Положение о порядке проведения государственных экспертиз условий труда - 2020

Аттестация рабочих мест

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 449 утверждено Положение о порядке проведения государственных экспертиз условий труда. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 28 июня 2020 г.

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения государственных экспертиз условий труда

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения государственных экспертиз условий труда (далее – экспертизы).

2. Экспертизы проводятся в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее, если не предусмотрено иное, – аттестация).

3. Должностными лицами управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Минтруда и соцзащиты), управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома (далее, если не предусмотрено иное, – органы государственной экспертизы условий труда) проводятся следующие экспертизы:

3.1. правильности применения:

  • списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение или пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее – списки) [*];
  • перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 (далее – перечень);
  • Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
  • Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536.

3.2. качества проведения аттестации;

3.3. условий труда на рабочих местах.

4. Проведение экспертиз, указанных в пункте 3 настоящего Положения, осуществляется на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или работников с представленными документами о стаже работы, документами по результатам аттестации, оформление которых предусмотрено нормативными правовыми актами по проведению аттестации, действующими в период ее проведения (далее – документы по результатам аттестации), документами финансово­экономического, производственного характера, а также по инициативе органов государственной экспертизы условий труда, запросу органов, назначающих пенсии.

5. Экспертизы проводятся в организациях независимо от их организационно­правовых форм.

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРТИЗА ПРАВИЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПИСКОВ И ПЕРЕЧНЯ

6. Экспертиза правильности применения списков и перечня проводится для установления соответствия фактически выполняемой работы условиям и показателям, предусмотренным списками и перечнем.

7. Соответствие фактически выполняемой работы условиям и показателям, предусмотренным списками и перечнем, устанавливается на основании документов, оформленных в установленном порядке, представляемых нанимателем (должностная (рабочая) инструкция, регламент (карта) технологического процесса и другие документы). При этом учитываются:

  • условия труда, в которых занят работник (работа на горячих участках, с радионуклидными источниками и другими источниками ионизирующего излучения, с применением вредных веществ, с ядовитыми и сильнодействующими веществами и так далее);
  • вид работ (на зарядке аккумуляторов, варке флюсов, подаче, уборке и перемещении металла и так далее);
  • место работы (в тоннелях, галереях, у плавильных печей, гальванических ванн и так далее);
  • работа на определенном оборудовании (на литейных машинах, штамповочных молотах и так далее);
  • работа с определенными материалами, сырьем и топливом (цианистые растворы, медные порошки, сплавы, содержащие свинец, и так далее);
  • работа в определенном структурном подразделении организации (в цехе, на участке, в отделении), если это требование прямо предусмотрено списками (котельные цехи, плавильные участки и так далее);
  • технологический процесс, в котором занят работник (на закалке и отжиге, дроблении, измельчении и помоле ископаемых и так далее);
  • вид продукции, в изготовлении которой занят работник (медикаменты, кинофотопленка, белково-витаминные препараты и так далее);
  • занятость на подземных работах;
  • работа по ремонту и обслуживанию оборудования.

Занятость работника на определенных работах подтверждается документами того периода, когда эта работа проводилась.

8. В заключении по результатам экспертизы правильности применения списков и перечня указывается вывод о правильности применения списков и перечня в отношении конкретного рабочего места, а также обоснованности его включения в составляемые в организации перечень рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, или перечень рабочих мест работниц текстильных профессий, на которых по результатам аттестации подтверждены условия труда, соответствующие требованиям перечня (далее – перечни рабочих мест).

ГЛАВА 3

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

9. Экспертиза качества проведения аттестации (далее – экспертиза качества) проводится для оценки соблюдения требований законодательства к порядку проведения аттестации и проверки правильности оценки условий труда на конкретном рабочем месте.

10. Экспертиза качества может проводиться как по материалам аттестации, срок действия которой не истек, так и по материалам предыдущих аттестаций.

11. При экспертизе качества осуществляется изучение документов по результатам аттестации.

Правильность оценки условий труда на конкретном рабочем месте устанавливается с учетом документов, оформленных в установленном порядке, представляемых нанимателем (должностная (рабочая) инструкция, регламент (карта) технологического процесса и другие документы) и действующих на дату утверждения документов по результатам аттестации.

