Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления охраной труда, которые применимы к организациям любого типа и размера. Модель системы управления охраной труда, используемая в настоящем стандарте, показана на рисунке. Успех системы зависит от обязательств, принятых на всех уровнях управления и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Внедрение такой системы позволит организации сформулировать политику в области охраны труда, установить цели и процессы для выполнения обязательств, предусмотренных политикой, а также осуществить мероприятия для улучшения результативности и продемонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Следует иметь в виду, что многие из требований настоящего стандарта могут рассматриваться или пересматриваться в любое время.
Введение
Организации все более заинтересованы в достижении и демонстрации весомой результативности в области охраны труда за счет управления рисками в соответствии с политикой и целям в области охраны труда. Осуществляется это в условиях развития экономической политики и других мер, направленных на надлежащее выполнение мероприятий по охране труда, а также в условиях общего роста заинтересованности вопросами охраны труда.
Многие организации проводят анализы или аудиты в области охраны труда, чтобы оценить результативность системы управления охраной труда. Однако сами по себе эти анализы и аудиты недостаточны для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что результативность системы управления охраной труда не только отвечает, но и в дальнейшем будет отвечать требованиям, предусмотренным законодательством и политикой в области охраны труда. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках структурированной системы управления, интегрированной в управление организацией.
Стандарты по системам управления охраной труда предназначены для обеспечения организаций элементами результативной системы управления охраной труда, которые могут быть интегрированы с другими элементами управления для содействия организациям в достижении целей в области охраны труда, а также экономических целей. Стандарты по системам управления охраной труда не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо для изменения обязательств, налагаемых на организации законодательством.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления охраной труда, которые применимы к организациям любого типа и размера. Модель системы управления охраной труда, используемая в настоящем стандарте, показана на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, принятых на всех уровнях управления и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Внедрение такой системы позволит организации сформулировать политику в области охраны труда, установить цели и процессы для выполнения обязательств, предусмотренных политикой, а также осуществить мероприятия для улучшения результативности и продемонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Следует иметь в виду, что многие из требований настоящего стандарта могут рассматриваться или пересматриваться в любое время.
Второе издание настоящего стандарта подготовлено в развитие первого издания, а также в нем учтены соответствующие положения СТБ ISO 9001, СТБ ИСО 14001, [1] и других стандартов по системам управления для улучшения совместимости этих стандартов в интересах пользователей.
Существует важное различие между настоящим стандартом, который устанавливает требования к системе управления охраной труда организации и может быть использован для сертификации и/или самодекларирования системы управления охраной труда, и руководящими указаниями, непригодными для целей сертификации и предназначенными для оказания помощи организации при разработке, внедрении и совершенствовании системы управления охраной труда. Управление охраной труда охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления охраной труда.
Рисунок 1 – Модель системы управления охраной труда, используемая в настоящем стандарте
Примечание – Настоящий стандарт основан на методологии, известной как Plan-Do-Check-Act (PDCA). Кратко PDCA может быть описана следующим образом:
– планирование – установление целей и процессов, необходимых для получения результатов в соответствии с политикой организации в области охраны труда;
– осуществление – реализация процессов;
– проверка – мониторинг и оценка процессов по отношению к политике в области охраны труда, целям, задачам, законодательным и другим требованиям, а также запись результатов;
– действие – осуществление мероприятий по непрерывному улучшению результативности охраны труда.
Многие организации управляют своими операциями с помощью системы процессов и их взаимодействий, которая называется «процессный подход». СТБ ISO 9001 рекомендует применять процессный подход. Поскольку PDCA применим ко всем процессам, то обе методологии совместимы.
Настоящий стандарт содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективному аудиту; стандарт не устанавливает абсолютных требований к результативности охраны труда, за исключением содержащихся в политике в области охраны труда обязательств по соответствию законодательным и другим требованиям, распространяющимся на организацию, обязательств по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательств по постоянному улучшению. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но имеющие различную результативность в области охраны труда, могут соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт не содержит требований, характерных для других систем управления, например требований к управлению качеством, окружающей средой, безопасностью, финансовыми ресурсами, хотя элементы системы управления охраной труда могут быть согласованы или интегрированы с соответствующими элементами других систем управления. Организация может использовать свои существующие системы управления при разработке системы управления охраной труда, соответствующей требованиям настоящего стандарта. Следует отметить, что применение различных элементов системы управления может отличаться в зависимости от поставленных целей и вовлеченных заинтересованных сторон.
Уровень детализации и сложности системы управления охраной труда, объем документации и затрачиваемых на нее ресурсов зависит от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, изготавливаемая продукция или оказываемые услуги.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Системы управления охраной труда
Требования
сістэмы кіравання аховай працы
Патрабаванні
occupational health and safety management systems
Requirements
Дата введения 2009-10-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления охраной труда с целью оказания помощи организациям в управлении рисками и повышении результативности данного управления. Стандарт не устанавливает конкретных критериев результативности системы управления охраной труда и не содержит указаний по ее разработке.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая намерена:
а) разработать систему управления охраной труда для устранения или минимизации рисков для работающих (работников) и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям, связанным с деятельностью организации;
б) внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему управления охраной труда;
в) удостовериться, что система отвечает требованиям политики в области охраны труда, разработанной организацией;
г) продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем:
1) проведения самооценки и самодекларирования, или
2) получения подтверждения своего соответствия сторонами, заинтересованными деятельностью организации, такими как заказчики, или
3) получения подтверждения самодекларирования внешней стороной, или
4) проведения сертификации системы управления охраной труда внешней организацией.
