Типовая инструкция по охране труда при оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения хирургического профиля - 2020

Типовые инструкции по охране труда

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 09.03.2020 № 15 утверждена Типовая инструкция по охране труда при оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения хирургического профиля .

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения хирургического профиля

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Настоящая Типовая инструкция (далее – Инструкция) устанавливает требования по охране труда при оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения хирургического профиля, структурных подразделениях, обособленных подразделениях хирургического профиля организаций здравоохранения (далее – организации).

2. К организациям здравоохранения хирургического профиля относятся: гастроэнтерологические, гинекологические, кардиохирургические, микрохирургические, нейрохирургические, анестезиолого-реаниматологические, ангиохирургические, рентгено­эндоваскулярные, торакальные, нефрологические, ожоговые, онкологические (хирургические), ортопедические, травматологические, оториноларингологические, проктологические, сосудистой хирургии, урологические, хирургические, челюстно­лицевой хирургии, трансфузиологические организации.

3. К выполнению работ по оказанию медицинской помощи (далее – работы) в организациях допускаются лица, имеющие соответствующее медицинское образование, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья по специальности, видам работ, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в средствах индивидуальной защиты (далее –

СИЗ), прошедшие медицинские осмотры, обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (при необходимости) (далее – работники).

4. Работники, помимо требований настоящей Инструкции, обязаны

соблюдать требования по охране труда, предусмотренные инструкциями по охране труда для отдельных видов работ при их выполнении.

5. Работники обязаны:

  • соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
  • выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;
  • использовать и правильно применять СИЗ и средства коллективной защиты. В случае отсутствия СИЗ немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;
  • проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку (при необходимости), инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
  • немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, принимать меры по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
  • оказывать содействие нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
  • исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

6. Работникам необходимо:

  • использовать и правильно применять санитарную одежду (далее – СО);
  • выполнять только те виды работ, которые входят в круг их должностных (рабочих) обязанностей и (или) поручены непосредственным руководителем;
  • соблюдать требования по обеспечению пожарной безопасности;
  • знать номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарно­
  • спасательной службы, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.), знать место нахождения аптечки первой помощи универсальной, пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях;
  • знать риски, представляющие опасность при оказании медицинской помощи в организациях, и способы их предупреждения;
  • знать и выполнять требования по применению антисептических, моющих и дезинфицирующих средств, условий их хранения в соответствии с инструкцией по применению, а также меры предосторожности и оказания первой помощи;
  • осуществлять эксплуатацию медицинских изделий, оборудования, инструментов, приспособлений и средств измерений в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организаций-изготовителей (технического паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства пользователя и т.д.).

7. Не допускается появление работников в организациях в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или на территории организации.

8. В процессе оказания медицинской помощи в организациях возможно воздействие на работников следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенный уровень вибрации;
  • повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
  • повышенный уровень ультразвука;
  • повышенная яркость света или недостаточный уровень освещенности на рабочем месте;
  • повышенный уровень ультрафиолетового излучения;
  • повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
  • химические факторы;
  • биологические факторы;
  • опасность травмирования осколками посуды, колющими и
  • режущими предметами (инструментами) используемыми в процессе работы; перенапряжение зрительного и слухового анализаторов;
  • тяжесть трудового процесса (подъем и перемещение тяжести, рабочая поза, наклоны корпуса);
  • эмоциональные перегрузки.

9. Работники при оказании медицинской помощи в организациях обеспечиваются СО, СИЗ с учетом воздействующих на них вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке и по нормам, установленным законодательством.

10. Беременные женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с законодательством.

11. Работники должны использовать в работе средства измерений и испытательное оборудование, прошедшие в установленном порядке метрологический контроль (поверка, калибровка, аттестация).

12. Работникам при работе с оптическими приборами для профилактики утомляемости глаз необходимо делать перерывы каждые два часа не менее чем на 10 минут.

13. Работникам в организациях не допускается оставлять без присмотра работающее оборудование, кроме оборудования, имеющего круглосуточный цикл эксплуатации.

14. Работникам при выполнении работ следует соблюдать следующие правила личной гигиены:

  • коротко подстригать ногти, не носить искусственные или нарощенные ногти, кольца, наручные часы, ювелирные и другие украшения, убрать волосы под головной убор;
  • проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов для снижения риска возникновения контактных дерматитов;
  • принимать пищу и напитки только в специально отведенных местах;
  • хранить СО и личную одежду раздельно в специально установленных местах.

