Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 05.12.2022 № 69 утверждены Новые Правила по обеспечению промышленной безопасности пассажирских канатных дорог
.
ПРАВИЛА
по обеспечению промышленной безопасности пассажирских канатных дорог
Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2023 г.
Настоящие Правила устанавливают требования промышленной безопасности при проектировании, изготовлении, монтаже, наладке, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, обслуживании, ремонте, реконструкции, технической модернизации (далее – модернизация), техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, временной приостановке, выводе из эксплуатации пассажирских канатных дорог (далее, если не указано иное, – ПКД) и являются обязательными для соблюдения субъектами промышленной безопасности.
По решению субъекта хозяйствования требования настоящих Правил могут быть применены для организации эксплуатации буксировочных канатных дорог.
Настоящие Правила не распространяются на подземные подвесные канатные дороги и фуникулеры (подъемники, предназначенные для подъема и спуска людей (груза) в вагонах по наклонному рельсовому пути при помощи тягового каната и канатоведущего электрического приводного механизма (привода), установленного вне вагонов).
Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З "О промышленной безопасности", а также следующие термины и их определения:
буксировочное устройство – средство для перемещения лыжников по буксировочной колее;
вагон – разновидность подвижного состава ПКД с маятниковым движением подвижного состава (далее – МПКД) для перевозки пассажиров;
ввод в эксплуатацию – событие, фиксирующее готовность ПКД к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке;
вводное устройство – электротехническое устройство для подачи и снятия напряжения питающих линий;
ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей – документ, содержащий номенклатуру, назначение, количество и места укладки запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, расходуемых за назначенный срок службы ПКД;
ведомость эксплуатационных документов – документ, устанавливающий комплект эксплуатационных документов и места укладки документов, поставляемых с ПКД или отдельно от него;
верхний роликовый балансир – балансир, на котором несуще-тяговый канат проходит снизу роликов;
владелец ПКД – субъект промышленной безопасности, в том числе государственный орган, осуществляющий эксплуатацию ПКД, принадлежащей ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;
вместимость подвижного состава – расчетное число человек в подвижном составе;
двухканатная МПКД – ПКД с маятниковым движением подвижного состава, постоянно прикрепленного к тяговому канату;
зажим – узел подвески подвижного состава, служащий для закрепления его на тяговом или несуще-тяговом канате;
запас прочности – отношение временного сопротивления материала к напряжению от максимальных статических нагрузок;
инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке – документ, содержащий сведения, необходимые для монтажа, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи ПКД и ее составных частей в эксплуатацию на месте применения;
кабина – разновидность подвижного состава ПКД для перевозки пассажиров;
конструкторская документация – совокупность конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, реконструкции, утилизации ПКД;
кресло – разновидность подвижного состава ПКД в виде открытого или полузакрытого сиденья для перевозки пассажиров;
ловитель вагона – устройство на тележке вагона для захвата губками несущего каната при обрыве или ослаблении натяжения тягового каната;
ловитель каната – устройство, предотвращающее падение несуще-тягового каната при его сходе с роликового балансира;
лыжник – пассажир на лыжах или сноуборде;
монтажный (установочный) чертеж – чертеж, согласно которому устанавливается и монтируется оборудование ПКД;
назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация ПКД должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
наладка – совокупность операций по подготовке, регулированию и настройке ПКД и (или) приборов и устройств безопасности ПКД, направленных на обеспечение ее работы в заданных условиях с характеристиками, определенными эксплуатационными документами, на протяжении определенного времени;
натяжной канат – канат, соединяющий несущий, несуще-тяговый, тяговый канат с натяжным устройством;
несуще-тяговый канат – канат для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава;
несущий канат – канат, по которому перемещается подвижной состав;
нижний роликовый балансир – балансир, на котором несуще-тяговый канат проходит сверху роликов;
номинальная скорость – максимальная скорость движения подвижного состава (каната), на которую рассчитана ПКД;
обводной шкив – шкив, предназначенный для обхода подвижного состава кольцевых ПКД;
обслуживание – комплекс операций по техническому обслуживанию, определенных эксплуатационными документами изготовителя и (или) установленных системой обслуживания и ремонта по поддержанию ПКД в работоспособном и исправном состоянии при использовании ее по назначению, хранении и транспортировании;
обслуживающий персонал – работающие, привлекаемые владельцем ПКД или специализированной организацией в установленном законодательством порядке для выполнения работ (оказания услуг) по эксплуатации, обслуживанию, ремонту, наладке ПКД;
одноканатная МПКД – ПКД с маятниковым движением подвижного состава, постоянно прикрепленного к несуще-тяговому канату;
опора – сооружение для поддержания канатов на трассе ПКД;
опорный башмак – устройство для поддержания несущего каната на опорах и станциях;
