Типовая учебная программа по учебному предмету профессионального компонента «Охрана труда» для реализации образовательных программ профессионально-технического образования по специальностям (квалификациям), которые включают работы с повышенной опасностью

Обучение, инструктаж, проверка знаний

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 19.08.2019 № 140 утверждена Типовая учебная программа по учебному предмету профессионального компонента «Охрана труда» для реализации образовательных программ профессионально-технического образования по специальностям (квалификациям), которые включают работы с повышенной опасностью

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету профессионального компонента «Охрана труда» для реализации образовательных программ профессионально-технического образования по специальностям (квалификациям), которые включают работы с повышенной опасностью

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая учебная программа по учебному предмету «Охрана труда» (далее – программа) предназначена для использования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования по специальностям, включающим работы с повышенной опасностью при организации обучения на основе:

  • общего базового образования с получением общего среднего образования;
  • общего базового образования без получения общего среднего образования;
  • общего среднего образования.

В результате изучения учебного предмета «Охрана труда» учащийся должен:

  • представлять социально-экономическую значимость охраны труда, законодательной базы по охране труда, организации работы по охране труда и пожарной безопасности в организациях;
  • знать установленные требования по охране труда и обеспечению пожарной безопасности при выполнении соответствующих работ, способы и средства защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и меры их профилактики, порядок действия при возникновении угрозы или наступления возможных аварийных ситуаций, права и обязанности работающих и работодателей для обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
  • знать правила и способы оказания первой помощи потерпевшим при несчастных случаях на производстве;
  • уметь выявлять вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах, выбирать и применять безопасные методы и приемы работы, использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты, средства коллективной защиты и первичные средства пожаротушения, оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;
  • уметь применять положения законодательных, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашения по охране труда, контракта при отстаивании своих прав и гарантий, сотрудничестве с работодателем (нанимателем) для обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

В процессе изучения учебного предмета необходимо создавать условия:

  • для воспитания чувства ответственности за соблюдение требований по охране труда, норм и правил пожарной безопасности, технологической дисциплины, целенаправленности, требовательности, формирования эмоционально-волевой готовности к выполнению работ;
  • развития у учащихся потребности в освоении безопасных методов и приемов работы, стремления к сотрудничеству с работодателем (нанимателем) для обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
  • развития технического мышления, склонности и способности к сравнению и анализу производственных ситуаций.

Программа по каждой специальности состоит из двух разделов.

Раздел 1. «Общие вопросы по охране труда, пожарной безопасности» предусматривает изучение теоретических, правовых и организационных основ охраны труда, общих требований по охране труда, основ электробезопасности, первой помощи потерпевшим при несчастных случаях на производстве, санитарных норм и правил и гигиенических нормативов, основ пожарной безопасности. Отбор и структурирование содержания первого раздела программы осуществлены на основании действующего законодательства в области охраны труда с учетом требований тарифно­квалификационной (квалификационной) характеристики, профессионального стандарта. Содержание этой части программы носит общий характер и относится в равной мере ко всем специальностям профессионально-технического образования, включенным в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009.

Раздел 2. «Специальные требования по охране труда, пожарной безопасности» предусматривает изучение установленных требований по охране труда и пожарной безопасности, относящиеся к конкретным сферам экономической деятельности, специальностям, квалификациям и видам работ. Отбор и структурирование содержания второго раздела программы осуществляется с учетом требований тарифно­квалификационной (квалификационной) характеристики, профессионального стандарта, на основе действующих правил, инструкций и других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по охране труда при выполнении соответствующих работ.

Раздел 2 учебной программы разрабатывается конкретно в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально­технического образования.

В программе определены цели изучения темы, прогнозируются результаты их достижения в зависимости от требуемого уровня освоения содержания учебного материала: представления, понимания, применения и творчества (перенос опыта).

Программой предусмотрено проведение лабораторно-практических и практических работ, в ходе которых учащиеся подтверждают, углубляют и закрепляют знания, приобретенные на теоретических занятиях, осваивают соответствующие первоначальные умения.

Тематическим планом предусмотрено проведение минимального количества обязательных контрольных работ (ОКР): по общим вопросам охраны труда, пожарной безопасности и по специальным требованиям охраны труда, пожарной безопасности, применительно к каждой квалификации. Конкретное количество ОКР, их тематика, сроки и порядок проведения определяются преподавателем, рассматриваются на заседании соответствующей методической комиссии и утверждаются руководством учреждения образования в установленные сроки.