Не допускается закалывать одежду булавками и иголками, а также хранить в карманах стеклянные, острые и колющие предметы.

15. Работники имеют право отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья их и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении им СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность

труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работники обязаны незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

16. Перед началом работы работники должны:

16.1. проверить исправность СИЗ, необходимых для выполнения работы, надеть исправные СИЗ, СО, специальную обувь, убрать волосы под головной убор;

16.2. визуально проверить:

  • устойчивость положения оборудования на рабочем месте, правильно и рациональное размещение инструментов и материалов, отсутствие посторонних предметов;
  • отсутствие видимых повреждений оборудования, приспособлений и инструментов, их исправность и комплектность;
  • исправность и целостность питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления, проводов, предназначенных для подключения от аппарата к пациенту;
  • работу оградительных и предохранительных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации;

16.3. проверить заземление всех металлических и электропроводящих неметаллических частей оборудования для отвода заряда статического электричества. В случае обнаружения «пробоя на корпус» электрического тока работники должны обесточить (выключить) оборудование и доложить непосредственному руководителю;

16.4. контролировать в операционной с помощью приборов (гигрометра или психрометра) относительную влажность и температуру воздуха;

16.5. проверить наличие поглощающих фильтров, необходимых для эксплуатации наркозных аппаратов;

16.6. перед началом подачи наркоза для снятия электростатического заряда каждый из работников должен намеренно заземлить себя прикосновением руки к металлическому предмету, например, к металлической части операционного стола.

17. В случае возникновения электростатического разряда работник обязан немедленно покинуть операционную для устранения причин его накопления (например, для замены обуви или одежды).

18. Работникам в операционных не допускается применение одежды из шерсти, шелка, нейлона, капрона и других синтетических материалов, сильно электризующихся при движении, во избежание накопления электрических зарядов на теле человека.

19. Работникам не допускается устранять самостоятельно неисправности оборудования, связанные с их ремонтом и наладкой,

ремонт оборудования необходимо производить в специализированных организациях или специалистами организации, имеющими необходимую подготовку.

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

20. При выполнении работ в организациях работники должны:

  • проводить работы при включенной вентиляции (при необходимости);
  • выполнять требования санитарно-противоэпидемического режима к проведению уборок, обеззараживанию среды и проветриванию помещений;
  • проводить подбор медицинских изделий в условиях хорошего освещения (у окна или у светильника местного освещения) для снижения зрительного напряжения работника;
  • извлекать медицинские изделия при стерилизации во избежание ожогов после полного их остывания;
  • исключать возможность соприкосновения пациента с металлическими предметами, например, с операционным столом, для чего операционный стол должен быть покрыт хлопчатобумажным покрытием, поверх которого расстилают прорезиненную ткань и простыню так, чтобы их края свешивались со всех сторон операционного стола;
  • хранить вредные вещества (лекарственные средства группы А; химические вещества 1, 2 класса опасности) в соответствии с требованиями по организации их хранения и применения;
  • работать с биологическим материалом в СИЗ, обеспечивающих защиту рук и глаз, избегая уколов и порезов, соблюдать безопасные приемы и методы работы при использовании колюще-режущих изделий медицинского назначения;
  • закрывать все повреждения кожи на руках лейкопластырем или напальчниками; собирать перевязочный материал и инструментарий, используемый при проведении хирургических операций, перевязок и прочих медицинских манипуляций, в специально выделенные емкости;
  • осуществлять транспортировку биологического материала, полученного в ходе проведения хирургических операций, перевязок и прочих медицинских манипуляций, в закрытых емкостях;
  • хранить препарат с перекисью водорода, входящей в состав моющих растворов при проведении предстерилизационной очистки хирургического инструмента в местах, недоступных для общего пользования;
  • осуществлять приготовление моющих растворов и ручную предстерилизационную очистку хирургического инструмента в СИЗ, обеспечивающих защиту рук;
  • отключить оборудование в случае возникновения отклонений в работе, прикрепить табличку «Аппарат не работает», сообщить непосредственному руководителю или уполномоченному должностному лицу нанимателя о замеченных неисправностях.

21. При проведении хирургических операций, перевязок и прочих медицинских манипуляций не допускается:

  • нахождение в операционном блоке посторонних лиц, а также работников, непосредственно не участвующих в операции;
  • применение медицинского оборудования в невзрывозащищенном исполнении, дефибрилляторов и т.п., способных действовать как источник воспламенения в случае использования взрывоопасных ингаляционных веществ или воспламеняющихся антисептических веществ.

