб, дистанций, депо и других подразделений метрополитена обязаны:
  • распоряжением назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность подразделений, исправное техническое состояние и эксплуатацию технологического оборудования, вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, средств связи, оповещения, средств противопожарной защиты и пожаротушения;
  • организовать выполнение противопожарного режима (оборудование мест для курения, определение порядка проведения огневых работ, осмотра и закрытия помещений после окончания работы, пользования электронагревательными приборами и другие мероприятия) и постоянно лично контролировать соблюдение требований пожарной безопасности;
  • обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;
  • не допускать на территории объекта, в зданиях, сооружениях проведение сторонними организациями работ без предварительного изучения их пожарной опасности и принятия необходимых мер, обеспечивающих пожарную безопасность при производстве данных работ;
  • привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности;
  • обеспечивать проведение тренировочных занятий по отработке действий работников по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре на объектах метрополитена в соответствии с общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности, но не реже одного раза в год с составлением акта произвольной формы, в котором должны быть указаны дата проведения занятий, отработанные в соответствии с общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности мероприятия, должностные лица, проводившие занятия, количество человек, принимавших в них участие.
  1. Руководители служб в соответствии с приказом руководителя метрополитена при проверке знания правил технической эксплуатации метрополитена у подчиненных работников, а также при назначении работника на должность или изменении специфики его работы должны комиссионно принимать у них зачеты на знание ими настоящих специфических требований. Результаты зачетов оформляются в журналах, хранящихся в подразделениях метрополитена.
  2. Машинисты электропоездов, дежурные по станции, диспетчеры служб движения, электроснабжения и электромеханической должны допускаться к работе только после прохождения первичного инструктажа по пожарной безопасности, в том числе изучения на рабочем месте порядка действий в случае возникновения пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации в поезде при нахождении его на станции, перегоне, в тупике, электродепо.
  3. Руководство тушением пожара, ликвидация чрезвычайной ситуации и организация безопасной эвакуации людей до прибытия пожарных аварийно­спасательных подразделений возлагаются на:
  • дежурного по станции или поста централизации;
  • работников метрополитена на других объектах и подвижном составе согласно должностным инструкциям.
  1. При возникновении пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации действия должностных лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасной эвакуации людей.

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

  1. При эксплуатации объектов метрополитена запрещается:
  • вносить изменения в технологические регламенты на объекты метрополитена без их разработки в порядке, установленном законодательством;
  • загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю, устанавливать выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другое имущество, уменьшающее минимальную эвакуационную ширину и высоту;
  • складировать под маршами эвакуационных лестничных клеток горючие материалы и устраивать различные помещения, за исключением узлов управления центрального отопления, водомерных узлов. При этом в вестибюлях, холлах и фойе открытых лестниц, на площадках лестничных клеток типа Л1 и Л2, на лестницах всех типов, не являющихся эвакуационными, а также под их маршами допускается устраивать отдельные неэлектрифицированные рабочие места (для торговли, оказания услуг, охраны и другие) при соблюдении минимальной эвакуационной ширины и высоты;
  • устраивать склады (кладовые) горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в помещениях, через которые проходят транзитные электрокабели, не защищенные негорючими кожухами;
  • хранить легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, горючие газы, щелочи, кислоты и взрывчатые вещества в неустановленных местах;
  • применять для промывки, протирки и обезжиривания различных деталей и конструкций легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кроме случаев, когда применение таких веществ предусмотрено технологическими регламентами, при условии соблюдения необходимых мер пожарной безопасности;
  • размещать торговые киоски, оборудовать рабочие места (для торговли, оказания других услуг) на платформах станций, в пересадочных сооружениях.
  1. Размещение отдельных неэлектрифицированных и (или) электрифицированных рабочих мест (для торговли, оказания услуг) в подземных переходах, являющихся одновременно входами в объекты метрополитена и выходами из них, может быть разрешено собственниками подземных сооружений при подтверждении обеспечения требуемых параметров путей эвакуации.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

