Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20.11.2019 № 778 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта
Специфические требования
по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта.
Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, и обязательны для соблюдения руководителями, должностными лицами и работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во владении и (или) пользовании которых находится объект железнодорожного транспорта.
2. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.
3. Для целей настоящих специфических требований применяются термины и их определения в значениях, установленных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Под объектом железнодорожного транспорта следует понимать транспортное средство железнодорожного транспорта общего пользования, а также территорию, здание, сооружение, помещение или его часть, наружную установку, машину, оборудование организации железнодорожного транспорта.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4. Руководители организаций (должностные лица), обособленных структурных подразделений и лица, ответственные за пожарную безопасность на объектах железнодорожного транспорта, обязаны:
проводить периодические осмотры территории, зданий, производственных и служебных помещений в целях контроля за содержанием путей эвакуации, противопожарных преград, противопожарных разрывов, автомобильных подъездов и дорог, средств противопожарной защиты и пожаротушения и принимать меры по устранению выявленных нарушений;
следить за исправностью приборов отопления, вентиляции, технологического и производственного оборудования и немедленно принимать меры по устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к возникновению пожара;
знать пожарную опасность технологических процессов, технологического и производственного оборудования, находящихся на объектах и обращающихся в производстве веществ и материалов, категорию помещений производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, требования безопасности, обеспечивать строгое соблюдение этих требований, а также требования безопасного хранения, применения и транспортирования взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов;
не допускать к эксплуатации объекты железнодорожного транспорта с нарушениями, которые могут привести к пожару.
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава несут:
- начальники вагонных депо – за железнодорожный подвижной состав, находящийся в ремонте;
- начальники локомотивных, моторвагонных депо – за локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав, числящиеся на балансе депо;
- начальники вагонных участков – за железнодорожный подвижной состав, находящийся в эксплуатации;
- руководители вагоноремонтных предприятий – за вагоны, находящиеся в ремонте на предприятии;
- начальники восстановительных поездов – за железнодорожный подвижной состав, находящийся в составе восстановительных поездов;
- начальники пожарных аварийно-спасательных поездов – за железнодорожный подвижной состав, находящийся в составе пожарных аварийно-спасательных поездов;
- начальники путевых машинных станций, начальники дистанций пути – за специальный самоходный подвижной состав;
- начальники (механики) рефрижераторных секций, принявшие эти рефрижераторные секции.
5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности пассажирских поездов несут начальники поездов, принявшие эти поезда, а также проводники, приемосдатчики груза и багажа (обслуживающие багажные вагоны), работники, обслуживающие вагоны- рестораны, вагоны-буфеты, старшие механики-дизелисты вагонов дизель-электростанций, принявшие эти вагоны.
6. На каждый хозяйственный поезд назначается лицо, ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий по подготовке хозяйственных поездов возлагается на руководителя соответствующего подразделения.
7. Должностные лица организаций, руководители структурных подразделений и основных производственных участков объектов железнодорожного транспорта должны:
- контролировать выполнение работниками требований технических нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, соблюдение технологических процессов при проведении пожароопасных работ на подведомственных объектах;
- обеспечивать профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования, инструмента, устройств;
- контролировать соблюдение сроков профилактических осмотров и плановопредупредительных ремонтов систем отопления и вентиляции в соответствии с настоящими специфическими требованиями;
- обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности к оборудованию, приспособлениям и устройствам.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
8. Объекты железнодорожного транспорта должны использоваться только по целевому назначению в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией.
9. Для передачи информации о пожаре (аварийной ситуации) должны использоваться любые из имеющихся на объектах железнодорожного транспорта средства связи.
10. Курение на объектах железнодорожного транспорта допускается только в специально отведенных местах, определенных законодательством, оборудованных в установленном порядке и обозначенных надписью «Место для курения».
