Как осуществляется профсоюзами общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда?

Управление, надзор и контроль за деятельностью по охране труда

Согласно пункту 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профсоюзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами не предусмотрено.

В развитие Указа № 510 принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240).

Виды общественного контроля, право на осуществление которого предоставлено профсоюзам, установлены Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года № 1605-ХП «О профессиональных союзах» (в редакции от 14 января 2000 года № 371-3). Данным Законом, в частности, установлено, что профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за:

соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном законодательством;

выполнением коллективного договора (соглашения);

деятельностью организаций здравоохранения в области охраны здоровья;

соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде;

соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о профсоюзах.

Указом № 240 профсоюзам предоставлено право на осуществление указанных выше и иных видов общественного контроля в форме мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения требований законодательства по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями) формах.

При этом все вышеперечисленные виды общественного контроля профсоюзами будут осуществляться не в форме проведения проверок.

Под проверкой по определению Указа № 240 понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов.

Указом № 240 предоставлено право и регламентирован порядок осуществления профсоюзами следующих видов общественного контроля, осуществляемого в форме проведения проверок:

за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда;

за выполнением коллективного договора (соглашения);

за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде;

за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о профсоюзах.

Согласно Указу № 240 профсоюзам также предоставляется право осуществления общественного контроля за медицинскими пунктами, объектами торговли и общественного питания, расположенными на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях.

Право на осуществление общественного контроля в форме проверок Указом № 240 предоставляется только правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов, которыми могут быть лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами. При этом обязательным квалификационным требованием к правовым и техническим инспекторам труда профсоюзов является наличие у них соответственно высшего юридического или высшего технического образования.

Указом № 240 установлено, что первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в организациях, их обособленных'подразделениях и в представительствах иностранных организаций, в которых они созданы, и в иных формах, кроме проверок.

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено широкое участие профсоюзов в решении вопросов, связанных с трудовыми и социально-экономическими отношениями в трудовом коллективе.

В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61-3) в организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.

Данная комиссия участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

Изложенное выше свидетельствует о больших возможностях профсоюзов в предупреждении нарушений трудовых и иных прав работников.

Немаловажно и то, что освобожденные профсоюзные работники и профсоюзные активисты находятся в гуще событий трудового коллектива и в достаточной степени осведомлены о состоянии соблюдения законности в трудовых и иных правоотношениях.

Указом № 240 определено, что общественный контроль в форме осуществления проверок осуществляется в организациях, их обособленных подразделениях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательством.

По аналогии с пунктом 4 Указа № 510 Указом № 240 профсоюзам запрещается проведение проверок в течение двух лет со дня:

государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

присвоения учетного номера плательщика обособленных подразделений организаций;

создания представительств иностранных организаций.

В течение данного срока профсоюзы могут назначать внеплановые проверки только:

для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

по заявлению проверяемого субъекта;

для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка).

В Указе № 240 детально изложены другие аспекты осуществления профсоюзами общественного контроля.

Профсоюзный комитет участвует в:

выработке политики организации в области охраны труда, определении целей для ее реализации;

разработке программ управления охраной труда для достижения намеченных целей;

приемке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения.

Наряду с этим профсоюзный комитет участвует в разработке и согласовании локальных нормативных правовых актов по охране труда, других документов, перечней работ, профессий и должностей работников, для которых требуется специальное регламентирование отдельных вопросов охраны труда.

Представители профсоюзного комитета участвуют в:

осуществлении периодического (совместного) контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением требований охраны труда;

проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда;

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

работе комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

работе комиссии по трудовым спорам.

Общественный контроль профсоюзы осуществляют в процессе участия в мероприятиях, изложенных выше, а также в процессе мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.

По результатам общественного контроля профсоюзы наделены правом выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).

Необходимо, чтобы профсоюзный комитет организации освещал свою деятельность во всех средствах массовой информации, имеющихся в организации.

Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдаются представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.

nefox