  1. Горючие отходы из подземных сооружений метрополитена должны удаляться ежесменно. Чистые обтирочные материалы должны храниться отдельно от использованных и промасленных. Для хранения обтирочных материалов устанавливаются металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно по окончании работы промасленный обтирочный материал необходимо убирать из помещений в установленное место. По окончании ремонтных работ места их проведения должны быть убраны от горючих отходов.
  2. Все накопившиеся за смену горючие отходы и обтирочные материалы должны быть убраны за пределы станций. Спецодежда должна храниться в предназначенных для этих целей бытовых помещениях - в шкафах из негорючих материалов. В помещениях с круглосуточным дежурством персонала допускается хранение спецодежды открытым способом на вешалках. В случае загрязнения промасленную одежду разрешается хранить только в развешенном виде. Оставлять спецодежду на верстаках, ящиках, у рабочих мест, а также промасленные тряпки или обтирочные материалы в карманах спецодежды не допускается. Промасленную (загрязненную) одежду необходимо стирать в сроки, установленные общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности, но не реже одного раза в месяц. При этом в службах должен быть установлен порядок замены промасленной одежды на чистую.
  3. Ящики для сбора использованных обтирочных материалов должны иметь надпись «Промасленные обтирочные материалы».
  4. Для сушки спецодежды в бытовых помещениях служб могут устанавливаться сушильные шкафы. Сушить спецодежду разрешается только в развешенном виде. Каждый сушильный шкаф оборудуется нагревательными элементами в закрытом исполнении, соответствующей электрозащитой от короткого замыкания и тепловой защитой от перегрева. Отключающее устройство электросушильного шкафа должно быть защищено кожухом и иметь приспособление для запирания на замок в выключенном состоянии.
  5. По окончании сушки шкаф отключается, проверяется состояние его камеры, отключающее устройство закрывается на замок. Чистка днища сушильных шкафов от пыли и горючих отходов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Закрывать камеры шкафов на замок запрещается.

В помещениях, где осуществляется сушка одежды, должны быть вывешены инструкция о мерах пожарной безопасности и табличка с указанием ответственного лица.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ, ПРИМЕНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ

  1. При хранении, применении и транспортировании пожаровзрывоопасных веществ и материалов не допускается:
  • применять вещества и материалы неизвестного состава и с неизученными пожаровзрывоопасными свойствами;
  • наливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в тару, изготовленную из диэлектрического материала;
  • переливать и применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в не установленных общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности местах;
  • осуществлять налив и слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей свободно падающей струей;
  • применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для операций очистки, промывки и обезжиривания изделий и оборудования;
  • заправлять мотовозы в не установленных общеобъектовой инструкцией по пожарной безопасности местах и с нарушением технологии заправки;
  • использовать для открывания емкостей с пожаровзрывоопасными веществами искрообразующий инструмент;
  • курить, применять открытый огонь, использовать спецодежду из синтетических тканей;
  • использовать неисправные устройства против растекания пожаровзрывоопасных веществ;
  • сливать пожаровзрывоопасные вещества и материалы, в том числе отработанные, в дренажные лотки и канализационную сеть;
  • оставлять неубранными места с пролитыми пожаровзрывоопасными веществами;
  • оставлять в тоннеле порожнюю (использованную) тару.
  1. Завоз пожаровзрывоопасных веществ и материалов в тоннель осуществляется на оборудованном для этих целей моторно-рельсовом транспорте в специальных раздаточных емкостях в нерабочее время после снятия напряжения.
  2. Применяемые в подземных сооружениях баллоны с горючими газами должны быть объемом не более 5 литров. Хранить баллоны с горючими газами необходимо в наземных сооружениях в специально отведенных для этих целей местах - в металлических ящиках, закрывающихся на замок. Ящики должны иметь вентиляционные отверстия в верхней и нижней частях.

ГЛАВА 6

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗАЖИГАНИЯ

  1. На объектах метрополитена не допускается:
  • разводить костры, применять открытый огонь (свечи, факелы, лампады и другое), сжигать производственные отходы и мусор;
  • оставлять без надзора включенные в электросеть электрические приборы и оборудование, за исключением приборов и оборудования, эксплуатационными документами на которые допускается их работа без надзора.
  1. Во избежание короткого замыкания на контактном рельсе, в электросетях и электрооборудовании необходимо принять меры по предотвращению попадания на них влаги путем установки водоотводных зонтов из негорючих материалов в местах протекания воды.

ГЛАВА 7

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕМОНТНЫХ И ОГНЕВЫХ РАБОТ

  1. Ремонтные и огневые работы в подземных сооружениях метрополитена проводятся только в нерабочее время после снятия напряжения, за исключением работ аварийного характера. Производство ремонтных и огневых работ в дневное время в служебно-технических помещениях станций, вентиляционных шахтах, водоотливных установках допускается при условии соблюдения технологического регламента.
  2. Проведение ремонтных и огневых работ в действующих тоннелях допускается только с использованием специальных агрегатов.

