Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.2019 N 722 утверждены Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими специфическими требованиями устанавливаются требования по обеспечению пожарной безопасности в лесном фонде Республики Беларусь.
Настоящие специфические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
2. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение настоящих специфических требований устанавливается в соответствии с законодательством.
3. Для целей настоящих специфических требований используются термины в значениях, определенных общими требованиями пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, а также следующие термины:
горимость лесов - величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей площади лесов;
класс пожарной опасности лесов по условиям погоды - относительная оценка степени пожарной опасности лесов, обусловленная погодой, при неизменных пожарных особенностях охраняемой территории и источников огня;
костер - контролируемый огонь, представляющий собой горящие материалы, сложенные в кучу;
лесной пожар - пожар, распространяющийся по лесным и нелесным землям (подземный пожар), расположенным в границах лесного фонда, предоставленного для ведения лесного хозяйства;
массовое мероприятие в лесу - мероприятие, проводимое при массовом скоплении людей на землях лесного фонда;
ликвидация лесного пожара - прекращение горения на пожаре;
минерализованная полоса - искусственный противопожарный барьер, созданный путем обнажения минерального грунта;
пожароопасный сезон в лесу (далее - пожароопасный сезон) - часть календарного года, в течение которого возможно возникновение лесного пожара;
прогнозирование лесных пожаров - определение вероятности возникновения и распространения лесных пожаров на основе анализа данных их учета;
противопожарное обустройство лесного фонда - система мероприятий на территории лесного фонда, предупреждающих и ограничивающих возникновение и развитие лесных пожаров, а также способствующих их обнаружению и ликвидации;
противопожарные мероприятия - организационные меры и (или) технические средства, направленные на предотвращение возникновения и распространения пожара, а также на обеспечение его ликвидации;
противопожарный заслон - искусственный противопожарный барьер лесного пожара в виде очищенной от наземных горючих материалов полосы леса, расчлененной системой минерализованных полос и (или) дорогой;
противопожарный разрыв в лесу - искусственный противопожарный барьер в виде просеки;
профилактика лесного пожара - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и (или) предотвращение распространения лесного пожара;
стена леса - край леса, примыкающий к вырубке;
тушение пожара - процесс воздействия сил и средств с использованием методов и приемов, направленных на ликвидацию пожара.
ГЛАВА 2
ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:
- обеспечивать выполнение настоящих специфических требований;
- обеспечивать проведение противопожарного обустройства лесного фонда в соответствии с лесоустроительным проектом;
- осуществлять контроль за выполнением противопожарных мероприятий, предусмотренных технологической картой на разработку лесосеки, заготовку пней и корней;
- ежегодно обеспечивать разработку и выполнение мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону в лесном фонде;
- осуществлять ведомственный учет лесных пожаров, анализировать причины их возникновения на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры по устранению этих причин;
- информировать органы государственного пожарного надзора в случаях непроведения работ по опашке сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных земель и другими организациями земель вокруг населенных пунктов, граничащих с лесным фондом;
- привлекать силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, используемых для тушения лесных пожаров на соответствующей территории.
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие лесопользование, обязаны:
- знать и выполнять требования пожарной безопасности в лесах;
- перед получением разрешительных документов на рубки леса для проведения рубок главного пользования (сплошные рубки) и прочих рубок (за исключением уборки захламленности) разработать план противопожарных мероприятий согласно приложению 1, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса Республики Беларусь, осуществляющих заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставленных им для ведения лесного хозяйства. В данный план включаются обязательные противопожарные мероприятия по перечню согласно приложению 2, а также иные мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. Места проведения рубок леса в течение пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) обеспечиваются пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров по нормам согласно приложению 3;
- перед началом пожароопасного сезона провести инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров;
- при проведении работ в лесу хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в закрытой таре в специально отведенном месте, очищенном в пожароопасный сезон от растительного покрова и других горючих материалов;
- в случае возникновения лесного пожара принять меры по его тушению и немедленно сообщить о нем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и (или) подразделениям по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6. Начало и окончание пожароопасного сезона в зависимости от погодно-климатических условий и природной пожарной опасности лесного фонда устанавливаются приказами юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.
