ТКП 5.1.17-2008 (03220) «Порядок сертификации систем управления окружающей средой»

Система управления окружающей средой

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) устанав­ливает общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем управления окру­жающей средой (далее - СУОС) на соответствие требованиям нормативных правовых актов (далее - НПА), технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА) в области охраны окружающей среды и требованиям ТИПА на СУОС (СТБ ИСО 14001).

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ 

ТКП 5.1.17-2008 (03220) ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Дата введения 2009-07-01

 

1 Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) устанав­ливает общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем управления окру­жающей средой (далее - СУОС) на соответствие требованиям нормативных правовых актов (далее - НПА), технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА) в области охраны окружающей среды и требованиям ТИПА на СУОС (СТБ ИСО 14001).

 

2 Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе установившейся практики использованы ссылки на следующие ТИПА:

ТКП 5.1.01-2004 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения

ТКП 5.1.15-2008 (03220) Национальная система подтверждения соответствия Республики Бела­русь. Экологическая сертификация. Основные положения

СТБ 1458-2004 Экологический знак соответствия. Форма, размеры и технические требования СТБ ИСО 14001-2005 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

СТБ ИСО 14050-2004 Управление окружающей средой. Термины и определения СТБ ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/ипи систем экологического менеджмента

 

Примечание - При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соотаетствующим инфор­мационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

В настоящем техническом кодексе применяют термины с соответствующими определениями, ус­тановленные в ТКП 5.1.01, ТКП 5.1.15, СТБ ИСО 14050.СТБ ИСО 14Q01, СТБ ИСО 19011, а также сле­дующий термин с соответствующим определением:

эксперт-аудитор по сертификации систем управления окружающей средой: Специалист, имеющий квалификацию для проведения работ по подтверждению соответствия системы управления

 

4 Общие положения

4.1 Сертификация СУОС осуществляется аккредитованными органами по сертификации СУОС (далее - орган по сертификации).

4.2 Сертификация СУОС в Республике Беларусь проводится с целью подтверждения того, что организация управляет экологическими аспектами, связанными с деятельностью, продукцией и услу­гами организации, в соответствии с требованиями НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды и требованиями СТБ ИСО 14001, обеспечивая контроль важных экологических аспектов, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду посредством эффективного применения СУОС и постоянного ее улучшения.

4.3 Сертификация СУОС проводится по инициативе организации и является добровольной.

4.4 При проведении сертификации СУОС должна обеспечиваться конфиденциальность инфор­мации, составляющей коммерческую тайну организации, кроме случаев, когда хозяйственная и иная деятельность организации-заявителя представляет опасность для окружающей среды В этом случае в отношении ее принимаются меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

4.5 По желанию организации перед сертификацией СУОС органом по сертификации проводится предварительный аудит СУОС.

Предварительный аудит проводится по правилам и в порядке, установленном для проведения сертификации СУОС.

Результаты предварительного аудита СУОС могут быть учтены органом по сертификации в случае проведения ее сертификации не позднее шести месяцев после проведения предварительного аудита.

4.6 Сертификация СУОС включает.

- представление заявки на сертификацию;

- анализ документов СУОС; -аудит СУОС;

- оформление результатов аудита и принятие решения о выдаче экологического сертификата соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной СУОС.

 

5 Порядок проведения работ по сертификации систем управления окружающей средой

5.1 Представление заявки на сертификацию системы управления окружающей средой

5.1.1 Организация направляет в орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку (приложение А), исходную информацию, анкету-вопросник, документы СУОС. Состав представ­ляемых документов СУОС определяется органом по сертификации.

Форму анкеты-вопросника и состав исходной информации предоставляет орган по сертификации.

 

Примечания

1 Состав обязательной исходной информации для оценки СУОС организаций любой области деятельности приведен в приложении Б.

2 Требования к исходной информации в целом (для организаций, деятельность которых входит а область аккредитации органа по сертификации) регламентируются в порядке сертификации СУОС органа по серти­фикации.

3 Требования к исходной информации для каждой конкретной организации формируются органом по серти­фикации с учетом специфики организации и выпускаемой ею продукции

При наличии нескольких органов по сертификации с требуемой областью аккредитации органи­зация вправе обращаться в любой из них.

 

5.1.2 Ведение реестра аккредитованных органов по сертификации СУОС осуществляет Нацио­нальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь (далее - Госстандарт).

5.1.3 При отсутствии органа по сертификации с соответствующей областью аккредитации органи­зация может обратиться в Госстандарт, который примет решение по проведению сертификации СУОС данной организации.

5.1.4 Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение пяти дней после ее

регистрации

5.1.5 Принятие решения по заявке включает;

- принятие заявки к исполнению при совпадении заявленной области деятельности заявителя- с областью аккредитации органа по сертификации;

- отказ в принятии заявки и направление ее в Госстандарт (с извещением заявителя) при несовпа­дении заявленной области деятельности заявителя с областью аккредитации органа по сертификации.

5.1.6 По результатам принятия решения по заявке оформляется договор на проведение серти­фикационного аудита СУОС.