Учебный материал следует основывать на действующем законодательстве в области охраны труда, осуществляя межпредметные связи учебными предметами профессионального компонента. Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении учебного предмета, совершенствуются в ходе производственного обучения.

Учебный предмет «Охрана труда» входит в состав профессионального компонента типового учебного плана по специальности для получения образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, при организации обучения по соответствующим квалификациям, специальностям.

На основании типовой учебной программы в учреждении образования разрабатывается учебная программа учреждения образования по учебному предмету, утверждаемая в установленном порядке. При разработке учебной программы в учреждении образования следует избегать дублирования учебного материала раздела 2 программы «Специальные требования по охране труда, пожарной безопасности» интегрируемых квалификаций.

Учреждениям образования предоставляется право дополнять, конкретизировать содержание тем раздела 1 типовой учебной программы «Общие вопросы охраны труда, пожарной безопасности», учебным материалом раздела 2 «Специальные требования по охране труда, пожарной безопасности» с учетом специфики изучаемых квалификаций, вносить обоснованные изменения, перераспределять время на изучение учебных тем и разделов.

В случаях, когда типовыми учебными планами для учреждений образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического образования предусматривается изучение учебных предметов «Медицинская подготовка», «Безопасность движения», с целью исключения дублирования изучаемого материала следует корректировать содержание темы «Первая помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве» и количество учебных часов на ее изучение в сторону уменьшения.

При этом количество учебных часов на изучение учебного предмета «Охрана труда» по квалификациям, включающим работы с повышенной опасностью, должно быть не менее 60.

Содержание учебных программ учреждений образования по учебному предмету «Охрана труда», количество учебных часов, выделяемое на изучение каждой темы, должно обеспечивать достижение целей и необходимых результатов обучения, выполнение задач учебного предмета, изучение материала учебного предмета в полном объеме в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной (квалификационной) характеристики, профессионального стандарта.

Содержание учебных программ учреждения образования корректируется по мере необходимости (изменения в содержании и характере труда).

Все изменения, вносимые в учебные программы учебного предмета, должны быть рассмотрены соответствующей методической комиссией, рекомендованы к внедрению и утверждены в установленном порядке.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество учебных часов для получения образования на основе общего базового образования с получением общего среднего образования, общего базового образования без получения общего среднего образования, общего среднего образования

Всего

В том числе ЛПЗ1

1

2

3

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

38

8

Введение

1

 

1. Теоретические основы охраны труда

3

 

2. Правовые основы охраны труда

4

 

3. Организационные основы охраны труда

4

 

4. Общие требования по охране труда

3

 

5. Основы электробезопасности

4

 

6. Санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы

4

2

7. Основы пожарной безопасности

6

2

8. Первая помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве

8

4

Обязательная контрольная работа

1

 

РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22

2

Обязательная контрольная работа

1

 

Итого

60

10

1 ЛПЗ – лабораторно-практические занятия (работы), практические занятия (работы).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель изучения темы

Содержание темы

Результат

РАЗДЕЛ 1. Общие вопросы по охране труда, пожарной безопасности

 

Введение

 

Дать понятие об охране труда.

Сформировать представление о социально­экономической значимости охраны труда, познакомить с целью и задачами учебного предмета

Определение и содержание понятия «охрана труда».

Социально-экономическая значимость охраны труда на современном этапе развития производства.

Цель и задачи учебного предмета, его место и значение в подготовке квалифицированных рабочих, взаимосвязь с другими учебными предметами профессионального компонента

Формулирует понятие «охрана труда».

Высказывает общее суждение о социально­экономической значимости охраны труда, цели и задачах учебного предмета

1. Теоретические основы охраны труда

Сформировать знания основных понятий, терминов и определений в области охраны труда.

Дать понятие о факторах, влияющих на условия труда, основных вредных и (или) опасных производственных факторах и средствах защиты от их воздействия, основных видах профессиональных заболеваний.

Сформировать знания об основных причинах несчастных случаев на

Основные понятия, термины и определения в области охраны труда: требования по охране труда, безопасные условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, производственная травма, электробезопасность, пожарная безопасность, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.

