Рекомендации по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации (далее – Рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке и внедрению систем управления охраной труда.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2007 г. № 185
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПОДГОТОВКЕ ИХ К СЕРТИФИКАЦИИ
В соответствии с Республиканской целевой программой по улучшению условий и охраны труда на 2006 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 года № 905, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2008 года.
Министр В.Н.Потупчик
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства труда и
социальной защиты
Республики Беларусь
27.12.2007 № 185
РЕКОМЕНДАЦИИ
по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рекомендации по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации (далее – Рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке и внедрению систем управления охраной труда.
2. Для целей настоящих Рекомендаций применяются следующие основные термины и их определения.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда – правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах (далее –НПА), технических нормативных правовых актах (далее – ТНПА).
Несоответствие – какое-либо отклонение от требований охраны труда, установленных нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, которое может привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю на производстве, профессиональному заболеванию, ухудшению условий труда или к различным сочетаниям этих факторов.
Система управления охраной труда в организации – часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Соответствие – соблюдение всех установленных требований по охране труда к сертифицируемому объекту.
3. Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем управления охраной труда на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.12-2006 (04100) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем управления охраной труда. Основные положения», утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 16 октября 2006г. № 46.
Оценку работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации (далее - оценка) проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда в организации и не зависимые от проверяемой деятельности.
4. Оценка проводится с целью приведения организации работы по охране труда, производственных зданий и сооружений, технологических процессов и оборудования, рабочих мест в соответствие с требованиями по охране труда.
Глава 2
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАНИМАТЕЛЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
5. Деятельность нанимателя по охране труда оценивается по следующим направлениям:
- эксплуатация производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ;
- планирование и реализация мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- производство работ повышенной опасности;
- соблюдение режима труда и отдыха работников;
- подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;
- обеспечение работников в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовыми помещениями, смывающими и обезвреживающими средствами, спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;
- паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
- предоставление работникам компенсаций по условиям труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда, наличии профессиональных рисков;
- пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничество нанимателя с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;
- обеспеченность работников организации, в том числе и ее службы охраны труда нормативными правовыми актами (документами), содержащими требования охраны труда, в том числе: правилами по охране труда (правилами безопасности, правилами устройства и эксплуатации, нормами безопасности, нормами охраны труда); санитарными правилами и нормами; стандартами; строительными нормами и правилами и другими документами.
6. При оценке деятельности нанимателя учитывается также:
наличие в организации службы охраны труда результаты ее деятельности;
соблюдение законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7. При оценке содержания территории организации следует руководствоваться требованиями: СанПиН 10-7-2003 «Санитарные правила содержания территории», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 60; главы 3 «Требования к территории» Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3.06.2003 г. №70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №87, 8/9818).
8. Оценку эксплуатации производственных зданий и сооружений следует производить с учетом требований строительных норм Республики Беларусь «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации. СНБ 1.04.01-04», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 марта 2004 г. № 70; главы 4 «Производственные здания» Межотраслевых общих правил по охране труда, СанПиН 2.2.1.13-5-2006 «Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 3 апреля 2006 г. № 40. Рассматриваются соответствующие документы по эксплуатации производственных зданий: приказ по организации о назначении лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий или отдельных помещений, комиссии по общему техническому осмотру производственных зданий и сооружений; технические паспорта и технические журналы по эксплуатации, акты по результатам осмотров.
9. Оценка организации безопасной эксплуатации оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ осуществляется с учетом требований Межотраслевых общих правил по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических, содержащих требования охраны труда к конкретным видам оборудования и технологических процессов, руководств по эксплуатации организаций-изготовителей оборудования.
10. Деятельность нанимателя в области планирования и реализации мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний следует оценивать, учитывая требования Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 113, 8/4357).
11. При оценке организации выполнения работ, связанных с повышенной опасностью, рассматривается:
- наличие удостоверений по охране труда, других документов, подтверждающих прохождение работниками, выполняющими работы с повышенной опасностью, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда;
- наличие утвержденных перечней работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, должностных лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска, и других документов (проектов производства работ, технологических карт и тому подобного). В ходе оценки собираются данные и проводится анализ имевших место в организации аварий, несчастных случаев на производстве и других несоответствий.