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе управления охраной труда. Степень их применения зависит от таких факторов, как политика в области охраны труда организации, характер ее деятельности, риски и сложность процессов.
Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы из сферы безопасности и здоровья, как программы оздоровления сотрудников, безопасность продукции, нанесение вреда имуществу или окружающей среде.
2 Нормативные ссылки
СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования
СТБ ИСО 14001-2005 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА) по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины, установленные в СТБ ИСО 9000, СТБ ИСО 14001, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить с учетом своих обязательств по соблюдению применимых законодательных требований и собственной политики в области охраны труда (3.14).
3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс улучшения системы управления охраной труда (3.11) с целью повышения результативности охраны труда (3.13) в соответствии с политикой в области охраны труда (3.14) организации (3.15).
Примечания
1 Одновременность проведения процесса во всех сферах деятельности не обязательна.
2 Согласовано с СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.2.
3.3 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.9) или другой нежелательной ситуации.
Примечания
1 У несоответствия может быть несколько причин.
2 Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события тогда, как предупреждающее действие (3.16) используется для предотвращения возникновения события.
[СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.5]
3.4 опасность (hazard): Источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего.
3.5 идентификация опасности (hazard identification): Установление наличия опасности (3.4) и определение ее характеристик [2].
3.6. профессиональное заболевание (occupational disease): Хроническое или острое заболевание работающего, вызванное воздействием на него вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
3.7. несчастный случай на производстве (occupational accident): Событие, в результате которого работающий получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей как на территории работодателя, так и в ином мете, где работающий находился в связи с работой или совершал действия в интересах работодателя, либо во время следования на транспорте, предоставленном работодателем, к месту работы или с работы, и которое повлекло необходимость перевода работающего на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
3.8 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц на рабочем месте (3.21) или вне его, которые заинтересованы в результативности охраны труда (3.13) в организации (3.15).
3.9 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
[СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.2; СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.15]
Примечание – Несоответствие может быть любым отклонением от:
- требований технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов, стандартов организации, технологической документации, правил, установленных процедур, законодательных требований и др.;
- требований системы управления охраной труда (3.11).
3.10 охрана труда (occupational health and safety): система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства [2].
3.11 система управления охраной труда (occupational health and safety management system): Часть системы управления организации (3.15), предназначенная для реализации политики в области охраны труда (3.14) организации, а также для управления рисками (3.19).
Примечания
1 Система управления – это комплекс взаимосвязанных элементов, используемых для реализации политики и целей в определенной области.
2 Система управления включает планирование (включая, например, оценку рисков и определение целей), ответственность, технологии, процедуры (3.17), процессы и ресурсы.
3 Согласовано с СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.8.
3.12 цель в области охраны труда (occupational health and safety objective): Цель, устанавливаемая в организации (3.15) для достижения результативности охраны труда (3.13).
Примечания
1 Цели должны быть по возможности выражены количественно.
2 В соответствии с 4.3.3 цели в области охраны труда должны быть согласованы с политикой в области охраны труда (3.14).
3.13 результативность охраны труда (occupational health and safety performance): Результаты управления организацией (3.15) рисками (3.19).
Примечания
1 Оценка результативности охраны труда включает оценку результативности мер управления.
2 В контексте систем управления охраной труда (3.11) результаты также могут быть оценены в отношении степени реализации политики в области охраны труда (3.14) организации (3.15), ее целей (3.12) и других требований результативности охраны труда.
3.14 политика в области охраны труда (occupational health and safety policy): Официально выраженные высшим руководством общие намерения и направления деятельности организации (3.15), связанные с результативностью охраны труда (3.13).
Примечания
1 Политика в области охраны труда обеспечивает основу для деятельности и установления целей в области охраны труда (3.12).
2 Согласовано с СТБ ИСО 14001 (терминологическая статья 3.11).
3.15 организация (organization): Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [3].
3.16 предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (3.9) или другой потенциально нежелательной ситуации.
Примечания
1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин.
2 Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие (3.3) – для предотвращения повторного возникновения события.
[СТБ ИСО 9000, терминологическая статья 3.6.4]
3.17 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Примечание – Процедуры могут быть документально оформленными или нет.
3.18 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
[СТБ ИСО 14001, терминологическая статья 3.20].
3.19 риск (risk): Сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия(й) и тяжести травмы или профессионального заболевания (3.6), причиной которого может быть это событие или воздействие(я).
Примечания
1 В контексте настоящего стандарта риск включает профессиональный риск и иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности.
2 Профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспосбности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов [2].
3 Иной риск, связанный с осуществлением трудовой деятельности, - вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате деятельности подрядных организаций, поставщиков, других работающих, заказчиков, клиентов и т.д.
3.20 оценка риска (risk assessment): Весь процесс оценки величины риска (3.19) и принятия решения, является ли риск приемлемым (3.1) с учетом осуществляемых мер управления.