11. В салонах моторвагонного железнодорожного подвижного состава и пассажирских вагонах на видных местах должен быть вывешен план эвакуации людей при пожаре.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ
12. На период закрытия проездов через железнодорожные пути для автомобильного транспорта должны быть установлены временные указатели направления объезда.
13. Железнодорожные переезды и технологические проезды через железнодорожные пути на территории предприятий должны быть постоянно свободными для пропуска пожарных автомобилей.
14. Отстой железнодорожного подвижного состава на переездах не допускается.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
15. Полоса отвода железных дорог должна очищаться от валежника, порубочных остатков и других горючих отходов.
16. Деревянные шпалы и брусья при их временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах должны укладываться в штабели. Площадка под штабели и территория на расстоянии не менее 3 метров от нее должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться.
17. Штабели деревянных шпал и брусьев допускается располагать на расстоянии не менее 30 метров от строений и сооружений и не менее 2,5 метра от крайнего рельса. Разрыв между группами шпал (четыре штабеля в группе) должен быть не менее 1 метра, а между каждой парой групп штабелей – не менее 20 метров.
При емкости склада шпал и брусьев, превышающей 10 тыс. куб. метров, следует руководствоваться противопожарными требованиями норм проектирования складов лесных материалов.
18. На мостах запрещается:
- устраивать под ними склады материалов, места стоянок для судов, плотов, барж и лодок;
- проводить заправку баков бензомоторных агрегатов;
- содержать неочищенными от нефтепродуктов пролетные строения и другие конструкции;
- оставлять после окончания работы щепу, стружку и другие горючие отходы.
19. На территории предприятий путевого хозяйства должны быть отведены и оборудованы места для сбора мусора и шлака.
20. В вагонах хозяйственных поездов, предназначенных для перевозки людей, запрещается:
- пользоваться источниками открытого огня для освещения;
- укладывать и развешивать возле отопительных приборов одежду, обувь, дрова и другие горючие материалы;
- перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости;
- выбрасывать золу и шлак вне мест, отведенных для этих целей, не пролив их водой до прекращения тления.
21. Складирование пустой тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей должно осуществляться на расстоянии не менее 20 метров от мест их хранения.
22. Перевозка горюче-смазочных материалов к местам дозаправки автомобильной и тракторной техники должна осуществляться специализированным транспортом.
ГЛАВА 6
СОДЕРЖАНИЕ ЛОКОМОТИВНЫХ ДЕПО
23. На открытых позициях для технического обслуживания и экипировки локомотивов должен быть обеспечен доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.
24. Проходы внутри помещений производственных участков и отделений должны иметь ширину не менее 1 метра. Ширина проездов для автокаров и электрокаров вдоль производственного участка должна быть не менее 1,8 метра, а вдоль торцовых стен – 3 метров в соответствии с нормами технологического проектирования.
Границы проходов и проездов должны быть обозначены хорошо видимыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и материалами.
25. Полы в депо и пунктах технического обслуживания и экипировки локомотивов должны содержаться в исправном состоянии, все траншеи, каналы, лотки должны плотно закрываться плитами или решетками из негорючих материалов.
На производственных участках и в помещениях, где применяются нефтепродукты, кислоты и другие пожароопасные вещества, должны быть оборудованы стоки (уклоны) для отведения пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.
26. Резервуары, трубопроводы, насосы, сливные эстакады, раздаточные колонки и другие устройства для слива, хранения и выдачи нефтепродуктов должны быть заземлены.
На границах сливоналивных эстакад устанавливаются надписи «Запрещается пользоваться открытым огнем».
27. Раздаточные топливные и масляные колонки должны быть снабжены дистанционным пуском насосов. Оконцеватели, наконечники всасывающих и сливных шлангов должны быть изготовлены из материалов, исключающих возможность искрообразования при ударах, и заземлены.
28. В помещениях насосных станций дизельного топлива, смазкораздаточных должны быть вывешены схемы технологической разводки трубопроводов, размещения насосов, вентилей, фильтров с указанием их назначения.