7. В случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения при III классе пожарной опасности лесов по условиям погоды об ограничении нахождения, а при IV и V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды - о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575, проведение на территории лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, информируют население о принятых решениях.
8. Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров в пожароопасный сезон определяются классом пожарной опасности лесов по условиям погоды согласно приложению 4.
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обеспечивают получение ежедневной информации за последние сутки и краткосрочного (до трех дней) прогноза горимости лесов по классам пожарной опасности лесов по условиям погоды.
9. Пожарно-химические станции первого и второго типов, пункты противопожарного инвентаря создаются и функционируют в соответствии с требованиями согласно приложению 5. Пожарно-химические станции и пункты противопожарного инвентаря должны быть обеспечены средствами противопожарной защиты и пожаротушения по минимальному перечню средств пожаротушения, закрепляемых за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря, согласно приложению 6. На каждую пожарно-химическую станцию составляется паспорт по форме согласно приложению 7.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ ПОЖАРООПАСНОГО СЕЗОНА
10. В пожароопасный сезон в лесах запрещается:
- оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки, горячую золу и иное);
- применять пыжи из горючего или тлеющего материала (бумаги, пакли и иного);
- оставлять промасленные или пропитанные легковоспламеняющимися, горючими жидкостями, а также иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и иное);
- заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях;
- использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- выжигать хворост, лесную подстилку, траву и другие лесные горючие материалы на землях лесного фонда;
- хранить лесную продукцию на противопожарных разрывах и заслонах, минерализованных полосах, квартальных просеках и лесохозяйственных дорогах;
- выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
- разводить костры (за исключением случаев проведения лесохозяйственных мероприятий) в хвойных несомкнувшихся лесных насаждениях и молодняках 1-го класса возраста <*>, на участках поврежденных лесных насаждений, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой. Допускается разведение костров (в том числе с использованием мангалов, барбекю, гриля, газовых плит и аналогичных приспособлений) при условии:
- их размещения на площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 метра, а также исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап деревьев, кроме запрещенных участков;
- постоянного контроля за процессом горения и обеспечения первичными средствами пожаротушения (огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент, емкости с водой). По миновании надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.
--------------------------------
<*> К несомкнувшимся лесным насаждениям относятся посадки молодых деревьев (или естественно произрастающие) высотой до 1 метра, к молоднякам 1-го класса возраста относятся насаждения от смыкания древостоев до 20 лет включительно (ориентировочно высотой до 15 метров).
11. Субъектам хозяйствования, их руководителям, должностным лицам и работникам, индивидуальным предпринимателям при обнаружении нарушений настоящих специфических требований и лесных пожаров своевременно информировать об этом юридические лица, ведущие лесное хозяйство, и (или) подразделения по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУБКИ ЛЕСА
12. При проведении сплошных рубок леса порубочные остатки укладывают в кучи (валы) или разбрасывают в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 метров от стены леса.
13. Сжигание порубочных остатков производится после пожароопасного сезона, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при I классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.
В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и (или) ее последствий в лесах допускается сжигание порубочных остатков в кучах в период пожароопасного сезона при II и III классах пожарной опасности лесов по условиям погоды с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах.
ГЛАВА 6
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАГОТОВКИ ЖИВИЦЫ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку живицы и (или) второстепенных лесных ресурсов (за исключением новогодних деревьев хвойных пород), в пожароопасный сезон обязаны:
размещать основные и промежуточные склады на площадках, очищенных от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;
содержать территорию в радиусе 50 метров от мест заготовки и хранения очищенной от древесного хлама и других посторонних горючих материалов;
проложить по границам мест заготовки и хранения минерализованную полосу (за исключением случаев, когда участки лесного фонда примыкают к пахотным, луговым землям, землям под транспортными коммуникациями (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи) и (или) водными объектами) шириной не менее 1,4 метра, а на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой и в пожароопасный сезон регулярно их подновлять по мере зарастания растительностью;
обеспечивать своими силами патрулирование мест заготовки и хранения в период пожароопасного сезона при III - V классах пожарной опасности лесов по условиям погоды в нерабочее время.