3.21 рабочее место (workplace): Место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Примечание – При рассмотрении рабочего места организация (3.15) должна принимать во внимание
возможность нахождения работающего в командировке, перемещение его на транспорте, а также работы в помещении клиента или заказчика или дома.
4 Требования к системе управления охраной труда
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему управления охраной труда в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также определить механизмы выполнения этих требований.
Организация должна определить и документально оформить область применения своей системы управления охраной труда.
4.2 Политика в области охраны труда
Высшее руководство организации должно определить и разъяснить политику организации в области охраны труда и гарантировать, что в установленной области применения системы управления охраной труда политика:
а) соответствует характеру и масштабу рисков, существующих в организации;
б) включает обязательства по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по постоянному улучшению системы управления охраной труда и ее результативности;
в) включает обязательства соответствовать применимым требованиям законодательных и другим нормативных правовых актов, ТНПА в области охраны труда, которые организация обязуется выполнять;
г) обеспечивает основу для установления и анализа целей в области охраны труда;
д) документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии;
е) доведена до сведения всех работников организации с целью уведомления об их индивидуальных обязательствах в области охраны труда;
ж) доступна для заинтересованных сторон;
з) периодически анализируется для гарантии того, что политика остается актуальной и подходящей для организации.
4.3 Планирование
4.3.1 Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуры для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и определения необходимых мер управления.
Процедуры для идентификации опасностей и оценки рисков должны учитывать:
а) плановые и внеплановые виды деятельности;
б) деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту;
в) поведение людей, их возможности и другие человеческие факторы;
г) опасности, источник которых не связан с рабочим местом, но которые способны отрицательно воздействовать на здоровье и безопасность лиц, находящихся на данном рабочем месте;
д) инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные как самой организацией, так и другими организациями;
е) изменения или предполагаемые изменения в организации, ее деятельности, технологических процессах, оборудовании или материалах;
ж) изменение системы управления охраной труда, включая временные изменения, и их влияние на операции, процессы и деятельность;
з) любые применимые правовые обязательства, касающиеся оценки рисков и внедрения необходимых мер управления;
и) конструктивное исполнение установок, машин/оборудования, организацию рабочих мест и участков, технологических процессов с учетом возможностей работников.
Методология процесса идентификации опасностей и оценки рисков должна:
а) быть определена с учетом области применения, характера и сроков для придания ей характера предупреждающего, а не реагирующего;
б) обеспечить идентификацию, ранжирование, документальное оформление рисков и использование соответствующих мер управления.
Для управления изменениями организация должна определить опасности и риски, связанные с изменениями в организации или ее видах деятельности до введения этих изменений.
Организация должна гарантировать, что результаты этой оценки принимаются во внимание при определении мер управления.
При определении мер управления или при рассмотрении изменений существующих мер управления следует учитывать следующую иерархию мер по сокращению рисков:
а) устранение;
б) замену;
в) технические меры;
г) предупреждение и/или административные меры управления;
д) средства индивидуальной защиты.
Организация должна документально оформлять и обновлять результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления.
Организация должна гарантировать, что риски и установленные меры управления рассматриваются при разработке, внедрении и функционировании системы управления охраной труда.
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации и обеспечения доступа к законодательным и другим требованиям в области охраны труда, распространяющимся на организацию.
Организация должна гарантировать, что данные законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, учтены при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления охраной труда.
Организация должна обновлять эту информацию.
Организация должна доводить соответствующую информацию по законодательным и другим требованиям работникам, а также другим соответствующим заинтересованным сторонам.
4.3.3 Цели и программа(ы)
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели в области охраны труда для соответствующих подразделений и уровней в рамках организации.
Цели должны быть по возможности выражены количественно и согласованы с политикой в области охраны труда, включая обязательства по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по соблюдению применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также по постоянному улучшению результативности охраны труда.
При определении и анализе целей организация должна учитывать законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также риски, существующие в организации. Она также должна рассматривать технологические возможности, свои финансовые, эксплуатационные и коммерческие требования, а также мнение соответствующих заинтересованных сторон.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) для достижения ее целей. Программа(ы) как минимум должна включать:
а) распределение ответственности и полномочий для достижения целей в соответствующих подразделениях и уровнях управления организации;
б) мероприятия и сроки достижения целей.
Программа(ы) должна регулярно анализироваться через запланированные интервалы времени и при необходимости корректироваться для обеспечения достижения целей.
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия
Высшее руководство должно взять на себя полную ответственность за охрану труда и систему управления охраной труда.
Высшее руководство должно демонстрировать свои обязательства путем:
а) обеспечения ресурсов, достаточных для разработки, внедрения, функционирования и улучшения системы управления охраной труда.
Примечание – Ресурсы включают трудовые ресурсы со специализированными навыками, инфраструктуру организации, технологии и финансовые ресурсы;
б) определения обязанностей, распределения ответственности и делегирования полномочий для облегчения результативного управления охраной труда; обязанности, ответственность и полномочия должны быть документально оформлены и доведены до сведения соответствующих работников.