29. Для подогрева нефтепродуктов в цистернах должны применяться паровые подогреватели. Слой жидкости над элементами подогревателя должен быть толщиной не менее 0,5 метра.
30. В пунктах экипировки запрещается:
- курить, разводить костры, пользоваться источниками открытого огня;
- проводить заправку топливных баков при работающих дизелях на тяговом подвижном составе;
- эксплуатировать экипировочное оборудование с наличием течи (подтеканий) и с неисправными предохранительными устройствами от перелива топлива;
- проводить слив нефтепродуктов во время грозы;
- использовать искрообразующие инструменты, приспособления при открытии и закрытии крышек на цистернах и резервуарах, закрывать крышки без уплотняющих прокладок;
- оставлять открытыми люки резервуаров, сливные колодцы и лотки;
- сливать загрязненное топливо и отработанное масло в неустановленные места; хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных местах; использовать настилы и стеллажи из горючих материалов для хранения расходных емкостей и бочкотары с горючими жидкостями;
- проводить сдвиг цистерн с места слива, подкатку и торможение с применением металлических лап, ломов, башмаков и подобных приспособлений, способных вызывать искрообразование.
31. На территорию пунктов экипировки не допускается въезд автомобилей, тракторов и других механизмов с двигателями внутреннего сгорания, не оборудованных встроенной штатной системой искрогашения и не укомплектованных первичными средствами пожаротушения.
32. Не допускается въезд тракторов и автомашин на территорию внутри обвалования резервуаров с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями.
33. Осмотр резервуаров, а также измерение и отбор проб нефтепродуктов работники должны выполнять в обуви без стальных пластинок и гвоздей. Лица, проводящие осмотр, не должны работать в синтетической или другой спецодежде, способной вызывать искрообразование.
34. Подтекание масла и топлива в оборудовании и трубопроводах не допускается.
35. При опускании лота или пробоотборника в резервуар лента или цепь должна поддерживаться на весу для исключения касания края замерного люка.
36. Осмотр заполненных и порожних цистерн или резервуаров допускается только с применением фонарей во взрывобезопасном исполнении для освещения аккумуляторных. Их включение и выключение должно проводиться на расстоянии не менее 10 метров от места осмотра.
ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ И СОДЕРЖАНИИ ВАГОННЫХ ДЕПО
37. Грузовые вагоны, подаваемые в депо для ремонта, должны быть очищены от остатков перевозимых грузов, а цистерны – очищены, промыты, пропарены и дегазированы с последующим лабораторным анализом воздушной среды внутри котла.
38. Пути ремонта вагонов должны своевременно очищаться от горючих отходов, а для их сбора в определенных местах устанавливаются металлические ящики с крышками.
39. В вагонных депо и на путях ремонта вагонов не допускается:
- проводить безотцепочный ремонт груженых вагонов с применением огневых работ без разрешения ответственного за пожарную безопасность должностного лица;
- проводить в депо и на путях ремонта вагонов ремонт котлов, цистерн и других специальных емкостей из-под легковоспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей без их предварительной промывки и пропарки;
- отогревать с применением открытого огня сливные устройства цистерн;
- разогревать открытым огнем остатки вязких нефтепродуктов при сливе их из цистерн или битумных полувагонов;
- проводить огневые работы на железнодорожном подвижном составе, груженном взрыво-, взрывопожаро- и пожароопасными веществами и материалами;
- проводить огневые работы на расстоянии менее 5 метров от свежеокрашенных мест на вагонах;
- осуществлять стоянку автомобилей и автодрезин в сборочных цехах.
40. При наружном осмотре вагонов со взрыво-, взрывопожаро- и пожароопасными веществами и материалами необходимо пользоваться аккумуляторными фонарями. Включение и выключение фонаря необходимо проводить на расстоянии не менее 10 метров от места осмотра цистерн с легковоспламеняющимися жидкостями.
