Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах - 2019

Специфические требования по ПБ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.2019 N 722 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде Республики Беларусь.

Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

2. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.

3. Для целей настоящих специфических требований используются термины в значениях, определенных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, а также следующие термины:

горимость лесов - величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей площади лесов;

класс пожарной опасности лесов по условиям погоды - относительная оценка степени пожарной опасности лесов, обусловленная погодой, при неизменных пожарных особенностях охраняемой территории и источников огня;

костер - контролируемый огонь, представляющий собой горящие материалы, сложенные в кучу;

лесной пожар - пожар, распространяющийся по лесным и нелесным землям (подземный пожар), расположенным в границах лесного фонда, предоставленного для ведения лесного хозяйства;

массовое мероприятие в лесу - мероприятие, проводимое при массовом скоплении людей на землях лесного фонда;

ликвидация лесного пожара - прекращение горения на пожаре;

минерализованная полоса - искусственный противопожарный барьер, созданный путем обнажения минерального грунта;

пожароопасный сезон в лесу (далее - пожароопасный сезон) - часть календарного года, в течение которого возможно возникновение лесного пожара;

прогнозирование лесных пожаров - определение вероятности возникновения и распространения лесных пожаров на основе анализа данных их учета;

противопожарное обустройство лесного фонда - система мероприятий на территории лесного фонда, предупреждающих и ограничивающих возникновение и развитие лесных пожаров, а также способствующих их обнаружению и ликвидации;

противопожарные мероприятия - организационные меры и (или) технические средства, направленные на предотвращение возникновения и распространения пожара, а также на обеспечение его ликвидации;

противопожарный заслон - искусственный противопожарный барьер лесного пожара в виде очищенной от наземных горючих материалов полосы леса, расчлененной системой минерализованных полос и (или) дорогой;

противопожарный разрыв в лесу - искусственный противопожарный барьер в виде просеки;

профилактика лесного пожара - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и (или) предотвращение распространения лесного пожара;

стена леса - край леса, примыкающий к вырубке;

тушение пожара - процесс воздействия сил и средств с использованием методов и приемов, направленных на ликвидацию пожара.

ГЛАВА 2

ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:

  • обеспечивать выполнение настоящих специфических требований;
  • обеспечивать проведение противопожарного обустройства лесного фонда в соответствии с лесоустроительным проектом;
  • осуществлять контроль за выполнением противопожарных мероприятий, предусмотренных технологической картой на разработку лесосеки, заготовку пней и корней;
  • ежегодно обеспечивать разработку и выполнение мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону в лесном фонде;
  • осуществлять ведомственный учет лесных пожаров, анализировать причины их возникновения на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры по устранению этих причин;
  • информировать органы государственного пожарного надзора в случаях непроведения работ по опашке сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных земель и другими организациями земель вокруг населенных пунктов, граничащих с лесным фондом;
  • привлекать силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, используемых для тушения лесных пожаров на соответствующей территории.

5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие лесопользование, обязаны:

  • знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесах;
  • перед получением разрешительных документов на рубки леса для проведения рубок главного пользования (сплошные рубки) и прочих рубок (за исключением уборки захламленности) разработать план противопожарных мероприятий согласно приложению 1, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса Республики Беларусь, осуществляющих заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им для ведения лесного хозяйства. В данный план включаются обязательные противопожарные мероприятия по перечню согласно приложению 2, а также иные мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. Места проведения рубок леса в течение пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) обеспечиваются пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров по нормам согласно приложению 3;
  • перед началом пожароопасного сезона провести инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров;
  • при проведении работ в лесу хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в закрытой таре в специально отведенном месте, очищенном в пожароопасный сезон от растительного покрова и других горючих материалов;
  • в случае возникновения лесного пожара принять меры по его тушению и немедленно сообщить о нем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и (или) подразделениям по чрезвычайным ситуациям.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

6. Начало и окончание пожароопасного сезона в зависимости от погодно-климатических условий и природной пожарной опасности лесного фонда устанавливаются приказами юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

7. В случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения при III классе пожарной опасности лесов по условиям погоды об ограничении нахождения, а при IV и V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды - о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575, проведение на территории лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, информируют население о принятых решениях.

8. Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров в пожароопасный сезон определяются классом пожарной опасности лесов по условиям погоды согласно приложению 4.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обеспечивают получение ежедневной информации за последние сутки и краткосрочного (до трех дней) прогноза горимости лесов по классам пожарной опасности лесов по условиям погоды.