Организация должна назначить уполномоченного представителя высшего руководства с особой ответственностью за охрану труда (независимо от других обязанностей), с установленными функциями и полномочиями для обеспечения того, чтобы:
а) система управления охраной труда была разработана, внедрена и функционировала в соответствии с настоящим стандартом;
б) отчеты о результативности системы управления охраной труда представлялись высшему руководству для анализа и в качестве основы для улучшения системы управления охраной труда.
Примечание – Назначенный высшим руководством представитель (например, в больших организациях член совета директоров или исполнительного комитета) может делегировать часть своих обязанностей подчиненному(ым) представителю(ям) руководства, сохраняя при этом ответственность.
Назначенный уполномоченный представитель высшего руководства должен быть известен всем работникам организации.
Работники, наделяемые полномочиями, должны нести ответственность за постоянное улучшение результативности охраны труда.
Организация должна гарантировать, что работники несут ответственность за аспекты охраны труда, которыми они могут управлять, включая соблюдение применяемых требований по охране труда.
4.4.2 Компетентность, обучение и осведомленность
Организация должна обеспечить, чтобы все работники, которые могут влиять на охрану труда, являлись компетентными на основании соответствующего образования, обучения или опыта работы. В организации должны вестись соответствующие записи, касающиеся компетентности, обучения и осведомленности. Организация должна определить необходимость в обучении работников, связанном с функционировании системы управления охраной труда. Организация должна предусматривать обучение или предпринимать при необходимости другие действия, оценивать результативность обучения или других предпринятых действий, а также сохранять записи, связанные с ними.
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы), которая(ые) даст возможность работникам понимать:
а) последствия, реальные или потенциальные, от несоблюдения требований охраны труда при осуществлении ими трудовой деятельности, их поведения;
б) свою роль и ответственность, а также важность достижения соответствия политике в области охраны труда, процедурам, требованиям системы управления охраной труда, включая требования, связанные с подготовленностью к аварийным ситуациям и реагированию на них (см. 4.4.7);
в) потенциальные последствия отклонений от установленных процедур.
Процедуры по обучению должны учитывать различные уровни:
а) ответственности, способностей, языковых навыков и образованности; и
б) риска.
4.4.3 Обмен информацией, участие и консультирование
4.4.3.1 Обмен информацией
С учетом имеющихся опасностей и разработанной системы управления охраной труда организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для:
а) внутреннего обмена информацией между различными подразделениями и уровнями управления организации;
б) обмена информацией с подрядчиками и лицами, командированными для выполнения работ на территории организации;
в) получения, документального оформления и реагирования на соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон.
4.4.3.2 Участие и консультирование
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы), обеспечивающую(ие):
а) участие работников в управлении охраной труда путем их:
- вовлечения в идентификацию опасностей, оценку рисков и определение мер управления;
- вовлечения в расследование несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
- вовлечения в разработку и анализ политики и целей в области охраны труда;
- консультирования по поводу любых изменений, влияющих на безопасность труда;
- представительства при рассмотрении вопросов охраны труда.
Работники должны быть информированы о мероприятиях с их участием, а также о том, кто является их представителем(ями) по вопросам охраны труда.
б) консультации с подрядчиками по поводу изменений, влияющих на безопасность труда.
Организация должна гарантировать, что при необходимости, проводятся консультации с соответствующими внешними заинтересованными сторонами по относящимся к ним вопросам охраны труда.
4.4.4 Документация
Документация системы управления охраной труда должна включать:
а) политику и цели в области охраны труда;
б) описание области применения системы управления охраной труда;
в) описания основных элементов системы управления охраной труда и взаимосвязей между ними, а также ссылки на необходимые документы;
г) документы, включая записи, которые требуются настоящим стандартом;
д) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, выполнения и управления процессами, связанными с рисками, существующими в организации.
Примечание – Важно, чтобы документация соответствовала уровню сложности, рассматриваемым опасностям и рискам, и сводилась к минимуму, необходимому для обеспечения результативности системы.
4.4.5 Управление документацией
Должно быть обеспечено управление документами, требуемыми системой управления охраной труда и настоящим стандартом. Управление записями, которые представляют собой особый тип документов, должно выполняться в соответствии с требованиями 4.5.4.
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для:
а) утверждения документов перед их применением;
б) пересмотра и актуализации при необходимости;
в) обеспечения идентификации изменений и пересмотра документов;
г) обеспечения наличия соответствующих экземпляров применяемых документов в местах их использования;
д) обеспечения сохранности документов и простоты идентификации;
е) обеспечения идентификации документов, поступающих в организацию, определенных организацией в качестве необходимых для планирования и функционирования системы управления охраной труда, и управления их распространением;
ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и применения соответствующей их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей.
4.4.6 Управление операциями
Организация должна определить операции и виды деятельности, связанные с идентифицированными опасностями, для которых необходимо внедрение мер управления рисками. Меры управления должны включать управление изменениями (см. 4.3.1).
Для данных операций и видов деятельности организация должна внедрить и поддерживать в рабочем состоянии:
а) технические меры управления, применимые к организации и ее деятельности; организация должна интегрировать данные меры управления в общую систему управления охраной труда;
б) меры управления, связанные с закупаемой продукцией, оборудованием и услугами;
в) меры управления, связанные с подрядчиками и лицами, командированными для выполнения работ на территории организации;
г) документально оформленные процедуры, касающиеся ситуаций, при которых их отсутствие может привести к отклонениям от политики и целей в области охраны труда;
д) установленные операционные критерии, отсутствие которых может привести к отклонениям от политики и целей в области охраны труда.