41. Пути текущего отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов должны своевременно очищаться от горючих материалов и деталей вагонов. Для их сбора в определенных местах следует устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.
42. Компоновка производственных участков и отделений, расстановка вагонов и технологического оборудования в зданиях депо должны соответствовать проектной и эксплуатационной документации. Размещение технологического оборудования, ширина проездов, проходов, разрывы между ремонтными позициями должны обеспечивать взрывопожаробезопасность технологических процессов.
43. На территории депо должны быть оборудованы площадки для сбора горючих отходов и обтирочного материала в контейнеры с крышками.
44. В цехах вагонного депо запрещается:
- использовать при сварочных работах металлические конструкции вагонов в качестве обратного провода;
- проводить огневые работы вблизи аккумуляторных ящиков;
- применять открытый огонь для освещения внутри вагонов;
- оставлять вагоны с топящимися котлами;
- проводить окраску котлов и котельных отделений при работающей топке;
- проводить окраску вагонов при выключенной или неисправной вентиляции; применять газобензорезные аппараты для срезки болтов и заклепок;
- удалять старую краску на кузовах вагонов путем обжига.
ГЛАВА 8
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫВОЧНО-ПРОПАРОЧНЫХ СТАНЦИЙ
45. Площадки, отводимые под промывочно-пропарочные станции (пункты), должны отвечать требованиям типового технологического процесса станций и располагаться на расстоянии не менее 30 метров от железнодорожных, ближайших станционных и тракционных путей, а от соседних железнодорожных зданий и сооружений – не менее 50 метров.
46. Участки территории, на которых проводится обработка цистерн, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновения нефтепродуктов в грунт.
47. Подача цистерн к местам их обработки и очистки проводится только тепловозами (мотовозами), оборудованными искрогасителями. Приближение тепловозов (мотовозов) к местам их обработки и очистки на расстояние менее 20 метров не допускается. При подаче цистерн устанавливается прикрытие из не менее двух четырехосных вагонов.
48. Установка электрических распределительных устройств в помещении очистки не допускается.
49. Сливные приборы, крышки колпаков и загрузочных люков цистерн, подаваемых под обработку на промывочно-пропарочные станции и пункты, должны быть закрыты. Обработанные цистерны должны иметь исправную запорную арматуру.
50. Пути, на которых проводится заправка клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы желобами или другими приспособлениями для улавливания остатков нефтепродуктов. Люки и приямки на отстойниках и трубопроводах должны быть постоянно закрыты крышками.
51. Резервуары, трубопроводы, эстакады, железнодорожные цистерны и пути в месте проведения сливо-наливных работ должны быть надежно заземлены для отвода статического электричества.
52. Металлические переносные и передвижные лестницы должны иметь медные крючки и резиновые подушки под стыками.
53. Вентиляционные камеры, короба и воздуховоды в помещении очистки должны быть выполнены из несгораемых материалов, а вентиляционное оборудование – во взрывобезопасном исполнении. Переключение вентиляционных агрегатов для дегазации цистерн не допускается.
54. Освещение внутри котлов, цистерн допускается только аккумуляторными фонарями во взрывобезопасном исполнении. Включение и выключение фонарей должно проводиться на расстоянии не менее 10 метров от места обработки и очистки цистерн.
55. Использованные обтирочные материалы должны убираться в металлические ящики с крышками и по окончании рабочего дня утилизироваться.
56. Эстакады и площадки необходимо очищать от остатков нефтепродуктов и промывать горячей водой не реже одного раза в смену.
57. На территории промывочно-пропарочных станций запрещается:
- пересекать железнодорожные пути, здания и сооружения воздушными электролиниями;
- проводить внутри цистерны работы искрообразующим инструментом;
- при работе внутри котла пользоваться обувью, подбитой стальными пластинками или гвоздями, а также работать в синтетической или другой спецодежде, способной вызывать искрообразование;
- сливать остатки легковоспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть;
- применять для спуска людей в цистерну стальные переносные лестницы, а также деревянные, обитые сталью;
- оставлять обтирочные материалы внутри осматриваемых цистерн и на их наружных частях;
- въезжать в помещение для очистки и под эстакады локомотивам.