Факторы, влияющие на условия и безопасность труда: механо- и энерговооруженность, интенсивность труда, комплекс санитарно-гигиенических условий труда и производства, бытовое и медицинское

Излагает основные понятия, термины и определения в области охраны труда.

Объясняет факторы, влияющие на условия труда, вредные и (или) опасные производственные факторы и средства защиты от их воздействия, основные виды профессиональных заболеваний.

Излагает основные причины несчастных случаев на производстве

производстве

и профессиональных заболеваний и основных мероприятиях по их предупреждению

обслуживание работающих, уровень организации труда.

Вредные и (или) опасные производственные факторы трудового процесса, воздействие которых может приводить к возникновению профессиональных заболеваний (хронических, острых); их классификация. Общие сведения о средствах защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, их классификация (коллективные и индивидуальные). Классификация средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Основные причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические (личностные), экономические.

Классификация производственных травм: в зависимости от влияющих факторов (комбинированные, лучевые, механические, термические, электрические); степени тяжести (легкие, средней тяжести, тяжелые, с летальным исходом).

Виды профессиональных заболеваний: заболевания, вызванные воздействием химических, физических, биологических факторов, промышленных аэрозолей, физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем, новообразования.

Основные мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (организационные, технические, санитарно­гигиенические, лечебно-профилактические, психофизиологические)

и профессиональных заболеваний, описывает мероприятия по их предупреждению

2. Правовые основы охраны труда

Дать понятие об основных принципах государственной политики в области охраны труда, нормативных правовых актах Республики Беларусь в области охраны труда и пожарной безопасности, их роли в регулировании общественных отношений в области охраны труда, обеспечении здоровых и безопасных условий труда.

Сформировать знания об обязанностях работодателя (нанимателя) по созданию здоровых и безопасных условий труда, обязанностях, праве и гарантиях права работающих на охрану труда.

Дать понятие об ответственности работодателя (нанимателя) и работающего за нарушение законодательства об охране

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь в области охраны труда и пожарной безопасности. Их роль в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.

Права и гарантии прав работающих на охрану труда: защищенность от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов; режим труда и отдыха; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приемам работы; возмещение вреда работникам в случае повреждения их здоровья; получение достоверной информации об условиях труда; отказ от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья; обращение с жалобой.

Обязанности работодателя (нанимателя) по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Ответственность работающего и работодателя (нанимателя) за нарушение законодательства об охране труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда.

Трактует основные принципы государственной политики в области охраны труда основные требования нормативных правовых актов Республики Беларусь в области охраны труда и пожарной безопасности, их роль в регулировании общественных отношений в области охраны труда, обеспечении здоровых и безопасных условий труда.

Излагает обязанности работодателя (нанимателя) по созданию здоровых и безопасных условий труда, право и гарантии права работающих на охрану труда.

Объясняет ответственность работодателя (нанимателя) и работающего за нарушение законодательства об охране труда, контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

труда, о надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда, об охране труда женщин

и несовершеннолетних

Охрана труда женщин и несовершеннолетних

Излагает требования по охране труда женщин и несовершеннолетних

3. Организационные основы охраны труда

Познакомить с физиологическими и психологическими аспектами организации работы по охране труда, ролью физиологических и психологических факторов и профессионального отбора работников в обеспечении безопасности труда.

Дать понятие об организации работы по охране труда

Психофизиологические аспекты организации охраны труда.

Физиологическая и психологическая основа трудового процесса. Безусловные и условные рефлексы, их воздействие на безопасность труда. Психологические процессы, руководящие трудовой деятельностью (чувство осознания, внимание, память, эмоции, эмоциональное самочувствие человека), их воздействие на безопасность труда.

Изменения в организме работающего под влиянием трудового процесса и внешней среды. Понятие работоспособности и утомляемости, их связь с безопасностью труда. Пути снижения физической, умственной, зрительной утомляемости, нервно­психического напряжения. Рациональный режим труда и отдыха. Меры по снижению влияния монотонности труда, гиподинамии.

Психофизиологические факторы условий труда (промышленная эстетика, ритм и темп работы, производственная гимнастика, комнаты психологической разгрузки), их влияние на работоспособность и безопасность труда.

