Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ в клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения

Типовые инструкции по охране труда

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29.01.2018 № 13 утверждена Типовая инструкция  по охране труда при выполнении работ в клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении работ в клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

  1. Настоящая Типовая инструкция (далее - Инструкция) устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в клинико-диагностических лабораториях (далее - лаборатория) организаций здравоохранения (далее - организация).
  2. К выполнению работ в лаборатории допускаются лица, имеющие соответствующее образование, прошедшие подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья по специальности, профессии, видам работ, не имеющие медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок и к работе в средствах индивидуальной защиты, прошедшие в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (далее - работники).
  3. Работники помимо требований настоящей Инструкции обязаны соблюдать требования по охране труда, предусмотренные инструкциями по охране труда для отдельных видов работ при их выполнении.
  4. Работники обязаны:
  • соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и средства коллективной защиты. В случае отсутствия СИЗ немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;
  • проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
  • немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, принимать меры по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
  • оказывать содействие нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
  • исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
  1. Работникам необходимо:
  • использовать и правильно применять санитарную одежду (далее - СО); выполнять только те виды работ, которые входят в круг их непосредственных обязанностей и (или) поручены непосредственным руководителем; соблюдать требования пожарной безопасности;
  • знать номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарно-спасательной службы, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.), знать место нахождения аптечки первой помощи универсальной, пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях;
  • знать свойства имеющихся и применяемых в лаборатории химических веществ, их токсичность, огнеопасность, взрывоопасность, иные риски, представляющие опасность при проведении лабораторных работ, и способы их предупреждения, условия хранения химических веществ, несовместимых при хранении;
  • использовать оборудование, инструмент, приспособления и средства измерений, имеющие эксплуатационную документацию (технический паспорт, рабочую инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя и т.д.).
  1. Не допускается появление работников в лаборатории в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы.
  2. В процессе работы в лаборатории возможно воздействие на работников следующих производственных факторов:
  • повышенная температура воздуха рабочей зоны; повышенная влажность воздуха; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенная ионизация воздуха; повышенный уровень статического электричества;
  •  
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; повышенная яркость света;
  • повышенный уровень ультрафиолетового излучения; повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; химические факторы; биологические факторы;
  • опасность травмирования осколками посуды, используемой в процессе работы; перенапряжение зрительного и слухового анализаторов;
  • тяжесть трудового процесса (подъем и перемещение тяжести, рабочая поза, наклоны корпуса);
  • эмоциональные перегрузки.
  1. Работники при выполнении работ в лаборатории обеспечиваются СО, СИЗ с учетом воздействующих на них вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке и по нормам, установленным законодательством Республики Беларусь.
  2. Беременные женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  3. Работник должен использовать в работе средства измерений и испытательное оборудование, прошедшее в установленном порядке метрологический контроль (поверка, калибровка, аттестация).
  4. Работнику при работе с напряжением зрительного анализатора (микроскопия) для профилактики утомляемости глаз необходимо делать перерывы каждые два часа не менее чем на 10 минут.
  5. Работнику в лаборатории не допускается оставлять без присмотра работающее оборудование, кроме оборудования, имеющего круглосуточный цикл эксплуатации.
  6. При выполнении работ в лаборатории следует соблюдать следующие правила личной гигиены:
  • коротко подстригать ногти, не носить искусственные или наращенные ногти, кольца, наручные часы, ювелирные и другие украшения;
  • проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов для снижения риска возникновения контактных дерматитов;
  • принимать пищу и напитки только в специально отведенных местах; хранить санитарную и личную одежду раздельно в специально установленных местах.
  1. Работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

  1. Перед началом работы работнику необходимо проверить исправность СИЗ, надеть СО и исправные СИЗ.
  2. Работник перед началом работы должен:
  • визуальным осмотром убедиться в отсутствии внешних повреждений оборудования, приспособлений и инструментов, инженерных систем;
  • включить электропитание оборудования; включить вентиляционную систему;
  • подготовить рабочее место, необходимое оборудование, лабораторную посуду, наборы реактивов и другие расходные материалы к работе;
  • убедиться в наличии на таре, в которой содержится химическое вещество, четких сведений о нем (наименования, формулы, массы нетто или другого выражения количества продукта, даты изготовления, гарантийного срока хранения, надписи или символа, характеризующего опасность вещества, иных сведений);
  • проверить наличие необходимых средств нейтрализации или поглощения пролитых растворов химических веществ в случае их попадания на рабочие поверхности или пол.