Приложение 1
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ____________________________
(наименование
_________________________________________
юридического лица, фамилия, имя, отчество
(если таковое имеется)
_________________________________________
индивидуального предпринимателя,
осуществляющих лесопользование)
__________________ ______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_________ ______________________ 20___ г.
ПЛАН
противопожарных мероприятий
___________________________________________________________________________
(место лесопользования)
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Методика выполнения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
Настоящий план подлежит обязательному исполнению. В случае неисполнения виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках).
СОГЛАСОВАНО
Руководитель _____________________________
(наименование юридического
__________________________________________
лица, ведущего лесное хозяйство)
______________ ___________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
______ ____________________________ 20__ г.
Приложение 2
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Назначение ответственных лиц за выполнение требований пожарной безопасности в лесах.
2. Проведение инструктажа о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, предупреждении возникновения и способах тушения лесных пожаров.
3. Получение в установленном порядке информации о классе пожарной опасности лесов по условиям погоды.
4. Организация связи с должностными лицами, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при необходимости с подразделениями по чрезвычайным ситуациям.
5. Разработка и утверждение в установленном порядке плана противопожарных мероприятий с обязательным приложением:
плана действий при возникновении лесного пожара;
схемы расположения объектов.
6. Обеспечение пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров в соответствии с минимальным перечнем средств пожаротушения.
7. Обустройство мест отдыха, курения, сбора мусора, производственных площадок, складов и других объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.
8. Устройство минерализованных полос в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.
Приложение 3
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
НОРМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКОЙ И СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ <*>
Единица измерения |
Количество в зависимости от площади лесосеки |
|||
до 5 га |
от 5 до 10 га |
свыше 10 га |
||
1. Емкость с водой объемом не менее 2 м3 |
штук |
- |
1 |
2 |
2. Мотопомпы (насосы) производительностью не менее 400 л/мин |
" |
- |
1 |
2 |
3. Трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.) |
" |
- |
1 |
1 |
4. Плуг ПКЛ-70 или другие почвообрабатывающие орудия |
" |
- |
1 |
1 |
5. Ствол торфяной <**> |
" |
- |
1 |
2 |
6. Пожарные напорные рукава диаметром не менее 51 мм |
погонных метров |
- |
100 |
200 |
7. Ранцевый лесной опрыскиватель |
штук |
2 |
3 |
5 |
8. Бензопила (пилы поперечные) |
" |
1 |
2 |
3 |
9. Ведро объемом не менее 10 л |
" |
- |
1 |
2 |
10. Лопата |
" |
2 |
4 |
7 |
11. Топор |
" |
2 |
3 |
4 |
--------------------------------
<*> Пожарную технику и средства для тушения лесных пожаров следует размещать на лесосеке при проведении работ в течение всего пожароопасного сезона (за исключением случаев установления I класса пожарной опасности лесов по условиям погоды) в обязательном порядке. При этом не должна использоваться пожарная техника, закрепленная за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря.
При наличии автомобильных пожарных цистерн с общей емкостью не менее 2 м3 оснащение техникой и оборудованием, указанными в пунктах 1 - 4 настоящего приложения, не обязательно.
<**> Для лесосек, расположенных на торфяниках.