12. При оценке режима труда и отдыха работников проверяется соблюдение требований Трудового кодекса Республики Беларусь, других актов законодательства, например, Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 83, 8/3921).
13. Подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации, проверка знаний работников организации по вопросам охраны труда проверяются на соответствие требованиям Правил обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 22, 8/10510).
14. Организация нанимателем проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников проверяется на соответствие требованиям Порядка проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000г. № 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 87, 8/3914).
15. При оценке санитарно-бытового обеспечения работников контролируется наличие в соответствии с нормами гардеробных, душевых (сеток), умывальных (кранов), помещений для личной гигиены женщин, буфетов, комнат приема пищи и тому подобного в соответствии с требованиями СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.07.2003 № 142.
16. При оценке аттестации рабочих мест по условиям труда рассматриваются документы:
- приказ нанимателя о проведении аттестации и создании аттестационной комиссии;
- перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
- копия аттестата аккредитации на право проведения измерений и оценок условий труда организации, привлекаемой для проведения этой работы, а также область аккредитации;
- карты фотографии рабочего времени;
- карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- протокол аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;
- протоколы инструментальных исследований;
- план мероприятий по улучшению условий труда в организации;
- приказ нанимателя организации о завершении аттестации рабочих мест и об утверждении ее результатов.
17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами оценивается по:
- наличию средств индивидуальной защиты у работников в соответствии с типовыми отраслевыми нормами;
- соответствию средств индивидуальной защиты требованиям стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации;
- комплектности средств индивидуальной защиты;
- организации хранения и ухода за средствами индивидуальной защиты, включая проведение необходимых испытаний;
- правильности применения работниками средств индивидуальной защиты;
- наличию мыла и других моющих средств в умывальных и душевых, у работников.
18. При оценке организации нанимателем контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда проверяется организация периодического контроля и других видов контроля в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 7, 8/10400).
19. Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда оценивается наличием и качеством заполнения паспортов санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации и ее структурных подразделений согласно Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г., № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 36, 8/10592);
20. Предоставление работникам компенсаций по условиям труда оценивается по документам, подтверждающим предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск.
21. Соблюдение нанимателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проверяется путем изучения больничных листов, материалов расследования, журналов регистрации несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, непроизводственных несчастных случаев, микротравм.
22. При оценке сотрудничества нанимателя с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда изучается коллективный договор с приложениями по вопросам охраны труда, в том числе план мероприятий по охране труда, перечни профессий и категорий работников, имеющих право на компенсации по условиям труда, перечни профессий и должностей работников, которые бесплатно обеспечиваются соответствующими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, другие приложения, документы и материалы по их выполнению.
23. Деятельность службы охраны труда оценивается по следующим направлениям:
- организация работы по охране труда, в том числе:
- координация деятельности структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- совершенствование системы управления охраной труда;
- внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- осуществление контроля по охране труда, в том числе за:
- обеспечением требований безопасности и гигиены труда;
- соблюдением законодательства о труде и охране труда;
- выполнением (соблюдением) локальных нормативных актов по вопросам охраны труда.
24. При оценке деятельности службы охраны труда изучается:
24.1. положение о службе охраны труда организации, должностные инструкции ее работников, планы работы службы, кабинета охраны труда, предписания, акты и другие документы, материалы, подготовленные данной службой, а также документы, материалы по их выполнению;
- приказы (распоряжения), положения, стандарты организации, иные локальные нормативные акты (документы), регулирующие вопросы управления охраной труда в организации и устанавливающие полномочия и обязанности руководителей подразделений, иных должностных лиц по функционированию системы управления охраной труда;
- программы, планы, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, документы и материалы по этим вопросам;
- журналы регистрации и учета выдачи инструкций по охране труда. Оригиналы действующих инструкций по охране труда, планы их пересмотра и разработки новых инструкций по охране труда;
- локальные нормативные акты (документы), регулирующие порядок организации и проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
24.2. утвержденные перечни:
- работ с повышенной опасностью;
- профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов, которые проходят проверку знаний по вопросам охраны труда;
- категорий работников, освобожденных от прохождения первичного на рабочем месте и повторного инструктажей по охране труда
24.3. программа вводного инструктажа по охране труда. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
24.3. учебные планы и программы обучения работников, перечень контрольных вопросов (билеты) и протоколы проверки знаний работников организации по вопросам охраны труда;
24.4. приказы о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности (газовое хозяйство, грузоподъемные краны, котлы, лифты, сосуды, работающие под давлением и тому подобное), систем вентиляции, компрессоров, теплоиспользующих и электрических установок, транспортных средств и другого оборудования;
24.5. журнал регистрации огневых работ;
и другие документы.
