Изменения в Закон о пожарной безопасности - 2019 (проект)

Новости законодательства

Вашему вниманию проект изменений, которые будут вноситься  в Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности». Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Олег Левшунов.

 

Одной из инициатив Закона — повышение эффективности внештатных пожарных команд, дружин, расчетов и других подобных формирований. Для этого, параллельно разработке Закона, подготавливается проект постановления Совета Министров, где будут определены источники финансирования внештатных пожарных команд, социальные гарантии для их участников. Они получат право на страхование. Более того, правительство планирует ограничить участие тех, кто не застрахован, в тушении пожаров.

За участие в мероприятиях по пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров членам внештатных пожарных формирований можно будет давать дополнительные отпуска. Руководители организаций смогут применять на свое усмотрение другие меры поощрения.

В настоящий момент в организациях создаются добровольные пожарные дружины (далее — ДПД) и команды которые действуют на основании постановления Кабинета министров от 1995 года. Видимо о замене этого документа рассказывает Олег Левшунов. По неофициальной информации, МЧС еще до подписания Декрета № 7 планировало внести изменения в порядок образования ДПД и создавать их при числе работающих на предприятии менее 50 человек (в настоящий момент 15 человек).

В проекте ДПД будет называться пожарной дружиной, которая представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, принимающее участие в предупреждении пожаров и их тушении, обеспечивающее в рабочее время готовность к тушению пожаров первичными средствами пожаротушения, техническими средствами противопожарной защиты, а также с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии). Пожарная дружина не включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.

Интерес представляет Статья 7 законопроекта — система противопожарного нормирования и стандартизации. Систему образуют требования по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также нормах и правилах пожарной безопасности, технических кодексах установившейся практики. Перечень нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов (их структурных элементов), образующих систему противопожарного нормирования и стандартизации, будет устанавливать Совет Министров Республики Беларусь и обязательны для соблюдения.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Об изменении Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»

 

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

 

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-ХII «О пожарной безопасности» следующие изменения:

 


  1. В статье 1 слово «ликвидацию» заменить словом «тушение».

  2. Статьи 2 – 4 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обеспечения пожарной безопасности

 

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

 

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности

 

Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

 

Статья 4. Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности

 

Государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности осуществляются органами государственного пожарного надзора.

 

Государственный пожарный надзор не осуществляется при производстве, хранении и использовании взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования, в лесах, а также на объектах, находящихся на территории воинских частей, в подземных выработках и шахтных сооружениях.».

 


  1. В части первой статьи 5 слова «экономического и социального развития республики, областей, городов, населенных пунктов, республиканских органов государственного управления, иных организаций» заменить словами «социально-экономического развития Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, а также решениями государственных органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – государственные органы), иных организаций».

  2. Статью 6 исключить.

  3. В статье 7 слова «ситуациям Республики Беларусь» заменить словом «ситуациям».

  4. Статью 8 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 8. Система противопожарного нормирования и стандартизации

 

Систему противопожарного нормирования и стандартизации образуют:

 

общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, устанавливаемые Президентом Республики Беларусь;

 

специфические требования по обеспечению пожарной безопасности, определяемые Советом Министров Республики Беларусь в случаях, устанавливаемых Президентом Республики Беларусь;

 

технические регламенты Республики Беларусь в области пожарной безопасности;

 

требования по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные в технических регламентах Таможенного союза, Евразийского экономического союза, нормах и правилах пожарной безопасности, технических кодексах установившейся практики.

 

Перечень нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов (их структурных элементов), образующих систему противопожарного нормирования и стандартизации, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Требования системы противопожарного нормирования и стандартизации являются обязательными для соблюдения.

 

Проекты нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению пожарной безопасности, подлежат согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям, за исключением государственных стандартов Республики Беларусь и стандартов организаций, технических условий, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.».

 


  1. Статью 9 исключить.


  2. Из статьи 10 слова «Республики Беларусь» исключить.

  3. В статье 11:

 

в части второй слова «проектирования, производства, строительства» заменить словами «производства, строительства, в том числе проектирования,»;

 

часть третью исключить.

 


  1. В статье 12:

 

слова «республиканскими органами государственного управления» заменить словами «государственными органами»;

 

слова «Республики Беларусь» исключить.

 


  1. Из статьи 131слова «Министерства» и «Республики Беларусь» исключить.

  2. В статье 132:

 

в части первой:

 

слова «, а также» заменить словами «Республики Беларусь, а также профессиональные»;

 

дополнить часть предложением следующего содержания: «Внештатные и добровольные пожарные формирования участвуют в тушении пожаров.»;

 

часть вторую изложить в следующей редакции:

 

«Организация тушения пожаров, возникших при производстве, хранении и использовании взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования, в лесах, а также на объектах, находящихся на территории воинских частей, в подземных выработках и шахтных сооружениях, возлагается на соответствующие государственные органы, иные организации, являющиеся владельцами этих объектов.»;

 

из части пятой слова «Республики Беларусь» исключить.