Приложение 4
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
РАБОТЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПО ОХРАНЕ ЛЕСНОГО ФОНДА ОТ ПОЖАРОВ
Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (горимости) |
Комплексный показатель |
Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уполномоченных государственных органов (организаций) по охране лесного фонда от пожаров |
I |
до 150 (полная негоримость) |
наземное маршрутное патрулирование лесного фонда проводится в местах огнеопасных работ для осуществления надзора за пожарной безопасностью. Авиационное патрулирование лесов не проводится. Могут проводиться разовые полеты для контроля за состоянием действующих лесных пожаров и оказания помощи в их тушении, а также полеты для контроля за соблюдением настоящих специфических требований в местах огнеопасных работ. Дежурство в установленных местах осуществляется при необходимости с 11 до 17 часов. Команды авиационной охраны лесов, если они не заняты тушением лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах |
II |
151 - 500 (слабая горимость) |
наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности, а также в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии лесных пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Осуществляется наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах с 11 до 17 часов |
III |
501 - 4000 (средняя горимость) |
наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I - III классам пожарной опасности, и усиливается на участках лесных работ и в местах, посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится 1 - 2 раза в течение дня с 10 до 17 часов по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах осуществляется с 10 до 19 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, находятся в местах оповещения. Средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть проверены и приведены в состояние готовности. Проводится агитационная и разъяснительная работа по бережному отношению к лесам, осторожному обращению с огнем и ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения об ограничении нахождения на территории лесного фонда, въезда на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведения на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях |
IV |
4001 - 10 000 (высокая горимость) |
наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 8 до 20 часов на участках лесных работ, а также в местах, посещаемых населением, независимо от их отнесения к классам пожарной опасности лесных участков. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 2 раз в день с 10 до 19 часов по каждому маршруту. Команды авиационного маршрутного патрулирования находятся в состоянии готовности к вылету и участию в тушении лесных пожаров. Наблюдение за возгоранием лесов осуществляется в течение светового дня, дежурство в установленных местах проводится с 8 до 20 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, другие формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности к использованию юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о высокой горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом организуют дежурство руководителей и инженерно-технических работников, непосредственно ведающих вопросами охраны лесов, в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях |
V |
более 10 000 (чрезвычайная горимость) |
все внимание юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, иных организаций должно быть направлено на охрану лесов от пожаров. Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится в течение всего светового дня, а в местах с высокой вероятностью возгораний - круглосуточно. Для усиления наземного маршрутного патрулирования привлекаются рабочие и служащие юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 3 раз в течение дня по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах проводится так же, как и при IV классе пожарной опасности лесов по условиям погоды. Для обеспечения наземного маршрутного патрулирования дополнительно привлекается техника с производственных работ. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, нештатные формирования и средства противопожарной защиты и пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности. Численность команд авиационного маршрутного патрулирования увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке маневрирования. Команды авиационного маршрутного патрулирования, кроме отдельных их бригад, которые находятся в полете или на тушении лесных пожаров, должны быть в полной готовности к немедленному вылету и участию в тушении лесных пожаров юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов оповещают юридические лица, привлекаемые к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории, о чрезвычайной горимости лесов и приведении в состояние готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров на соответствующей территории организуют передачу сообщений о пожарной опасности в лесу, установленных запретах, ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в средствах массовой информации, общественных местах и на транспорте доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены запреты, режиме их охраны и использования путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, средствах массовой информации, установки информационных знаков или иным общедоступным способом организуют на весь период сохранения чрезвычайной пожарной опасности круглосуточное дежурство ответственных работников местные исполнительные и распорядительные органы в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимают решения о введении запрета на нахождение на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов, осуществляющих контроль в соответствии со статьей 106 Лесного кодекса Республики Беларусь, а также сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях |
Приложение 5
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
ТРЕБОВАНИЯ
К СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И ПУНКТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ
1. Пожарно-химические станции <*> создаются двух типов: первого (пожарно-химическая станция-1) и второго (пожарно-химическая станция-2).
--------------------------------
<*> Пожарно-химической станцией является подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство, оснащенное пожарной техникой, средствами пожаротушения и связи, организуемое для ликвидации лесных пожаров.
2. Пожарно-химическая станция-1 создается при структурных подразделениях юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда до 20 тыс. гектаров.
3. Пожарно-химическая станция-2 создается при юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, и оснащается средствами пожаротушения. Ее задачей является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда свыше 20 тыс. гектаров, а также оказание помощи пожарно-химической станции-1 в тушении крупных лесных пожаров в лесном фонде соответствующих юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.
4. С учетом месторасположения наиболее уязвимых с точки зрения формирования масштабных чрезвычайных ситуаций территорий возможных очагов крупных лесных пожаров в лесном фонде (большие массивы лесных культур и молодняков хвойных пород, торфоразработки, крупные болота верхового типа, зоны интенсивной рекреации и иное) государственным производственным лесохозяйственным объединениям республиканского органа государственного управления по лесному хозяйству рекомендуется на их базе (в пределах области) создать сеть укрупненных пожарно-химических станций-2.