ГЛАВА 8

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТОННЕЛЕЙ И ТОННЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

  1. Из мест работ, проводимых в ночное время в тоннелях и притоннельных сооружениях, горючие, строительные отходы и инструмент должны быть убраны в безопасное место до подачи напряжения в контактную сеть.
  2. Горючие отходы из подземных сооружений метрополитена должны удаляться ежесменно. Контейнеры для сбора отходов, установленные в тоннельных сооружениях и тупиках, должны быть постоянно закрыты и вывозиться не реже одного раза в месяц.
  3. Хранение смазочных материалов в камерах тоннельных металлоконструкций не допускается.
  4. Шпалы, уложенные в путь в местах отстоя подвижного состава, должны ежесменно очищаться от горючих отложений.
  5. Пространство под электроприводами стрелочных переводов должно тщательно очищаться от горючих материалов, смазки и постоянно содержаться в чистоте.
  6. Выделяемые наплывы битума необходимо своевременно собирать и удалять из действующих тоннелей.
  7. В действующих пунктах технического осмотра подвижного состава, расположенных в тупиках, переходные мостики, стрелки и смотровые канавы должны содержаться в чистоте.
  8. Все переходные мостики должны быть выполнены из негорючих материалов.
  9. В действующих тоннелях запрещается:
  • проводить работы с газогенераторами;
  • пропитывать креозотом шпалы, коротыши, подкладки, а также разогревать битум, кроме небольшого количества, в закрытых тигельных устройствах заводского изготовления объемом не более 3 килограммов;
  • укладывать щиты и уплотнения из горючих материалов между нитками ходовых рельсов и устраивать сходные мостики из горючих материалов со станционных платформ.

ГЛАВА 9

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭСКАЛАТОРОВ И МАШИННЫХ ЗАЛОВ

  1. В помещениях эскалаторов, машинных залов, демонтажных камер, а также в наклонных, натяжных, под маршами и на площадках лестниц запрещается складирование горючих отходов, запчастей, смазочных и других материалов.
  2. Смазочные материалы для эскалаторов должны храниться в изолированных помещениях в металлической, герметически закрываемой таре. На видном месте размещается информация о допустимых нормах хранения смазочных материалов. Тара должна иметь надписи, указывающие ее емкость и вид смазочного материала. Емкости в кладовых должны быть приспособлены для разлива жидкости в расходную тару. Помещения кладовых должны быть обеспечены постоянно действующей вентиляцией с рассчитанной кратностью воздухообмена.
  3. Обтирочные материалы в машинных залах должны храниться в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками и удаляться по окончании рабочей смены.
  4. Бункеры и поддоны приводной и натяжной станций должны ежесменно очищаться от мусора и горючих отложений.
  5. Металлические конструкции под балюстрадами и движущимися частями эскалатора должны ежесменно очищаться от горючих отложений.
  6. Кабельные каналы в машинных залах должны ежесменно очищаться от горючих отходов и пыли.
  7. До начала на эскалаторах ремонтных работ, связанных с их установкой и заменой оборудования, должны разрабатываться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и безопасности пассажиров.
  8. Сливаемое отработанное масло из редукторов должно немедленно вывозиться из машинных залов в места его утилизации. Слив допускается только после закрытия станции либо при аварии.
  9. В машинных залах эскалаторов и на платформах станций не допускается:
  • хранить в кладовой масляного хозяйства порожнюю тару, ящики с обтирочными материалами и другие посторонние предметы, кроме расходной тары, емкостью соответствующей нормам хранения горюче-смазочных материалов;
  • хранить резервные поручни (хранение допускается только в вестибюлях в закрытых кожухах, исключающих попадание внутрь посторонних предметов).
  1. Запрещается перевозить на эскалаторах во время работы метрополитена пожаровзрывоопасные вещества и материалы, баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами. Допускается перевозить на эскалаторах пожаровзрывоопасные вещества и материалы, баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами в нерабочее время и только в герметичной таре.

ГЛАВА 10

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОДСТАНЦИЙ И ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ

  1. В подземных помещениях совмещенных тяговых подстанций и понизительных подстанций не допускается:

проводить раздачу масла, хранить посторонние материалы, предметы, а также горючие отходы;

использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки корпусов при ремонте трансформаторов.

  1. Для оперативного обесточивания электрокабелей в тоннелях и коллекторах в случае возникновения пожара, задымления или другой чрезвычайной ситуации службой электроснабжения должна быть разработана схема (инструкция), определяющая порядок обесточивания. Схема (инструкция) должна находиться у дежурного электродиспетчера и быть изучена в установленном порядке всем эксплуатационным персоналом службы.
  2. Аварийное освещение должно постоянно находиться в работоспособном состоянии.

