Может ли взорваться аккумулятор? Как избежать взрыва?

Статьи по охране труда

Наверное, сегодня в стране нет организаций, в которых не эксплуатируется автомобильная и тракторная техника различных типов. Нахождение машин вокруг нас и нас внутри них считается естественным порядком течения вещей в современном обществе.

 

К этому мы привыкли, до такой степени, что даже не пытаемся понимать, что происходит «под капотом» нашего железного коня и ограничиваемся знаниями, позволяющими нам быстро найти отверстие в которое заливают топливо.

Автомобиль средство передвижения, средство, позволяющее нам мобильно передвигаться и решать задачи в том числе и производственные быстро и комфортно.

Работодатель, предоставляющий нам транспортное средство для работы, в свою очередь должен позаботится о его техническом состоянии. Заранее решить, как будут соблюдаться требования безопасности, установленные для технического обслуживания транспортного средства.

При подготовке к выезду транспортное средство подлежит осмотру в установленном работодателем порядке. Лицо, уполномоченным работодателем, вместе с водителем осматривает перед выездом автомобиль на предмет соответствия его технического состояния требованиям НПА, в том числе ТНПА, проверяет его исправность, комплектность. Перед выездом в рейс водителя автомобиля даже необходимо ознакомить еще и с метеорологическими условиями по маршруту его движения и особенностями перевозимого груза.

Из всего перечисленного наибольший интерес представляет процедура знакомства водителя с погодой на предстоящий рабочий период.

Во-первых, откуда черпать достоверную (читай официальную) информацию о планах небесной канцелярии и во-вторых куда сведения об этом записать, так как всякая деятельность в охране труда подтверждается записями, а не утверждениями типа «а я его предупреждал» или «мы прогноз погоды вместе по радио прослушали!».

Есть мнение вносить запись «с метеорологическими условиями по маршруту движения ознакомлен» в путевой лист, только кажется мне, что этим дело с ознакомлением и ограничится.

Однако я не об этом. Из всего многообразия обязанностей вытекающих из эксплуатации транспортных средств, хочу рассмотреть самую на первых взгляд не заметную ­– эксплуатацию стартерных аккумуляторных батарей (далее - АКБ).

Аккумулятор – электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию. А при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока.

Вот воистину простой прибор аккумулятор, и у многих он так и ассоциируется в сознании как нечто цельное и долговечное, установил и забыл.

Только это не так!

У АКБ, есть одна малоизвестная неприятная особенность, которую необходимо учитывать при эксплуатации. Дело в том, что при его зарядке выделяются газы: водород и кислород. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду.

Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой смесь, которая при наличии искры или открытого пламени горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту.

Скажите, вы сами не заряжаете аккумуляторную батарею? Нет? А кто заряжает?

Сейчас профессия аккумуляторщика реликтовая. В редкой организации встретишь такого специалиста. Зато устройства для зарядки аккумуляторов есть практически у всех и все без исключения допускаются к самостоятельному обслуживанию АКБ - устройства для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как электричество и нести в себе потенциальную опасность.

Это устройство иногда взрывается! 

Что может послужить причиной взрыва?

Ответ прост как целевой инструктаж по охране труда - элементарное несоблюдение правил обслуживания аккумуляторных батарей!

Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (неисправен регулятор напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение.

При низком уровне электролита (не следим за уровнем электролита в банках) увеличивается газовый объем под крышками ячеек аккумулятора.

Утепление аккумулятора в зимний период, так же может препятствовать свободному удалению газов.

Если накопившаяся смесь газа не имеет выхода, достаточно малейшей искры, чтобы произошел взрыв.