5.2 Анализ документов системы управления окружающей средой

5.2.1 Для проведения сертификационных работ руководитель органа по сертификации назначает приказом группу по аудиту, состоящую из руководителя группы и экспертов-аудиторов по сертификации СУОС (далее - экспертов-аудиторов СУОС).

К работе при необходимости могут привлекаться внештатные эксперты-аудиторы СУОС и техни­ческие эксперты в оцениваемых областях деятельности.

В группу по аудиту могут включаться стажеры, но они должны проводить работы под руковод­ством экспертов-аудиторов СУОС.

В состав группы по аудиту не включаются представители заявителя проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации,

5.2.2 Заявитель должен быть заблаговременно проинформирован о составе группы по аудиту, которая будет проводить оценку СУОС, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них.

Заявитель имеет право требовать замены членов группы по аудиту по объективным причинам (член группы по аудиту работал ранее в проверяемой организации, оказывал ей консалтинговые ус­луги, неэтичное поведение при проведении аудитов). Отказ от кого-либо из членов группы по аудиту должен быть аргументирован и обоснован.

5.2.3 Анализ документов СУОС осуществляется группой по аудиту или экспертом-аудитором СУОС, входящим в группу по аудиту.

Анализ документов СУОС должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, цели и область аудита, а также включать:

- рассмотрение и анализ заявки;

- анализ исходной информации и анкеты-вопросника;

- анализ разработанных документов СУОС.

5.2.4 В обоснованных случаях анализ документов СУОС может быть отложен до момента начала проведения аудита непосредственно в организации, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита. Если документы СУОС признаются неадекватными требованиям НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды и требованиям ТНПА на СУОС, то руководитель группы по аудиту информирует об этом заявителя. Руководитель группы по аудиту должен принять решение по продол­жению аудита или его приостановке до тех пор, пока несоответствия в документации не будут устранены.

5.2.5 Группа по аудиту проводит анализ представленной организацией исходной информации и анкеты-вопросника с учетом.

- требований НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ТНПА на СУОС;

- сведений о воздействии организации на окружающую среду, полученных из независимых ис­точников.

5.2.6 При проведении анализа документов СУОС группа по аудиту проводит оценку документов СУОС организации на выполнение следующих требований.

- обеспечение системности документации;

- выполнение требований ТНПА на СУОС;

- полноту описания СУОС в документах по СУОС;

- наличие идентификации документов СУОС;

- адресность (предназначенность для определенной области применения, конкретных исполни­телей);

- однозначность понимания требований документов.

5.2.7 При необходимости группа по аудиту может запросить у организации дополнительные сведения или направить своего представителя для сбора дополнительной информации непосредст­венно в организации.

5.2.8 Результаты анализа документов СУОС оформляются в акте по результатам экспертизы до­кументов СУОС, е котором также отражаются результаты анализа заявки, исходной информации, анкеты-вопросника.

В акте по результатам экспертизы документов СУОС устанавливаются сроки устранения замеча­ний к документам, но не более шести месяцев. Акт подписывается руководителем и членами группы по аудиту и утверждается руководителем органа по сертификации.

Акт составляется в двух экземплярах: один остается в органе по сертификации, второй переда­ется заявителю.

5.2.9 Организация обязана представить в орган по сертификации документы, подтверждающие устранение выявленных в документации СУОС несоответствий. Подтверждающие документы анали­зируются членами группы по аудиту.

5.3 Сертификационный аудит системы управления окружающей средой

5.3.1 Началом работ по сертификационному аудиту СУОС (далее - аудит СУОС) организации яв­ляется разработка плана аудита, который разрабатывает руководитель группы по аудиту.

5.3.2 План аудита СУОС должен содержать:

- цели аудита;

- критерии аудита и ссылочные документы;

- область аудита, включая идентификацию подразделений, которые будут проверяться; -дату и место проведения аудита,

- временной график аудита (предполагаемое время начала и продолжительность аудита, сове­щаний с руководством и совещаний группы по аудиту);

- распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;

- список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту (при необходимости);

- требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению (при необходи­мости).

5.3.3 План аудита СУОС должен обеспечивать эффективное использование квалификации членов группы по аудиту с учетом их компетентности и может корректироваться в ходе аудита.

5.3.4 План аудита СУОС подписывается руководителем группы по аудиту, согласовывается с от­ветственным за проведение аудита в организации (руководителем проверяемой организации или от­ветственным за функционирование СУОС) и утверждается руководителем органа по сертификации. План аудита должен быть представлен проверяемой организации до начала аудита.

5.3.5 Группа по аудиту должна подготовить рабочие документы для регистрации результатов аудита. Рабочие документы должны содержать:

- контрольные листы (приложение В);

- формы протоколов несоответствий (приложение Г);

5.3.6 Контрольные листы должны обеспечивать получение выводов (наблюдений аудита) на ос­новании сопоставления свидетельств аудита с критериями аудита.

5.3.7 Аудит СУОС включает:

- предварительное совещание; -сбор информации;

- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;

- подготовку заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание.

5.3.8 Предварительное совещание проводится с целью:

- представления членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации;

- рассмотрения цепи, области и критериев аудита,

- ознакомления с методами аудита, классификацией несоответствий;

- определения необходимых ресурсов для проведения аудита (помещение, оргтехника, транспорт),

- ознакомления с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности для группы по аудиту;

- предоставления проверяемой организации возможности обсудить все вопросы, относящиеся к аудиту.