отцепляемый зажим – зажим, предназначенный для автоматического прицепления (отцепления) к несуще-тяговому или тяговому канату подвижного состава на станциях;
паспорт – эксплуатационный документ, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления ПКД и ее заводском номере, основных технических данных и характеристиках ПКД, составном оборудовании, сведения об устройствах безопасности ПКД, назначенном сроке службы, а также предназначенный для внесения сведений в период эксплуатации ПКД;
пассажир – лицо, которое пользуется ПКД;
план трассы – графическое отображение проекции трассы ПКД на горизонтальной плоскости с учетом зоны безопасности;
подвижной состав – средство для размещения пассажиров при перевозке на ПКД;
ПКД с пульсирующим движением – ПКД с кольцевым прерывистым движением постоянно прикрепленного к несуще-тяговому канату подвижного состава, при проходе станции останавливающегося или переводимого на движение с малой скоростью;
привод – механизм, состоящий из двигателя и устройства, передающего механическую энергию от двигателя к приводному шкиву;
приводной шкив – шкив, передающий тяговое усилие за счет трения тягового или несуще-тягового каната в ручье шкива;
проектная конструкторская документация – конструкторская документация, выполненная на стадиях технического предложения, эскизного и технического проектов;
пролет – расстояние по горизонтали между опорами на трассе ПКД;
профиль трассы – графическое отображение вертикальных разрезов вдоль и поперек проектируемой трассы ПКД с линейными опорами и станциями с учетом зоны безопасности;
рабочая конструкторская документация – конструкторская документация, выполненная на стадиях опытного образца (опытной партии), серийного (массового) и единичного производства и предназначенная для изготовления, эксплуатации, ремонта (модернизации) и утилизации ПКД;
ревизия – комплекс операций по обслуживанию для установления степени износа оборудования или его отдельных частей с целью проведения ремонта, проверки работоспособности, безопасности, надежности узлов и деталей;
регламентные работы – работы, выполняемые в процессе эксплуатации ПКД с периодичностью и в объеме, установленном эксплуатационными документами, техническими нормативными правовыми актами, независимо от ее технического состояния;
реконструкция – совокупность работ и мероприятий, связанных с переустройством ПКД, вызывающим необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение скорости перемещения подвижного состава, количества подвижного состава);
ресурс (моторесурс) – суммарная расчетная наработка ПКД от начала эксплуатации или от возобновления ее эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние;
роликовый балансир – система роликов для поддержания несуще-тягового каната;
руководство по эксплуатации – документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) ПКД, ее составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации ПКД (использования по назначению, обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования) и оценок ее технического состояния при определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации ПКД и ее составных частей;
система управления – совокупность устройств управления, обеспечивающих работу ПКД в соответствии с заданной программой;
специализированная организация – организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию, монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию, техническому диагностированию ПКД (либо выборке из указанного перечня работ (услуг);
станция – сооружение, предназначенное для посадки-высадки пассажиров и размещения привода и (или) натяжного устройства;
техническое предложение – совокупность проектных, конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки документации ПКД на основании анализа технического задания и различных вариантов возможных решений, сравнительной оценки решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемых и существующих ПКД, а также патентных исследований;
технический проект – совокупность проектных, конструкторских документов, содержащие окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемой ПКД, и исходные данные для разработки рабочей конструкторской документации;
техническое состояние – состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных конструкторской документацией на ПКД;
технологическая документация – совокупность технологических документов, определяющих технологический процесс или операцию на ПКД в ходе ее жизненного цикла;
трасса – участок местности между конечными станциями ПКД с расположенным на нем оборудованием ПКД;
тяговый канат – канат для перемещения подвижного состава по несущему канату;
условия эксплуатации – совокупность факторов, действующих на ПКД при эксплуатации;
эксплуатация – стадия жизненного цикла ПКД, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество и включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт;
эксплуатационный документ – конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации ПКД и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) ПКД, гарантии и сведения по их эксплуатации в течение назначенного срока службы ПКД;
эскизный проект – совокупность проектных конструкторских документов, содержащих принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление о назначении, об устройстве, принципе работы и габаритных размерах разрабатываемой ПКД, а также данные, определяющие ее основные параметры.
Правила по обеспечению промышленной безопасности пассажирских канатных дорог
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 05.12.2022 № 69