 


  1. Название раздела III изложить в следующей редакции:

 

«РАЗДЕЛ III

 

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 


  1. Статью 14 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 14. Обеспечение пожарной безопасности

 

Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара.

 

Обеспечение соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности является обязанностью руководителей, должностных лиц и работников государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан.

 

Обязанности руководителей, должностных лиц и иных работников государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в области обеспечения пожарной безопасности устанавливаются законодательством о пожарной безопасности, локальными правовыми актами организаций, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.».

 


  1. Дополнить Закон статьями 141– 143 следующего содержания:

 

«Статья 141. Полномочия Президента Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности

 

Президент Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности определяет государственную политику и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 142. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности

 

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности:

 

1) обеспечивает проведение государственной политики;

 

2) определяет порядок и условия возмещения органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь затрат по тушению пожаров на отдельных объектах;

 

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

 

Статья 143. Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения пожарной безопасности

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения пожарной безопасности:

 

1) проводит государственную политику;

 

2) координирует деятельность государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций;

 

3) утверждает правила пожарной безопасности для жилищного фонда;

 

4) осуществляет:

 

государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;

 

организационное и научно-техническое обеспечение в области пожарной безопасности;

 

координацию деятельности по разработке и реализации государственных программ в области обеспечения пожарной безопасности;

 

5) организует разработку проектов законодательных актов, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, принимает нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты;

 

6) участвует:

 

в разработке и реализации государственной научно-технической политики в области обеспечения пожарной безопасности;

 

в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения пожарной безопасности;

 

в реализации единой государственной политики в области оценки соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия;

 

7) информирует в соответствии с законодательством государственные органы, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, иные организации, население по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

 

8) определяет уполномоченные органы по технической оценке пригодности технических средств противопожарной защиты;

 

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными актами законодательства.».

 


  1. В статье 15:

 

в пункте 2 слова «ситуациям» и «законодательством Республики Беларусь» заменить соответственно словами «ситуациям Республики Беларусь» и «законодательством»;

 

пункт 5 изложить в следующей редакции:

 

«5) с учетом местных особенностей принимают решения об изменении радиуса обслуживания пожарными депо;»;

 

пункт 6 исключить;

 

пункт 8 изложить в следующей редакции:

 

«8) привлекают в установленном порядке граждан, коллективы работников и воинские части к участию в тушении пожаров, создают (организуют создание) пожарные команды, клубы юных спасателей-пожарных.»;

 

дополнить статью частью второй следующего содержания:

 

«Областные (Минский городской) исполнительные комитеты помимо функций, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляют также управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций в области обеспечения пожарной безопасности посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению.».

 


  1. Статью 16 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 16. Обязанности государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь

 

Государственные органы, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь:

 

1) определяют основные направления деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, разрабатывают комплексные противопожарные мероприятия, имеющие значение для отрасли или нескольких объектов;

 

2) включают требования пожарной безопасности в разрабатываемые нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, организуют в соответствии с законодательством их выполнение при строительстве, в том числе проектировании, техническом переоснащении и эксплуатации объектов, а также при изготовлении, транспортировании и использовании продукции;

 

3) обобщают опыт работы в области обеспечения пожарной безопасности и оказывают информационно-методическую помощь подчиненным (входящим в состав (систему) организациям;

 

4) вносят в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения по совершенствованию требований системы противопожарного нормирования и стандартизации;

 

5) в установленном порядке организуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обеспечения пожарной безопасности;

 

6) осуществляют ведомственный учет пожаров;

 

7) осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций в области обеспечения пожарной безопасности посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению;

 

8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными актами законодательства.».

 


  1. В статье 17:

 

из пункта 2 слова «предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций,» исключить;

 

из пункта 3 слова «требованиям и» исключить;

 

из пункта 4 слово «производств» исключить;

 

пункт 5 изложить в следующей редакции:

 

«5) обеспечивают выполнение требований системы противопожарного нормирования и стандартизации при строительстве, в том числе проектировании, техническом переоснащении и ремонте объектов, а также при изготовлении, транспортировании и использовании выпускаемой продукции;»;

 

пункт 6 после слова «создают» дополнить словами «в соответствии с законодательством»;

 

в пункте 8:

 

слово «правилам» заменить словом «мерам»;

 

дополнить пункт словами «и (или) в случаях, предусмотренных законодательством, подготовку по программе пожарно-технического минимума»;

 

в пункте 10 слова «документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции» заменить словами «сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях»;

 

в пункте 11 слова «противопожарных требований» заменить словами «законодательства о пожарной безопасности»;

 

дополнить статью пунктом 13 следующего содержания:

 

«13) выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Законом, иными актами законодательства.».