9. Пожарно-химические станции первого и второго типов, пункты противопожарного инвентаря создаются и функционируют в соответствии с требованиями согласно приложению 5. Пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря должны быть обеспечены средствами противопожарной защиты и пожаротушения по минимальному перечню средств пожаротушения, закрепляемых за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря, согласно приложению 6. На каждую пожарно-химическую станцию составляется паспорт по форме согласно приложению 7.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА

10. В пожароопасный сезон в лесах запрещается:

  • оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки, горячую золу и иное);
  • применять пыжи из горючего или тлеющего материала (бумаги, пакли и иного);
  • оставлять промасленные или пропитанные легковоспламеняющимися, горючими жидкостями, а также иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и иное);
  • заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях;
  • использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • выжигать хворост, лесную подстилку, траву и другие лесные горючие материалы на землях лесного фонда;
  • хранить лесную продукцию на противопожарных разрывах и заслонах, минерализованных полосах, квартальных просеках и лесохозяйственных дорогах;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
  • разводить костры (за исключением случаев проведения лесохозяйственных мероприятий) в хвойных несомкнувшихся лесных насаждениях и молодняках 1-го класса возраста <*>, на участках поврежденных лесных насаждений, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой. Допускается разведение костров (в том числе с использованием мангалов, барбекю, гриля, газовых плит и аналогичных приспособлений) при условии:
  • их размещения на площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 метра, а также исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап деревьев, кроме запрещенных участков;
  • постоянного контроля за процессом горения и обеспечения первичными средствами пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с водой). По миновании надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.

--------------------------------

<*> К несомкнувшимся лесным насаждениям относятся посадки молодых деревьев (или естественно произрастающие) высотой до 1 метра, к молоднякам 1-го класса возраста относятся насаждения от смыкания древостоев до 20 лет включительно (ориентировочно высотой до 15 метров).

11. Субъектам хозяйствования, их руководителям, должностным лицам и работникам, индивидуальным предпринимателям при обнаружении нарушений настоящих специфических требований и лесных пожаров своевременно информировать об этом юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и (или) подразделения по чрезвычайным ситуациям.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУБКИ ЛЕСА

12. При проведении сплошных рубок леса порубочные остатки укладывают в кучи (валы) или разбрасывают в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 метров от стены леса.

13. Сжигание порубочных остатков производится после пожароопасного сезона, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при I классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.

В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) ее последствий в лесах допускается сжигание порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при II и III классах пожарной опасности лесов по условиям погоды с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах.

ГЛАВА 6

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАГОТОВКИ ЖИВИЦЫ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку живицы и (или) второстепенных лесных ресурсов (за исключением новогодних деревьев хвойных пород), в пожароопасный сезон обязаны:

размещать основные и промежуточные склады на площадках, очищенных от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;

содержать территорию в радиусе 50 метров от мест заготовки и хранения очищенной от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;

проложить по границам мест заготовки и хранения минерализованную полосу (за исключением случаев, когда участки лесного фонда примыкают к пахотным, луговым землям, землям под транспортными коммуникациями (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи) и (или) водными объектами) шириной не менее 1,4 метра, а на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой и в пожароопасный сезон регулярно их подновлять по мере зарастания растительностью;

обеспечивать своими силами патрулирование мест заготовки и хранения в период пожароопасного сезона при III - V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды в нерабочее время.

Приложение 1

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ____________________________

(наименование

_________________________________________

юридического лица, фамилия, имя, отчество

(если таковое имеется)

_________________________________________

индивидуального предпринимателя,

осуществляющих лесопользование)

__________________ ______________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

_________ ______________________ 20___ г.

ПЛАН

противопожарных мероприятий

___________________________________________________________________________

(место лесопользования)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Методика выполнения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

         

Настоящий план подлежит обязательному исполнению. В случае неисполнения виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках).

СОГЛАСОВАНО

Руководитель _____________________________

(наименование юридического

__________________________________________

лица, ведущего лесное хозяйство)

______________ ___________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

______ ____________________________ 20__ г.

Приложение 2

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Назначение ответственных лиц за выполнение требований пожарной безопасности в лесах.

2. Проведение инструктажа о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, предупреждении возникновения и способах тушения лесных пожаров.

3. Получение в установленном порядке информации о классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.