4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы):
а) идентификации возможных аварийных ситуаций;
б) реагирования на данные аварийные ситуации.
Организация должна реагировать и предупреждать аварийные ситуации или смягчать связанные с ними неблагоприятные последствия для безопасности труда.
При планировании действий по реагированию на аварийные ситуации организация должна учитывать рекомендации соответствующих заинтересованных сторон, например аварийных служб и соседних организаций.
Организация также должна периодически проверять свои процедуры реагирования на аварийные ситуации, если это практически возможно, привлекая при необходимости соответствующие заинтересованные стороны.
Организация должна периодически анализировать и при необходимости корректировать свою подготовленность к аварийным ситуациям и процедуры реагирования на них, в частности после периодической проверки и после произошедших аварийных ситуаций (см. 4.5.3).
4.5 Проверки
4.5.1 Измерение результативности и мониторинг
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для регулярного мониторинга и оценки результативности охраны труда. Такие процедуры должны предусматривать:
а) качественную и количественную оценку, соответствующую потребностям организации;
б) мониторинг степени достижения целей организации в области охраны труда;
в) мониторинг результативности мер управления;
г) предварительную оценку результативности для мониторинга соответствия программе(ам) по охране труда, мерам управления и операционным критериям;
д) оценку результативности охраны труда по данным мониторинга несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций и других имеющихся доказательств недостаточной результативности охраны труда;
е) регистрацию данных и результатов мониторинга и оценки, достаточную для последующего анализа применения корректирующих и предупреждающих действий.
Если для мониторинга или оценки результативности охраны труда необходимы средства измерений, организация должна установить и выполнять процедуры калибровки и технического обслуживания данных средств измерения. Необходимо вести записи по калибровке, техническому обслуживанию и их результатам.
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.2.1 Согласно обязательству соответствовать законодательным требованиям (см. 4.2 в), организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) периодической оценки соответствия применяемым законодательным требованиям (см. 4.3.2).
Организация должна вести записи результатов периодической оценки.
Примечание – Периодичность проведения оценки может отличаться для разных законодательных требований.
4.5.2.2 Организация должна оценивать соответствие другим требованиям, которые она обязалась выполнять (см. 4.3.2). Организация может объединить эту оценку с оценкой соответствия законодательным требованиям согласно 4.5.2.1 или установить отдельную процедуру(ы).
Организация должна вести записи результатов периодической оценки.
Примечание – Периодичность проведения оценки может отличаться для разных требований, которые организация обязалась выполнять.
4.5.3 Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.3.1 Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) регистрации, расследования и анализа несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, а также анализа аварийных ситуаций, для того, чтобы:
а) определить основные факторы, которые могут вызывать несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и аварийные ситуации;
б) идентифицировать потребность в корректирующих действиях;
в) идентифицировать возможности для предупреждающих действий;
г) идентифицировать возможности для постоянного улучшения;
д) информировать о результатах расследований.
Расследования должны производиться своевременно.
Все идентифицированные потребности в корректирующих действиях или возможности для предупреждающих действий должны рассматриваться в соответствии с 4.5.3.2.
Результаты расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализа аварийных ситуаций должны документально оформляться и сохраняться.
4.5.3.2 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) рассмотрения реальных и потенциальных несоответствий, а также осуществления корректирующих и предупреждающих действий. Процедура(ы) должна определять требования к:
а) идентификации и устранению несоответствий, а также проведению действий для снижения их последствий для безопасности труда;
б) расследованию несоответствия(й), определению его(их) причин и проведению действий для исключения его(их) повторения;
в) оценке потребности в предупреждающих действиях и реализации соответствующих корректирующих действий;
г) регистрации и информированию о результатах предпринятых корректирующих и предупреждающих действий;
д) анализу результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.
Если корректирующие и предупреждающие действия идентифицируют новые или измененные опасности или потребность в новых или измененных мерах управления, в процедуре должно быть установлено, чтобы до их внедрения была произведена оценка рисков предложенных действий.
Все корректирующие или предупреждающие действия, предпринятые для устранения причин реальных или потенциальных несоответствий, должны соответствовать масштабам проблем и быть соизмеримыми с соответствующими рисками.
Организация должна обеспечить, чтобы все необходимые изменения, являющиеся результатом корректирующих или предупреждающих действий, были внесены в документацию системы управления охраной труда.
4.5.4 Управление записями
Организация должна установить и вести записи, необходимые для подтверждения соответствия требованиям системы управления охраной труда и настоящего стандарта, а также записи с достигнутыми результатами.
Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации, хранения, защиты, поиска, архивирования и изъятия записей.
Записи должны быть и оставаться разборчивыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми.
4.5.5 Внутренний аудит
Организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы управления охраной труда с запланированной периодичностью для того, чтобы:
а) определить, действительно ли система управления охраной труда:
1) соответствует запланированным мероприятиям по управлению охраной труда, включая требования настоящего стандарта;
2) внедрена и функционирует надлежащим образом;
3) результативна для выполнения политики и целей организации;
б) предоставить руководству организации информацию о результатах аудитов.