5.3.9 Сбор информации, относящейся к цепям, области и критериям аудита, включая информацию о деятельности и взаимодействии подразделений, проводится методом опроса работников организации, наблюдения за деятельностью, анализа документов системы управления окружающей средой.

5.3.10 Для подготовки выводов (наблюдений аудита) свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть отражены в контрольных листах. Группа по аудиту должна проанализировать свидетельства аудита, принять решение, какие из них должны быть представлены как несоответствия, и определить значимость несоответствий.

5.3.11 При определении категории несоответствия группа по аудиту учитывает, является ли не­соответствие единичным случаем или систематической ошибкой.

5.3.12 Несоответствия подразделяются на:

- существенные;

- несущественные.

Существенное несоответствие - это неприменение или полное нарушение какого-либо требова­ния ТНПА на СУОС или отклонение от требований НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, устранение которых требует изменения организационной структуры организации, больших матери­альных затрат, длительного времени (не менее шести месяцев) и которые существенно повлияют на функционирование СУОС,

Несущественное несоответствие - это упущение в выполнении или отклонение от установленных требований ТНПА на СУОС, НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, устранение которых не требует изменения организационной структуры организации, значительных материальных затрат и которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту либо в течение двух месяцев с момента выявления.

Окончательное решение по категории несоответствия принимает руководитель группы по аудиту.

5.3.13 Существенные и несущественные несоответствия отражаются в протоколах несоответствий, идентифицируются с требованиями, установленными в НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ТНПА или документах на СУОС организации.

Протоколы несоответствий подлежат совместному рассмотрению руководителем группы по аудиту и руководителем организации или представителем руководства организации, ответственным за функционирование СУОС.

Протокол несоответствий должен включать: .

- наименование проверяемого структурного подразделения организации или должностное лицо;

- требование НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ТНПА на СУОС или документа СУОС организации;

- установленное несоответствие и его категорию;

- содержание корректирующего действия, разрабатываемого представителем организации;

- срок его проведения, устанавливаемый руководителем группы по аудиту;

- отметку руководителя группы по аудиту о проведенных корректирующих действиях;

- подписи руководителя организации и руководителя группы по аудиту.

5.3.14 На основании анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) СУОС требованиям ТНПА на СУОС, НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды.

В результате аудита СУОС возможны следующие выводы:

а) СУОС соответствует ТНПА, на соответствие которому осуществлялся аудит;

б) СУОС не соответствует ТНПА, на соответствие которому осуществлялся аудит. СУОС признается соответствующей ТНПА на СУОС, если:

- несоответствия отсутствуют;

- имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение двух месяцев со дня их выявления;

- обнаружены менее трех существенных несоответствий и несущественные несоответствия, СУОС признается не соответствующей ТНПА, если обнаружено три и более существенных несо­ответствия и несущественные Несоответствия. В это™ случае оценка СУОС организации осуществля­ется после устранения всех выявленных несоответствий.

5.3.15 На заключительном совещании руководству и специалистам проверяемой организации до­водятся до сведения выявленные при аудите несоответствия в порядке их значимости, предвари­тельное заключение о соответствии (несоответствии) СУОС требованиям ТНПА на СУОС. 

5.4 Оформление результатов сертификационного аудита, принятие решения по сертификации и выдача экологического сертификата соответствия

5.4.1 По результатам сертификационного аудита СУОС с учетом результатов заключительного совещания составляется акт по аудиту (приложение Д), который подписывается руководителем груп­пы по аудиту и экспертами-аудиторами СУОС, утверждается руководителем органа по сертификации и представляется для ознакомления руководству проверяемой организации.

5.4.2 В акте по аудиту дается четкая оценка соответствия проверяемой СУОС требованиям ТНПА на СУОС.

В акт также вносятся все вопросы, по которым не достигнуто соглашение между руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией, с изложением различных точек зрения.

5.4.3 Акт по аудиту СУОС организации должен содержать:

- цели аудита;

- область аудита;

- наименование проверяемой организации и ее реквизиты;

- наименование органа по сертификации;

- дату составления;

- критерии аудита;

- информацию о членах группы по аудиту;

- наблюдения аудита;

- результаты аудита СУОС;

- заключение по результатам аудита о соответствии (несоответствии) СУОС требованиям НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ТНПА на СУОС;

- указание о конфиденциальности информации, содержащейся в отчете.

В акте указывается необходимость разработки корректирующих мероприятий, сроки представления в орган по сертификации доказательств устранения несоответствий, необходимость в дополнительном аудите.

Акт по аудиту должен быть подготовлен и направлен в согласованные с проверяемой организа­цией сроки.

Один экземпляр акта и копии протоколов несоответствий хранятся в организации, второй экземпляр акта и подлинники протоколов несоответствий хранятся в органе по сертификации.

5.4.4 После устранения выявленных несоответствий организация уведомляет об этом орган по сертификации.

Способ проверки устранения несоответствий устанавливается органом по сертификации и зависит от категории и количества выявленных несоответствий.