ГЛАВА 11

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ
ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

  1. На случай пожара или задымления станций и тоннелей метрополитена должна быть разработана инструкция по режиму работы шахт тоннельной вентиляции. С диспетчерами электромеханической службы ежегодно должны проводиться практические занятия по отработке действий согласно данной инструкции.
  2. Очистка вентиляционных систем (воздуховодов, камер, фильтров, вытяжных воздуховодов в буфетах, комнатах приема пищи) должна проводиться в установленные сроки, но не реже двух раз в год, о чем делается запись в специальном журнале или составляется соответствующий акт.
  3. Двери вентиляционных камер и наземных вентиляционных киосков (в том числе на перегонах) должны быть постоянно закрыты на замок. Запасные ключи от них должны храниться на аварийной доске у дежурного по станции.
  4. Складирование горючих веществ и материалов в помещениях вентиляционных установок, вентиляционных шахтах, вентиляционных каналах и помещениях воздушно­тепловой завесы, теплопунктов и водомеров не допускается.
  5. Металлические стационарные лестницы вентиляционных шахт должны содержаться в исправном состоянии.
  6. Размещение строений из горючих материалов, автостоянок, гаражей, складирование горючих материалов и мусора, а также разведение костров, проведение работ с выделением дыма или горючих газов ближе 25 метров от вентиляционных киосков метрополитена запрещается.

ГЛАВА 12

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДЕПО И МОТОДЕПО

  1. Проезды на территорию электродепо и мотодепо должны быть свободными от загромождений и освещаться в ночное время. Оставлять подвижной состав и другие транспортные средства на проездах запрещается.
  2. Продувочная канава, главный вентиляционный короб продувочной камеры, нижняя зона, скрубберная должны очищаться от горючих отходов и пыли и промываться водой по графику, но не реже одного раза в 6 месяцев. Вентиляционные короба в камерах продувки и промывки аппаратов вагонного оборудования должны не реже одного раза в 6 месяцев очищаться от накопившихся в них горючих отложений.
  3. Конструкция масляных ванн для подогрева механического оборудования и ванн прожировки манжет пневматического и электрического оборудования вагонов должна исключать возможность перегрева и выброса масел.
  4. Окраску подвижного состава непосредственно в цехе подъемочного ремонта можно выполнять только местным способом (кистью) с обеспечением пожарной безопасности проведения окрасочных работ.
  5. Смотровые канавы и полы в местах отстоя подвижного состава должны регулярно очищаться от горючих отходов, разлитых горюче-смазочных материалов.
  6. В каждом депо должен быть составлен план эвакуации подвижного состава на случай пожара, который не реже одного раза в год изучается работниками и отрабатывается на практике.
  7. Ремонт мотовозов, дрезин и другой техники должен проводиться в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
  8. Отработанные горюче-смазочные материалы следует хранить в металлических емкостях в специальных помещениях или кладовых горюче-смазочных материалов.
  9. Проводить заправку моторно-рельсового транспорта в помещениях стоянки, обслуживания и ремонта, а также осуществлять его стоянку в депо при наличии подтеканий топлива из бака без предварительного слива топлива не допускается.
  10. В электродепо и мотодепо не допускается:
  • проводить ремонт спецплатформ при наличии на них пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
  • проводить ремонтные работы на моторно-рельсовом транспорте с баками, наполненными топливом, и картерами, заполненными маслом, за исключением работ, согласованных отделом пожарной профилактики;
  • проводить сушку свежеокрашенных вагонов электронагревательными приборами открытого типа;
  • осуществлять стоянку в депо цистерн, мотовозов и автомобилей, груженных пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • применять для промывки и обезжиривания деталей, мытья стен и полов помещений, удаления старой краски с кузовов вагонов пожаровзрывоопасные вещества и материалы.

ГЛАВА 13

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТРОПОЛИТЕНА

  1. Ответственность за пожарную безопасность электропоезда, находящегося на линии, возлагается на машиниста поезда. Ответственность за обеспечение выхода на линию технически исправного и укомплектованного средствами пожаротушения электропоезда возлагается на мастера комплексной бригады.

При техническом осмотре поезда перед выходом его на линию следует проверить исправность электрооборудования, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, устройств поездной радиосвязи громкоговорящего оповещения, экстренной связи «пассажир - машинист». При наличии нарушений выход поезда на линию запрещается.