 

  1. В статье 18:

 

слова «технических нормативных правовых актов» исключить;

 

слово «являющихся» заменить словом «являющиеся».

 

  1. В статье 19:

 

в части первой слово «ликвидации» заменить словом «тушении»;

 

часть вторую исключить.

 

  1. Статью 20 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 20. Обучение, подготовка и проверка знаний в области обеспечения пожарной безопасности

 

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется при получении дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, при прохождении профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

 

Порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума, а также категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе, определяются Министерством по чрезвычайным ситуациям.».

 


  1. Дополнить Закон разделом III1следующего содержания:

 

«РАЗДЕЛ III1

 

ВНЕШТАТНЫЕ И ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 201. Участие граждан, коллективов работников в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

 

Граждане, коллективы работников могут осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности посредством участия во внештатных пожарных формированиях, добровольных пожарных организациях, в том числе в создаваемых этими организациями добровольных пожарных формированиях.

 

Внештатные и добровольные пожарные формирования не являются аварийно-спасательными службами.

 

Статья 202. Цель, виды, порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований

 

Внештатные пожарные формирования создаются в целях обеспечения пожарной безопасности, участия в предупреждении и тушении пожаров.

 

Внештатные пожарные формирования подразделяются на следующие виды:

 

пожарные команды;

 

пожарные дружины;

 

пожарно-технические комиссии.

 

Пожарная команда представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в (на базе) которой она создана, принимающее участие в предупреждении пожаров и их тушении, обеспечивающее круглосуточную готовность к тушению пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники. Пожарная команда включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.

 

Пожарная дружина представляет собой объединение работников организации (ее структурного подразделения), в которой она создана, принимающее участие в предупреждении пожаров и их тушении, обеспечивающее в рабочее время готовность к тушению пожаров первичными средствами пожаротушения, техническими средствами противопожарной защиты, а также с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии). Пожарная дружина не включается в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.

 

Пожарно-техническая комиссия представляет собой формирование, созданное в имеющей штатный инженерно-технический персонал организации (ее структурном подразделении), осуществляющее подготовку предложений по проведению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

 

Порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований определяется Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 203. Обязанности членов внештатных пожарных формирований

 

Члены внештатных пожарных формирований обязаны:

 

знать и соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности;

 

вести разъяснительную работу среди работников организации по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности;

 

информировать руководство организации о фактах нарушения на объектах организации требований законодательства о пожарной безопасности;

 

при обнаружении пожара или иной чрезвычайной ситуации незамедлительно сообщить по номерам телефонов 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара или иной чрезвычайной ситуации, принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также тушению пожара, в том числе имеющимися первичными средствами пожаротушения;

 

выполнять с учетом специфики деятельности организации иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, возложенные

 

приказом руководителя организации, в (на базе) которой создано формирование.

 

Члены пожарных команд помимо выполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, также обязаны:

 

участвовать в предупреждении и тушении пожаров;

 

соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;

 

знать месторасположение, противопожарное состояние и конструктивные особенности зданий и сооружений, состояние противопожарного водоснабжения, проездов в районе выезда;

 

повышать уровень знаний, умений и навыков для успешного решения задач по предупреждению и тушению пожаров;

 

прибыть к месту дислокации (сбора) пожарной команды или возникновения пожара при получении соответствующей информации;

 

выполнять распоряжения начальника пожарной команды;

 

при тушении пожаров выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, до его прибытия – распоряжения начальника пожарной команды;

 

принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожаров.

 

Члены пожарных дружин помимо выполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, также обязаны:

 

участвовать в предупреждении и тушении пожаров в соответствии с порядком действий работников на случай возникновения пожара, установленным руководителем организации;

 

соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;

 

выполнять распоряжения начальника пожарной дружины;

 

при тушении пожаров выполнять распоряжения руководителя тушения пожара, а до его прибытия – распоряжения начальника пожарной дружины;

 

принимать меры по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от пожаров.

 

Члены пожарно-технических комиссий помимо выполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, выполняют также обязанности, возложенные на них руководителями организаций, в которых созданы пожарно-технические комиссии.

 

Члены внештатного пожарного формирования по решению руководителя организации, в (на базе) которой создано это формирование, в соответствии с законодательством о труде и настоящим Законом освобождаются от работы для участия в рабочее время в тушении пожаров.

