Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования

Общие вопросы по экологии

 Вашему вниманию Новые Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ (ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ), ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

1. Настоящими требованиями устанавливаются общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, в процессе осуществления экономической деятельности, связанной с природопользованием (далее, если не предусмотрено иное, – экономическая деятельность).

2. При осуществлении экономической деятельности субъекты хозяйствования обязаны[1]:

  • соблюдать нормативы:

а) качества окружающей среды (в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, нормативы предельно допустимых физических воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов);

б) допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду, нормативы образования отходов производства, нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

в) допустимого изъятия природных ресурсов;

г) допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

  • вести экологический паспорт предприятия в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • соблюдать иные нормативы экологической безопасности при планировании и осуществлении экономической деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на экологическую среду, установленные экологическими нормами и правилами;
  • соблюдать условия, указанные в заключении государственной экологической экспертизы, в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством;
  • обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;
  • представлять достоверную информацию об обращении с отходами, о вредных воздействиях на окружающую среду по требованию специально уполномоченных в этой области республиканских органов государственного управления или их территориальных органов, местных исполнительных
    и распорядительных органов, граждан;
  • разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
  • обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их передачу (отчуждение) в целях обезвреживания и (или) использования, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
  • вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;
  • разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов производства, а также обеспечивать их соблюдение;
  • планировать и выполнять мероприятия по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
  • назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных
    за обращение с отходами.

3. В случае превышения указанных в абзацах третьем – шестом пункта 2 настоящих требований нормативов субъекты хозяйствования должны принять меры по ликвидации причин и последствий их превышения и немедленно проинформировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о таких фактах, а в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций – также органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям.

4. При осуществлении экономической деятельности, связанной с водопользованием, субъекты хозяйствования обязаны планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие:

  • рациональное (устойчивое) использование водных ресурсов;
  • учет добываемых подземных вод и изымаемых поверхностных вод, сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, с применением средств измерений расхода (объема) вод и неинструментальными (расчетными) методами в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
  • охрану вод от загрязнения и засорения, а также предупреждение вредного воздействия на водные объекты;
  • применение наилучших доступных технических методов;
  • предотвращение чрезвычайных ситуаций, подтопления, заболачивания и засоления земель, эрозии почв;
  • оснащение мест сбросов сточных вод в окружающую среду автоматизированными системами контроля за сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
  • наличие водорегулирующих устройств и средств измерений расхода (объема) вод на водозаборных сооружениях;
  • наличие сооружений и устройств, предотвращающих вредное воздействие на поверхностные водные объекты;
  • наличие рыбозащитных устройств на сооружениях для изъятия воды из поверхностных водных объектов.

5. При осуществлении экономической деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, субъекты хозяйствования обязаны:

  • проводить инвентаризацию и нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[2];
  • планировать и осуществлять мероприятия:

а) по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

б) по внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу в эксплуатацию сооружений (газоочистных установок), обеспечивающих выброс загрязняющих веществ, имеющих твердое агрегатное состояние, с концентрацией не более 50 мг/куб. м, аммиака, фенола (гидроксибензола), формальдегида (метаналя) с концентрацией
не более 20 мг/куб. м.

6. При эксплуатации сооружений (газоочистных установок) не допускается:

  • отключение газоочистных установок при работающем технологическом оборудовании;
  • увеличение производительности технологического оборудования, сопровождающееся изменением качественного и (или) количественного состава отходящих газов с превышением значений, установленных в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, без опережающего либо одновременного наращивания мощности действующих газоочистных установок.

 

7. Сжигание твердых видов топлива, а также смеси веществ, материалов и отходов допускается при условии:

  • соответствия топлива, смеси веществ, материалов и отходов обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;
  • непревышения концентрации загрязняющих веществ, имеющих твердое агрегатное состояние, 50 мг/куб. м, а для отходов 1-го и 2-го классов опасности – 10 мг/куб. м.

8. При эксплуатации мобильных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух субъекты хозяйствования обязаны:

  • соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;
  • обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

9. При осуществлении экономической деятельности не допускается реализация технических решений, предусматривающих использование озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, за исключением объектов, предназначенных для восстановления, обезвреживания и утилизации таких веществ.

10. При осуществлении экономической деятельности, связанной с землепользованием, субъекты хозяйствования обязаны:

  • благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
  • сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
  • защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
  • предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
  • сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
  • проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
  • восстанавливать деградированные земли, в том числе рекультивировать нарушенные;
  • снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых
    и строительством.