Если в СУОС организации были выявлены несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение двух месяцев со дня их выявления, то органу по сертификации может быть достаточно документального подтверждения организацией уст­ранения выявленных несоответствий или устранение выявленных несоответствий проверяется органом по сертификации при инспекционном контроле.

5.4.5 При положительных результатах аудита руководитель группы по аудиту докладывает на со­вете по сертификации органа по сертификации о результатах аудита и возможности выдачи экологи­ческого сертификата соответствия на СУОС организации. Совет по сертификации принимает решение о выдаче экологического сертификата соответствия. Специалисты, участвующие в аудите, не могут участвовать в принятии решения о выдаче экологического сертификата соответствия. Специалисты, принимающие решение о выдаче сертификата соответствия, должны обладать достаточной компе­тенцией для принятия решения.

5.4.6 При положительном решении совета по сертификации органа по сертификации руководи­тель группы по аудиту направляет протокол совета по сертификации в Министерство природных ре­сурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) для оформления экологического сертификата соответствия по форме приложения Е. г,

Срок действия экологического сертификата соответствия - пяхь_Г№т/ Экологический сертификат соответствия регистрируется и вносится в реестр Национальной системы подтверждения соответст­вия Республики Беларусь.

При выдаче экологического сертификата соответствия с организацией заключается соглашение по сертификации (приложение Ж), в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации.

 

6 Обязанности и ответственность сторон в ходе сертификации систем управления окружающей средой

6.1 Обязанности и ответственность эксперта-аудитора СУОС

6.1.1 Эксперт-аудитор СУОС при проведении аудита СУОС обязан:

- сообщать и разъяснять персоналу проверяемой организации требования аудита;

- рационально и эффективно планировать и выполнять возложенные на него функции;

- разрабатывать контрольные листы для оценки СУОС организации;

- документировать все наблюдения;

- представлять руководителю группы по аудиту информацию о результатах аудита;

- поддерживать в порядке и обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов и ин­формации, используемых при аудите;

-действовать в соответствии с планом аудита;

- проявлять объективность и беспристрастность;

- обеспечивать достоверность и достаточность наблюдений для составления заключения о про­веряемой СУОС;

- идентифицировать несоответствия с требованиями ТНПА на СУОС или документов СУОС ор­ганизации, НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды;

- осуществлять контроль результативности корректирующих действий после устранения несоот­ветствий;

- соблюдать нормы этики.

6.1.2 Эксперты-аудиторы СУОС за ненадлежащее выполнение своих обязанностей несут ответ­ственность, установленную законодательством.

6.2 Обязанности и ответственность руководителя группы по аудиту

6.2.1 При аудите СУОС руководитель группы по аудиту обязан:

- сформировать группу по аудиту;

- принять решение о необходимости привлечения технических экспертов;

- распределить обязанности между членами группы по аудиту;

- разработать план аудита;

- представлять группу по аудиту руководству проверяемой организации;

- анализировать информацию и документы по функционированию проверяемой СУОС для осу­ществления оценки соответствия СУОС;

- сообщать руководству организации о затруднениях, препятствующих проведению аудита;

- принять окончательное решение по категории несоответствий;

- сформировать и представить акт по аудиту.

6.2.2 Руководитель группы по аудиту за ненадлежащее выполнение своих обязанностей несет ответственность, установленную законодательством.

6.3 Обязанности и ответственность проверяемой организации

6.3.1 Организация, заявившаяся на сертификацию СУОС, обязана:

- внедрить СУОС, соответствующую требованиям ТНПА на СУОС;

- определить орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации, подать заявку на сертификацию в соответствии с настоящим техническим кодексом;

- одновременно с заявкой представить в орган по сертификации исходную информацию, анкету-вопросник, документы СУОС, перечень которых определяется органом по сертификации;

- создать все необходимые условия для эффективной работы группы по аудиту и выполнения плана аудита, включая предоставление помещений для работы, необходимых технических средств, назначение ответственных специалистов организации дпя сопровождения и работы с членами группы по аудиту;

- информировать соответствующий персонал организации о цепи и области аудита;

- обеспечить доступ членов группы по аудиту к необходимым средствам и доказательным мате­риалам (документам СУОС, программам, планам, отчетам, журналам, инструкциям и др.);

- активно сотрудничать с экспертами-аудиторами СУОС для достижения целей аудита,

- осуществлять корректирующие действия по результатам аудита СУОС организации е установ­ленные для этого сроки, сообщать органу по сертификации о проведенных корректирующих действиях;

- своевременно производить оплату проводимых работ.

6.3.2 Организация за ненадлежащее выполнение своих обязанностей несет ответственность, ус­тановленную законодательством.

 7 Инспекционный контроль за сертифицированной системой управления окружающей средой

7.1 Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной СУОС организации в течение всего срока действия экологического сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сер­тификации, возглавляемая руководителем группы.

7.2 Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган по серти­фикации в соответствии с программой инспекционного контроля за сертифицированными СУОС, но не менее одного раза в год. При этом в течение срока действия экологического сертификата соответ­ствия на СУОС все подразделения организации должны быть проверены не менее одного раза. Пла­нируемая дата проведения инспекционного контроля доводится до сведения проверяемой организации органом по сертификации.