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

  1. При выполнении работ в лаборатории работник должен:
  • соблюдать безопасные методы и приемы работы, требования по охране труда; осуществлять контроль работы оборудования, в том числе работающего под избыточным давлением (баллоны, медицинские стерилизаторы и др.), приспособлений и инструмента с соблюдением требований безопасности, изложенных в эксплуатационных документах изготовителя;
  • осуществлять постоянный контроль исправности оборудования. В случае возникновения отклонений в работе оборудования его необходимо отключить, прикрепить табличку «Аппарат не работает», сообщить непосредственному руководителю или уполномоченному должностному лицу нанимателя о замеченных неисправностях, сделать запись в журнале технического обслуживания и учета неисправностей оборудования по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;
  • проводить работы только при включенной вентиляции или в вытяжном шкафу с вертикальным током воздуха, горизонтальный ток воздуха не рекомендуется. Створки (дверцы) вытяжного шкафа во время работы следует держать максимально закрытыми с небольшим зазором для тяги. Открывать створки следует только на время обслуживания приборов и установок. Приподнятые створки должны прочно укрепляться приспособлениями, исключающими неожиданное падение створок;
  • выполнять требования санитарно-противоэпидемического режима к проведению уборок, обеззараживанию среды и проветриванию помещений.
  1. В процессе работы в лаборатории необходимо принимать следующие меры по предотвращению воздействия на работников вредных веществ и биологического материала:
  • хранить вредные вещества в отдельной комнате в металлических шкафах или сейфах, закрытых на замок и опломбированных;
  • наклеивать на каждую упаковку, содержащую вредные вещества, этикетки с наименованием вредного вещества, надписями «ЯД» и «ОБРАЩАТЬСЯ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ»;
  • работать с биологическим материалом в СИЗ, обеспечивающих защиту рук и глаз, избегая уколов и порезов;
  • закрывать все повреждения кожи на руках лейкопластырем или напальчниками.
  1. При эксплуатации центрифуг необходимо:
  • соблюдать требования строгого попарного уравновешивания помещенных в ротор пробирок или стаканов;
  • дать возможность ротору после отключения центрифуги остановиться (тормозить рукой не допускается);
  • ставить стеклянные пробирки в гильзы ротора центрифуги на амортизирующие прокладки, избегая наличия в гильзах или стаканах осколков битого стекла и других твердых частиц;
  • соблюдать установленные эксплуатационной документацией перерывы в работе центрифуги;
  • своевременно проводить санитарную обработку и чистку центрифуги.
  1. Во избежание получения травмы в процессе пользования центрифугой не допускается:
  • проводить центрифугирование со снятой крышкой;
  • открывать крышку центрифуги при вращающемся роторе до полной его остановки;
  • оставлять центрифугу включенной в электрическую сеть при внезапном прекращении подачи электроэнергии.

При обнаружении неисправности в процессе работы центрифуги (значительная вибрация, гудение, запах гари и другие признаки неисправности) немедленно отключить (обесточить) центрифугу и доложить о ее неисправности непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер.

  1. При эксплуатации термостата не допускается ставить в него легковоспламеняющиеся вещества, чистку термостата необходимо проводить только после отключения от электрической сети.
  1. При нагреве жидкости над спиртовкой в пробирке следует держать ее таким образом, чтобы отверстие было направлено в безопасную для работника сторону.

При пользовании спиртовками в лаборатории не допускается:

  • оставлять без присмотра горящие спиртовки;
  • наливать в горящую спиртовку спирт;
  • держать вблизи горящей спиртовки (горелки) вату, марлю, спирт и другие легковоспламеняющиеся вещества;
  • пользоваться неисправной спиртовкой (не имеющей металлической трубки и шайбы для сжатия).

При проведении перегонки жидкости необходимо все время следить за аппаратом для дистилляции и нормальной работой холодильника, не допускается оставлять прибор без наблюдения даже на короткое время.

  1. При проведении медицинских манипуляций по взятию крови с применением колющих и режущих изделий медицинского назначения с биоматериалом должны:
  • использоваться изделия медицинского назначения однократного применения либо простерилизованные и упакованные в индивидуальные наборы и (или) индивидуальные упаковки;
  • соблюдаться требования к организации и проведению санитарно­противоэпидемических мероприятий.
  1. Работнику необходимо:
  • при разбавлении концентрированной кислоты вливать кислоту в воду тонкой струйкой, осторожно перемешивая стеклянной палочкой;
  • растворять щелочь в холодной воде в термостойкой химической посуде.
  1. При работе с легковоспламеняющимися жидкостями в помещении должно находиться не менее двух работников.
  2. Работу с химическими веществами, физико-химические свойства которых малоизвестны, необходимо проводить с минимальным количеством данного вещества.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