 

Статья 204. Права членов внештатных пожарных формирований

 

Члены внештатных пожарных формирований при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право:

 

получать полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения возложенных на них обязанностей;

 

требовать от работников организации, в (на базе) которой создано формирование, соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.

 

Члены пожарных команд при выполнении возложенных на них обязанностей помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право:

 

требовать от лиц, находящихся в зоне воздействия опасных факторов пожара, соблюдения мер безопасности;

 

на обеспечение организацией, в (на базе) которой создана пожарная команда, экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом для участия в тушении пожаров.

 

Члены пожарных дружин, имеющих пожарную автоцистерну или иную приспособленную для тушения пожаров технику, при выполнении возложенных на них обязанностей помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, также имеют право на обеспечение организацией, в которой создана пожарная дружина, экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом для участия в тушении пожаров.

 

Члены пожарно-технических комиссий помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют права, определяемые руководителями организаций, в которых созданы пожарно-технические комиссии.

 

Статья 205. Гарантии членам внештатных пожарных формирований и меры их поощрения

 

Участие членов внештатных пожарных формирований в рабочее и нерабочее время в тушении пожаров является выполнением общественной обязанности.

 

За участие в предупреждении и тушении пожаров членам внештатных пожарных формирований могут устанавливаться дополнительный поощрительный отпуск и другие виды поощрений в соответствии с законодательством о труде. Руководители организаций вправе применять иные меры поощрения членов внештатных пожарных формирований.

 

Члены пожарных команд и пожарных дружин, имеющих пожарную автоцистерну или иную приспособленную для тушения пожаров технику, имеют право на страхование на случай произошедших при выполнении возложенных на них обязанностей смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья, осуществляемое в соответствии с законодательством по договорам добровольного страхования, заключенным в их пользу, за счет средств организаций, в которых эти внештатные пожарные формирования созданы, и иных источников, не запрещенных законодательством, а члены пожарных команд, созданных местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, – также за счет средств местных бюджетов.

 

Члены пожарных команд и пожарных дружин, не застрахованные и не прошедшие соответствующую подготовку, не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, к участию в тушении пожаров не допускаются.

 

Статья 206. Финансирование деятельности внештатных пожарных формирований

 

Финансирование деятельности внештатных пожарных формирований осуществляется за счет средств организаций, в которых эти формирования созданы, и иных источников, не запрещенных законодательством, а пожарных команд, созданных местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, – также за счет средств местных бюджетов.

 

Статья 207. Добровольные пожарные организации

 

Добровольные пожарные организации создаются в целях:

 

объединения усилий граждан для обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Беларусь;

 

создания добровольных пожарных формирований, организации и координации их деятельности, в том числе при осуществлении пожарно-профилактических мероприятий, тушении пожаров;

 

участия в создании внештатных пожарных формирований;

 

содействия органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в предупреждении и (или) тушении пожаров;

 

содействия в реализации программ в области предупреждения и тушения пожаров;

 

обучения населения мерам пожарной безопасности.

 

Добровольные пожарные организации могут создаваться в форме общественных объединений или республиканских государственно-общественных объединений.

 

Для реализации целей, указанных в части первой настоящей статьи, добровольные пожарные организации из числа своих членов могут в соответствии с их уставами создавать добровольные пожарные формирования в виде организационных структур. Добровольные пожарные формирования осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством на основании уставов добровольных пожарных организаций и (или) на основании своих уставов (положений), утверждаемых добровольными пожарными организациями.

 

Порядок финансирования, материально-технического обеспечения, меры поощрения членов добровольных пожарных формирований и иные вопросы организации их деятельности определяются добровольными пожарными организациями, создавшими эти добровольные пожарные формирования.

 

Участие членов добровольных пожарных формирований в рабочее и нерабочее время в тушении пожаров является выполнением общественной обязанности.

 

Члены добровольного пожарного формирования по решению руководителя организации, в которой они работают, в соответствии с законодательством о труде и настоящим Законом освобождаются от работы для участия в рабочее время в тушении пожаров.

 

Добровольные пожарные организации могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность для реализации целей, указанных в части первой настоящей статьи, без образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

 

Статья 208. Обязанности и права членов добровольных пожарных формирований

 

Члены добровольных пожарных формирований обязаны:

 

знать и соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности;

 

участвовать в предупреждении и тушении пожаров;

 

соблюдать меры безопасности при тушении пожаров;

 

вести разъяснительную работу среди населения по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности.

 

Члены добровольных пожарных формирований помимо выполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, выполняют также обязанности, возложенные на них добровольными пожарными организациями, создавшими эти добровольные пожарные формирования.