План инспекционного контроля ежегодно разрабатывается руководителем группы по аудиту, со­гласовывается с руководителем организации или ответственным за функционирование СУОС и ут­верждается руководителем органа по сертификации.

7.3 Внеплановый инспекционный контроль проводится по решению руководителя органа по сер­тификации в следующих случаях:

- появления необходимости проверки устранения несоответствий, выявленных при инспекционном

контроле,

- поступления информации об использовании экологического сертификата соответствия в области деятельности, на которую не распространяется СУОС;

- поступления информации о неправильном использовании знака соответствия;

- внесения существенных изменений в НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ка­сающиеся деятельности организации, документы СУОС, организационную структуру организации;

- изменения технологического процесса изготовления продукции, закупки нового оборудования, сырья и материалов;

- поступления информации о нарушении установленных НПА и ТНПА требований в области ох­раны окружающей среды;

- поступления информации о жалобах заинтересованных сторон на деятельность организации в области охраны окружающей среды, о возникновении аварийных ситуаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

7.4 При проведении инспекционного контроля учитываются:

- изменения в организационной структуре организации;

- изменения в НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, касающиеся деятельности ор­ганизации;

- изменения в документах СУОС;

- результаты внешних проверок;

- результаты внутренних аудитов СУОС;

- выполнение персоналом требований документов СУОС, НПА и ТНПА в области охраны окру­жающей среды;

- статус и эффективность корректирующих и предупреждающих действий, в том числе по резуль­татам внутренних аудитов, внешних проверок, предыдущего аудита органа по сертификации;

- работа с претензиями заинтересованных сторон;

- аварии и инциденты, произошедшие в организации;

- правильность применения экологического сертификата в соответствии с областью распростра­нения СУОС.

- эффективность СУОС, наличие улучшений,

- совершенствование СУОС.

7.5 Несоответствия в СУОС, выявленные при инспекционном контроле, отражаются в протоколах несоответствий.

7.6 Результаты инспекционного контроля отражаются в акте, который оформляется после окон­чания инспекционного контроля. Акт подписывается руководителем и членами группы по аудиту, ут­верждается руководителем органа по сертификации и направляется в организацию в установленные им сроки.

7.7 При положительных результатах инспекционного контроля я лктелелаеася аклюмение ^со­хранении действия выданного экологического сертификата соответствия.

7.8 В случае выявления при инспекционном контроле несоответствий организация разрабатывает корректирующие действия и обеспечивает их выполнение в срок не более двух месяцев с момента выявления.

Организация обязана информировать орган по сертификации о корректирующих действиях, предпринимаемых по выявленным при инспекционном контроле несоответствиям.

Устранение выявленных несоответствий проверяется группой по аудиту органа по сертификации Способ проверки может включать дополнительную проверку непосредственно в организации, проверку по представленным организацией документам, подтверждающим устранение несоответствий, или проверку при последующем инспекционном контроле (в зависимости от вида выявленных несо­ответствий).

7.9 Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на шесть месяцев) действие экологического сертификата соответствия на СУОС в случаях:

- выявления менее трех существенных несоответствий при инспекционном контроле;

- неустранения в течение двух месяцев выявленных при инспекционном контроле несущественных несоответствий требованиям ТНПА на СУОС, НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды;

- применения экологического сертификата соответствия не в той области деятельности, на которую он получен;

- нарушения правил применения знака соответствия сертифицированной СУОС;

- фальсификации срока действия экологического сертификата соответствия; -отказа организации от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение;

- несоблюдения требований НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды.

7.10 Орган по сертификации имеет право отменить действие экологического сертификата соот­ветствия на СУОС, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем сертификаци­онном аудите, при инспекционном контроле, а также если несоответствия не устранены в период приостановления действия экологического сертификата соответствия, если имеются случаи несо­блюдения требований НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды.

7.11 Решение о временном приостановлении или отмене действия экологического сертификата соответствия принимается советом по сертификации органа по сертификации и оформляется реше­нием совета по сертификации.

7.12 Экологический сертификат соответствия на СУОС может быть аннулирован органом по сер­тификации в случае прекращения деятельности организации - владельца сертификата соответствия как юридического лица. Аннулирование сертификата соответствия автоматически происходит с мо­мента прекращения деятельности организации или прекращения деятельности организации в области применения СУОС.

7.13 Информация о приостановлении, отмене действия или аннулировании экологического сер­тификата соответствия с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до све­дения организации, Госстандарта, Минприроды и других заинтересованных организаций.

7.14 Отмена действия экологического сертификата соответствия вступает в силу с даты принятия решения органом по сертификации об отмене. Отмененный (аннулированный) экологический серти­фикат соответствия исключается из реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

7.15 При изменении формы собственности организации орган по сертификации осуществляет переоформление экологического сертификата соответствия на СУОС под тем же номером с сохране­нием сроков действия на основании представленных подтверждающих документов. 

8 Проведение повторной сертификации системы управления окружающей средой

8.1 Заявка на проведение повторной сертификации СУОС подается организацией не менее чем за три месяца до окончания срока действия экологического сертификата соответствия.