5. Пожарно-химические станции размещаются в существующих административных, хозяйственных зданиях либо строятся в непосредственной близости от них. Помещения пожарно-химических станций должны обеспечивать надлежащие условия для хранения средств противопожарной защиты и пожаротушения, а также сосредоточения сил пожаротушения в период пожароопасного сезона.
6. Пожарно-химические станции должны иметь устойчивую связь (радиосвязь, сотовая и проводная связь) с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, их структурными подразделениями и подразделениями по чрезвычайным ситуациям.
7. При структурных подразделениях юридического лица, ведущего лесное хозяйство, не имеющих пожарно-химической станции, создаются пункты противопожарного инвентаря.
8. Оснащение пожарно-химической станции и пункта противопожарного инвентаря средствами пожаротушения организует руководитель юридического лица, ведущего лесное хозяйство.
9. Руководство деятельностью пожарно-химической станции, а также непосредственный контроль за состоянием, хранением и использованием закрепленных за пожарно-химической станцией и пунктом противопожарного инвентаря средств противопожарной защиты и пожаротушения осуществляет начальник пожарно-химической станции или инженер по охране и защите леса (для пожарно-химической станции-2), руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство (для пожарно-химической станции-1, пункта противопожарного инвентаря). При каждой пожарно-химической станции организуется лесопожарная команда. Начальником пожарно-химической станции или инженером по охране и защите леса устанавливаются обязанности членов лесопожарной команды, распределяются и закрепляются транспорт, средства противопожарной защиты и пожаротушения. Руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, из числа должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, и рабочих структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, формирует лесопожарные бригады, которые при необходимости самостоятельно тушат лесные пожары.
10. Работа на пожарно-химических станциях имеет сезонный характер и регламентируется классом пожарной опасности лесов по условиям погоды. Она завершается после окончания пожароопасного сезона, когда средства противопожарной защиты и пожаротушения подготовлены к зимнему хранению.
11. Регламент работы пожарно-химических станций:
в периоды I и II классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах оповещения, занимаются подготовкой техники и снаряжения, другими мероприятиями по охране лесов, направленными на повышение готовности к пожаротушению;
в период III класса пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в полной готовности к немедленному выезду на лесной пожар. Оборудование, противопожарный инвентарь и иные средства противопожарной защиты и пожаротушения должны быть погружены на транспортные средства. Самоходная пожарная техника находится в полной готовности к выезду на лесной пожар;
в периоды IV и V классов пожарной опасности лесов по условиям погоды должностные лица лесопожарной команды, другие привлекаемые работники, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах дежурства. Использование должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, на работах, не связанных с тушением лесных пожаров, категорически запрещается;
по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в периоды, не опасные в пожарном отношении (I класс пожарной опасности лесов по условиям погоды), должностные лица лесопожарной команды могут привлекаться к выполнению профилактических и других противопожарных мероприятий на территории лесного фонда.
12. Должностные лица лесопожарных команд и бригад обязаны:
ежегодно проходить курс обучения по вопросам тактики и техники тушения лесных пожаров, ориентированию на местности;
знать способы и средства противопожарной защиты и пожаротушения лесных пожаров, иметь практические навыки применения средств противопожарной защиты и пожаротушения, в том числе машин, мотопомп и других механизмов;
выполнять регламент работы пожарно-химической станции в зависимости от класса пожарной опасности лесов по условиям погоды;
при поступлении сигнала о пожаре в лесном фонде по команде уполномоченного должностного лица незамедлительно выезжать на место лесного пожара и выполнять распоряжения руководителя работ по тушению лесного пожара;
при тушении лесных пожаров не оставлять своего места без разрешения руководителя работ по тушению лесного пожара, за исключением случаев получения травм, ожогов, ранений или отравлений дымом, а также случаев, создающих угрозу для жизни работника (окружение огнем), предупредив об этом руководителя работ по тушению лесного пожара;
уметь оказывать себе и другим первую помощь при ранениях, травмах, ожогах и отравлении дымом;
поддерживать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и пожаротушения;
по распоряжению уполномоченного должностного лица выполнять работы по подготовке и мелкому ремонту средств противопожарной защиты и пожаротушения.