ГЛАВА 9
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ЗДАНИЙ
58. При эксплуатации электронагревательных приборов и другого электрооборудования, применяемых в буфетах, ресторанах, предприятиях бытового обслуживания пассажиров и других помещениях, не допускается:
- использовать нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
- использовать электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты (автоматического отключения), без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, а также при отсутствии в них или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией, исключающих возможность возникновения пожара;
- эксплуатировать электрооборудование в условиях, не соответствующих требованиям проектной и эксплуатационной документации изготовителей, или использовать электрооборудование, имеющее неисправности.
59. Стеллажи в камерах хранения ручной клади и багажных кладовых должны быть выполнены из негорючих материалов. Устройство антресолей не допускается.
ГЛАВА 10
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛОЩАДОК ПО ПЕРЕРАБОТКЕ КОНТЕЙНЕРОВ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
60. На контейнерных площадках и площадках по переработке тяжеловесных грузов запрещается:
- разводить костры, курить и пользоваться открытым огнем;
- принимать порожние контейнеры, не очищенные от упаковочных отходов и прочего мусора;
- загромождать противопожарные разрывы, проезды, подъезды к пожарным гидрантам и водоемам.
61. Погрузочно-разгрузочная техника обеспечивается первичными средствами пожаротушения согласно приложению.
ГЛАВА 11
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
62. На тяговом подвижном составе не допускаются хранение и перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и других горючих материалов, не предусмотренных технологическим процессом.
63. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в определенных местах. Смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочные концы – как чистые, так и грязные – в металлических ящиках, ведрах с крышками.
64. Подтекание масла и топлива в трубопроводах, на дизельных двигателях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
65. Наполнение топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должно проводиться ниже верхнего уровня не менее чем на 55 миллиметров из-за увеличения объема топлива при повышении температуры наружного воздуха.
После заправки топливом пробки должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.
66. В машинных отделениях тягового подвижного состава запрещается: пользоваться открытым огнем;
- сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизельных двигателях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и в других пожароопасных местах;
- оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;
- промывать бензином или керосином кузов и агрегаты.
67. Запрещается оставлять локомотив в рабочем состоянии (с работающим дизельным двигателем, включенными приборами и рубильником аккумуляторной батареи и другим) без надзора, курить в машинном отделении и вблизи аккумуляторных батарей.
68. Искрогасительные устройства, предусмотренные конструкцией выпускной системы тягового подвижного состава, должны быть исправны, а защитные сетки не должны иметь прогаров. В установленные сроки должна проводиться очистка защитных сеток от несгоревших частиц и нагара.
69. Паровозы, работающие на жидком топливе, должны оборудоваться запорными приспособлениями возле нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.
70. На паровозах запрещается:
- захламлять будку машиниста и тендер обтирочными и другими горючими материалами;
- применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;
- оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи и гари дымовые коробки;
- работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;
- завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;
- оставлять неубранным пролитое топливо;
- нарушать порядок операций по пуску или прекращению работы форсунки и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.
71. Запрещается эксплуатировать тяговый подвижной состав с неисправными средствами противопожарной защиты и пожаротушения.
72. На тяговом подвижном составе первичные средства пожаротушения размещаются равномерно в количестве согласно приложению в местах, предусмотренных их конструкцией.
73. Огнетушители должны подвергаться техническому обслуживанию согласно техническим нормативным правовым актам и нормативным правовым актам.
74. В кабинах машинистов тягового подвижного состава на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.