8.2 Процедура проведения повторной сертификации предусматривает:

- проведение работ в полном объеме в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса,

- проведение работ по сокращенному плану аудита (по усмотрению органа по сертификации в зависимости от результатов первичной сертификации СУОС и результатов инспекционного контроля) с оформлением решения совета по сертификации.

8.3 Проведение повторной сертификации СУОС осуществляет группа по аудиту органа по серти­фикации в соответствии с порядком проведения работ по сертификации СУОС.

8.4 Решение о повторной выдаче экологического сертификата соответствия принимает совет по сертификации органа по сертификации на основании акта по аудиту СУОС.

8.5 Экологический сертификат соответствия выдается под тем же номером, что и при первичной серти­фикации, сроком на три года. Информация о повторной выдаче экологического сертификата соответ­ствия вносится в реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

9 Оформление дубликатов экологических сертификатов соответствия

9.1 Дубликаты экологических сертификатов соответствия оформляются по желанию организации на специальных защищенных бланках установленного образца Минприроды и заверяются печатью.

9.2 Дубликаты экологических сертификатов соответствия регистрируется под тем же номером, что и подлинник сертификата, при этом на обратной стороне бланка в левом верхнем углу делается надпись «Дубликат».

9.3 Бланки с надписью «Дубликат» являются бланками строгой отчетности и подлежат учету в соответствии с установленным порядком. 

10 Применение знака соответствия сертифицированной системы управления окружающей средой

10.1 Право применения знака соответствия сертифицированной СУОС предоставляется органи­зации, получившей экологический сертификат соответствия на СУОС в Национальной системе под­тверждения соответствия Республики Беларусь. Требования к форме и размерам знака соответствия установлены в СТБ 1458.

10.2 Организация может применять знак соответствия сертифицированной СУОС в течение срока действия экологического сертификата соответствия на СУОС.

10.3 Нанесение знака соответствия сертифицированной СУОС осуществляется организацией, получившей право его применения. Место нанесения знака соответствия сертифицированной СУОС устанавливается организацией.

10.4 Знак соответствия сертифицированной СУОС может быть использован организацией в рек­ламных целях (фирменных бланках, визитках и др ).

10.5 Организация - владелец экологического сертификата соответствия на СУОС несет ответст­венность за неправильное применение знака соответствия сертифицированной СУОС.

11 Рассмотрение жалоб и апелляций

11.1 Если организация желает опротестовать решение органа по сертификации по результатам сертификации СУОС или инспекционного контроля, она должна подать письменную жалобу в орган по сертификации не позднее месяца после получения акта по результатам сертификации или ин­спекционного контроля. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого решения.

11.2 Жалоба рассматривается на совете по сертификации органа по сертификации. О принятом решении организация уведомляется письменно не позднее сроков, установленных законодательством.

11.3 8 случае несогласия с решением совета по сертификации органа по сертификации по жалобе организация вправе обратиться в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь или Апелляционный совет Национальной системы подтверждения соответствия Республики Бела­русь. При этом к заявлению по спорным вопросам прикладываются документы по предмету конфликта.

11.4 Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь или Апелляционный совет Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь устанавливает срок и порядок решения спорных вопросов и в случае необходимости назначает повторный аудит СУОС организации специально сформированной для этой цели группой по аудиту.

 

12 Оплата работ по сертификации систем управления окружающей средой

12.1 Оплата работ по сертификации СУОС осуществляется на договорной основе за счет средств заявителя и состоит из оплаты работ:

- по предварительному аудиту СУОС (в случае его проведения);

- по анализу документов СУОС;

- по аудиту СУОС;

- по оформлению результатов аудита СУОС;

- по оформлению экологического сертификата соответствия и его дубликатов;

- инспекционного контроля.

12.2 Стоимость работ по сертификации СУОС устанавливается на основании трудоемкости работ, утвержденной Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь.

 

 

 

Приложение А

(обязательное) 

Форма заявки на проведение сертификации системы управления окружающей средой

 

ЗАЯВКА

на проведение сертификации системы управления окружающей средой

1.___.__,_______.

наименование организации (полное и сокращенное) Юридический адрес_

УНП

ОКПО ~

Расчетный счет______________.__

Адрес банка______

Телефон_Факс_Электронный адрес________

в лице_

должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации заявляет, что в организации внедрена система управления окружающей средой, соответствующая

обозначение и наименование ТНПА и просит провести сертификацию системы управления окружающей средой. 2 Данные о системе управления окружающей средой

2.1 Год внедрения системы управления окружающей средой___.

2.2 Область применения системы управления окружающей средой________

2.3 Наличие филиалов, промышленных площадок___.

2.4 Количество работников организации, задействованных в системе управления окружающей средой____________________

2.5 Номер и год регистрации сертификата на систему управления окружающей средой и наиме­нование органа по сертификации (заполняется, если организация имела ранее сертификат на систе­му управления окружающей средой)_.

2.6 Представитель руководства по СУОС_______.

должность, фамилия, имя, отчество Телефон_

3 Организация обязуется:

- обеспечить все условия для проведения сертификации (предоставление документации, доступ ко всем подразделениям, ознакомление со всеми регистрационными документами);

- выполнять правила и порядок проведения сертификации;

- обеспечивать эффективное функционирование системы управления окружающей средой,

- оплачивать все расходы по проведению сертификации системы управления окружающей средой независимо от результатов.