13. За каждым пожарным автомобилем или другим приравненным к нему техническим средством приказом юридического лица, ведущего лесное хозяйство, закрепляются водитель и рабочий, которые в установленном порядке должны проходить подготовку по вопросам эксплуатации закрепленной техники, тактики и техники тушения лесных пожаров.
14. Водитель пожарного автомобиля обязан:
по распоряжению уполномоченного должностного лица выезжать на закрепленной машине к лесному пожару и выполнять указания руководителя работ по тушению лесного пожара;
хорошо знать закрепленную за ним пожарную технику и умело использовать ее на работах по тушению лесных пожаров;
своевременно производить уход, техническое обслуживание и ремонт закрепленной за ним техники;
обеспечивать постоянную готовность техники к выезду на лесной пожар;
при необходимости знать и выполнять обязанности радиооператора при работе со средствами радиосвязи.
15. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и которые непосредственно занимаются вопросами охраны лесов, в исключительных случаях и при соответствующей подготовке по распоряжению руководителя (лица, его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, могут привлекаться для тушения пожаров в жилых домах, на производственных объектах, находящихся на территории обслуживания пожарно-химической станции.
16. Перед началом пожароопасного сезона проводятся учебно-тренировочные выезды лесопожарных команд для отработки взаимодействия при использовании средств и методов тушения лесных пожаров и составляется акт готовности сил и средств противопожарной защиты и пожаротушения к предстоящему пожароопасному сезону, утверждаемый руководителем юридического лица, ведущего лесное хозяйство.
Приложение 6
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЯЕМЫХ ЗА ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКОЙ СТАНЦИЕЙ И ПУНКТОМ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНВЕНТАРЯ
Наименование средств пожаротушения |
Единица измерения |
Количество инвентаря для |
||
пункта противопожарного инвентаря |
пожарно-химической станции-1 |
пожарно-химической станции-2 |
||
1. Пожарный автомобиль <*> емкостью не менее 1,5 м3 |
штук |
- |
1 |
2 |
2. Прицепная цистерна <**> или емкость объемом не менее 0,7 м3 |
" |
1 |
- |
- |
3. Колесный трактор мощностью не менее 60 кВт (81 л.с.) |
" |
1 |
1 |
- |
4. Плуг |
" |
1 |
1 |
- |
5. Мотопомпы (насосы) производительностью: |
||||
100 л/мин |
" |
1 |
1 |
2 |
400 л/мин |
" |
- |
2 |
3 |
6. Бензопила мощностью не менее 2 кВт |
" |
1 |
1 |
1 |
7. Зажигательный аппарат (паяльная лампа) |
" |
2 |
3 |
5 |
8. Ранцевый лесной огнетушитель |
" |
10 |
15 |
25 |
9. Радиостанция |
" |
2 |
3 |
5 |
10. Пожарные напорные рукава: |
||||
диаметром 77 мм |
погонных метров |
- |
100 |
300 |
диаметром 51 мм |
" |
200 |
300 |
600 |
11. Ствол ручной |
штук |
2 |
4 |
8 |
12. Ствол торфяной (глубинный) при необходимости |
" |
1 |
2 |
4 |
13. Разветвление трехходовое |
" |
1 |
2 |
3 |
14. Головки соединительные переходные |
" |
2 |
4 |
6 |
15. Ведро металлическое объемом 10 л |
" |
2 |
3 |
6 |
16. Топор |
" |
5 |
5 |
10 |
17. Лопата |
" |
25 |
50 |
70 |
18. Аптечка с медикаментами |
" |
1 |
2 |
4 |
19. Канистра или бидон для воды объемом 20 л |
" |
1 |
1 |
3 |
20. Огнетушащее вещество для борьбы с лесными пожарами |
килограммов |
- |
200 |
300 |
21. Комплект огнезащитной одежды |
штук |
3 |
не менее числа членов команд пожарно-химической станции |
|
22. Средства защиты глаз и органов дыхания (защитные очки, респираторы и другое) |
" |
3 |
" |
--------------------------------
<*> Пожарные автоцистерны и автонасосы, другие автомобили, колесные тракторы и агрегаты, оборудованные насосами для подачи воды и других огнетушащих средств, производительностью не менее 20 л/сек.