ГЛАВА 12
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ВАГОНОВ (СЕКЦИЙ) И АВТОНОМНЫХ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ВАГОНОВ
75. Вскрытие холодильной установки должно проводиться только после откачки хладагента из вскрываемой части установки.
76. При осмотре компрессора необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не выше 42 вольт или аккумуляторными фонарями. Пользоваться при осмотре открытым огнем запрещается.
77. Утечка хладагента из холодильной установки не допускается. Подтягивание болтов, полную или частичную замену сальниковой набивки, запорной арматуры допускается проводить только после снижения давления хладагента в поврежденной части до атмосферного и отключения от оснований магистрали.
Заполнение хладагентом системы должно выполняться со стороны низкого давления. При заполнении холодильной установки подогрев баллонов запрещается.
78. Перед проведением огневых работ из аппаратов и трубопроводов должен быть удален хладагент, а внутренние полости соединены с атмосферой.
79. Ремонт резинового настила пола в вагонах должен проводиться в изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Резиновый клей и растворители должны храниться в металлических емкостях с плотно закрывающимися крышками в количестве не более сменной потребности. При проведении этих работ в общем помещении цеха взрывоопасной является зона в 5 метров от места ремонтных работ. В указанной зоне запрещается проведение пожароопасных работ.
ГЛАВА 13
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПАССАЖИРСКИМ, ПОЧТОВЫМ, БАГАЖНЫМ, ПОЧТОВО-БАГАЖНЫМ, СПЕЦИАЛЬНЫМ ВАГОНАМ И ВАГОНАМ-РЕСТОРАНАМ ДО ОТПРАВЛЕНИЯ В РЕЙС
80. Пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны обеспечиваются первичными средствами пожаротушения согласно приложению.
81. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и другие пожароопасные узлы должны проверяться и очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.
Периодичность очистки устанавливается в каждом вагонном депо (участке) в зависимости от условий эксплуатации вагонов. Электродвигатели, светильники, провода, пульты управления электрооборудованием должны очищаться от пыли не реже двух раз в месяц.
82. При приемке состава поезда до отправления в рейс проверяется исправность: пультов управления электрооборудованием;
- электропотребителей;
- выключателей и светильников;
- ограждений (кожухов) электрических печей отопления и их заземляющих устройств;
- уплотнений в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;
- аппаратуры в подвагонных ящиках и аккумуляторных батарей;
- радиосвязи, пункта поездного радиовещания и систем пожарной сигнализации.
83. Запрещается эксплуатировать вагоны с нарушенной термоизоляцией стен и перегородок в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильников и в надпотолочном пространстве в районе прохода дымовытяжных труб.
ГЛАВА 14
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ, ПОЧТОВЫХ, БАГАЖНЫХ, ПОЧТОВО-БАГАЖНЫХ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ И ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
84. Начальникам поездов, поездным электромеханикам, проводникам вагонов, проводникам почтовых вагонов, проводникам-электромонтерам почтовых вагонов, работникам, обслуживающим вагоны-рестораны, вагоны-буфеты, а также лицам, допущенным к обслуживанию служебно-технических вагонов и всех вагонов специального назначения, оборудованных на базе пассажирских вагонов, запрещается:
- включать электропотребители вагона при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающее электрооборудование без надзора;
- применять электрические лампы, мощность которых выше значений, установленных эксплуатационной документацией завода-изготовителя либо завода, проводившего модернизацию;
- применять нестандартные предохранители и предохранители, не соответствующие установленному для данной цепи номиналу;
- включать электроплитки, другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона;
- хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона;
- вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор на ходу поезда. При обнаружении сработавшего предохранителя в цепи обмотки возбуждения генератора постоянного тока электромеханик имеет право во время остановки вагона снять пломбу, вскрыть кожух и заменить предохранитель типовым, о чем должен быть составлен акт за подписью начальника и электромеханика поезда;
- эксплуатировать вагон с утечкой тока на корпус вагона;
- включать электропотребители вагона без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметре, амперметре);
- включать электрокалориферы при неработающей вентиляции;
- оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;
- эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и проводить их зарядку неустановленным способом;
- сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, дизель-генераторных установках и выпускных трубах;
- оставлять вагоны без надзора.