Глава 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
25. Результат оценки может оформляться в виде справки (акта) или отчета по форме, приведенной согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям.
26. Результат оценки должен содержать:
- общую оценку о соответствии (не соответствии) работ по охране труда действующим государственным нормативным требованиям по охране труда;
- рекомендации по устранению выявленных несоответствий.
27. Перечень нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, используемых при оценке, приведен согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям.
Приложение 1
к Рекомендациям по оценке работ по охране
труда при разработке организациями систем
управления охраной труда и подготовке их к
сертификации
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПОДГОТОВКЕ ИХ К СЕРТИФИКАЦИИ
В______________________________________________
(наименование организации)
Виды оцениваемых работ |
Документы (приказы, распоряжения, положения, иные локальные нормативные правовые акты) |
Нормативное обоснование (согласно нумерации приложения 2 к Рекомендациям по оценке работ при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации) | Оценка соответствия (соответствует, не соответствует) |
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
1.Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда | Наличие приказов и распоряжений | 1 | |
2. Организация службы охраны труда | приказ о создании службы охраны труда; положение о службе охраны труда; нормативы численности службы охраны труда; должностные инструкции работников службы охраны труда |
1, 8, 12, 40 | |
3. Организация рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда | оценка состояния условий труда на выборочных рабочих местах | 6, 13 | |
4. Разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда | приказы и распоряжения по вопросам охраны труда; программы, планы мероприятий по улучшению условий труда, соглашения |
2, 10 | |
5. Организация проведения паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда | приказ о проведении паспортизации условий и охраны труда; паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации, отдельных производств, цехов, участков; непосредственная оценка условий труда в организации (выборочно) |
24 | |
6. Организация информирования работников о состоянии условий охраны труда на рабочем месте; проведение периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда |
организация уголков, стендов по охране труда; журналы регистрации периодического контроля; акты проверок |
1, 37, 40 | |
7. Приведение в соответствие с требованиями НПА технологическх процессов, оборудования, территории организации | санитарно-технический паспорт; приказы и распоряжения о назначении ответственных за технически исправное состояние оборудования, территории организации, за качественную разработку и своевременную корректировку технологических процессов; наличие графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, актов о результатах проведения ремонтных работ в соответствии с графиками; графики пересмотра технологических процессов на соответствие НПА и их выполнение; наличие на производственном оборудовании, коммуникациях и других объектах сигнальных цветов и знаков безопасности |
6,10,32 | |
8. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний | документы по страхованию работников организации | 3 | |
9. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров; выполнение санитарно-гигиенических мероприятий | договор с лечебным учреждением, осуществляющим медицинские осмотры работников нанимателя; перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные и периодические медосмотры; список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам; заключительный акт периодического медицинского осмотра |
1, 14 | |
10. Обеспечение работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, а также лечебно-профилактическим питанием при работе в особо вредных условиях | списки работников, занятых на работах с вредными веществами, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов; перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов |
1, 16, 17, 18 |
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
11. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний | программы, планы мероприятий по улучшению условий труда; акты проверок; журналы контроля по охране труда. |
4, 28, 40 | |
12. Государственная статистическая отчетность по условиям и охране труда | формы статистической отчетности 1-труд, 7-твн; акты о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях (формы Н-1, НП, ПЗ-1) |
21, 28, 40 | |
13. Организация контроля за соблюдением законодательства об охране труда | планы и программы мероприятий по охране труда; предписания, акты, материалы, подготовленные службой охраны труда; коллективный договор |
1, 35, 36, 37, 40 | |
14. Подготовка с участием подразделений перечней действующих и подлежащих разработке инструкций по охране труда | оригиналы инструкций по охране труда; приказы по организации пересмотра действующих и разработке новых инструкций; журналы регистрации и учета выдачи инструкций по охране труда; планы пересмотра инструкций; планы разработки новых инструкций; программа вводного инструктажа |
15, 27, 40 | |
15. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда | наличие кабинета по охране труда, соответствие его площади, тематической структуры и оснащенности Типовому положению о кабинете охраны труда; соответствующие документы, материалы; справочная, учебно-методическая литература по охране труда |
39, 40 |
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
16. Организация обучения руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда | перечень должностей руководителей и специалистов организации, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда; перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку; протоколы, удостоверения |
9, 27, 29 | |
17. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников организации | наличие приказов по организации проведения обучения и проверок знаний по вопросам охраны труда; учебные планы, программы; протоколы, удостоверения |
19,27, 38 | |
18. Проведение инструктажа по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) | программы инструктажей; журналы регистрации инструктажей по охране труда; инструкции по охране труда |