<**> Передвижная емкость для воды на колесном ходу.
Приложение 7
к специфическим требованиям
по обеспечению пожарной
безопасности в лесах
Паспорт пожарно-химической станции
Месторасположение станции |
|||||
Юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство |
|||||
Структурное подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство |
|||||
Населенный пункт (лесной квартал) |
|||||
Обслуживаемая территория лесного фонда |
|||||
Наименование лесничества |
Номера лесных кварталов |
Площадь, га |
|||
общая |
в том числе |
||||
лесная |
покрытая лесом |
нелесная |
|||
Список личного состава команды пожарно-химической станции |
||||||
Должность |
Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) |
Квалификация |
Стаж работы |
Дата и номер приказа о назначении |
Отметка о прохождении подготовки по тактике тушения пожаров в радиационных зонах и вне этих зон |
Дата и номер приказа об увольнении или переводе |
Перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи, постоянно закрепленных за пожарно-химической станцией |
|||||||||||||
Наименование |
Тип, марка |
Номера |
Год выпуска |
Дата поступления на пожарно-химическую станцию |
Отметка о проводившихся ремонтах |
Основание и дата исключения из перечня |
|||||||
двигателя |
шасси |
рамы |
|||||||||||
Перечень тракторов, автомобилей и другой техники, закрепляемых на пожароопасный сезон с других работ |
|||||||||||||
Наименование |
Тип, марка |
Номера |
Год выпуска |
Основание и дата поступления на пожарно-химическую станцию |
Отметка о проводившихся ремонтах |
Основание и дата исключения из перечня |
|||||||
двигателя |
шасси |
рамы |
|||||||||||
Сведения о закреплении пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта и связи за личным составом команды |
||||||||
Наименование |
Тип, марка |
Номера |
Год выпуска |
Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) и должность члена команды, за которым закреплены техника, оборудование и иное |
Дата изъятия закрепленных техники, оборудования и иного |
Примечание (отметка о состоянии закрепленных техники, оборудования и иного) |
||
двигателя |
шасси |
рамы |
||||||
Учет огнетушащих веществ и смачивателей |
||||
Наименование |
Дата |
Расход |
Остаток на конец месяца |
Результаты проверки пригодности огнетушащего вещества при хранении |
Учет инструктажа, технической учебы и тренировок, |
||||
Дата |
Тема, отрабатываемые вопросы |
Количество часов |
Фамилия, инициалы лиц, присутствующих на занятии (тренировке) |
Должность и роспись лица, проводившего занятие (тренировку) |
Сведения о работах пожарно-химической станции |
|||||||||||
Показатели |
Дни месяца |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и иные |
|
1. Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (лесных участков) |
|||||||||||
2. Количество дежуривших членов команды |
|||||||||||
3. Количество выездов и их общая продолжительность: |
|||||||||||
3.1. на тушение пожара |
|||||||||||
3.2. на патрулирование |
|||||||||||
3.3. учебно-тренировочный выезд |
|||||||||||
3.4. прочее |
|||||||||||
4. Количество членов команды, участвовавших в выезде |
|||||||||||
5. Количество пожаров, возникших на обслуживаемой пожарно-химической станцией территории/площадь пожара, га |
|||||||||||
6. Количество пожаров, потушенных силами пожарно-химической станции/площадь пожара, га |
|||||||||||
7. Количество пожаров вне обслуживаемой пожарно-химической станцией территории, на которые привлекались силы и средства пожарно-химической станции/площадь пожара, га |
Учет работы личного состава пожарно-химической станции
|
|||||
Фамилия, имя, отчество |
Отработано чел./дней |
||||
всего |
в том числе |
||||
на работах по тушению пожаров |
техническая учеба и тренировки |
на работах по противопожарному обустройству леса |
на других работах |
||