4. Организация связи с должностными лицами, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при необходимости с подразделениями по чрезвычайным ситуациям.

5. Разработка и утверждение в установленном порядке плана противопожарных мероприятий с обязательным приложением:

плана действий при возникновении лесного пожара;

схемы расположения объектов.

6. Обеспечение пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров в соответствии с минимальным перечнем средств пожаротушения.

7. Обустройство мест отдыха, курения, сбора мусора, производственных площадок, складов и других объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.

8. Устройство минерализованных полос в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.

Приложение 3

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

НОРМЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКОЙ И СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ <*>

 

Единица измерения

Количество в зависимости от площади лесосеки

до 5 га

от 5 до 10 га

свыше 10 га

1. Емкость с водой объемом не менее 2 м3

штук

-

1

2

2. Мотопомпы (насосы) производительностью не менее 400 л/мин

"

-

1

2

3. Трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.)

"

-

1

1

4. Плуг ПКЛ-70 или другие почвообрабатывающие орудия

"

-

1

1

5. Ствол торфяной <**>

"

-

1

2

6. Пожарные напорные рукава диаметром не менее 51 мм

погонных метров

-

100

200

7. Ранцевый лесной опрыскиватель

штук

2

3

5

8. Бензопила (пилы поперечные)

"

1

2

3

9. Ведро объемом не менее 10 л

"

-

1

2

10. Лопата

"

2

4

7

11. Топор

"

2

3

4

--------------------------------

<*> Пожарную технику и средства для тушения лесных пожаров следует размещать на лесосеке при проведении работ в течение всего пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) в обязательном порядке. При этом не должна использоваться пожарная техника, закрепленная за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря.

При наличии автомобильных пожарных цистерн с общей емкостью не менее 2 м3 оснащение техникой и оборудованием, указанными в пунктах 1 - 4 настоящего приложения, не обязательно.

<**> Для лесосек, расположенных на торфяниках.

Приложение 4

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

РАБОТЫ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПО ОХРАНЕ ЛЕСНОГО ФОНДА ОТ ПОЖАРОВ

Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (горимости)

Комплексный показатель

Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров

I

до 150 (полная негоримость)

наземное маршрутное патрулирование лесного фонда проводится в местах огнеопасных работ для осуществления надзора за пожарной безопасностью. Авиационное патрулирование лесов не проводится. Могут проводиться разовые полеты для контроля за состоянием действующих лесных пожаров и оказания помощи в их тушении, а также полеты для контроля за соблюдением настоящих специфических требований в местах огнеопасных работ. Дежурство в установленных местах осуществляется при необходимости с 11 до 17 часов. Команды авиационной охраны лесов, если они не заняты тушением лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах

II

151 - 500 (слабая горимость)

наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности, а также в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии лесных пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Осуществляется наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах с 11 до 17 часов

III

501 - 4000 (средняя горимость)

наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I - III классам пожарной опасности, и усиливается на участках лесных работ и в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится 1 - 2 раза в течение дня с 10 до 17 часов по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах осуществляется с 10 до 19 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, находятся в местах оповещения. Средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть проверены и приведены в состояние готовности. Проводится агитационная и разъяснительная работа по бережному отношению к лесам, осторожному обращению с огнем и ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах

юридические лица, ведущие лесное хозяйство:

ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом

местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения об ограничении нахождения на территории лесного фонда, въезда на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведения на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях

IV

4001 - 10 000 (высокая горимость)

наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 8 до 20 часов на участках лесных работ, а также в местах, посещаемых населением, независимо от их отнесения к классам пожарной опасности лесных участков. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 2 раз в день с 10 до 19 часов по каждому маршруту. Команды авиационного маршрутного патрулирования находятся в состоянии готовности к вылету и участию в тушении лесных пожаров. Наблюдение за возгоранием лесов осуществляется в течение светового дня, дежурство в установленных местах проводится с 8 до 20 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, другие формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности к использованию

юридические лица, ведущие лесное хозяйство:

ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов

оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о высокой горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом

организуют дежурство руководителей и инженерно-технических работников, непосредственно ведающих вопросами охраны лесов, в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов

местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях

V

более 10 000 (чрезвычайная горимость)

