Для обучения персонала, а также для пропаганды охраны труда, безопасных методов и приемов работы целесообразно использовать кинофильмы по охране труда. Формы использования кинофильмов в зависимости от условий могут быть различными:
просмотр кинофильмов в обеденный перерыв или после окончания рабочего дня;
показ кинофильмов в клубах и домах культуры перед началом художественных фильмов;
просмотр кинофильмов в учебных целях во время занятий в кабинетах охраны труда.
В организации целесообразно систематически демонстрировать кинофильмы по охране труда. Для этого в конторе кинопроката подбираются подходящие по содержанию деятельности предприятия кинофильмы, определяется время и место их демонстрации.
Перед просмотром кинофильмов целесообразно организовывать выступления специалистов, медицинских работников и др.
В многотиражной и стенной печати могут широко пропагандироваться любые вопросы, раскрывающие положительные и отрицательные стороны работы по охране труда.
Иллюстрации (фотоснимки, рисунки, карикатуры) в сочетании с краткими заметками делают газету более доходчивой.
Остроумная карикатура разоблачает нарушителей правил охраны труда, иллюстрирует недостатки и ошибки в работе.
При необходимости оперативного информирования о фактах нарушений, а также привлечения к этому внимания всего коллектива цеха или предприятия целесообразно практиковать выпуски фотогазет, «молний», сатирических листков.
Важным средством пропаганды охраны труда является радиовещание, преимущество которого состоит в оперативности передачи информации широкому кругу слушателей.
Действенными средствами пропаганды охраны труда являются также проводимые нанимателями совместно с профсоюзами общественные смотры, конкурсы по охране труда, в ходе которых к этим вопросам привлекается внимание всех работников.
Проводимые выставки по охране труда являются также важным средством пропаганды охраны труда.
Действенность пропагандистских мероприятий по охране труда обеспечивается сочетанием изложенных форм представления информации работникам.
В целях повышения действенности пропагандистских мероприятий целесообразно использовать местный фактический материал, активную форму, предполагающую участие самих работников в обсуждении рассматриваемой проблемы, информирование работников о результатах проверок, выявляемых нарушениях правил и норм охраны труда, принимаемых мерах по их пресечению и профилактике.
Не рекомендуется использовать пропагандистские материалы со страшными натурными изображениями. Это отрицательно действует на работников, порождая неуверенность и страх во время работы. Плакат должен учить, а не пугать.
Убедительность пропагандистским мероприятиям придают оценки материального ущерба, которым сопровождаются несчастные случаи и профессиональные заболевания.