Каковы основные функции и полномочия государственной экспертизы условий труда?

Управление, надзор и контроль за деятельностью по охране труда

Государственная экспертизы условий труда Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61-3) и Положением об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694.

К органам государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь относятся:

управление охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

управления (отделы) государственной экспертизы условий труда (управления (отделы) государственной экспертизы условий и охраны труда) комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Органы государственной экспертизы условий труда образуются для осуществления:

государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда;

надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Органы государственной экспертизы условий труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, в том числе органами надзора за объектами повышенной опасности, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, санитарного надзора, а также с профессиональными союзами и другими организациями.

Основными задачами органов государственной экспертизы условий труда являются:

разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в области условий труда, совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;

контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах;

контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Органам государственной экспертизы условий труда предоставляется право:

осуществлять проверки работодателей по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, мониторинг соответствия предоставления организациями компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требованиям законодательства о труде и пенсионном обеспечении;

вносить на рассмотрение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предложения по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной экспертизы условий труда, в том числе проекты нормативных правовых актов;

рассматривать в установленном законодательством порядке обращения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, депутатов и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной экспертизы условий труда;

привлекать по мере необходимости ученых и высококвалифицированных специалистов к проведению различных видов экспертиз;

запрашивать и получать необходимую информацию у работодателей по вопросам своей компетенции;

вызывать представителей проверяемого работодателя, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого работодателя;

осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами и функциями органов государственной экспертизы условий труда.

Должностные лица органов государственной экспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

для проверки соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя, осматривать рабочие места в порядке, установленном законодательством;

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы, ведение которых работодателю предписано законодательством о пенсионном обеспечении и о труде, касающиеся проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

подготавливать по результатам проведенных государственных экспертиз условий труда заключения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите, работодателей, работающих, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

подготавливать с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников) заключения о фактической занятости работников в условиях, предусмотренных списками, для включения в специальный стаж периодов работы, в течение которых по вине работодателя не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда;

составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

приглашать при необходимости в органы государственной экспертизы условий труда уполномоченных должностных лиц работодателей в связи с находящимися на рассмотрении обращениями, документами;

совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подготавливать заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

проводить государственную экспертизу условий труда, осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

отменять или изменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении;

выдавать в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения требования (предписания) об устранении нарушений законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест по условиям труда.

Заключения и предписания должностных лиц органов государственной экспертизы условий труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности и изменены, отменены либо их действие может быть приостановлено заключением главного государственного эксперта области (г. Минска) по условиям труда, заместителем главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда, главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, который осуществляет общее руководство органами государственной экспертизы условий труда и является главным государственным экспертом Республики Беларусь по условиям труда, начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - заместитель главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда, заместители председателей комитетов, которые осуществляют общее руководство управлениями (отделами) государственной экспертизы условий труда комитетов и являются главными государственными экспертами областей и г. Минска по условиям труда, при исполнении своих обязанностей также имеют право в порядке, установленном законодательством, назначать проверки.

Указанные должностные лица, начальники управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов - заместители главных государственных экспертов областей и г. Минска по условиям труда имеют право:

принимать решения по результатам проверок;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Заключение главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда может быть обжаловано в суд.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 103 «О надзоре за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» определены методы и способы осуществления органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь контроля за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

nefox