  1. По окончании работы в лаборатории необходимо:
  • плотно закрыть сосуды с реактивами, расставить их в отведенные для них места или сдать для хранения;
  • убрать используемые в работе инструмент и материалы в предназначенное для их хранения место;
  • отключить от сети оборудование (кроме оборудования, имеющего круглосуточный цикл эксплуатации);
  • выполнить заключительную дезинфекцию и уборку рабочего места; закрыть газовые и водопроводные краны;
  • снять и убрать в специально отведенное место СИЗ, убедившись в их исправности и пригодности для дальнейшего использования;
  • снять СО, убрать в специально отведенное место или передать в санитарную обработку;
  • вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, рот прополоскать водой, при необходимости применять смывающие и (или) обезвреживающие средства; отключить систему вентиляции.
  1. Обеззараживание, утилизация отработанных расходных материалов, биологического материала должны проводиться работником в соответствии с требованиями правил обращения с медицинскими отходами.
  2. Работник должен проводить стерилизацию и дезинфекцию в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь.
  3. О выявленных недостатках и неисправностях, влияющих на безопасность труда, работник сообщает непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер. При сменной работе необходимо информировать работника, принимающего смену, о состоянии и режиме работы обслуживаемого оборудования, внести запись в сменный журнал.
  4. Закрыть двери лаборатории (кабинета) на ключ, сдать его на хранение в соответствии с порядком, установленным в организации.

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

  1. При возникновении аварийной ситуации (появление запаха гари, газа и (или) дыма, повышенное тепловыделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии и т.п.) необходимо немедленно прекратить работу, выключить оборудование, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.
  2. В случае разлива кислот, щелочей, других агрессивных реагентов для ликвидации последствий необходимо:
  • открыть окна; проветрить помещение;
  • убрать пролитую жидкость, соблюдая меры предосторожности.
  1. При проливе щелочи помимо требований, изложенных в пункте 33 настоящей Инструкции, необходимо:
  • засыпать место пролива песком (опилками); удалить песок (опилки);
  • залить место пролива сильно разбавленной соляной или уксусной кислотой;
  • удалить кислоту тряпкой;
  • обильно промыть место пролива водой;
  • выполнить текущую уборку.
  1. При проливе кислоты помимо требований, изложенных в пункте 33 настоящей Инструкции, следует:
  • засыпать место пролива песком (опилками засыпать нельзя); удалить пропитанный песок лопаткой; засыпать содой, соду удалить;
  • промыть место пролива большим количеством воды; выполнить текущую уборку.
  1. Заходить в помещение, в котором произошла авария, допускается только после того, как дальнейшее пребывание в данном помещении перестанет представлять опасность для здоровья.
  2. При возникновении пожара необходимо:
  • прекратить работу, отключить оборудование от электрической сети;
  • вызвать пожарно-спасательную службу по телефону 101 или 112, скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер;
  • немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации;
  • при загорании электрических сетей и электрического оборудования необходимо их обесточить;
  • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.
  1. В случае повреждения целостности кожных покровов при работе с биологическим материалом следует:
  • немедленно снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и погрузить их в емкость с дезинфицирующим раствором или поместить в непромокаемый пакет для последующего обеззараживания;
  • вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть рану водой или физиологическим раствором;
  • обработать рану 3 %-й перекисью водорода.
  1. В случае загрязнения биологическим материалом кожных покровов без нарушения их целостности необходимо обильно промыть загрязненный участок кожных покровов водой с мылом и обработать антисептиком.
  2. В случае попадания биологического материала на слизистую оболочку следует:
  • немедленно снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и погрузить их в емкость с
  • дезинфицирующим раствором или поместить в непромокаемый пакет для последующего обеззараживания;
  • тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть (не тереть) слизистую оболочку водой или физиологическим раствором.
  1. При прочих аварийных ситуациях (поломка систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и прочее), препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер.
  2. При несчастном случае на производстве работнику необходимо:
  • быстро принять меры по предотвращению воздействия на потерпевшего травмирующих факторов;
  • немедленно сообщить о происшествии нанимателю;
  • оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшему;
  • если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться за помощью к медицинским работникам, одновременно сообщить нанимателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
  1. При авариях и несчастных случаях на производстве необходимо обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
  2. При обнаружении ртути (ее паров) необходимо немедленно сообщить об этом нанимателю, начальнику штаба гражданской обороны и действовать согласно требованиям технических нормативных правовых актов, обязательных к применению.

 

Приложение

к Типовой инструкции по охране труда при выполнении

работ в клинико-диагностических лабораториях

организаций здравоохранения 

Форма

Обложка

(наименование организации)

ЖУРНАЛ

технического обслуживания и учета неисправностей оборудования
(наименование структурного подразделения)

Начат 20 г.

Окончен 20 г.

Первая и последующие страницы

п/п

Наименование оборудования/ инвентарный номер

Заводской №, год выпуска / год установки / периодичность технического обслуживания по паспорту

Наименование обслуживающей организации, телефон мастера технического обслуживания

Договор № / дата

Вид неисправности, способ устранения

Замечания и решение по дальнейшей эксплуатации

Подпись инженера (техника) / дата

Подпись ответственного лица (заведующего лабораторией) / дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 
                 

 

nefox