22. Работниками при работе с оборудованием для получения анестезиологического пособия должны соблюдаться следующие требования:

22.1. проводить обработку наркозного аппарата следует в строгом соответствии с рекомендациями организации-изготовителя;

22.2. при обслуживании наркозного аппарата необходимо обрабатывать руки от следов масел, мазей;

22.3. необходимо проводить гигиеническую обработку лица пациента от масел, мазей, помады.

23. Не допускается:

  • переливать газы из одного баллона в другой и вводить дополнительные газы или наркотики в баллон, содержащий сжатые газы. Переливать газы следует в специально оборудованных помещениях работниками, имеющими навыки проведения этих работ;
  • заклеивать части наркозного аппарата лейкопластырем (другим диэлектриком); применять для удаления наркозных смесей в атмосферу шланги из не антистатической резины;
  • заменять пришедшие в негодность части из электропроводного материала частями, изготовленными из диэлектрика;
  • смазывать ремни канифолью, воском и другими веществами, увеличивающими поверхностное сопротивление;
  • размещать в зонах повышенной концентрации веществ ременные передачи оборудования;
  • применять открытое пламя (спиртовки, газовые горелки, зажженные спички и т.д.) и электронагревательных приборов.

 ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

24. По окончании работы работникам необходимо:

  • убрать используемые в работе медицинские изделия и материалы в предназначенное для их хранения место;
  • отключить от сети оборудование (кроме оборудования, имеющего круглосуточный цикл эксплуатации);
  • выполнить заключительную дезинфекцию и уборку рабочего места;
  • закрыть газовые и водопроводные краны;
  • снять и убрать в специально отведенное место СИЗ, убедившись в их исправности и пригодности для дальнейшего использования;
  • снять СО, убрать в специально отведенное место или передать в санитарную обработку;
  • вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, рот прополоскать водой, при необходимости применять смывающие и (или) обезвреживающие средства;
  • отключить систему вентиляции, кроме имеющей круглосуточный режим работы.

25. Обеззараживание, утилизация отработанных расходных материалов, биологического материала должны проводиться работниками в соответствии с требованиями правил обращения с медицинскими отходами.

26. Работники должны проводить стерилизацию и дезинфекцию в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

27. О выявленных недостатках и неисправностях, влияющих на безопасность труда, работники сообщают непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер. При сменной работе необходимо информировать работника, принимающего смену, о недостатках и неисправностях обслуживаемого оборудования.

  ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

28. При возникновении аварийной ситуации (появление запаха гари, газа и (или) дыма, искрения (появление искр) от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии и т.п.) необходимо немедленно прекратить работу, выключить оборудование, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.

29. Заходить в помещение, в котором произошла авария, допускается только после того, как дальнейшее пребывание в данном помещении перестанет представлять опасность для здоровья.

30. При возникновении пожара работникам необходимо:

  • прекратить работу, отключить оборудование от электрической сети;
  • вызвать пожарно-спасательную службу по телефону 101 или 112, скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер;
  • немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации;
  • при загорании электрических сетей и электрического оборудования необходимо их обесточить;
  • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

31. В случае повреждения целостности кожных покровов при работе с биологическим материалом работникам следует:

  • немедленно снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и погрузить их в емкость с дезинфицирующим раствором или поместить в непромокаемый пакет для последующего обеззараживания;
  • вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть рану водой или физиологическим раствором;
  • обработать рану.

32. В случае загрязнения биологическим материалом кожных покровов без нарушения их целостности необходимо обильно промыть загрязненный участок кожных покровов водой с мылом и обработать антисептиком.

33. В случае попадания биологического материала на слизистую оболочку работникам следует:

  • немедленно снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и погрузить их в емкость с дезинфицирующим раствором или поместить в непромокаемый пакет для последующего обеззараживания;
  • тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой и обильно промыть (не тереть) слизистую оболочку водой или физиологическим раствором.

34. При прочих аварийных ситуациях (поломка систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и прочее), препятствующих выполнению технологических операций, работникам необходимо прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя для принятия соответствующих мер.

35. При несчастном случае на производстве работникам необходимо:

  • быстро принять меры по предотвращению воздействия на потерпевшего травмирующих факторов;
  • немедленно сообщить о происшествии непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя;
  • оказывать содействие в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшему;
  • если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться за помощью к медицинским работникам, одновременно сообщить непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу нанимателя или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

36. При авариях и несчастных случаях на производстве необходимо обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

nefox