Основными причинами взрыва может быть:

  • неисправная электропроводка;
  • любой открытый огонь (короткое замыкание, непогашенная спичка или сигарета и т.п.);
  • статическое электричество (например, от синтетики);
  • момент возникновения повышенной нагрузки на аккумулятор (нарушение контактов в месте соединения проводов с полюсными выходами);
  • понижение уровня электролита, которое может привести к образованию искры между деталями внутри АКБ;

К причинам взрыва я бы еще добавил некомпетентность обслуживающего персонала, то есть нас самих, кто проявляя корпоративное рвение с энтузиазмом снимает «подсевший» аккумулятор и тянет его на зарядку или заряжает прямо на автомобиле не имея для этого ни знаний, ни умений.

Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должны выполнять работающие с группой по электробезопасности не ниже III (п. 7.12.11 ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержден и введен в действие приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 228).

Аккумуляторщик должен в обязательном порядке иметь группу по электробезопасности не ниже III, а какая группа у тех энтузиастов (по-другому их действия и не квалифицируются), на чьи попытки заряжать (читай обслуживать) АКБ уполномоченные должностные лица смотрят сквозь пальцы, стараются не замечать проблемы и наивно полагают, что им за это ничего не будет.

Поэтому во многих организациях нет, не только аккумуляторщиков, но даже оборудованных мест для безопасного обслуживания АКБ.

Такое положение дел в этой сфере обусловлено незнанием теми, кому это положено знать своих обязанностей!

Согласно требованиям ТКП 289-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц, который распространяется на обслуживание и ремонт АКБ, осуществляемый организациями, эксплуатирующими АКБ, производящими их обслуживание и ремонт, ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и за учетом их работы возлагается на должностное лицо организации (п. 11.4 названного ТКП).

Это должностное лицо, должно назначаться приказом руководителя организации и вести учет работы АКБ (на каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль заводится карточка учета ее работы).

Карточка учета работы АКБ

(новой, отремонтированной, бывшей в употреблении ­– нужное подчеркнуть)

«______» ____________________ 2016 г.

Наименование организации ______________________________________

Тип АКБ и ее условное обозначение _______________________________

Изготовитель _________________ Дата изготовления _________________

Стоимость АКБ _________________________________________________

Наработка АКБ до установки на автомобиль ___________ тыс. км. ___________ месяцев

Остаточная стоимость до установки на автомобиль ___________________

Гаражный номер АКБ ____________________________________________

Марка автомобиля, государственный № автомобиля, гаражный № автомобиля

Дата (месяц и год)

Пробег АКБ с начала эксплуатации тыс. км

Техническое состояние АКБ

Причины снятия АКБ с эксплуатации

установки АКБ на автомобиль

снятия с АКБ автомобиля

1

2

3

4

5

6

           

Водитель ______________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Ответственный за учет работы АКБ _____________ __________________

подпись инициалы, фамилия

Заключение комиссии по определению пригодности АКБ к эксплуатации

Как избежать взрыва?

Необходимо всегда соблюдать меры безопасности и правила эксплуатации АКБ:

  • следить за уровнем электролита, своевременно доливать дистиллированную воду;
  • очищать от любых загрязнений;
  • контролировать износ (состояние корпуса, клемм, соединительных проводов);
  • не допускать вибраций и наклонов;
  • надежно закреплять на транспортном средстве;
  • проверять состояние клемм; они должны быть чистыми и достаточно затянутыми;
  • проверять соответствие технических показателей батареи установленным нормативам.

Помните, за взрывом происходит разрушение самого корпуса и внутренних деталей АКБ. Их разлет может нанести травмы людям и привести к разрушениям транспортного средства.

Только соблюдение требований по охране труда и эксплуатационной документации - путь к предотвращению взрыва аккумулятора!

 

Сергей Жартун, директор центра поддержки предпринимательства по охране труда ОДО «ПрофиТруд»,  www.profitrud.by 

 

Качественная разработка документов по охране труда индивидуально для Вашей организации:

telephone-green

 +375 (17) 336 00 84 (тел/факс)

 +375 (29) 658 24 41 (velcom)

 +375 (33) 690 77 71 (mts)

 

 

 

 

nefox