  1. Для хранения чистой ветоши в электропоездах должны быть установлены плотно закрывающиеся металлические ящики.
  2. Первичные средства пожаротушения в вагоне должны размещаться в соответствии с технической документацией на вагон и с учетом их доступности для применения. При этом место расположения первичных средств пожаротушения должно обозначаться на стене вагона.
  3. Локомотивной бригаде запрещается:
  • открывать защитные кожухи у электропечей;
  • перевозить в кабинах и вагонах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, а также баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами.
  1. В целях недопущения загрязнения, замасливания оборудования и конструкций вагонов на карданные муфты должны устанавливаться щитки.
  2. Машинист поезда должен обеспечиваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения, электрическим фонарем.

ГЛАВА 14

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ, ЗДАНИЙ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

  1. Двери и люки чердачных помещений должны постоянно содержаться закрытыми на замок. Ключи от них должны храниться в доступном для их получения в любое время суток месте. На дверях чердака указывается место хранения ключей.
  2. Все двери помещений станций должны иметь нумерацию и надписи служебной принадлежности, обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности и закрываться на замок. Резервные ключи от помещений, кроме помещений с электроустановками высокого напряжения, должны храниться на аварийной доске у дежурного по станции и на постах централизации и иметь маркировку с нумерацией помещений.
  3. Для проверки противопожарного режима в помещениях станций и кабельных коллекторах используются ключи, находящиеся на аварийной доске. Проверка помещений станций осуществляется с обязательным уведомлением руководителя объекта в присутствии дежурного по станции или представителей служб.
  4. Все помещения депо, мастерских, складов по окончании работы должны быть очищены от горючих отходов и отходов легковоспламеняющихся жидкостей, электроосвещение в них должно быть отключено, двери помещений должны быть закрыты на замок. Запасные ключи от помещений хранятся на аварийной доске у дежурного по объекту.
  5. На каждой станции должны быть:
  • оперативный план пожаротушения;
  • общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности;
  • план эвакуации людей при пожаре;
  • инструкция о порядке действий работников в случае задымления или пожара.

Указанные документы хранятся в помещении дежурного по станции или на посту централизации и должны выдаваться по первому требованию руководителя тушения пожара. Дополнительно в помещении дежурного по станции на видном месте должны быть размещены общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности, инструкция о порядке действия работников в случае задымления или пожара, табель расчета, план эвакуации людей при пожаре, номер телефона пожарного аварийно-спасательного подразделения.

  1. Леса и конструкции временных ограждений, применяемые при проведении ремонтных работ, должны быть инвентарными, металлическими.
  2. Кабельные каналы в помещениях блок-постов, кроссовых, диспетчерских должны закрываться щитами, выполненными из негорючих материалов.
  3. Противопожарные и дымонепроницаемые двери, двери лестничных клеток должны быть исправны, отрегулированы, обеспечивать плотное самозакрывание и иметь уплотнение в притворах.

ГЛАВА 15

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ СВЯЗИ, СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

  1. У средств связи размещаются таблички с информацией о порядке вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений. На неисправных приборах систем пожарной сигнализации и телефонных аппаратах должны быть таблички с надписью «Не работает». Каждая станция должна быть укомплектована исправным мегафоном, находящимся в помещении дежурного по станции или на посту централизации.
  2. Использование пожарного инструмента и оборудования для хозяйственных, производственных и прочих целей, не связанных с пожаротушением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций, не допускается.
  3. Пожарные краны в оборотных съездах, тоннелях и местах отстоя подвижного состава должны иметь световые указатели.
  4. О всех ремонтных работах, связанных с отключением систем пожаротушения и оповещения о пожаре, служба, производящая работы, должна ставить в известность отдел пожарной профилактики, диспетчера поездного, дежурных диспетчеров служб, дежурного по метрополитену, руководителей метрополитена и его структурных подразделений, органы государственного пожарного надзора.
  5. Отключение водопроводных сетей станций от тоннельных участков перекрытием задвижек в торцах станций не допускается. Разрешается временное перекрытие задвижек в аварийных ситуациях и при проведении работ по ремонту водопровода.
  6. В помещениях насосных станций с насосами-повысителями должны быть размещены схемы внутреннего водопровода и инструкции о порядке пуска пожарных насосов.
  7. Трубопроводы внутреннего противопожарного водопровода, проходящие в зоне вентиляционных шахт и других участков с возможной отрицательной температурой, должны быть утеплены и обеспечивать бесперебойную подачу воды в случае пожара в любое время года. При невозможности утепления пожарно-хозяйственный водопровод должен прокладываться сухотрубами с установкой в конце линии электрозадвижек.
  8. О неисправностях противопожарного водоснабжения, закрытии отдельных участков дорог или проездов, препятствующих свободному подъезду пожарных аварийно­спасательных автомобилей к объектам метрополитена, необходимо сообщать в пожарные аварийно-спасательные подразделения.

nefox