Предупреждение и устранение стрессового состояния. Приемы самоконтроля. Влияние социального и морального климата в коллективе, психологической совместимости его членов на эмоциональное состояние работника и безопасность труда.

Психологический настрой на безопасность, осознание необходимости соблюдения требований охраны труда.

Связь «человек–машина», эргономические требования. Соответствие рабочего места и его обустройства анатомо-физиологическим особенностям человека.

Профессиональный отбор работников по физическим, профессиональным и психологическим качествам.

Организация работы по охране труда.

Обязанности должностных лиц по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Служба охраны труда в организации, ее основные задачи и функции. Основные организационные мероприятия по охране труда.

Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда. Порядок и виды обучения. Инструктажи по вопросам охраны труда, их виды: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой; их назначение, периодичность, содержание, оформление.

Профессиональный отбор, обучение, допуск к работам с повышенной опасностью

Высказывает общее суждение о физиологических и психологических аспектах организации работы по охране труда, о роли физиологических и психологических факторов и профессионального отбора работников в обеспечении безопасности труда.

Объясняет обязанности должностных лиц по созданию здоровых и безопасных условий труда, сущность основных организационных мероприятий по охране труда: порядок и виды обучения по вопросам охраны труда, допуска к работам с повышенной опасностью; классификацию несчастных случаев на производстве, их расследование и документальное оформление; расследование профессиональных заболеваний; цели проведения

и работам, для которых необходим профессиональный отбор.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Виды несчастных случаев на производстве, которые подлежат расследованию. Порядок расследования и документальное оформление.

Расследование и учет профессиональных заболеваний.

Виды профессиональных заболеваний, которые подлежат расследованию. Порядок расследования и документальное оформление.

Обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и предсменные (перед началом работы, смены) медицинские осмотры либо освидетельствование некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, внеочередные медицинские осмотры работников при ухудшении состояния их здоровья.

Порядок и правила обеспечения работников организаций специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Санитарно-бытовое обеспечение работников.

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях, его цели. Виды контроля: самоконтроль и взаимный контроль работающих; контроль, осуществляемый руководителями и специалистами организации; контроль, осуществляемый службой охраны труда организации; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией; периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами

обязательных медицинских осмотров; порядок и правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; санитарно-бытовое обеспечение; порядок и правила аттестации рабочих мест по условиям труда, организацию контроля за состоянием охраны труда и выполнением правил, норм и инструкций по охране труда.

Трактует роль самоконтроля работающих в обеспечении безопасности труда

4. Общие требования по охране труда

Сформировать понятие о требованиях по охране труда при разработке проектной и технической документации, по безопасной организации труда на рабочем месте.

Сформировать знания о требованиях безопасности к производственным процессам, оборудованию, рабочим местам, назначении сертификации машин, оборудования, технологических процессов,

Требования по охране труда при разработке проектной и технической документации, к планировке производственных помещений и размещению оборудования. Общие требования к организации условий труда работающих.

Общие требования безопасности к производственным процессам, производственному оборудованию, рабочим местам. Общие сведения о защитных, предохранительных, блокировочных, тормозных устройствах.

Назначение и сущность сертификации машин, оборудования, технологических процессов, работ и услуг.

Объясняет требования по охране труда при разработке проектной и технической документации, планировке производственных помещений, по безопасной организации труда на рабочем месте.

Излагает требования безопасности к производственным процессам, оборудованию, рабочим местам, назначение сертификации машин, оборудования,

работ и услуг, о назначении и применении приборов автоматического контроля безопасных условий труда, систем дистанционного управления, светоцветовой и звуковой сигнализации, знаков безопасности

Устройства и приборы автоматического контроля безопасных условий труда. Системы дистанционного управления, светоцветовая и звуковая сигнализация. Указатели уровня жидкости, давления, температуры. Предупредительные надписи, сигнальная окраска. Знаки безопасности. Вентиляция вытяжная и приточная, аспирируемые укрытия, виброизоляторы и виброгасящие вставки

технологических процессов, назначение и порядок применения приборов автоматического контроля безопасных условий труда, систем дистанционного управления, светоцветовой и звуковой сигнализации, знаков безопасности

5. Основы электробезопасности

Сформировать знания о действии электрического тока на организм человека, об основных условиях и причинах поражения электрическим током, видах электрических травм.

Дать понятие об основных организационно-технических мероприятиях по защите от поражения электрическим током.