Электрообогреватели водоналивных и сливных труб, не имеющие устройств автоматического отключения, разрешается включать не более чем на 15–20 минут. Электрообогрев вагона с электроотоплением свыше 1000 вольт при ручном режиме включается не более чем на 30–40 минут (в зависимости от температуры в купе вагона).
85. В пути следования в исключительных случаях разрешается подключение системы электроснабжения одного вагона на аварийное питание от соседнего (исправного) вагона. При этом проводник аварийного вагона не должен пользоваться электропотребителями, за исключением аварийного освещения в ночное время суток систем контроля безопасности.
86. Запрещается:
- применять для приготовления пищи и других целей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией вагона;
- отогревать открытым огнем замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановые трубы;
- применять для освещения открытый огонь;
- курить в поездах городских, региональных, межрегиональных и международных линий;
- закрывать переходные тамбурные двери на внутренний замок в пути следования поезда, кроме торцевых дверей головного и хвостового вагонов поезда;
- загромождать пути эвакуации пассажиров: большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры;
- промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися жидкостями и горючими жидкостями кузова и агрегаты вагонов-дизель-электростанций;
- ремонтировать электрооборудование при движении вагона, работающих дизель- генераторах и необесточенных цепях;
- допускать проезд пассажиров с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими жидкостями.
87. При обнаружении неисправности электрооборудования, в том числе при возникновении короткого замыкания в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все электропотребители, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
88. При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов и другие работники должны сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования.
89. Начальник поезда обязан:
- контролировать выполнение требований пожарной безопасности поездной бригадой, обслуживающей поезд, и пассажирами;
- принимать меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
90. Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать использования ими открытого огня, включения приборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей, курения, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.
Наименование железнодорожного подвижного состава и погрузочноразгрузочной техники |
Класс пожара |
Единица измерения |
Первичные средства пожаротушения, единиц |
Пожарное оборудование, единиц |
Немеханизированный ручной пожарный инструмент, единиц |
|||||||||
огнетушители |
другие средства |
|||||||||||||
порошковые с массой огнетушащего вещества, кг |
углекислотные с массой огнетушащего вещества, кг |
огнетушители типа ОСП-1, штук |
емкость с песком и лопатой |
полотнище противопожарное размером 2 х 2 м |
ствол пожарный PC-50 или РСК-50 |
рукав пожарный диаметром 50 мм и длиной 20 м |
топор ТПП |
лом ЛПУ |
багор БМП |
|||||
2 4* |
8 |
2 |
5 |
|||||||||||
Электровозы |
А |
секция |
|
2 |
Тяговый подвижной состав – 2 – |
|
|
|
|
|
|
|
||
Тепловозы |
В |
» |
– – |
2 |
– |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Паровозы на жидком топливе |
В |
паровоз |
– – |
2 |
– |
– |
– |
1 |
– |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
Дизель-поезда: 6-вагонные |
В |
поезд |
– – |
6 |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2-, 3-вагонные |
В |
» |
– – |
4 |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
серии ДП1 |
В |
» |
– – |
4 |
– |
– |
3 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
серии ДП3 |
В |
» |
– 6 |
– |
– |
– |
6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Электропоезда: ЭР9Е, М/ЭР9Т, ТМ |
А |
» |
– 1 |
2 |
|
2 |
39/46 |
|
|
|
|
|
|
|
ЭПГ, ЭПР |
А |
» |
– 4 |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ЭПРП |
А |
» |
– 5 |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