1, 27 | |
19. Обучение, стажировка рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью | перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по охране труда; перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку; приказы, распоряжения по допуску рабочих к самостоятельной работе |
15, 27 |
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
20. Организации и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда | Приказ о создании аттестационной комиссии организации. В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы, промышленно-санитарной лаборатории, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза (профсоюзов). |
||
21. Соблюдение сроков проведения аттестации | Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации. | ||
22. Соблюдение требований о необходимости проведения внеочередной аттестации | Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится: в случае изменения законодательства, регулирующего ее проведение; при изменении условий труда в связи с заменой производственного оборудования, сырья, материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты; по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь; по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов). |
||
23. Соблюдение требований о проведении аттестации на вновь созданных рабочих местах | Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами на новое строительство и реконструкцию объектов производственного назначения. Приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6 – месячный срок с момента создания новых рабочих мест. | ||
24. Порядок оформления результатов измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды | Результаты измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды и результаты количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса для аттестации оформляются протоколами по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты | ||
25. Документы, которые составляются по результатам аттестации | По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются: перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее - списки); перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; план мероприятий по улучшению условий труда. В трудовые книжки работников, профессии и должности которых включены в Перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, вносятся сведения об аттестации в порядке, установленном законодательством. Наниматель представляет в областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда и районные, городские управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации по одному экземпляру копий Перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, и приказа. В областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда. |
||
26. Порядок утверждения результатов аттестации | Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее – приказ). В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Аттестация считается завершенной с момента издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов. Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись. |
||
27. Выполнение требований о сохранности документов по аттестации | Приказы, Перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения права работнику на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы. При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в соответствующий архив в установленном законодательством порядке. |
||
28. Требование выполнения мероприятий по улучшению условий труда | Мероприятия по улучшению условий труда должны быть реализованы в сроки, предусмотренные соответствующим Перечнем. |
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ, СМЫВАЮЩИМИ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ,
САНИТАРНО-БЫТОВЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВАМИ
29. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты | перечень профессий и должностей, предусмотренных в нормах выдачи СИЗ; нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ по профессиям и должностям; личная карточка учета выдачи СИЗ; трудовой договор; наличие дежурных СИЗ; организация нанимателем стирки, ремонта и химчистки средств индивидуальной защиты |
1, 26, 31, 42 | |
30. Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами | наличие смывающих и обезвреживающих средств при работах, связанных с загрязнением 3 кожных покровов; перечень профессий и должностей работников, которые должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами |
1, 25 | |
31. Оценка состояния санитарно-бытового обеспечения работников организации | паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда; непосредственная оценка соответствия санитарно-бытовых помещений требованиям НПА (наличие медицинских аптечек, питьевого снабжения, умывальников, душа, туалетов) |
6, 24,32 |
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ
32. Организация выполнения работ, связанных с повышенной опасностью | утвержденный нанимателем перечень работ с повышенной опасностью; наличие соответствующих средств индивидуальной защиты |
5, 27 | |
33. Обучение персонала, аттестация работников, занятых на работах с повышенной опасностью, стажировки, проверка знаний | программы обучения, стажировок; удостоверение по охране труда; личная карточка прохождения обучения |
11, 27, 38 | |
34. Порядок оформления наряда-допуска для выполнения работ с повышенной опасностью | приказ о допуске к работам с повышенной опасностью; перечень лиц, имеющих право выдачи наряда-допуска; порядок оформления наряда-допуска; готовность к указанным в наряде-допуске мерам безопасности, которые необходимо обеспечить при подготовке и производстве работ повышенной опасности. |
6, 27 |
Общая оценка организации охраны труда________________________________________________________
(соответствует, не соответствует)
Рекомендации по устранению несоответствий____________________________________________________
Подпись эксперта по оценке____________________________________________________________________
Приложение 2
к Рекомендациям по оценке работ
по охране труда при разработке
организациями систем управления
охраной труда и подготовке их
к сертификации
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70).
2. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», с изм. и доп. по состоянию на 30 августа 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 58, 1/512; 2002, № 100, 1/4003).
3. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, № 143, 1/7866).
4. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 39, 1/5393).
5. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 8, 2/138).
6. Межотраслевые общие правила по охране труда, утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, № 87, 8/9818).
7. Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 сентября 1995 г. № 74 (в ред. постановления Министерства труда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 80) (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1995, № 12; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 65, 8/3645).
8. Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 63, 8/698).
9. Положение о беспрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов, утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 января 1995 г. № 20, в ред. от 14 октября 2002 г. № 1418, с изм. и доп. от 24 мая 2004 г. № 600 (Зарег. в НЦПИ 3 июня 2004 г., рег. № 5/7717; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 118, 5/11311; 2004, № 86, 5/14277).
10. Положение о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 113, 8/4357).
11. Положение о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации, утверждено приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 г. № 494 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998, № 20).
12. Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД). Вып. 1 «Должности служащих для всех отраслей экономики», утвержденный Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159, с последующими изменениями и дополнениями.
13. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 года № 409 с учетом дополнений и изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 1998 года № 1911 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1995 г., № 22, ст. 524; 1996 г., № 30, ст. 792; 1998 г., № 35, ст. 911).
14. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 87, 8/3914).
15. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда, утвержден постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 14 июня 1994 г. № 82 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994, № 10).
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2007 г. № 1386 «О бесплатном обеспечении лечебно-профилактическом питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
17. Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. N 260 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 29, 5/10048).
18. Перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 34/12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 8/7942).
19. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 110 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 107, 8/8555).
20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 «Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником», с изм. и доп. по состоянию на 25 августа 2004 г. № 1012 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 62, 5/1417; 2004, № 137, 5/14714).
21. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 24, 8/10530).
22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками», с изм. и доп. по состоянию на 26 октября 2004 г. № 1341 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 78, 5/1741; 2004, № 172, 5/15054).
23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904 «О Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005, № 129, 5/16410).
24. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11 «Об утверждении Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 36, 8/10592).
25. Правила обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 51, 8/3484).
26. Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. № 67 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 54, 8/527).
27. Правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 22, 8/10510).
28. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 8, 5/13691).
29. Примерная программа обучения по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций, утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2003 г. № 92.
30. Примерная форма трудового договора, утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 155 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 7, 8/2550).
31. Рекомендации по организации работы комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты, утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 февраля 2001 г. N 12;
32. СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.07.2003 г. № 142.
33. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержден постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994 г. № 89, с изм. и доп. по сост. на 4 марта 2002 г. № 27 (Зарег. в НЦПИ 6 декабря 1999 г., рег. № 8/1711; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 38, 8/7900).
34. Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1) и Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.
35. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 (Зарег. в НЦПИ 6 декабря 1999 г., рег. № 8/1787).
36. Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 765 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, №56, 5/3336).
37. Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004, № 7, 8/10400).
38. Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 120, 5/25186).
39. Типовое положение о кабинете охраны труда, утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 7, 8/1528).
40. Типовое положение о службе охраны труда организации, утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 89, 8/8286).
41. Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, № 46, 8/3389).
42. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты. (Выбираются для конкретной отрасли).
43. СТБ 18001-2005 Системы управления охраной труда. Общие требования, утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24 июня 2005 г. №28.
44. СанПиН 10-7-2003 «Санитарные правила содержания территории», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 60.
45. Строительные нормы Республики Беларусь «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации. СНБ 1.04.01-04», утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 марта 2004 г. № 70.
46. Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 83, 8/3921).