Сформировать знания о требованиях электробезопасности на производстве и в быту; о безопасных способах освобождения потерпевшего от действия электрического тока

Действие электрического тока на организм человека (термическое, механическое, электролитическое, биологическое, комплексное). Электрические травмы (электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, электроофтальмия, механические повреждения), электрический удар).

Факторы, влияющие на тяжесть поражения электрическим током (сила тока и напряжение, род тока и его частота, электрическое сопротивление тела и другие индивидуальные свойства человека, путь тока через тело человека и продолжительность его воздействия), их характеристика.

Классификация производственных помещений по опасности поражения работающих электрическим током (особо опасные, с повышенной опасностью, без повышенной опасности).

Основные условия и причины поражения электрическим током (технические, организационно-технические, организационные и организационно­социальные).

Понятие электробезопасности.

Организационные мероприятия, технические средства и защитные меры, обеспечивающие электробезопасность (обучение, инструктаж, допуск к работе, изоляция, недоступность токоведущих частей, защитное ограждение, защитные отключения, блокировки, предупредительные надписи, плакаты, защитное заземление и зануление, выравнивание потенциалов, профилактические испытания, организация безопасной эксплуатации оборудования).

Общие требования электробезопасности на производстве и в быту.

Статическое электричество, опасность его воздействия, меры защиты.

Атмосферное электричество, опасность его воздействия, меры защиты.

Безопасные способы освобождения потерпевшего от действия электрического тока

Объясняет действие электрического тока на организм человека, описывает факторы, влияющие на исход поражения электрическим током, излагает основные условия и причины поражения электрическим током, виды электрических травм.

Излагает основные организационно-технические мероприятия по защите от поражения электрическим током.

Объясняет требования электробезопасности на производстве и в быту.

Описывает безопасные способы освобождения потерпевшего от действия электрического тока

6. Санитарные нормы и правила. Гигиенические нор

мативы

Сформировать понятие о санитарно­эпидемиологических требованиях к условиям труда работников и содержанию производственных объектов, их взаимосвязи

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников и содержанию производственных объектов, их взаимосвязь с заболеваемостью на производстве.

Вредные факторы производственной среды: вредные вещества (производственная пыль, химические вещества, токсические и нетоксические), производственный шум,

Объясняет санитарно­эпидемиологические требования к условиям труда работников и содержанию производственных объектов, их взаимосвязь с заболеваемостью на производстве.

с заболеваемостью на производстве, вредных производственных факторах, предельно допустимом уровне вредных факторов производственной среды.

Сформировать знания о требованиях к освещению и вентиляции, спецодежде, специальной обуви, средствам индивидуальной защиты.

Углубить знания о назначении и особенностях использования и хранения СИЗ, умения их правильно выбирать, подготавливать к использованию и использовать их

вибрация, электромагнитные излучения, повышенная напряженность электрических и магнитных полей, ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение и др.; их предельно допустимые уровни на рабочих местах.

Санитарные нормы и правила, устанавливающие требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, устанавливающие величины предельно допустимого уровня шума, температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и других физических факторов на рабочих местах.

Требования к освещению и вентиляции.

Гигиенические требования при использовании труда женщин и лиц моложе 18 лет. Роль предварительных и медицинских осмотров в охране здоровья работающих.

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты (СИЗ), требования к спецодежде, специальной обуви, и другим средствам индивидуальной защиты.

Личная гигиена работающих, режим и гигиенические правила питания.

Лабораторно-практическая работа

Изучение СИЗ, правил их выбора, использования и хранения.

Демонстрация приемов подготовки к использованию и использования СИЗ

Описывает вредные факторы производственной среды и их предельно допустимый уровень на рабочих местах.

Объясняет требования санитарных норм и правил, устанавливающие требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию.

Определяет допустимые нормы уровня шума, температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочих местах.

Излагает требования к освещению и вентиляции, спецодежде, специальной обуви, средствам индивидуальной защиты.

Трактует назначение СИЗ, правила их выбора, использования и хранения. Демонстрирует приемы подготовки к использованию и использования СИЗ

7. Основы пожарной безопасности

Дать понятие о процессе горения, условиях, видах горения.