4 Контактное лицо___, тел.__

Руководитель организации___

подпись фамилия, инициалы Главный бухгалтер _ _

подпись фамилия, инициалы

 

Приложение Б

(обязательное) 

Состав обязательной исходной информации для оценки системы управления окружающей средой организаций любой области деятельности

1 Сведения о производстве:

- структурная схема организации, включающая основные и вспомогательные производственные подразделения, инженерные и административные службы с указанием связей между ними;

- численность персонала, работающего в организации;

- сменность работ на основном производстве (количество рабочих смен);

- перечень филиалов, производственных площадок с указанием их места расположения; -схема размещения (выкопировка из генплана) объектов (структурных подразделений) органи­зации на территории промышленной площадки;

-перечень видов работ, по которым заключаются договоры-подряды (строительные, монтажные, ремонтные, наладочные и др.);

- перечень разрешений, лицензий на соответствующие виды деятельности (разрешения на спе­циальное водопользование, разрешения на размещение отходов, разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзора) и т. д.).

2 Сведения о системе управления окружающей средой:

- административно-функциональная схема системы управления окружающей средой;

- структурная схема службы охраны окружающей среды, численность службы охраны окружающей среды;

-численность работающих и перечень подразделений, на которые распространяется система управления окружающей средой;

-документы системы управления окружающей средой: реестр важных экологических аспектов, программа управления окружающей средой, стандарты организации по системе управления окру­жающей средой, отчет по анализу со стороны руководства.

3 Перечни технологических процессов и технологических операций, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

4 Техническая и эксплуатационная документация на объекты, обеспечивающие охрану окружающей среды:

- перечень инструкций (по обращению с опасными веществами, по эксплуатации вентиляционных систем, систем водоснабжения и водоотведения и др.);

- Инструкция по производственному экологическому контролю;

- Инструкция по обращению с отходами производства.

5 Данные о подрядных работах и подрядчиках, в том числе процедуры оценки их деятельности.

6 Информация об эффективном функционировании системы управления окружающей средой за прошедший календарный год:

-данные о проверках контролирующих органов в области охраны окружающей среды за последний календарный год;

-данные о претензиях, жалобах заинтересованных сторон по вопросам охраны окружающей среды; -данные об авариях и инцидентах, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду;

- данные по формам государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды.

 

Приложение Д

(обязательное) 

Форма акта сертификационного аудита системы управления окружающей средой

АКТ

сертификационного аудита системы управления окружающей средой

1 Цель аудита____

2 Область аудита__,_______

3 Наименование проверяемой организации и ее реквизиты_

4 Наименование органа по сертификации_____________

5 Дата составления акта_,_________

6 Критерии аудита__________

7 Информация о членах группы по аудиту_

8 Основание для проведения аудита системы управления окружающей средой

заявка организации, договор с организацией на проведение сертификационного аудита, акт экспертизы документов СУОС

9 Аудит системы управления окружающей средой проводился по плану аудита, утвержденному

фамилия, инициалы, должность лица, утвердившего план аудита

10 Краткое содержание результатов аудита системы управления окружающей средой с указанием количества протоколов несоответствий по каждому проверенному подразделению (НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, разделу, пункту СТБ ИСО 14001-2005)_

11 Заключение_

12 Сведения о конфиденциальности информации _

Руководитель группы по аудиту _ _

подпись фамилия, инициалы

Эксперты-аудиторы СУОС _ _,____

подпись фамилия, инициалы

подпись фамилия, инициалы

подпись фамилия, инициалы

 

Приложение Е

(обязательное) 

Форма сертификата соответствия на систему управления окружающей средой

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ КОМИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ПО СТАНДАРТИЦАЦИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

Зарегистрирован в реестре

Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь под №

Дата регистрации: Действителен до:

Настоящий экологический сертификат выдан

наименование организации адрес организации

и удостоверяет, что система управления окружающей средой

область распространения системы управления окружающей средой соответствует требованиям СТБ ИСО 14001-2005

Руководитель Министр

Национального органа по оценке соответствия природных ресурсов и охраны

Республики Беларусь окружающей среды Республики Беларусь

подпись фамилия, инициалы подпись фамилия, инициалы

М. П. М. П.

 

Приложение Ж

(обязательное) 

Форма соглашения по сертификации системы управления окружающей средой

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СОГЛАШЕНИЕ № ______

по сертификации системы управления окружающей средой

Срок действия с_

До______________

Орган по сертификации в лице руководителя

 

наименование органа

_с одной стороны и_

фамилия, инициалы наименование организации дальнейшем - владелец сертификата на систему управления окружающей средой) в лице руково­дителя______с другой стороны заключили настоящее соглашение,

фамилия, инициалы согласно которому:

1 Орган по сертификации официально подтверждает, что система управления окружающей средой

область применения системы управления окружающей средой соответствует требованиям_______________

обозначение ТНПА на систему управления окружающей средой

2 Орган по сертификации обязуется.

2.1 Осуществлять инспекционный контроль за сертифицированной системой управления окру­жающей средой один раз в год.