все внимание юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, иных организаций должно быть направлено на охрану лесов от пожаров. Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится в течение всего светового дня, а в местах с высокой вероятностью возгораний - круглосуточно. Для усиления наземного маршрутного патрулирования привлекаются рабочие и служащие юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 3 раз в течение дня по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах проводится так же, как и при IV классе пожарной опасности лесов по условиям погоды. Для обеспечения наземного маршрутного патрулирования дополнительно привлекается техника с производственных работ. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, нештатные формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности. Численность команд авиационного маршрутного патрулирования увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке маневрирования. Команды авиационного маршрутного патрулирования, кроме отдельных их бригад, которые находятся в полете или на тушении лесных пожаров, должны быть в полной готовности к немедленному вылету и участию в тушении лесных пожаров

юридические лица, ведущие лесное хозяйство:

ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов

оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о чрезвычайной горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории

организуют передачу сообщений о пожарной опасности в лесу, установленных запретах, ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в средствах массовой информации, общественных местах и на транспорте

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом

организуют на весь период сохранения чрезвычайной пожарной опасности круглосуточное дежурство ответственных работников

местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях

Приложение 5

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

ТРЕБОВАНИЯ

К СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ПУНКТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ

1. Пожарно-химические станции <*> создаются двух типов: первого (пожарно-химическая станция-1) и второго (пожарно-химическая станция-2).

--------------------------------

<*> Пожарно-химической станцией является подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство, оснащенное пожарной техникой, средствами пожаротушения и связи, организуемое для ликвидации лесных пожаров.

2. Пожарно-химическая станция-1 создается при структурных подразделениях юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда до 20 тыс. гектаров.

3. Пожарно-химическая станция-2 создается при юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда свыше 20 тыс. гектаров, а также оказание помощи пожарно-химической станции-1 в тушении крупных лесных пожаров в лесном фонде соответствующих юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

4. С учетом месторасположения наиболее уязвимых с точки зрения формирования масштабных чрезвычайных ситуаций территорий возможных очагов крупных лесных пожаров в лесном фонде (большие массивы лесных культур и молодняков хвойных пород, торфоразработки, крупные болота верхового типа, зоны интенсивной рекреации и иное) государственным производственным лесохозяйственным объединениям республиканского органа государственного управления по лесному хозяйству рекомендуется на их базе (в пределах области) создать сеть укрупненных пожарно-химических станций-2.

5. Пожарно-химические станции размещаются в существующих административных, хозяйственных зданиях либо строятся в непосредственной близости от них. Помещения пожарно-химических станций должны обеспечивать надлежащие условия для хранения средств противопожарной защиты и пожаротушения, а также сосредоточения сил пожаротушения в период пожароопасного сезона.

6. Пожарно-химические станции должны иметь устойчивую связь (радиосвязь, сотовая и проводная связь) с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, их структурными подразделениями и подразделениями по чрезвычайным ситуациям.

7. При структурных подразделениях юридического лица, ведущего лесное хозяйство, не имеющих пожарно-химической станции, создаются пункты противопожарного инвентаря.

8. Оснащение пожарно-химической станции и пункта противопожарного инвентаря средствами пожаротушения организует руководитель юридического лица, ведущего лесное хозяйство.

9. Руководство деятельностью пожарно-химической станции, а также непосредственный контроль за состоянием, хранением и использованием закрепленных за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря средств противопожарной защиты и пожаротушения осуществляет начальник пожарно-химической станции или инженер по охране и защите леса (для пожарно-химической станции-2), руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство (для пожарно-химической станции-1, пункта противопожарного инвентаря). При каждой пожарно-химической станции организуется лесопожарная команда. Начальником пожарно-химической станции или инженером по охране и защите леса устанавливаются обязанности членов лесопожарной команды, распределяются и закрепляются транспорт, средства противопожарной защиты и пожаротушения. Руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, из числа должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, и рабочих структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, формирует лесопожарные бригады, которые при необходимости самостоятельно тушат лесные пожары.

10. Работа на пожарно-химических станциях имеет сезонный характер и регламентируется классом пожарной опасности лесов по условиям погоды. Она завершается после окончания пожароопасного сезона, когда средства противопожарной защиты и пожаротушения подготовлены к зимнему хранению.

