Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 128 от 3 ноября 2025 года утверждена Инструкция о порядке осуществления надзора за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления надзора за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев
(вступает в силу 1 января 2026 года)
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок осуществления Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент) и его территориальными подразделениями (межрайонными отделами областных управлений, областными и Минским городским управлениями) по месту их нахождения надзора за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на основании изучения документов, полученных в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иными актами законодательства, без истребования от страхователей, организаций (далее – страхователь) иных документов.
2. Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных пунктом 192 Положения об обязательном страховании, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108, и пунктом 2 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Документы расследования несчастного случая, представленные страхователем в территориальное подразделение Департамента, на поднадзорной территории которого зарегистрирован страхователь, изучаются указанным территориальным подразделением не более пяти рабочих дней, следующих за днем их представления.
4. В ходе изучения документов расследования несчастного случая анализу подлежат следующие вопросы:
4.1. соблюдение сроков:
- расследования несчастного случая;
- оформления и направления документов расследования несчастного случая в территориальное подразделение Департамента;
4.2. правильность установления страхователем:
обстоятельств несчастного случая;
причин несчастного случая;
лиц, допустивших нарушения требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актов, приведшие к несчастному случаю;
- грубой неосторожности в действиях потерпевшего;
- мероприятий по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий;
4.3. соответствие документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве:
- акта о несчастном случае на производстве формы Н-1, акта о несчастном случае на производстве формы Н-1АС, акта о непроизводственном несчастном случае формы НП – требованиям постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- акта о несчастном случае на производстве формы Н-1М – форме и требованиям, установленным Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года;
- акта о несчастном случае на производстве формы Н-1Е – приложению к Соглашению о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества, подписанному правительствами государств – членов Евразийского экономического сообщества 31 мая 2013 года;
- акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 (акта формы Н-1Е или акта формы Н-1М), акта о непроизводственном несчастном случае формы НП, акта служебного расследования – заключению государственного инспектора труда Департамента в случае проведения им специального расследования несчастного случая.
5. В случае установления нарушения Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иных актов законодательства, международных договоров, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 4.3 пункта 4 настоящей Инструкции, территориальным подразделением Департамента выносится обязательное для исполнения страхователем требование об устранении нарушений (далее – требование).
6. Требование выносится начальниками территориальных подразделений Департамента (лицами, исполняющими их обязанности) и должно содержать указание на:
установленные нарушения;
- срок, в течение которого должны быть устранены нарушения;
- срок информирования территориального подразделения Департамента, вынесшего требование об устранении нарушений.
7. Требование составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается под роспись страхователю (его уполномоченному должностному лицу) или направляется по последнему известному территориальному подразделению Департамента месту нахождения (месту жительства) страхователя или его уполномоченного должностного лица заказным письмом с уведомлением о получении либо в виде электронного документа посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь (далее – СМДО). В случае направления требования заказным письмом с уведомлением о получении оно считается полученным страхователем по истечении трех рабочих дней со дня направления. Второй экземпляр остается в территориальном подразделении Департамента для осуществления контроля.
8. Должностное лицо, вынесшее требование, обеспечивает достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, указанных в требовании.
9. Страхователь в срок, установленный в требовании, письменно либо в виде электронного документа посредством СМДО информирует территориальное подразделение Департамента о выполнении каждого пункта требования с приложением подтверждающих документов.
10. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании, в определенный в нем срок, по заявлению страхователя, поданному не позднее трех рабочих дней до дня истечения этого срока, с указанием причин, препятствующих устранению нарушений в названные сроки, должностным лицом, вынесшим требование, может быть принято решение о переносе срока не более чем на пятнадцать рабочих дней.
Решение о переносе срока или об отказе в переносе срока принимается не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления страхователя.
Информация о принятом решении не позднее одного рабочего дня после его принятия направляется страхователю.
По заявлению страхователя срок устранения нарушений может быть перенесен только один раз.
11. Требование может быть обжаловано страхователем в порядке подчиненности начальнику областного управления Департамента, директору Департамента (лицам, исполняющим их обязанности) (далее – вышестоящее должностное лицо Департамента) или в суд.
12. Жалоба на требование может быть подана вышестоящему должностному лицу Департамента в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.
Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине, наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными страхователем, этот срок по заявлению страхователя может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом Департамента.
Жалоба рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня ее получения.
13. По итогам рассмотрения жалобы на требование вышестоящее должностное лицо Департамента вправе:
- оставить требование без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
- отменить требование полностью или частично;
- внести изменения в требование.
14. Решение по жалобе на требование в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается страхователю, подавшему жалобу, или его уполномоченному должностному лицу либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо посредством СМДО.
Копия решения в такой же срок направляется должностному лицу Департамента, вынесшему требование.