12. В случае если в ходе экспертизы качества недостаточно документов для принятия решения (истечение срока аттестации, упразднение рабочего места, измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды выполнены в отношении не всех факторов производственной среды, по вине нанимателя несвоевременно проведена или не проведена аттестация и так далее), для подготовки заключения по результатам экспертизы качества используются результаты предыдущих и (или) последующих аттестаций (если условия труда на конкретном рабочем месте не изменились), аттестаций однотипных рабочих мест по условиям труда в отрасли, виде производства, по профессии рабочего, должности служащего с учетом занятости конкретного работника в особых условиях труда.

13. В заключении по результатам экспертизы качества указывается оценка соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения аттестации, вывод о подтверждении результатов аттестации – наличии на конкретном рабочем месте особых условий труда, соответствующих требованиям списков и перечня.

ГЛАВА 4

ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

14. Экспертиза условий труда на рабочих местах (далее – экспертиза условий труда) проводится на конкретном рабочем месте для контроля правильности оценки условий труда.

15. Экспертиза условий труда проводится в случаях возникновения споров между нанимателем и работником, а также по инициативе органов государственной экспертизы условий труда по вопросам оценки условий труда на конкретном рабочем месте:

для подтверждения обоснованности установления работнику компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

для установления фактической занятости работника в условиях, предусмотренных списками, в период, в течение которого по вине нанимателя не проведена аттестация и (или) за который у нанимателя отсутствуют документы по результатам аттестации, оформленные в установленном порядке (далее – неаттестованный период).

16. При проведении экспертизы условий труда необходимо:

  • изучить технологический процесс, характеристики применяемых оборудования, сырья и материалов, при необходимости – проектную документацию на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения и определить производственные факторы, обусловленные технологическим процессом и формирующие условия труда на рабочем месте;
  • изучить имеющиеся у нанимателя результаты измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, и расчетов показателей тяжести и напряженности трудового процесса, выполненных специалистами нанимателя либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда;
  • проверить обоснованность оценки уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, имеющихся на рабочем месте;
  • установить правильность оценки условий труда на рабочем месте.

17. В заключении по результатам экспертизы условий труда, проводимой для подтверждения обоснованности установления работнику компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, указывается вывод о соответствии оценки условий труда при проведении аттестации нормативным правовым актам, регулирующим вопросы аттестации, праве работника на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемые по результатам аттестации.

18. При непроведении аттестации в установленные законодательством сроки и (или) отсутствии у нанимателя документов по результатам аттестации, оформленных в установленном порядке, должностные лица органов государственной экспертизы условий труда принимают решение о признании рабочего места неаттестованным по условиям труда за соответствующий период и подготовке заключения по результатам экспертизы условий труда, проводимой для установления фактической занятости работника в условиях, предусмотренных списками, в неаттестованный период (далее – заключение о неаттестованном периоде).

19. При подготовке заключения о неаттестованном периоде проводится изучение документов в объеме, предусмотренном для экспертизы условий труда и экспертизы правильности применения списков и перечня. Положительное решение для подтверждения фактической занятости работника в условиях, предусмотренных списками, в неаттестованный период принимается в случае, если такое решение вынесено по двум указанным видам экспертиз.

При установлении фактической занятости работника в условиях, предусмотренных списками, определяется соответствие условий труда работника условиям и показателям, предусмотренным списками.

20. Если в организации имеются результаты предыдущей и (или) последующей аттестаций относительно неаттестованного периода, указанные результаты являются основанием для подготовки заключения о неаттестованном периоде. При необходимости должностные лица органов государственной экспертизы условий труда принимают решение о проведении экспертизы качества.

Если аттестация в организации не проводилась, для подготовки заключения о неаттестованном периоде используются результаты аттестаций однотипных рабочих мест по условиям труда в отрасли, виде производства, профессии рабочего, должности служащего с учетом занятости конкретного работника в особых условиях труда.

21. В заключении о неаттестованном периоде указывается вывод о признании рабочего места неаттестованным по условиям труда за соответствующий период и о соответствии условий труда работника в этот период условиям и показателям, предусмотренным списками.

Период работы, подлежащей включению в специальный (профессиональный) стаж с учетом заключения о неаттестованном периоде, устанавливается нанимателем самостоятельно на основании имеющихся документов о работе заинтересованного лица.

22. Заключение о неаттестованном периоде, подготовленное с участием уполномоченного представителя профсоюза, направляется заявителю, а также органам, назначающим пенсии, для решения ими вопроса об исчислении специального (профессионального) стажа с учетом занятости конкретного работника на работах, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.