ЭПМ |
А |
» |
– – |
15 |
4 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Рефрижераторные секции ЦБ-5, |
В |
секция |
– – |
2 |
– |
2 |
– |
– |
1 |
– |
– |
1 |
1 |
– |
5БМЗ, АРВ, ЖРС |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
Специальный железнодорожный подвижной состав |
||||||||||||
Мотовозы, дрезины, автомотрисы Железнодорожно-строительные машины: |
В |
единица техники |
1 |
– – 1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
самоходные |
А, В |
» |
– |
1 1 – |
1 |
1 – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
несамоходные Пассажирские цельнометаллические вагоны: |
А, В |
» |
|
– 1 1 – – – Пассажирские вагоны и вагоны специального назначения |
|
|
|
|
|
|
||
с электроотоплением высоковольтными электрическими печами и элетрокалориферами |
А |
вагон |
|
1 – – |
2 |
2 – |
|
|
|
|
|
|
с водяным или комбинированным отоплением |
А |
» |
|
1 – – |
1 |
2 – |
|
|
|
|
|
|
Вагоны-рестораны |
А, В |
» |
– |
3 – – |
2 |
2 – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Вагоны с купе-буфетом |
А, В |
» |
– |
2 – 1 |
– |
2 – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Вагоны, оборудованные телевизорами |
А |
» |
– |
2 – – |
1 |
– – |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
Багажные вагоны |
А, В |
» |
– |
2 – – |
1 |
– – |
– |
– |
– |
1 |
1 |
– |
Почтовые и почтово-багажные вагоны |
А, В |
» |
– |
1 2 – |
1 |
– – |
– |
– |
– |
1 |
1 |
– |
Вагоны для перевозки спецконтингента |
А |
» |
– |
1 – – |
1 |
2 – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Вагоны: лаборатории, динамометрические, автотормозные, контактной сети, весоповерочные, весоизмерительные, вагон – весовая мастерская |
А, В |
» |
|
2 – – |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Служебные пассажирские вагоны |
А, В |
» |
|
2 – – |
1 13 |
2 – |
|
|
|
|
|
|
Пассажирские вагоны, временно занятые под жилье |
А, В |
» |
– 2 |
– |
– |
1 |
2 – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Вагон – бытовая летучка |
А, В |
» |
– 1 |
1 |
– |
1 |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
|
|
|
Восстановительные и пожарные аварийно-спасательные поезда |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Восстановительные поезда |
А, В, С |
поезд |
– – |
10 |
– |
5 |
– 3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
||||||||
Пожарные аварийноспасательные поезда |
А, В, С |
» |
– 10 |
– |
– |
– |
– – |
– |
2 |
25 |
5 |
2 |
1 |
||||||||
|
|
|
Железнодорожный подвижной состав с электротехническим оборудованием |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Вагон-лаборатория автоматики, телемеханики и связи |
А |
вагон |
– – |
1 |
– |
1 |
– – |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Вагоны специально-технические |
А |
» |
– – |
1 |
– |
1 |
– – |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
|
|
|
|
|
Погрузочно-разгрузочная техника |
Козловые и мостовые краны |
В |
единица техники |
– 1 |
– |
1 |
– |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||
Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу |
В |
» |
– 1 |
1 |
– |
1 |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Грузоподъемные краны на авто- и пневмоходу |
А, В |
» |
– – |
1 |
1 |
– |
– – |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Автопогрузчики |
А, В |
» |
– – |
1 |
– |
– |
– – |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Малогабаритные автопогрузчики |
В |
» |
– – |
1 |
1 |
– |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Электропогрузчики |
А |
» |
– – |
– |
– |
1 |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||
Тракторные погрузчики, вагоноразгрузочные машины, бульдозеры |
В |
» |
|
1 |
|
1 |
Экскаваторы |
В |
» |
– – |
1 |
– |
– |
– – |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Погрузчики непрерывного действия |
А, В |
» |
– – |
1 |
– |
– |
– – |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
* Вместо порошковых огнетушителей допускается установка углекислотных с массой огнетушащего вещества 5 килограммов и более.