Программа(ы) аудитов должна планироваться, разрабатываться, внедряться и выполняться организацией с учетом результатов оценки рисков деятельности организации и результатов предыдущих аудитов.
Должна быть установлена, внедрена и выполняться процедура(ы) аудита, которая отражает:
а) ответственность, компетенцию и требования по планированию, проведению аудитов, отчетности о результатах и ведению соответствующих записей;
б) определение критериев, области, периодичности и методов аудита.
Выбор аудиторов и проведение аудитов должно гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
4.6 Анализ со стороны высшего руководства
Высшее руководство должно проводить анализ системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать оценку возможностей для улучшения и необходимости изменений в системе управления охраной труда, включая политику и цели в области охраны труда. Должны вестись записи анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны высшего руководства должны включать:
а) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применяемым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
б) результаты участия и консультирования (см. 4.4.3);
в) соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;
г) результативность организации в области охраны труда;
д) степень достижения целей;
е) результаты расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализа аварийных ситуаций, корректирующих и предупреждающих действий;
ж) действия, предпринятые после предыдущих анализов со стороны руководства;
з) изменения обстоятельств, включая изменения законодательных и других требований по охране труда;
и) рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа со стороны высшего руководства должны согласовываться с обязательствами организации по постоянному улучшению и должны включать все решения и действия, связанные с возможными изменениями в:
а) результативности охраны труда;
б) политике и целях в области охраны труда;
в) ресурсах;
г) других элементах системы управления охраной труда.
Соответствующие результаты анализа со стоны высшего руководства должны быть доступны для распространения и консультирования (см. 4.4.3).
Приложение А
(справочное)
Соответствие между настоящим стандартом, СТБ ИСО 14001 и СТБ ISO 9001
Таблица А.1 – Соответствие между настоящим стандартом, СТБ ИСО 14001 и СТБ ISO 9001
Пункт Настоящий стандарт | Пункт СТБ ИСО 14001 | Пункт СТБ ISO 9001 | ||||||
Введение | Введение |
0.1 0.2 0.3 0.4 |
Введение | |||||
Общие положения | ||||||||
Процессный подход | ||||||||
Связь с [4] | ||||||||
Совместимость с другими системами менеджмента | ||||||||
1 | Область применения | 1 | Область применения | 1 | Область применения | |||
1.1 | Общие положения | |||||||
1.2 | Применение | |||||||
2 | Нормативные ссылки | 2 | Нормативные ссылки | 2 | Нормативные ссылки | |||
3 | Термины и определения | 3 | Термины и определения | 3 | Термины и определения | |||
4 | Требования к системе управления охраной труда (только наименование) | 4 | Требования к системе управления охраной окружающей среды (только наименование) | 4 | Система менеджмента качества (только наименование) | |||
4.1 | Общие требования | 4.1 | Общие требования | 4.1 | Общие требования | |||
5.5 | Ответственность, полномочия и обмен информацией | |||||||
5.5.1 | Ответственность и полномочия | |||||||
4.2 | Политика в области охраны труда | 4.2 | Экологическая политика | 5.1 | Обязательства руководства | |||
5.3 | Политика в области качества | |||||||
8.5.1 | Постоянное улучшение | |||||||
4.3 | Планирование (только наименование) | 4.3 | Планирование (только наименование) | 5.4 | Планирование (только наименование) | |||
4.3.1 | Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления | 4.3.1 | Экологические аспекты | 5.2 | Ориентация на потребителя | |||
7.2.1 | Определение требований, относящихся к продукции | |||||||
7.2.2 | Анализ требований, относящихся к продукции | |||||||
4.3.2 | Законодательные и другие требования | 4.3.2 | Требования законодательных актов и другие требования | 5.2 | Ориентация на потребителя | |||
7.2.1 | Определение требований, относящихся к продукции | |||||||
4.3.3 | Цели и программа(ы) | 4.3.3 | Целевые и плановые экологические показатели | 5.4.1 | Цели в области качества | |||
5.4.2 | Планирование создания и развития системы менеджмента качества | |||||||
8.5.1 | Постоянное улучшение | |||||||
4.4 | Внедрение и функционирование | 4.4 | Внедрение и функционирование (только наименование) | 7 | Создание продукции (только наименование) | |||
4.4.1 | Ресурсы, роли, обязанности, ответственность и полномочия | 4.4.1 | Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия | 5.1 | Обязательства руководства | |||
5.5.1 | Ответственность и полномочия | |||||||
5.5.2 | Представитель руководства | |||||||
6.1 | Обеспечение ресурсами | |||||||
6.3 | Инфраструктура | |||||||
4.4.2 | Компетентность, обучение и осведомленность | 4.4.2 | Компетентность, обучение и осведомленность | 6.2.1 |
(Человеческие ресурсы) Общие положения |
|||
6.2.2 | Компетентность, подготовка и осведомленность | |||||||
4.4.3 | Обмен информацией, участие и консультирование | 4.4.3 | Обмен информацией | 5.5.3 | Внутренний обмен информацией | |||
7.2.3 | Связь с потребителями | |||||||
4.4.4 | Документация | 4.4.4 | Документация | 4.2.1 |