Сформировать знания об условиях возникновения пожаров, основных опасных и вредных факторах, возникающих при пожаре и их воздействии, о пожаровзрывоопасности веществ, материалов, конструкций, производств; о средствах пожаротушения, основных причинах и источниках загораний и пожаров на производстве и в быту.

Дать понятие о системе организационных и технических противопожарных мероприятий, задачах и организации работы добровольных пожарных дружин, ответственности за нарушение норм и правил пожарной безопасности, возникновения пожара.

Процесс горения. Условия горения. Виды горения (вспышка, возгорание, воспламенение, самовозгорание, самовоспламенение, взрыв).

Понятие пожара, условия возникновения пожаров. Основные опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре, их воздействие (открытое пламя, высокая температура, угарный газ и другие токсичные газы, обрушение конструкций и др.).

Пожаровзрывоопасность веществ, материалов, конструкций. Классификация веществ, материалов, конструкций по степени пожаровзрывоопасности (несгораемые, трудносгораемые, сгораемые, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, горючие газы, взрывоопасные вещества), их краткая характеристика.

Понятие о степени огнестойкости зданий.

Классификация производств по степени взрыво- и пожаробезопасности.

Тушение загораний, пожаров. Способы прекращения горения.

Огнегасящие вещества (жидкие, паро-, газо- , пенообразные, твердые), природа их действия, противопожарные свойства и применение.

Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь, внутренние пожарные краны. Ручные огнетушители

Объясняет процесс горения, условия виды горения.

Излагает условия возникновения пожаров, воздействие опасных и вредных факторов при пожаре, классификацию веществ, материалов, конструкций, производств по степени пожаровзрывоопасности.

Объясняет способы прекращения горения, назначение и правила применения основных огнегасящих веществ, первичных средств пожаротушения.

Излагает основные причины и источники загораний на производстве и в быту.

Описывает систему организационных и технических противопожарных мероприятий, излагает задачи

Сформировать знания об общих требованиях пожарной безопасности на производстве и в быту, действиях работников, граждан при возникновении загорания, пожара.

Совершенствовать знания о правилах пользования первичными средствами пожаротушения.

Сформировать умения в использовании первичных средств пожаротушения при тушении учебного очага пожара

(пенные, воздушно-пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые); их назначение, устройство, правила применения. Требования к первичным средствам пожаротушения, противопожарному инвентарю, техническим средствам пожаротушения.

Общие сведения об автоматических спринклерных и дренчерных установках пожаротушения.

Предупреждение загораний, пожаров. Основные причины и источники возникновения загораний, пожаров на производстве и в быту (нарушения норм и правил пожарной безопасности при обращении с открытыми источниками огня, электробытовыми приборами, при производстве работ, нарушение правил эксплуатации, отказ оборудования, нарушение правил хранения различных веществ и материалов, авария, действия сил природы, поджог).

Система организационных и технических противопожарных мероприятий.

Пожарно-техническая комиссия, ее роль в профилактике пожаров.

Пожарная сигнализация, средства оповещения о пожаре.

Противопожарный режим организации. Добровольные пожарные дружины, их задачи, организация.

Нормы и правила пожарной безопасности на производстве и в быту.

Действия работников, граждан при выявлении задымления, загорания, пожара (оповещение о пожаре, отключение оборудования, эвакуация людей и материальных ценностей, принятие мер по тушению загорания, пожара).

Ответственность (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная) за нарушение норм и правил пожарной безопасности, возникновение пожаров.

Лабораторно-практическая работа

Изучение первичных средств пожаротушения, правил пользования ими, отработка приемов пользования огнетушителями. Тушение учебного очага пожара

и организацию работы добровольных пожарных дружин, виды ответственности за нарушение норм и правил пожарной безопасности, возникновения пожара.

Излагает общие требования пожарной безопасности на производстве и в быту, действия работников, граждан при выявлении задымления, загорания, пожара.

Объясняет правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Пользуется первичными средствами пожаротушения при тушении учебного очага пожара

8. Первая помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве

Сформировать знания об оказании первой помощи потерпевшим при несчастных случаях на производстве.

Основные сведения о строении тела человека, об органах и системах организма человека, опорно-двигательном аппарате, их функциях.

Расположение основных кровеносных сосудов, мест прижатия их для остановки кровотечения. Пульс, его характеристика, места нащупывания.

Первая помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве. Понятие первой помощи, общие принципы оказания первой помощи.