 

Члены добровольных пожарных формирований при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право на:

 

страхование на случай произошедших при выполнении возложенных на них обязанностей смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья, осуществляемое в соответствии с законодательством по договорам добровольного страхования, заключенным в их пользу, за счет средств добровольных пожарных организаций, создавших добровольные пожарные формирования;

 

подготовку за счет средств добровольных пожарных организаций, создавших добровольные пожарные формирования, для выполнения возложенных на них обязанностей;

 

обеспечение добровольной пожарной организацией, создавшей добровольное пожарное формирование, экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием, инструментом и иным имуществом, необходимым для участия в предупреждении и (или) тушении пожаров.

 

Члены добровольных пожарных формирований, не застрахованные и не прошедшие соответствующую подготовку, не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, к участию в тушении пожаров не допускаются.».

 


  1. Статью 32 дополнить словами «и заключается в проверке соблюдения государственными органами, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований настоящего Закона, иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области обеспечения пожарной безопасности».

 

 

 



  1. Статью 33 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 33. Органы государственного пожарного надзора

 

Органы государственного пожарного надзора образуют систему, включающую Министерство по чрезвычайным ситуациям и территориальные органы по чрезвычайным ситуациям.

 

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор, определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

 

Требования, предписания, заключения, вынесенные органами государственного пожарного надзора в пределах их компетенции, обязательны для выполнения государственными органами, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами. Требования, предписания, рекомендации, заключения могут быть изменены или отменены в порядке, установленном законодательными актами, в том числе вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора. Обжалование требований, предписаний, рекомендаций, заключений осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.

 

В своей деятельности органы государственного пожарного надзора взаимодействуют с другими контролирующими (надзорными) органами.».

 


  1. В статье 34:

 

название и часть первую изложить в следующей редакции:

 

«Статья 34. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору

 

Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору по решению Министра по чрезвычайным ситуациям является один из его заместителей.»;

 

в частях второй и третьей слова «законодательством Республики Беларусь» заменить словом «законодательством»;

 

часть четвертую исключить.

 


  1. Статью 35 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 35. Обязанности органов государственного пожарного надзора

 

Органы государственного пожарного надзора Республики Беларусь:

 

1) осуществляют государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;

 

2) информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;

 

3) оказывают помощь внештатным и добровольным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактических мероприятий, подготовки членов этих формирований;

 

4) выдают заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности;

 

5) оказывают помощь государственным органам, государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении мерам пожарной безопасности;

 

6) осуществляют в соответствии с законодательством производство дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении законодательства о пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях;

 

7) выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, предусмотренные настоящим Законом, иными актами законодательства.»

  1. В статье 36:

 

в части первой:

 

пункты 1 – 12 изложить в следующей редакции:

 

«1) проводить проверки, иные надзорные мероприятия в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, принимать меры профилактического и предупредительного характера;

 

11) осуществлять в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, проверки государственных органов, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

 

12) выносить предписания и рекомендации по устранению нарушений законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;»;

 

в пункте 2 слова «проверку знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами» заменить словами «проверку знаний по вопросам пожарной безопасности»;

 

в пункте 3 слова «республиканских органов государственного управления» заменить словами «государственных органов»;

 

пункт 4 исключить;

 

в пункте 5:

 

слова «а также» и «Республики Беларусь» исключить;

 

дополнить пункт словами «, государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности»;

 

пункт 6 изложить в следующей редакции:

 

«6) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения:

 

вручать (направлять) предложения о приостановлении деятельности организаций (их цехов, производственных участков), объектов строительства, оборудования, а также эксплуатации гражданами зданий, сооружений, помещений, оборудования и других устройств до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;

 

выносить требования о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования;»;

 

из пункта 7 слова «Республики Беларусь» исключить;

 

пункт 9 изложить в следующей редакции:

 

«9) согласовывать проектные решения с обоснованными отступлениями от требований системы противопожарного нормирования и стандартизации, содержащихся в нормах пожарной безопасности, технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации, утвержденных Министерством по чрезвычайным ситуациям.»;

 

из части второй слова «Республики Беларусь» исключить.

  1. В статье 46:

 

в части первой слова «республиканских органов государственного управления» заменить словами «государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь»;

 

часть вторую изложить в следующей редакции:

 

«Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору найма (аренды, субаренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования) – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством.»;

 

часть четвертую изложить в следующей редакции:

 

«Лица, нарушающие или не выполняющие требования настоящего Закона, иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области обеспечения пожарной безопасности, требования,

 

предписания органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.».

 

Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

 

обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

 

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

 

статья 1 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

 

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.