(Требования к документации) Общие положения |
|||
4.4.5 | Управление документацией | 4.4.5 | Управление документацией | 4.2.3 | Управление документацией | |||
4.4.6 | Управление операциями | 4.4.6 | Управление операциями | 7.1 | Планирование создания продукции | |||
7.2 | Процессы, связанные с потребителем | |||||||
7.2.1 | Определение требований, относящихся к продукции | |||||||
7.2.2 | Анализ требований, относящихся к продукции | |||||||
7.3.1 | Планирование проектирования и разработки | |||||||
7.3.2 | Входные данные для проектирования и разработки | |||||||
7.3.3 | Выходные данные проектирования и разработки | |||||||
7.3.4 | Анализ проектирования и разработки | |||||||
7.3.5 | Верификация проектирования и разработки | |||||||
7.3.6 | Валидация проектирования и разработки | |||||||
7.3.7 | Управление изменениями проектирования и разработки | |||||||
7.4.1 | Процесс закупок | |||||||
7.4.2 | Информация по закупкам | |||||||
7.4.3 | Верификация закупленной продукции | |||||||
7.5 | Производство и предоставление услуг | |||||||
7.5.1 | Управление производством и предоставлением услуг | |||||||
7.5.2 | Валидация процессов производства и предоставления услуг | |||||||
7.5.5 | Сохранение продукции | |||||||
4.4.7 | Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них | 4.4.7 | Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них | 8.3 | Управление несоответствующей продукцией | |||
4.5 | Проверки (только наименование) | 4.5 | Проверка (только название наименование) | 8 | Измерение, анализ и улучшение (только наименование) | |||
4.5.1 | Оценка результативности и мониторинг | 4.5.1 | Мониторинг и измерение | 7.6 |
Управление оборудованием для мониторинга и измерений (Измерение, анализ и улучшение) |
|||
8.1 | Общие положения | |||||||
8.2.3 | Мониторинг и измерение процессов | |||||||
8.2.4 | Мониторинг и измерение продукции | |||||||
8.4 | Анализ данных | |||||||
4.5.2 | Оценка соответствия | 4.5.2 | Оценка соответствия | 8.2.3 | Мониторинг и измерение процессов | |||
8.2.4 | Мониторинг и измерение продукции | |||||||
4.5.3 | Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия | |||||||
4.5.3.1 | Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций | — | — | — | — | |||
4.5.3.2 | Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия | 4.5.3 | Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия | 8.3 | Управление несоответствующей продукцией | |||
8.4 | Анализ данных | |||||||
8.5.2 | Корректирующие действия | |||||||
8.5.3 | Предупреждающие действия | |||||||
4.5.4 | Управление записями | 4.5.4 | Управление записями | 4.2.4 | Управление записями | |||
4.5.5 | Внутренний аудит | 4.5.5 | Внутренний аудит | 8.2.2 | Внутренние аудиты | |||
4.6 | Анализ со стороны высшего руководства | 4.6 | Анализ со стороны руководства | 5.1 | Обязательства руководства | |||
5.6 | Анализ со стороны руководства (только наименование) | |||||||
5.6.1 | Общие положения | |||||||
5.6.2. | Входные данные для анализа | |||||||
5.6.3. | Выходные данные анализа | |||||||
8.5.1. | Постоянное улучшение | |||||||
Приложение Б
(справочное)
Соответствие между настоящим стандартом и [1]
Б.1 Введение
В настоящем приложении приведены ключевые различия между [1] и настоящим стандартом, а также дана сравнительная оценка различающихся требований.
Следует отметить, что областей существенных различий установлено не было.
Следовательно, организации, внедрившие систему управления охраной труда согласно настоящему стандарту, могут быть уверены, что их система управления охраной труда будет также совместима с рекомендациями [1].
Соответствие между отдельными пунктами настоящего стандарта и соответствующими пунктами [1] приведено в таблице Б.1.
Б.2 Краткий обзор
Основными целями [1] являются следующие:
а) помощь государствам в создании национальных основ систем управления охраной труда;
б) обеспечение отдельных организаций руководящими указаниями по интеграции элементов охраны труда в общую политику и управленческие мероприятия организаций.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системам управления охраной труда с целью предоставления организациям возможности контролировать риски и повышать результативность охраны труда. Следовательно, настоящий стандарт сопоставим с [1] (раздел 3 «Системы управления охраной труда в организации»).
Б.3 Сравнительный детальный анализ [1] (раздел 3) с настоящим стандартом
Б.3.1 Область применения
[1] ориентировано на работников. Сфера действия настоящего стандарта более широкая, так как он ориентирован не только на работников, но и на другие заинтересованные стороны.
Б.3.2 Модели системы управления охраной труда
Модели, отражающие главные элементы системы управления охраной труда, практически эквивалентны для [1] и настоящего стандарта.
Б.3.3 Подраздел 3.2 [1] «Участие работников»
В [1] (пункт 3.2.4) установлено: «Работодатель должен в надлежащем порядке гарантированно обеспечить создание и эффективное функционирование комитета по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой».
В соответствии с 4.4.3 настоящего стандарта организация должна установить процедуру обмена информацией, участия и консультирования для привлечения более широкого спектра заинтересованных сторон (благодаря более широкой области применения стандарта).