Описывает строение тела человека, расположение, функции органов и систем, правила нахождения основных кровеносных сосудов, места их прижатия, места нащупывания пульса. Раскрывает понятие первой помощи, назначение и правила использования медикаментов, назначение принадлежностей аптечки первой помощи. Излагает

Систематизировать знания о правилах и порядке применения медикаментов и принадлежностей аптечки первой помощи.

Сформировать умение оказывать первую помощь потерпевшим.

Сформировать умение составлять акт о несчастном случае на производстве формы Н-1

Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи, ее содержание. Назначение и правила применения медикаментов и принадлежностей аптечки.

Основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека.

Приемы реанимации. Подготовка потерпевшего к реанимации. Правила и последовательность выполнения искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Виды кровотечений, их признаки. Остановка кровотечений давящей повязкой, наложением жгута или закрутки, пальцевым прижатием сосудов, сгибанием конечностей.

Правила, способы, приемы, последовательность оказания первой помощи в следующих случаях: вывихи, растяжение связок, ушибы; переломы конечностей, повреждения позвоночника, черепно-мозговые травмы, повреждения грудной клетки, живота; термические ожоги; отравления химическими веществами, техническими жидкостями, угарным газом; повреждения глаз; обморожения и замерзания; утопление; укусы животных, насекомых, змей; тепловые и солнечные удары.

Правила, способы и приемы переноски и транспортировки потерпевших.

Лабораторно-практическая работа

Изучение содержимого аптечки первой помощи, инструкций по применению медикаментов и принадлежностей аптечки.

Отработка способов и приемов оказания первой помощи потерпевшим при несчастных случаях на производстве: искусственное дыхание; непрямой (закрытый) массаж сердца; остановка кровотечений, наложение давящей повязки, жгута и закрутки; наложение повязок; иммобилизация конечностей с применением подручных средств; транспортировка потерпевшего.

Практическая работа

Составление акта о несчастном случае на производстве формы Н-1

основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека, правила и последовательность выполнения приемов реанимации, остановки кровотечения, правила и способы наложения повязок. Описывает правила, способы, приемы и последовательность оказания первой помощи потерпевшим, переноски и транспортировки потерпевших.

Комментирует правила и порядок применения медикаментов и принадлежностей аптечки первой помощи.

Демонстрирует приемы оказания первой помощи потерпевшим.

Составляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1

ЛИТЕРАТУРА

Андруш, В.Г. Охрана труда : учеб. пособие / В.Г. Андруш, Л.Т. Ткачева, К.Д. Яшин. Минск : РИПО, 2017. 333 с.

Корольченко, А.Я. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения : справ. В 2 ч. Ч. 1 / А.Я. Корольченко. М., 2000. 709 с.

Корольченко, А.Я. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения : справ. В 2 ч. Ч. 2 / А.Я. Корольченко. М., 2000. 757 с.

Охрана труда в вопросах и ответах / сост. А.В. Семич, В.П. Семич. Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2014. 928 с.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь 1994 года.

Гражданский кодекс Республики Беларусь.

Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда».

Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности».

Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности».

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения».

Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7.

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

СТБ 11.0.02-95. Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность. Общие термины и определения.

СТБ 11.0.04-95. Система стандартов пожарной безопасности. Организация тушения пожаров. Термины и определения.

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84). Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 12.1.002-84. Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах.

ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.0.003-74. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

ГОСТ 12.0.004-90. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно­гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.009-76. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.1.012-2004. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.023-80. Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин.

ГОСТ 31277-2002 (ИСО 3746:1995). Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Ориентировочный метод с использованием измерительной поверхности над звукоотражающей плоскостью.

ГОСТ 12.1.029-80. Система стандартов безопасности труда. Средства и методы защиты от шума. Классификация.

ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.

ГОСТ 12.1.033-81. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.2.007.14-75. Система стандартов безопасности труда. Кабели и кабельная арматура. Требования безопасности.

ГОСТ 12.2.020-76. Система стандартов безопасности труда. Электрооборудование взрывозащищенное. Термины и определения. Классификация. Маркировка.

ГОСТ 12.4.128-83. Система стандартов безопасности труда. Каски защитные. Общие технические условия.

ТКП 181-2009 (02230). Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

ТКП 427-2012 (02230). Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

nefox