Инструкция о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Расследование несчастных случаев

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 29.07.2008 № 80 утверждена инструкция о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

 ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Инструкция о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Инструкция), определяет порядок организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создания комиссии, ее работы и подготовки материалов расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению региональных, местных и локальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

2. Техническое расследование причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, внутренним водным транспортом, по воздуху, не повлекших за собой несчастных случаев, а также при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/138), Положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3742), Инструкцией по техническому расследованию причин и учету аварий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, не повлекших за собой несчастных случаев, утвержденной Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 20 июля 1998 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 18), Инструкцией по техническому расследованию причин и учету аварий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов внутренним водным транспортом, не повлекших за собой несчастных случаев, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 29, 8/9184), Инструкцией по техническому расследованию причин и учету аварий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов по воздуху, не повлекших за собой несчастных случаев, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 29, 8/9183), Инструкцией по техническому расследованию причин и учету аварий и инцидентов, происшедших при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 10 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 32, 8/9234).

3. Расследование чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, осуществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.

4. В целях проведения расследования чрезвычайных ситуаций создается комиссия:

  • для расследования региональных чрезвычайных ситуаций - по решению областных (Минского городского) исполнительных комитетов (распоряжению председателя областного (Минского городского) исполнительного комитета);
  • для расследования местных чрезвычайных ситуаций - по решению районных (городских) исполнительных комитетов (распоряжению председателя районного (городского) исполнительного комитета);
  • для расследования локальных чрезвычайных ситуаций - по решению руководителя организации.

Решение о создании комиссии и ее составе принимается руководителем органа, уполномоченного создавать комиссию, после получения информации, достаточной для классификации возникшей ситуации как чрезвычайной в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 212).

Комиссию по расследованию чрезвычайной ситуации возглавляет председатель, назначаемый из числа заместителей руководителя органа (организации), ее создавшего.

В состав комиссии в зависимости от характера чрезвычайной ситуации могут включаться представители органов государственного надзора и контроля за деятельностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарного надзора, энергонадзора, службы газового хозяйства, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов внутренних дел, специалисты республиканских органов государственного управления (структурных подразделений), иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, работники местных исполнительных и распорядительных органов, организаций.

Комиссия при проведении расследования чрезвычайной ситуации осуществляет взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими организациями, соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, комиссиями по техническому расследованию причин аварий.

5. Комиссия имеет право:

5.1. получать в ходе расследования чрезвычайной ситуации от:

  • свидетелей (очевидцев) происшедшего, должностных и других лиц - устные и письменные объяснения по форме согласно приложению 1;
  • комиссии по техническому расследованию причин аварии - материалы по результатам технического расследования;

5.2. привлекать при необходимости специалистов, обладающих специальными знаниями, для участия и оказания содействия в проведении расследования;

5.3. истребовать в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах, других организациях необходимую документацию и другие материалы;

5.4. назначать проведение соответствующих экспертиз, лабораторных испытаний, расчетов;

5.5. вносить при необходимости и достаточном обосновании ходатайства в уполномоченные органы для проведения в соответствии с законодательством оперативно-розыскных мероприятий.

6. Комиссия в ходе расследования выясняет обстоятельства чрезвычайной ситуации, устанавливает ее причины, характер допущенных нарушений требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и виновных лиц.

7. Комиссия в течение 10 дней проводит расследование чрезвычайной ситуации и составляет акт расследования причин аварий, бедствий, катастроф, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, по форме согласно приложению 2, оформляет другие материалы расследования.

Акт подписывается всеми членами комиссии и направляется руководителю органа, назначившего комиссию, для принятия решения.

Если член комиссии не согласен с выводами комиссии, он должен представить в письменном виде свое мотивированное особое мнение, которое включается в материалы расследования. Акт комиссии в этом случае им не подписывается.

В случаях необходимости проведения дополнительных экспертиз (исследований) срок расследования чрезвычайной ситуации может быть продлен до их окончания руководителем (уполномоченным должностным лицом) органа, ее назначившим, по предложению председателя комиссии.

8. Материалы расследования должны включать:

8.1. распорядительный документ о создании комиссии по расследованию чрезвычайной ситуации;

8.2. акт расследования причин аварий, бедствий, катастроф, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации;

8.3. планы, схемы, эскизы, фотоснимки (видеоматериалы);

8.4. докладные записки руководителей аварийно-спасательных и иных служб, которые привлекались для ликвидации чрезвычайной ситуации (к докладной записке прикладываются схемы расстановки сил и средств);

8.5. протоколы опроса свидетелей (очевидцев), лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;

8.6. материалы (справки, выписки, заключения экспертов), характеризующие обстоятельства и причины чрезвычайной ситуации;

8.7. мероприятия по устранению причин возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактике;

8.8. предложения о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, работников организаций за допущенные нарушения нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, повлекшие (способствующие) возникновение чрезвычайных ситуаций;

8.9. другие материалы в зависимости от характера произошедшей чрезвычайной ситуации.

9. В случае выявления поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, дела об административном правонарушении материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы уголовного преследования или органы, уполномоченные вести дела об административных правонарушениях.

10. О результатах расследования чрезвычайной ситуации комиссия для изучения и анализа обстоятельств (причин) возникновения чрезвычайной ситуации, а также принятия мер по ее недопущению информирует:

  • Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по результатам расследования региональных чрезвычайных ситуаций;
  • областные (Минское городское) управления МЧС по результатам расследования местных чрезвычайных ситуаций;
  • районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям по результатам расследования локальных чрезвычайных ситуаций;
  • соответствующие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, заинтересованные организации.

 

11. Финансирование расходов по проведению расследования осуществляется за счет средств республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и организаций, предусмотренных на расходы, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

nefox