Что изменилось в требованиях пожарной безопасности c принятием Декрета от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»: разъяснения МЧС

Общие вопросы пожарной безопасности

Цель принятия Декрета от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7) – развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности. С его появлением существенно изменилось правовое регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов. Декрет № 7 вступает в силу 26 февраля 2018 г.

 Что изменилось в общих требованиях пожарной безопасности

При разработке Декрета № 7 потребовалась инвентаризация и анализ технических требований в области пожарной безопасности. Разработчики стремились обеспечить максимально возможную самостоятельность субъекта хозяйствования. Именно ему предлагается определять мероприятия, которые позволят обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности на своих объектах.

Общий объем технических требований в области пожарной безопасности сократился почти в 12 раз (с 586 до 53).

  1. Изменились обязанности руководителей и ответственных должностных лиц.

В частности, определяются конечные цели, которые планируется достичь для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности (обучение, назначение ответственных и т.п.).

Способы достижения этих целей, формы и систему организации работы, виды документов (приказ, распоряжение) руководитель выбирает самостоятельно.

Руководителю также предоставляется больше прав на принятие самостоятельных решений. Он может устанавливать необходимые требования пожарной безопасности на объекте с учетом его специфики.

С 26 февраля 2018 г. руководитель не обязан, но вправе назначать должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации. В противном случае ответственность за пожарную безопасность будет нести сам руководитель.

  1. Оптимизируются требования к разработке инструкций по пожарной безопасности.

Субъект хозяйствования обязан будет разработать только общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности <1>.

До 26 февраля 2018 г. руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить разработку восьми различных инструкций по пожарной безопасности.

  1. Исключается ряд требований к размещению контейнеров для отходов потребления и производственных отходов, передвижных вагончиков на территории объекта.
  2. Сокращается объем требований, предъявляемых при контролируемом разведении костров, размещении специальных приспособлений для горящего угля (мангал, барбекю, гриль, камин и др.) на территориях торговых объектов, объектов общепита, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, курортных и парковых зон, зон отдыха и туризма.
  3. Исключаются требования к объему топлива, хранимого в помещениях гаражей-стоянок. Устанавливается порядок хранения – только в плотно закрывающейся металлической таре либо полимерной с антистатическими свойствами.
  4. Отменяется требование разрабатывать паспорт пожарной безопасности.
  5. Уменьшается объем требований к содержанию зданий, сооружений и помещений, а именно:
  • оптимизируются требования к эксплуатации вентиляционных систем;
  • исключаются требования к содержанию средств противопожарной защиты и пожаротушения, эксплуатации инженерного оборудования (электроустановки и молниезащита);
  • отменяются требования, дублирующие нормы проектирования.
  1. Оптимизируются требования к организации технологического процесса. Руководители получили больше свободы в определении требований к организации технологического процесса. Такие требования будут закрепляться в ЛНПА.

Общий объем требований к огневым работам уменьшился до 10 пунктов (раньше их было 87). В частности, исключается ряд требований к нормированию расстояний, конкретизируется норма, возлагающая ответственность за огневые работы на проводящего их специалиста сторонней организации.

  1. Корректируются требования к системам противопожарного водоснабжения. В рамках реализации Декрета № 7 будет определяться порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
  2. Меняются условия приемки в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов. В настоящее время в соответствии с Указом № 26 органы государственного пожарного надзора выдают заключение о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов строительства требованиям ТНПА<2>.

С 26 февраля 2018 г. органы государственного пожарного надзора будут выдавать заключения о соответствии указанных объектов разрешительной документации и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом законодательных требований, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.

 Требования ТНПА

Отметим, что Декрет № 7 применил принципиально новый подход к обязательности для субъектов хозяйствования требований ТНПА. Так, обязательными будут утвержденные Декретом № 7 общие требования пожарной безопасности, а иные будут применяться по усмотрению субъектов хозяйствования. Они могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Вместе с тем Декрет № 7 допускает обязательность иных ТНПА в случаях, установленных законодательными актами и постановлениями Совмина. В подобных ситуациях для ТНПА обязательна юридическая экспертиза НЦПИ, включение в Национальный реестр правовых актов, официальное опубликование на Национальном правовом Интернет-портале и размещение на иных информационных ресурсах в сети Интернет.

Что входит в компетенцию Совмина и МЧС

Помимо общих требований пожарной безопасности, Декрет № 7 определяет, что ряд вопросов будут регулировать Совмин и МЧС. В рамках реализации положений Декрета № 7 Совмин установит обязательные для соблюдения специфические требования:

  • по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей;
  • для объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек;
  • для объектов социальной сферы и сферы здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
  • для взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
  • для объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах;
  • при осуществлении геологоразведочных работ.

МЧС должно принять НПА, предусматривающие:

  • программы пожарно-технического минимума;
  • требования к общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;
  • форму плана эвакуации людей при пожаре;
  • критерии определения категорий сооружений, помещений и наружных установок по взрывопожарной опасности;
  • требования к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов;
  • порядок хранения веществ и материалов с учетом агрегатного состояния, совместимости хранения, а также однородности средств тушения;
  • формы и порядок заполнения наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах;
  • нормы для определения необходимого типа и количества первичных средств пожаротушения в зависимости от огнетушащей способности, а также площади защищаемых помещений, открытых площадок и установок;
  • порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки знаний в данной сфере, включая порядок противопожарного инструктажа, подготовки по программе пожарно-технического минимума;
  • категории работников, подлежащих обязательной подготовке по программе пожарно-технического минимума.

В целом разработчикам Декрета № 7 удалось избежать чрезмерного применения отсылочных норм в общих требованиях пожарной безопасности. Сами требования излагаются максимально полно и последовательно. В результате любой субъект хозяйствования будет иметь четкое представление, какие положения он должен соблюдать, чтобы обеспечить пожарную безопасность своей деятельности.

Анатолий Гайдученок

Главный юрист управления правового обеспечения 
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

 

nefox