11. Регламент работы пожарно-химических станций:

в периоды I и II классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах оповещения, занимаются подготовкой техники и снаряжения, другими мероприятиями по охране лесов, направленными на повышение готовности к пожаротушению;

в период III класса пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в полной готовности к немедленному выезду на лесной пожар. Оборудование, противопожарный инвентарь и иные средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть погружены на транспортные средства. Самоходная пожарная техника находится в полной готовности к выезду на лесной пожар;

в периоды IV и V классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, другие привлекаемые работники, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах дежурства. Использование должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, на работах, не связанных с тушением лесных пожаров, категорически запрещается;

по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в периоды, не опасные в пожарном отношении (I класс пожарной опасности лесов по условиям погоды), должностные лица лесопожарной команды могут привлекаться к выполнению профилактических и других противопожарных мероприятий на территории лесного фонда.

12. Должностные лица лесопожарных команд и бригад обязаны:

ежегодно проходить курс обучения по вопросам тактики и техники тушения лесных пожаров, ориентированию на местности;

знать способы и средства противопожарной защиты и пожаротушения лесных пожаров, иметь практические навыки применения средств противопожарной защиты и пожаротушения, в том числе машин, мотопомп и других механизмов;

выполнять регламент работы пожарно-химической станции в зависимости от класса пожарной опасности лесов по условиям погоды;

при поступлении сигнала о пожаре в лесном фонде по команде уполномоченного должностного лица незамедлительно выезжать на место лесного пожара и выполнять распоряжения руководителя работ по тушению лесного пожара;

при тушении лесных пожаров не оставлять своего места без разрешения руководителя работ по тушению лесного пожара, за исключением случаев получения травм, ожогов, ранений или отравлений дымом, а также случаев, создающих угрозу для жизни работника (окружение огнем), предупредив об этом руководителя работ по тушению лесного пожара;

уметь оказывать себе и другим первую помощь при ранениях, травмах, ожогах и отравлении дымом;

поддерживать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и пожаротушения;

по распоряжению уполномоченного должностного лица выполнять работы по подготовке и мелкому ремонту средств противопожарной защиты и пожаротушения.

13. За каждым пожарным автомобилем или другим приравненным к нему техническим средством приказом юридического лица, ведущего лесное хозяйство, закрепляются водитель и рабочий, которые в установленном порядке должны проходить подготовку по вопросам эксплуатации закрепленной техники, тактики и техники тушения лесных пожаров.

14. Водитель пожарного автомобиля обязан:

по распоряжению уполномоченного должностного лица выезжать на закрепленной машине к лесному пожару и выполнять указания руководителя работ по тушению лесного пожара;

хорошо знать закрепленную за ним пожарную технику и умело использовать ее на работах по тушению лесных пожаров;

своевременно производить уход, техническое обслуживание и ремонт закрепленной за ним техники;

обеспечивать постоянную готовность техники к выезду на лесной пожар;

при необходимости знать и выполнять обязанности радиооператора при работе со средствами радиосвязи.

15. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, в исключительных случаях и при соответствующей подготовке по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, могут привлекаться для тушения пожаров в жилых домах, на производственных объектах, находящихся на территории обслуживания пожарно-химической станции.

16. Перед началом пожароопасного сезона проводятся учебно-тренировочные выезды лесопожарных команд для отработки взаимодействия при использовании средств и методов тушения лесных пожаров и составляется акт готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения к предстоящему пожароопасному сезону, утверждаемый руководителем юридического лица, ведущего лесное хозяйство.

Приложение 6

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЯЕМЫХ ЗА ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКОЙ СТАНЦИЕЙ И ПУНКТОМ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ

 

Наименование средств пожаротушения

Единица измерения

Количество инвентаря для

пункта противопожарного инвентаря

пожарно-химической станции-1

пожарно-химической станции-2

1. Пожарный автомобиль <*> емкостью не менее 1,5 м3

штук

-

1

2

2. Прицепная цистерна <**> или емкость объемом не менее 0,7 м3

"

1

-

-

3. Колесный трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.)

"

1

1

-

4. Плуг

"

1

1

-

5. Мотопомпы (насосы) производительностью:

       

100 л/мин

"

1

1

2

400 л/мин

"

-

2

3

6. Бензопила мощностью не менее 2 кВт

"

1

1

1

7. Зажигательный аппарат (паяльная лампа)

"

2

3

5

8. Ранцевый лесной огнетушитель

"

10

15

25

9. Радиостанция

"

2

3

5

10. Пожарные напорные рукава:

       

диаметром 77 мм

погонных метров

-

100

300

диаметром 51 мм

"

200

300

600

11. Ствол ручной

штук

2

4

8

12. Ствол торфяной (глубинный) при необходимости

"