11. При осуществлении экономической деятельности, связанной с воздействием на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания, субъекты хозяйствования обязаны:

  • планировать и осуществлять мероприятия по рациональному (устойчивому) использованию объектов растительного мира;
  • соблюдать установленные нормативы в области обращения с объектами растительного мира;
  • осуществлять охрану объектов растительного мира от пожаров, загрязнения и иного вредного воздействия, а также обеспечивать карантин и защиту объектов растительного мира;
  • обеспечивать сохранность объектов растительного мира[3], а также осуществлять их содержание и воспроизводство;
  • охранять среду произрастания объектов растительного мира, в том числе проводить противопожарное и санитарное благоустройство территорий, включая оборудование мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;
  • вести учет объектов растительного мира и обращения с ними
    в случаях и порядке, установленных законодательством, и представлять информацию в государственный кадастр растительного мира;
  • обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
  • осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством, работы по регулированию распространения и численности растений;
  • приостанавливать пользование объектами растительного мира
    в случае нарушения их воспроизводственной функции и вносить
    предложения об ограничении или приостановлении прав специального пользования объектами растительного мира;
  • осуществлять компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира в случаях
    и порядке, установленных законодательством.

12. При осуществлении экономической деятельности, связанной с воздействием на объекты животного мира и (или) среду их обитания, субъекты хозяйствования обязаны планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие:

  • охрану объектов животного мира и (или) среды их обитания от вредного воздействия химических и радиоактивных веществ, отходов, физических и иных вредных воздействий;
  • сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных, в том числе посредством строительства и ввода в эксплуатацию сооружений для прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции, зоопитомников и других объектов для разведения диких животных, а также иных сооружений, возводимых в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания. Строительство и ввод в эксплуатацию сооружений должны осуществляться до начала возведения, реконструкции, сноса объектов, которые могут причинить вред объектам животного мира и (или) среде их обитания.

13. Мероприятия, планируемые и осуществляемые в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания, должны быть обеспечены гарантированными объемами и источниками финансирования, достаточными для предотвращения и (или) компенсации в полном объеме.

14. При осуществлении экономической деятельности, связанной с пользованием недрами, субъекты хозяйствования обязаны:

  • соблюдать нормы и правила рационального использования и охраны недр;
  • соблюдать условия, предусмотренные актом, удостоверяющим геологический или горный отвод, концессионным или инвестиционным договором, а также проектной документацией на пользование недрами;
  • выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ;
  • проводить в случаях и порядке, установленных законодательством, геолого-маркшейдерские работы, а также вести геологическую
    и маркшейдерскую документацию и обеспечивать ее сохранность;
  • вести учет работ по геологическому изучению недр, добываемых полезных ископаемых и расчеты оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр при разработке месторождений, а также представлять отчетность в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • не допускать пользования недрами за границами предоставленного геологического или горного отвода;
  • не допускать выборочной разработки месторождения полезных ископаемых, приводящей к преждевременному истощению и необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;
  • обеспечивать сохранность горных выработок, в том числе поисковых, разведочных и иных буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения полезных ископаемых;
  • планировать и осуществлять мероприятия по охране недр и защите месторождений полезных ископаемых, включая мероприятия, направленные на защиту месторождений торфа от пожаров (в том числе после завершения разработки месторождений) и предусматривающие возможность повторного заболачивания территорий на выработанных месторождениях торфа;
  • обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
  • вести наблюдения за сдвижением горных пород в зоне их возможных деформаций и осуществлять прогнозирование возможной деформации земной поверхности и горного массива в результате проведения горных работ;
  • проводить локальный мониторинг окружающей среды в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ;
  • проводить рекультивацию земель, нарушенных при пользовании недрами;
  • приводить нарушенные при пользовании недрами иные компоненты природной среды и природные объекты, а также здания и сооружения, возведенные на площади залегания полезных ископаемых до предоставления недропользователю горного отвода, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

     


  • [1] Действие абзацев двенадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого и семнадцатого пункта 2 не распространяется на индивидуальных предпринимателей и микроорганизации.

    [2] За исключением случаев, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год.

    [3] Если их изъятие, удаление или пересадка не разрешены в соответствии с законодательством.

 

nefox