2.2 Информировать организацию о всех изменениях условий сертификации системы управления окружающей средой и изменениях в технических нормативных правовых актах (далее - ТНПА), опре­деляющих требования к системе управления окружающей средой.

3 Организация обязуется:

3.1 Контролировать функционирование и эффективность системы управления окружающей средой путем проведения регулярных внутренних аудитов и анализа системы управления окружающей средой.

3.2 Обеспечивать беспрепятственный доступ на территорию организации представителям органа по сертификации, осуществляющим инспекционный контроль, и создавать все условия, необходимые для его проведения.

3.3 Оплачивать все расходы, связанные с осуществлением инспекционного контроля.

3.4 Представлять в орган по сертификации актуализированный комплект документов сертифици­рованной системы управления окружающей средой.

3.5 Информировать орган по сертификации о всех вносимых изменениях в документы системы управления окружающей средой, организационную структуру организации, а также о факте прекра­щения своей деятельности как юридического лица.

Вносить данные изменения в комплект документов, хранящийся в органе по сертификации, перед инспекционным контролем.

3.6 Вести учет всех аварийных ситуаций, происшедших в организации и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, всех поступающих жалоб от заинтересованных сторон и предпи­саний контролирующих органов, касающихся деятельности организации в области охраны окружаю­щей среды, и представлять данные сведения в орган по сертификации при инспекционном контроле.

3.7 Использовать экологический сертификат соответствия в соответствии с правилами его при­менения и строго в той области деятельности, на которую получен экологический сертификат соот­ветствия.

3.8 Устранять выявленные при инспекционном контроле несоответствия в срок, не превышающий два месяца.

4 Орган по сертификации имеет право приостановить не более чем на шесть месяцев действие экологического сертификата соответствия на систему управления окружающей средой в случаях:

- выявления менее трех существенных несоответствий при инспекционном контроле;

- неустранения в течение двух месяцев выявленных при инспекционном контроле несоответст­вий требованиям ТНПА на систему управления окружающей средой, нормативных правовых актов (далее - НПА) и ТНПА в области охраны окружающей среды;

- применения экологического сертификата соответствия не в той области деятельности, на которую он получен;

- нарушения правил применения знака соответствия;

- фальсификации срока действия экологического сертификата соответствия;

- отказа организации от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение;

- несоблюдения требований НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды.

5 Орган по экологической сертификации имеет право провести по решению руководителя органа по сертификации внеплановый инспекционный контроль в следующих случаях:

- появления необходимости проверки устранения несоответствий, выявленных при инспекционном контроле,

- поступления информации о неправильном использовании экологического сертификата и знака соответствия;

- внесения существенных изменений в НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, ка­сающихся деятельности организации, документы системы управления окружающей средой, органи­зационную структуру организации;

- изменения технологического процесса изготовления продукции, закупки нового оборудования, сырья и материалов;

- поступления информации о нарушении установленных НПА и ТНПА требований в области ох­раны окружающей среды;

- поступления информации о жалобах заинтересованных сторон на деятельность организации в области охраны окружающей среды, о возникновении аварийных ситуаций в организации, оказываю­щих негативное воздействие на окружающую среду.

6 Орган по сертификации имеет право отменить действие экологического сертификата соответ­ствия, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем аудите, а также если несо­ответствия не устранены в период приостановления действия экологического сертификата соответ­ствия, а также имеются случаи грубого нарушения и несоблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

7 В случае приостановления или отмены действия экологического сертификата соответствия на систему управления окружающей средой организация утрачивает право использования экологического сертификата и знака соответствия. Использование знака соответствия сертифицированной системы управления окружающей средой в имеющейся документации и коммуникативных средствах, которые снабжены знаком соответствия, возможно в течение не более одного месяца с момента вступления в силу приостановления или отмены действия экологического сертификата соответствия.

8 Право на использование знака соответствия автоматически утрачивается по истечении срока действия экологического сертификата соответствия, если организация не подала заявку на повторную сертификацию за три месяца до истечения срока действия.

9 При прекращении деятельности организации как юридического лица экологический сертификат соответствия аннулируется и исключается из реестра Национальной системы подтверждения соот­ветствия Республики Беларусь.

При изменении формы собственности организации орган по сертификации осуществляет пере­оформление экологического сертификата соответствия на систему управления окружающей средой под тем же номером и с сохранением сроков действия на основании представленных подтверждающих документов.

10 Настоящее соглашение дает право организации на публикацию рекламного материала о сер­тифицированной системе управления окружающей средой в той области деятельности, на которую получен экологический сертификат соответствия

11 Настоящее соглашение дает предприятию в необходимых случаях право выдачи учтенных дубликатов экологического сертификата соответствия №_.

12 За три месяца до истечения срока действия экологического сертификата соответствия организация подает заявку на повторную сертификацию системы управления окружающей средой.

13 Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, один из которых находится в органе по сертификации, другой - в организации.

14 Соглашение вступает в силу с момента подписания обеими сторонами.

 

"Руководитель органа по сертификации Руководитель организации

подпись фамилия, инициалы подпись фамилия, инициалы

__200_ г.__200_ г.

М. П. М. П. 

nefox