ГЛАВА 5

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗ

23. Итоговым документом экспертиз является заключение по результатам проведения государственной экспертизы условий труда по форме согласно приложению 1 (далее – заключение по результатам экспертизы), которое оформляется на бланке органа государственной экспертизы условий труда и подписывается должностным лицом, проводившим экспертизу.

Заключение по результатам экспертизы направляется заинтересованным не позднее 30 календарных дней со дня поступления от них заявления, указанного в пункте 4 настоящего Положения, а в случае запроса дополнительной информации – 45 календарных дней.

24. В случае проведения экспертизы при разрешении споров между работником, нанимателем и органами, назначающими пенсии, копии заключения по результатам экспертизы направляются всем заинтересованным сторонам.

25. Заключение по результатам экспертизы, содержащее вывод об исключении соответствующего рабочего места (профессии рабочего, должности служащего) из перечней рабочих мест, согласовывается с управлением охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты.

Согласование заключения по результатам экспертизы осуществляется путем проставления штампа «Согласовано» и подписей заместителя Главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда, государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда. Данное заключение является действительным только при наличии штампа «Согласовано», заверенного подписями указанных должностных лиц.

При отказе в согласовании заключения по результатам экспертизы в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома направляется соответствующее письмо.

26. Изменения в документы по результатам аттестации вносятся приказом нанимателя в установленном порядке. Внесение изменений в документы по результатам аттестации (карта фотографии рабочего времени, карта аттестации, перечни рабочих мест) путем их исправления не допускается.

27. Копии приказов о внесении изменений в документы по результатам аттестации, проведенной до 2008 года, направляются нанимателем в орган государственной экспертизы условий труда и орган, назначающий пенсии, по месту регистрации нанимателя.

28. Должностное лицо органа государственной экспертизы условий труда, проводившее экспертизу, при выявлении нарушений в организации и проведении аттестации на основании заключения по результатам экспертизы выносит нанимателю обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене по форме согласно приложению 2, в котором приводится перечень нарушений с обязательным указанием нормативных правовых актов, в отношении которых они допущены.

29. Обжалование, приостановление действия, изменение либо отмена предписания, указанного в пункте 28 настоящего Положения, либо заключения по результатам экспертизы, если они противоречат нормативным правовым актам, производятся в порядке, установленном законодательством.

Приложение 1

к Положению о порядке проведения

государственных экспертиз условий труда

Форма

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № __________

по результатам проведения государственной экспертизы условий труда

(указать вид экспертизы)

___ _____________ 20__ г. ____________________________________________________

(место проведения)

Мною, ___________________________________________________________________

(должность служащего, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

работника комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Минского горисполкома), , Министерства труда и социальной защиты) в отношении ________________________________

(наименование нанимателя, место нахождения,

учетный номер плательщика)

проведена государственная экспертиза условий труда _____________________________ .

(вид экспертизы)

Основания проведения _____________________________________________________

(заявление юридического лица, индивидуального

предпринимателя или работника, инициатива органов государственной экспертизы условий

труда, запрос органов, назначающих пенсию)

Изучены документы _______________________________________________________

Установлено ______________________________________________________________

Выводы __________________________________________________________________

Выдано предписание*______________________________________________________

(инициалы, фамилия руководителя

либо уполномоченного должностного лица нанимателя)

(должность служащего)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

(должность уполномоченного представителя профсоюза)**

(подпись)

(инициалы, фамилия)

 

Приложение 2

к Положению о порядке проведения государственных экспертиз условий труда

Форма

ПРЕДПИСАНИЕ № ___

о внесении изменений в документы по результатам

аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене

___ __________________ 20__ г.

(дата и номер заключения по результатам государственной экспертизы условий труда, вид экспертизы, наименование нанимателя, учетный номер плательщика, инициалы, фамилия руководителя либо уполномоченного должностного лица нанимателя)

По результатам проведенной государственной экспертизы условий труда следует устранить следующие нарушения:

№ п/п

Содержание нарушения и предложения о его устранении со ссылкой на нормативные правовые акты

Срок устранения

1

2

3

     

О выполнении предписания уведомить _______________________________________

(комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Минского горисполкома), Министерство труда и социальной защиты)

не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока для устранения нарушений.

За невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение настоящего предписания меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

(должность служащего)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

 

Предписание получил:

(должность служащего)

(подпись)

(инициалы, фамилия) (дата)

 

nefox