1

2

4

13. Разветвление трехходовое

"

1

2

3

14. Головки соединительные переходные

"

2

4

6

15. Ведро металлическое объемом 10 л

"

2

3

6

16. Топор

"

5

5

10

17. Лопата

"

25

50

70

18. Аптечка с медикаментами

"

1

2

4

19. Канистра или бидон для воды объемом 20 л

"

1

1

3

20. Огнетушащее вещество для борьбы с лесными пожарами

килограммов

-

200

300

21. Комплект огнезащитной одежды

штук

3

не менее числа членов команд пожарно-химической станции

22. Средства защиты глаз и органов дыхания (защитные очки, респираторы и другое)

"

3

"

 

--------------------------------

<*> Пожарные автоцистерны и автонасосы, другие автомобили, колесные тракторы и агрегаты, оборудованные насосами для подачи воды и других огнетушащих средств, производительностью не менее 20 л/сек.

<**> Передвижная емкость для воды на колесном ходу.

Приложение 7

к специфическим требованиям

по обеспечению пожарной

безопасности в лесах

Форма

Паспорт пожарно-химической станции

Месторасположение станции

 

Юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство

 

Структурное подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство

 

Населенный пункт (лесной квартал)

 

Обслуживаемая территория лесного фонда

 
 

Наименование лесничества

Номера лесных кварталов

Площадь, га

общая

в том числе

лесная

покрытая лесом

нелесная

           

Список личного состава

команды пожарно-химической станции

Должность

Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется)

Квалификация

Стаж работы

Дата и номер приказа о назначении

Отметка о прохождении подготовки по тактике тушения пожаров в радиационных зонах и вне этих зон

Дата и номер приказа об увольнении или переводе

             

 

Перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств

транспорта и связи, постоянно закрепленных

за пожарно-химической станцией

 

Наименование

Тип, марка

Номера

Год выпуска

Дата поступления на пожарно-химическую станцию

Отметка о проводившихся ремонтах

Основание и дата исключения из перечня

двигателя

шасси

рамы

                 
                 

Перечень тракторов, автомобилей и другой техники,

закрепляемых на пожароопасный сезон с других работ

Наименование

Тип, марка

Номера

Год выпуска

Основание и дата поступления на пожарно-химическую станцию

Отметка о проводившихся ремонтах

Основание и дата исключения из перечня

двигателя

шасси

рамы

                 
                           

Сведения о закреплении пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи за личным составом команды

Наименование

Тип, марка

Номера

Год выпуска

Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) и должность члена команды, за которым закреплены техника, оборудование и иное

Дата изъятия закрепленных техники, оборудования и иного

Примечание (отметка о состоянии закрепленных техники, оборудования и иного)

двигателя

шасси

рамы

                 

 

Учет огнетушащих веществ и смачивателей

Наименование
огнетушащего вещества и смачивателя

Дата
поступления

Расход

Остаток на конец месяца

Результаты проверки пригодности огнетушащего вещества при хранении

         

Учет инструктажа, технической учебы и тренировок,
проведенных с личным составом пожарно-химической станции

Дата

Тема, отрабатываемые вопросы

Количество часов

Фамилия, инициалы лиц, присутствующих на занятии (тренировке)

Должность и роспись лица, проводившего занятие (тренировку)

         

Сведения о работах пожарно-химической станции
за _____________ 20__ г.

Показатели

Дни месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и иные

1. Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (лесных участков)

                     

2. Количество дежуривших членов команды

                     

3. Количество выездов и их общая продолжительность:

                     

3.1. на тушение пожара

                     

3.2. на патрулирование

                     

3.3. учебно-тренировочный выезд

                     

3.4. прочее

                     

4. Количество членов команды, участвовавших в выезде

                     

5. Количество пожаров, возникших на обслуживаемой пожарно-химической станцией территории/площадь пожара, га

                     

6. Количество пожаров, потушенных силами пожарно-химической станции/площадь пожара, га

                     

7. Количество пожаров вне обслуживаемой пожарно-химической станцией территории, на которые привлекались силы и средства пожарно-химической станции/площадь пожара, га

                     

Учет работы личного состава пожарно-химической станции
за ______________ 20__ г.

Фамилия, имя, отчество
(если таковое имеется)

Отработано чел./дней

всего

в том числе

на работах по тушению пожаров

техническая учеба и тренировки

на работах по противопожарному обустройству леса

на других работах

           

nefox