Каковы основные права государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц?

Управление, надзор и контроль за деятельностью по охране труда

Права государственных органов надзора и контроля установлены законодательством, положениями об указанных органах, утверждаемыми в установленном порядке.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок также сформулированы права данных органов. Согласно названным документам контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции, в частности, вправе:

при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;

при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности; •

истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

привлекать экспертов, специалистов;

получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко - и видеозапись, кино - и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном названным Положением, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо требовать представления выписок из них или копий;

требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Госу- дарственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены данным Положением или иными законодательными актами.

Указанными документами определены также обязанности органов надзора и контроля и их должностных лиц, а также установлена ответственность.

В частности, названным Указом и принятыми в его развитие постановлениями Совета Министров Республики Беларусь установлен перечень органов контроля (надзора), уполномоченных осуществлять контрольную (надзорную) деятельность.

Следует отметить, что предварительное уведомление является обязательным лишь при проведении плановой проверки. Названным Указом установлена обязанность органов контроля (надзора) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проведения проверки письменно уведомлять об этом проверяемый субъект. Помимо направления уведомления о предстоящей проверке, орган контроля (надзора) обязан оформить предписание своим работникам, которым поручено проводить проверку.

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

Согласно пункту 7 указанного Положения проверяемые субъекты, их представители вправе:

требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - в случае отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок.

Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок при представлении данной книги, нарушение должностным лицом установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа действий, указанных выше, рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

В связи с изданным Указом уточнены полномочия соответствующих органов надзора и контроля, обязанности и права их работников.

nefox