Каковы отличия государственных органов надзора и контроля от других органов государственного управления?

Управление, надзор и контроль за деятельностью по охране труда

Государственные органы надзора и контроля имеют целый ряд особенностей, отличающих их деятельность от деятельности других органов государственного управления.

Прежде всего эти органы специально созданы для осуществления функций надзора и контроля, и они составляют либо единственную, либо основную часть их деятельности. Государственные полномочия, которыми обладают органы надзора и контроля, можно условно разделить на полномочия по:

организации и проведению надзора и контроля; применению мер государственного принуждения.

Следует также отметить, что органы надзора и контроля участвуют в разработке норм и правил, выполнение которых они призваны контролировать, а также проводят работу по методическому руководству и координации деятельности подконтрольных субъектов хозяйствования.

Исходя из этого органы надзора и контроля обладают правом: на получение и истребование материалов (сведений, документов), необходимых для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов надзора и контроля. Объектом проверки в данном случае являются сведения, отражающие состояние работы по обеспечению безопасности и охраны труда на производстве;

на проведение проверок с обследованием объектов на месте. В сочетании с проверками документов это позволяет более полно узнать о фактическом положении дел по охране труда;

на принятие мер по устранению и предупреждению нарушений с установлением сроков устранения этих нарушений;

разрешительных полномочий на совершение определенных действий (на пуск в работу, ввод объекта в эксплуатацию и др.). Представители органов надзора и контроля являются обязательными членами государственных приемочных комиссий;

на проведение экспертизы (подготовка заключений) по проектам строительства, реконструкции, модернизации производства, технических условий, стандартов и других нормативных правовых актов;

на расследование обстоятельств и причин аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

на незамедлительное пресечение нарушений, если это угрожает жизни и здоровью людей или может повлечь вредные последствия. Данные полномочия реализуются посредством запрещения производства работ, эксплуатации объектов, мер административного принуждения (штрафы, предупреждения и др.);

на самостоятельное применение административных санкций (без обращения в административные комиссии) к должностным лицам и экономических санкций к субъектам хозяйствования, а также на передачу материалов в следственные органы, если в действиях контролируемых лиц имеются признаки уголовного преступления. Органы надзора и контроля осуществляют: предупредительный надзор и контроль, направленный на недопущение нарушений (выборочная экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, надзор за ходом их строительства и реконструкции, участие в работе по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, участие в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и др.);

текущий надзор и контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов;

последующий контроль, осуществляемый при проведении расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявлений и жалоб работников.

Органы надзора и контроля в своей деятельности независимы от подконтрольных субъектов и их вышестоящих органов.

nefox