Б.3.4 Подраздел 3.3 [1] «Обязанности и ответственность»
По [1] (подпункт 3.3.1 h) рекомендуется разрабатывать программы профилактики заболеваний и оздоровления. В настоящем стандарте данное требование отсутствует.
Б.3.5 Подраздел 3.4 [1] «Компетентность и подготовка»
Требование [1] (пункт 3.4.4): «Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться по возможности в рабочее время» не является требованием настоящего стандарта.
Б.3.6 Пункт 3.10.4 [3] «Снабжение»
В [1] подчеркнуто, что требования организации по обеспечению безопасности и охране здоровья должны быть включены в условия материально-технического снабжения и аренды.
Настоящий стандарт распространяется на снабжение через требования по оценке риска, идентификации законодательных требований и управлению операциями.
Б.3.7 Пункт 3.10.5 [1] «Подрядные работы»
[1] определяет шаги, которые должны быть предприняты для обеспечения того, чтобы требования организации по безопасности и здоровью применялись к подрядчикам (оно также предусматривает краткое изложение действий, необходимых для обеспечения того, чтобы они выполнялись). Это подразумевается и в настоящем стандарте.
Б.3.8 Подраздел 3.12 [1] «Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья»
В [1] не требуется, чтобы корректирующие и предупреждающие действия до их осуществления рассматривались через процесс оценки риска, как это установлено в 4.5.3.2 настоящего стандарта.
Б.3.9 Подраздел 3.13 [3] «Аудит»
По [1] рекомендуется проводить консультации по выбору аудиторов. Настоящий стандарт устанавливает требование, чтобы аудиторы были беспристрастными и объективными.
Б.3.10 Подраздел 3.16 [1] «Непрерывное совершенствование»
Это отдельный подраздел в [1]. Он детально определяет мероприятия, которые должны приниматься в расчет для достижения непрерывного совершенствования. Подобные меры детально определены в настоящем стандарте, следовательно, пункт «Непрерывное совершенствование» в нем отсутствует.
Б.4 Соответствие между пунктами настоящего стандарта и пунктами [1]
Таблица Б.1 – Соответствие между пунктами настоящего стандарта и пунктами [1]
Пункт | Настоящий стандарт | Пункт | [1] |
Предисловие | Система управления охраной труда в организации | ||
Введение | О Международной организации труда | ||
1 | Область применения | 1.0 | Цели |
2 | Нормативные ссылки | — | Библиография |
3 | Термины и определения | — | Словарь |
4 | Требования к системе управления охраной труда | — | — |
4.1 | Общие требования | 3.0 | Система управления охраной труда в организации |
4.2 | Политика в области охраны труда |
3.1 3.16 |
Политика по охране труда Непрерывное совершенствование |
4.3 | Планирование (только наименование) | — | Планирование и внедрение (только наименование) |
4.3.1 | Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления |
3.7 3.8 |
Исходный анализ Планирование, развитие и осуществление системы |
3.10 | Предотвращение опасностей | ||
3.10.1 | Предупредительные и регулирующие меры | ||
3.10.2 | Управление изменениями | ||
3.10.5 | Подрядные работы | ||
4.3.2 | Законодательные и другие требования |
3.7.2 3.10.1.2 |
(Исходный анализ) (Предупредительные и регулирующие меры) |
4.3.3 | Цели и программа(ы) |
3.8 3.9 3.16 |
Планирование, развитие и осуществление системы Цели по охране труда Непрерывное совершенствование |
4.4 | Внедрение и функционирование (только наименование) | — | — |
4.4.1 | Ресурсы, роли, обязанности, ответственность и полномочия |
3.3 3.8 3.16 |
Обязанности и ответственность Планирование, развитие и осуществление системы Непрерывное совершенствование |
4.4.2 | Компетентность, обучение и осведомленность | 3.4 | Компетентность и подготовка |
4.4.3 | Обмен информацией, участие и консультирование |
3.2 3.6 |
Участие работников Обмен информацией |
4.4.4 | Документация | 3.5 | Документация системы управления охраной труда |
4.4.5 | Управление документацией | 3.5 | Документация системы управления охраной труда |
4.4.6 | Управление операциями |
3.10.2 3.10.4 3.10.5 |
Управление изменениями Снабжение Подрядные работы |
4.4.7 | Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них | 3.10.3 | Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование |
4.5 | Проверки (только наименование) | — | Оценка (только наименование) |
4.5.1 | Оценка результативности и мониторинг | 3.11 | Мониторинг исполнения и оценка результативности |
4.5.2 | Оценка соответствия | — | — |
4.5.3 | Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия (только наименование) | ||
4.5.3.1 | Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций |
3.12 3.16 |
Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья Непрерывное совершенствование |
4.5.3.2 | Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия | 3.15 | Предупреждающие и корректирующие действия |
4.5.4 | Управление записями | 3.5 | Документация системы управления охраной труда |
4.5.5 | Внутренний аудит | 3.13 | Аудит |
4.6 | Анализ со стороны высшего руководства |
3.14 3.16 |
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством Непрерывное совершенствование |
Библиография
[1] ILO-OSH: 2001 Руководство по системам управления охраной труда
[2] Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. № 356-З
[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3
[4] ISO 9004:2000 Quality manaqement systems – Guidelines for performance improvements (Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности)